Развитие речи ребенка 4 5 лет советы логопеда

Добрый день всем, на канале логопеда и многомамы — развитие речи ребенка в возрасте с 4 до 5 лет. Предыдущие статьи про более ранние возрастные этапы читайте на канале ????

С 4 до 5 лет — период шлифовки бриллианта речи. Развитие речи практически заканчивается, совершенствуются лишь отдельные ее стороны.

Ребенок этого возраста уже говорит развернуто и связно, почти не совершает ошибок в грамматических категориях, активно наращивает свой лексический запас, уже выходя за пределы быта, активно интересуясь всем вокруг.

Ребенок с 4 до 5 лет ещё не делает различий между миром реальным и миром сказки и воображения, и интерес к этим мирам позволяет ему мощно наращивать свои знания и представления, и развивать словарный запас.

Фееечки живут в цветах и коллекционируют зубы, игрушки оживают ночью, гномики прячутся под землёй и выходят в ноябре… Кто запрещает ребенку в это верить, транслируя сугубо научную картину мира — тот мало того что идёт вразрез с данными возрастной психологии, но ещё и выбивает почву из под ног развития речи.

Я очень люблю мультфильм «Феи-3». С точки зрения детской психологии мультфильм сделан идеально. И не только с точки зрения детской. Если отбросить весь сказочный антураж, налицо идеально проработанный конфликт ребенка, яростно отстаивающего мир своих фантазий, и прагматика-отца, считающего всю эту вашу игровую деятельность и фонтанирующее воображение глупостями, не имеющими никакого применения в реальной жизни. Позже отец явно прочитал труды Льва Семёновича Выготского ???? Сделал соответствующие выводы, не совсем безнадёжен папенька, и наступил у них с дочкой мир, дружба, и развитие всестороннее ????

Всем родителям советую посмотреть ???? Ну а мы возвращаемся от фей к нашим возрастным периодам ????

Возраст почемучки в разгаре. Возраст непрерывного радиовещания в расцвете. Возраст игры и общения со сверстниками, возраст огромного желания узнать что-то новое, возраст готовности слушать и слышать, возраст прекрасного восприятия поэзии. Все это создаёт базу для непрерывного пополнения лексического запаса .

Играя и общаясь, ребенок обменивается опытом со сверстниками и взрослыми. Слушая стихи и сказки и задавая вопросы, требуя объяснений непонятных слов и выражений — он пополняет свой словарный запас. Смотря мультики и фильмы тоже пополняет, конечно… Но если взрослый не сидит с ним рядом и не смотрит тоже, а просто отключает ребенка таким образом — то ребенку не у кого попросить объяснений, а непонятое пройдет мимо и не останется в активе .

В этом возрасте ребенок, помимо существительных, прилагательных и глаголов, активно осваивает наречия и предложные конструкции. Благодаря увеличению знаний об окружающем мире, формированию таких мыслительных функций, как анализ и синтез, ему становятся доступны обобщающие понятия — животные, мебель, посуда и другие . 

Ребенок рассуждает, делает собственные выводы и умозаключения. Начиная с этого возраста речь ребенка становится все больше зависима от той среды, в которой он растет. В этом возрасте речевая норма может как изъясняться фразами из мультиков и рекламы, так и рассуждать на темы искусства или ботаники — в зависимости от среды и индивидуальных склонностей .

И в грамматике в этом возрасте у детей все встаёт на свои места. Они правильно используют в речи слова всех грамматических категорий, ошибки в согласовании слов, словоизменении, словообразовании единичны и быстро исправляются .

Ребенок в этом возрасте сам напряжённо присматривается и вслушивается в речь окружающих, сам находит и исправляет свои ошибки, сам спрашивает — как правильно сказать? Дети этого возраста очень стремятся во взрослый мир. И, в том числе, им нравится разговаривать как взрослые. Все, наверное, наблюдали, как ваше чадо этого возраста начинает вам читать лекцию, как младенцу, в точности отзеркаливая ваши жесты и интонацию.

В этом возрасте грамматические ошибки стремятся к нулю. Если остаются стойкими — «много карандашов», «моя слон», «две столы» — повод насторожиться .

К 5 годам ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.

В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка. Развитию этой функции как нельзя лучше способствует развития игровая деятельность. Играя в одиночестве, ребенок проговаривает внутри себя все действия персонажей, строит сюжет, развивая таким образом планирующую  функцию речи.

В следующий раз — звукопроизношение. Не пропустите ????

Читайте также:  Группы дефектов в развитии ребенка

Источник

Особенности речевого развития детей 4-5 лет.

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение  некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

 Каковы же особенности  развития речи детей пятого года жизни. На что нужно обратить внимание?

 1. Объем и характеристика словаря

 2. Состояние грамматического строя.

3. Состояние звуковой культуры речи.

4. Особенности связной речи.

1. Словарь. Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» — «Шапка», «Шапка какая?» — «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.) В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.

Читайте также:  Развитие придатков кожи ребенка

2. Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей. Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)». Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

 3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как: — связные высказывания короткие; -отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку; -фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Для исправления этих недостатков необходимо: — развивать связную речь детей; -научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; -познакомить с простыми приемами запоминания; -развивать логическое мышление; -уметь формулировать свою мысль; -уметь понимать речь окружающих. Развитие речи ребенка. Есть ли поводы для беспокойства? О необходимости развития речи у детей говорят все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям дошкольного возраста. Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с речью, когда он еще в младшем дошкольном возрасте. Как определить норму для трехлетнего ребенка, если он говорит без году неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно, большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять». Задача родителей в этот период – просто почаще разговаривать с ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и учился говорить грамотно и красиво. В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме. В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период заканчивается формирование произношения согласных, хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком. Это самые общие ориентиры. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие именно вашему ребенку упражнения. Развитие речи ребенка: умение грамотно и ясно выражать свои мысли. Думая о речи ребенка, мы в первую очередь вспоминаем, как он выговаривает слова. Конечно, правильное звукопроизношение очень важно. Но не забывайте и о богатстве речи. Ведь это – важный показатель умственного развития. Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это сказывается и на его речи. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения. Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто по чаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной способностью впитывать информацию. Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше родителей. Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и одновременно память. Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость. Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения. Как видите, занятия очень простые. Но их хватает для пополнения «интеллектуального багажа» ребенка, что тут же влияет и на его навыки общения. Развитие речи ребенка: исправление звуков и языковая гимнастика Последнее десятилетие бьет все рекорды по диагнозу «задержка речевого развития». Многие дети начинают говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и картавят. Можно надеяться, что эти дефекты речи пропадут сами собой с возрастом, порой так и бывает. Но лучше этим вопросом все же озаботится, ведь с каждым годом исправление звуков будет даваться все сложнее. Если вы замечаете конкретный дефект в речи ребенка, скажем, неправильные звуки «с» и «з», посетить логопеда придется в любом случае. Такую тонкую работу лучше оставить специалисту. Зато есть вещи, которые можно и нужно делать дома. Это языковая гимнастика. Кстати, именно с нее начинается каждое занятие у логопеда. Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто необходима. Не развит язык – не развито и звукопроизношение. Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно нравятся детям. Например, дошкольникам нравятся дразнилки. Попросите ребенка просунуть язык между губами и произнести звуки: «Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Или предложите ребенку подурачиться и покричать как младенец: «Уа-уа». Много подобных упражнений легко найти в интернете. Их прелесть в том, что они не отнимают много времени и полезны всем. За раз нужно делать примерно 8-10 упражнений, главное – регулярность.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по областям

Источник