Развитие речи ребенка 3лет игры

Развитие речи ребенка 3лет игры thumbnail

Юлия Салькова
Игры для развития речи детей третьего года жизни

Консультация для родителей

Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

Подготовила воспитатель:

Салькова Юлия Викторовна

С двух до трех лет идет активное развитие речи детей.Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Тематика игр для развития речи детей может быть самая разнообразная. Длительность игр будет зависеть от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы наше внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.

Игры-подражания с речевым сопровождением.

В раннем возрасте дети стремятся подражать взрослым. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т. п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Птичий двор

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»

А наш Петя-петушок ранним-рано по утру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Котенька – коток

Котя-котенька, коток. Котя – серенький хвосток,

Приди, котя, в гости к нам, молочка тебе я дам.

Как у коти ушки на макушке, как у коти лапки-царапки.

Как у коти хвостик трубой.

Вот к нам котя пришел какой!

Мишка

Мишка бурый, мишка бурый, отчего ты такой хмурый?

-Я медком не угостился, вот на всех и рассердился!

Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!

Кто что любит

Как на нашем огороде овощи созрели

Первым зайка прискакал – и морковку он достал.

А козе листы капуты показались очень вкусны.

Петух в огород пришел – он горошину нашел.

Свинка носом землю рыла и про репку не забыла.

Ежик в огород пришел – в травке яблоко нашел.

Приходи лесной народ, к деду с бабкой в огород.

Всем еды достанется, на зиму останется.

 Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем «пальчиковыми играми. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

— Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира (фигуры из пальчиков «флажок», стульчик, «коза»)

— Движения сопротивления (игра «Хома – хомячок»)

— Движения пальцев, передающие динамические образы («гармошка» — раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе, «паучок» -пальчики шевелятся)

— Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «ладушки – ладошки» и т. п.)

— Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми или массажными мячами, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками, бусинками.

Игры с мозаикой

— Пальчиковы игры с пластилином

Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, сминание в какую-либо форму (бабочку, скатывание в шарик

— Действие с крупой, семенами

— Действие с водой (переливание, в бассейне для рук (игры с лейками, с поролоновыми мячами, игры с пипеткой

Игры с песком, мукой, тестом

— Действия с мелкими игрушками и предметами

— Действия с пуговицами (застегивание, расстегивание, выкладывание)

— Рисование на бумаге пальчиками

— Показ сказок пальчиками.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие – все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.

Ладушки – ладошки.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки, Хлопать в ладоши

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Да! Хлопок руками по коленям

Кашку варили, ложечкой мешали, Водить указательным пальцем правой

Куколку кормили, кошечке давали. руки по левой ладошке

Да! Хлопок по коленям

Кулачки сложили,кулачками били: Сложить кулачки, бить одним

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. кулачком по другому.

Да! Хлопок по коленям

Ладушки плясали, деток забавляли. Ритмичные повороты кистей.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Да! Хлопок по коленям.

Ладушки устали, ладушки поспали, Сложить ладошки под наклоненную Баю-баю, баюшки. Баю-баю, ладушки. голову.

Да!

Яичко.

Маленькая птичка принесла яичко. Дети берут грецкий орех и катают его

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем. между ладошками.

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Лесной шум.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум Дети берут неотточенный ребристый

Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья шуршат. карандаш и катают его между ладонями

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит,поочередно: перед собой, затем возле

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит. каждого уха.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит. Положить карандаш, ладошки под голову.

Тс-с-с пальчик к губам.

Игры и упражнения по развитию слухового внимания

Для воспитания слухового внимания,способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиняя с 1,5 – 2 лет, показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен и сам производить звуки с помощью игрушки.

Играя со звучащими игрушками,ребенок учится различать следующие звуки: долгие – короткие, высокие – низкие, громкие – тихие. Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении –обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

· «Ручки-ножки» — отгадать и повторить хлопки-притопы (за ширмой или без ширмы)

· «Пальчик-пальчик» — стучать пальчиком о другой пальчик, на слово «ай» спрятать ручки за спину.

· «Умные ножки» — шагать под звуки барабана, менять ритм.

· «Колыбельная» — мама качает дочку и поет низким голосом А-А-А, дочка качает куклу и поет высоким голосом А-А-А.

· «Шумовые коробочки» — крупа разных размеров, скрепки, горох, манка и т. п.

· «Дождик» — повторить ритм постукивания карандашом, ладошкой по полу, металлофона, погремушки и т. п.

· «Угадай, где звучит» — дети бегут в сторону звучащего предмета.

· «В лесу по тропинке бежали зверюшки» — передать хлопками ритм движения

· «Кто идет по дорожке?» — угадать животное по ритму переданному звучанием барабана.

· «Где сидит птичка?» — игра со свистульками разной высоты.

· Передать хлопками, как поет птичка – пи – один хлопок, пи-пи – два хлопка, пи-пи-пи – три хлопка.

· «Жуки-комарики» — жуки жужжат «жжж», комарики звенят «ззз».

Источник

Каждый родитель хочет дать своему ребенку только все самое лучшее. Это касается и одежды, и продуктов, и воспитания, а также полноценного развития чада. Проще всего что-то объяснить малышу в игровой форме. Такая подача не вызовет протеста, и ребенок с удовольствием усвоит нужный материал. Речь пойдет об играх на развитие речи у детей 3-4 лет. Возраст сложный, ребенка тяжело заставить заниматься, практически невозможно удерживать его внимание дольше 15-20 минут. Но, как ни крути, заниматься с малышом просто необходимо. Кроме этого, игры на развитие речи интересуют и педагогов детских садов, которые как раз и организовывают занятия для малышей, с целью обучения воспитанников и развития у них речевых навыков.

Описание проблемы

Занятия развитием речи очень важны для дальнейшего обучения ребенка. Иногда можно встретить ученика начальной школы, который не умеет, к примеру, пересказать прочитанный фрагмент, не может внятно выразить свои мысли, имеет сложности в общении со сверстниками. Это происходит по многим факторам, но одним из главных является то, что в свое время развитию его речи не уделялось должного внимания.

Если ваш ребенок испытывает те же трудности в начальной школе, можете ознакомиться с играми на развитие речи у детей более старшего возраста в нашей статье по ссылке.

Учить маленьких детей сложно, и как показывает практика, лучше это делать в форме игры. В таком случае ребенок с удовольствием играет с родными и в то же время получает колоссальный опыт в развитии речи.

Игры на развитие речи для детей 3-4 лет

В этом разделе мы расскажем о наиболее популярных и эффективных играх на развитие речи, поговорим о правилах различных игр и выясним, чем они хороши для детей раннего возраста.

Игра «Кто быстрее всех?»

Цели: для развития внимания, логического мышления.

Описание: находясь в одной комнате с ребенком, выбрать объект. Пояснить малышу, что тот, кто быстрее всех найдет этот предмет и правильно скажет его название, тот станет победителем. Например, найти квадратные поверхности, игрушки: кукол и животных, столовые приборы и т.д.

Игра «Незнайка»

Цели: развитие речи, мышления, памяти.

Описание: выбрать из группы малышей одного «Незнайку». Он будет задавать остальным ребятам разные вопросы, на которые они должны правильно ответить. Например:
«Что такое вишня?» (Дерево.)
«Где растут помидоры?» (На грядке.)
«Когда встает солнце?» (На рассвете.)
«Где плавают лягушки?» (В пруду.)

Игра «Шкатулка сокровищ»

Цели: научить правильному произношению существительных и дать им характеристику.

Описание: в ящик сложить несколько игрушек, найти его в помещении вместе с детьми. Воспитатель должен предложить посмотреть, что там находится. Поочередно ребята берут игрушки, и рассказывают, что это и как выглядит. Например:

«Это пирамида. Она состоит из 4-х колец и головы. Самое больше кольцо зеленого цвета в самом низу. Чуть меньше синего цвета. Еще меньше зеленого. И самое маленькое желтое». «А у меня трактор. Он оранжевый и у него есть ковш. Ковш нужен, чтобы копать землю». « А у меня кубики. Они мягкие и разноцветные. На кубиках нарисованы цифры и животные».

Все игрушки положить в тот же ящик. Воспитатель будет описывать их, а малыши будут угадывать, о чем идет речь.

Игра «Сорока-ворона»

Цели: освоение существительных и глаголов.

Описание: рассказать детям потешку.

«Сорока-ворона
Кашу варила, (мнимо размешивать кашу в кастрюле вправо)
Деток кормила: («размешивать» кашу влево)
Этому дам, (загнуть мизинец первому ребенку)
Этому дам, (загнуть безымянный палец второму ребенку)
Этому дам, (загнуть средний палец третьему ребенку)
И этому дам, (загнуть указательный палец четвертому ребенку)
А этому не дам! (подойти к пятому ребенку и полминутки потереть большой пальчик)
Он воды не носил!
Дров не рубил!
Проспал весь день на печи».

Задать детям вопрос, что же нужно для того, чтобы сварить кашу? Делать подсказки отдельными словами. Например: молоко, крупа, сахар и т.д.

Игра «Ну-ка! Отыщи»

Цели: работа с предлогами в, на, под. Концентрация внимания.

Описание: «к бабушке приехал внучек в гости. И решили они поиграть в прятки. Запрятался мальчик (имя малыша) в бельевую корзину и сидит тихонько. А бабушка ищет! Где же (имя малыша)? Может он за креслом? Нет за креслом. Может он под кроватью? Нет под кроватью. А может на шкафу? И тут его нет! А может в корзине? Ага, вот ты где!».

Затем надо озвучить, как именно ребенок запрятался в то место, где его нашли.

Игра «Сказка с сюрпризом»

Цели: для развития фантазии, на внимательность

Описание: надо рассказывать детям сказку, которую они уже знают. Например, «Гуси-лебеди». И там, где Машенька прячется с братцем под яблоню изменить ход событий.
«Яблонька-яблонька, запрячь от гусей, помоги нам!» Яблонька не захотела помогать, и не пустила Машу с братом. Гуси-лебеди догнали ребят, и отдали бабе Яге».

Дети должны сказать, где сказку начали рассказывать не так, как надо. Малыши могут попробовать сами рассказать сказку так, как они хотят. Проявить фантазию. Узнать у ребенка, почему он сказал, так или иначе.

Игра «Особый состав»

Цели: для развития слуха.

Материал для изготовления макетов состава и составляющие части: коробки из картонок.

Описание: надо сделать из коробок голову состава и вагоны. Рассказать малышам, что этот поезд возит только те вещи, которые начинаются на букву б, или п, или ц и т.д. Дети должны выбрать только те предметы, которые начинаются на нужную букву. Правильно ее озвучить.

Игра « Много или один?»

Цели: научить, как правильно использовать единственное и множественное число.

Материалы для игры: кубики с картинками.

Описание: кубики положить перед детьми. На кубиках должны быть изображены картинки с одним рисунком, и с несколькими рисунками одного и того же вида. Затем показать его малышам и спросить: «Сколько ежиков на полянке?». И ответить: « На моей полянке три ежика, а на твоей – один!». Подбирать картинки таких объектов, у которых во множественном числе меняется окончание: лапа – лапки, хвост – хвосты, рука – руки и т.д.

Игра «Гости у порога»

Цели: для развития речи, мышления.

Описание: ягненок забыл, что он ягненок. Надо помочь животному вспомнить кто он, если его папа – баран, а мама – овца. Рассмотреть несколько таких ситуаций с волчонком, утенком и т.д.

Игра «Где моя машина?»

Цели: развить речь, для ориентации.

Описание: поставить машину. Рядом с ней положить уже знакомые предметы. Спросить: «Где твоя машинка?» — «На полу». Начать варьировать вопросы: «Что лежит рядом с машинкой?», «Напротив чего стоит машина?», «Что сзади машины?», «Что справа машинки?», «Что слева машинки?» и т.д.

Игра «Покупатель – продавец»

Цели: для слухового развития, для внимательности.

Описание: положить на столах «товары». Предложить малышу «купить» понравившиеся из них. Приобрести их можно, только если правильно назвать первую букву предполагаемого товара. Например, «вилка» — «в», «кукла» — «к» и т.д.

Игра «Красивое словечко»

Цели: для запоминания букв, задействована мелкая моторика.

Понадобится: листы А5 или А4, пуговицы.

Описание: написать на листе недлинное слово – еж, кот, баба, дед – вырезать его. Ребенок сам должен слово прочесть. Далее воспитатель попросит малыша украсить слово, по его краю приклеить пуговички по своему вкусу. Если малыш начинает украшать слово неправильно – с середины или справа налево – то рассказать ему, что слова читаются слева направо. Прочесть вслух.

Игра «Кто тут у нас?»

Цели: на внимательность, для слуха.

Описание: надо детально описать одного из малышей. Рассказать в чем он одет, обут, какая у него на голове прическа. Ребенок должен понять, что речь идет о нем. Например: «Это мальчик. Он стоит у окна в синих джинсах и жирафом в руке».

Игра «Что у меня в коробке?»

Цели: для речи, для мышления.

Вещи для игры: коробок, игрушки или фрукты.

Описание: ребенок подходит к коробку, и берет предмет. Далее самостоятельно или с помощью воспитателя описывает его. Например: «Это огурец. Он зеленый. Длинный. Его можно кушать». Или: «Это кукла Маша. Она небольшая. Белые волосы с красными бантами. Маша одета в майку желтого цвета и черные шорты. На ногах красные туфли».

Игра «Путаница»

Цели: для развития мышления, речи, внимательности.

Описание: Буратино решил зайти в гости к малышу. Взял с собой свою приятельницу – уточку. Буратино начал описывать свою уточку. Например: «У моей утки зеленый клюв, красные перья и очень большие фиолетовые лапы». Или пример с другим животным: «У коровы маленький нос, короткий хвост и она мычит Ква-Ква». Ребенок должен заметить ошибки. Его задача их исправить.

Игра «Кто так «разговаривает»?»

Цели: научить ребенка различать разные голоса и определять, кому они принадлежат.

Материалы: музыкальные игрушки, либо могут быть обычные игрушки (воспитатель имитирует звуки животных самостоятельно).

Описание: малыш ждет гостей. Вот стучатся в двери звери. Собачка постучалась и залаяла: «Гав-гав!». Педагог спрашивает у ребенка: «Кто там лает за порогом? Что за зверь?». Малыш должен ответить до того, как собачка появится перед ним (Собака).
— Кар-кар! – кто это там? (Ворона).
— Мее-мее, — мекает козочка.

Таким же образом поупражняться с разными животными. Сказать малышу, чтобы он пригласил «гостей» в дом. Ребенку придется к ним обращаться. Например, «Собачка, заходи!» или «Козочка, не стой на пороге. Входи в дом». Если в обращении будет что-то неправильно – исправить и объяснить, как правильно.

Можно в такой же форме обыгрывать взрослых и маленьких животных. Например, озвучивать маленьких более нежным, писклявым голосом. Взрослых – обычным голосом.

Игра «Убеди друга»

Цели: для речи, для отстаивания своей точки зрения, тренировка памяти.

Описание: игра начинается с того, что воспитатель «случайно» путает кто чей детеныш, кто чей родитель. Например: «Я считаю, что папа козленка – зебра. Зебра в шерсти и козленок в шерсти. Зебра с рогами и козленок с рожками. У зебры копыта и у детеныша копытца». Ребенок должен доказать своему другу/воспитателю, что тот ошибается. Что зебра – это маленькая лошадка. Козленок мекает, а зебра – ржет. Козленок одного цвета или разноцветный, а зебра в черно-белую полоску и т.д. Смешать разные предметы и объекты. Например: «конфеты растут на дереве», «ослик живет в дупле» и т.д. Игра должна иметь логическое завершение для лучшего усвоения, пройденного за день.

Игра «Путешествия»

Цели: для развития фантазии, памяти, речи.

Описание: поставить по два стула друг за другом. Сделать воображаемый состав. Рассадить малышей в нем. И поехали! «Чу-чу!!!» — поезд поехал. Начать рассказывать, что «видно» впереди, справа, слева и сзади. «Я вижу пруд. А в ней во-о-от такая черепаха! А вот сидит дядя рыбак. Хочет поймать рыбку». В случае небольшой активности ребенка в этой игре, помогать ему – задавать вопросы. « Мы проезжаем мимо поселка? Ты видишь людей в поле? Я вижу мальчиков и девочек. Где же их родители?».

Игра « Самый вредный ребенок»

Цели: для развития мышления, речи, для знакомства со словами антонимами.

Воспитатель/друг что-то говорит, а ребенок дожжен сказать противоположное по смыслу. Например:
Педагог:
— Тетрадка чистая.
Ребенок:
— Тетрадка исписанная.
Педагог:
— Игрушка сухая.
Ребенок:
— Нет, она мокрая.
Педагог:
— На улице холодно.
Возражение:
— Нет. На улице тепло. И далее также.

Игра «Самый вредный ребенок 2»

Цели: ознакомление с глаголами-антонимами.

Описание: суть игры такая же, как и предыдущая. Меняется только то, что теперь употребляются глаголы.
Например:
Воспитатель:
— Я построю дом из конструктора.
Малыш:
— Я сломаю этот дом.
Воспитатель:
— Я наберу воды в стакан.
Ребенок:
— А я вылью воду!
Воспитатель:
— Я посажу цветок.
Ребенок:
— Я вырву этот цветок.

Игра «Позвони мне, позвони»

Цели: для развития речевого аппарата, для изучения правил этикета.

Предметы для игры: музыкальный телефон.

Описание: задача малыша позвонить своему другу или родственнику. И о чем-то побеседовать. Беседовать ребенок будет с воспитателем. Обязательно надо учить его говорить основам этикета в процессе разговора: слова «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», «спасибо», «извините». Спросить, что малыш хотел от родственника/друга. Попросить рассказать что-нибудь о себе.

Игра «Расскажи кто ты»

Цели: для логического мышления, для речи.

Описание: дети поочередно рассказывают воспитателю о себе: кто он мальчик или девочка, как его зовут (имя, фамилия, отчество), где он живет (город, адрес), как зовут его маму и папу, чем нравится заниматься ( играть, что-то мастерить), есть ли у него братья или сестрички и т.д.

Игра «Пони»

Цели: для развития речевого аппарата, правильного произношения букв.

Описание: малыш должен клацать язычком. Как пони скачет и стучит копытами. Это нужно, чтобы ребенок правильно говорил буквы Р, Ш, Л, Ж. Занятие проводится ежедневно.

Вместо заключения

Малыши 3-4- лет очень любопытны. Они уже достаточно знают о окружающем мире, о предметах. Чаще всего уже могут выразить свое мнение словами. Предоставленные игры очень просты в применении. Все они заинтересуют малыша. Он будет выполнять все условия и быстро осваивать уведенное и услышанное. Тем самым тренировать свою речь, свои навыки. А игры, в которых задействованы еще и предметы, помогут развитию моторики ребенка. Не стоит забывать, что речь напрямую зависит от мелкой моторики в том числе.

Источник