Развитие речи и коммуникативная сфера ребенка
олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.
Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.
Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
К началу дошкольного возраста (3 года):
— ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;
— ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
— ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
— ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.
К завершению дошкольного возраста (7 лет):
— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.
Общение включает в себя:
1. Коммуникация (обмен информацией):
информационно-коммуникативные умения.
— умение услышать и понять обращенную информацию;
— умение передать информацию;
— умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;
— умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.
2. Интеракция (обмен действиями):
регуляционно-коммуникативные умения.
— умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;
— умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
— умение совместно решать бытовые и учебные задачи;
— умение регулировать поведение партнера;
— умение оценивать результаты совместного общения.
3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):
аффективно-коммуникативные умения.
— умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению
— умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
— умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Этапы развития общения.
Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).
Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).
Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).
Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).
Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Технологии проектной деятельности.
2. Технологии развития детского речевого творчества.
3. Интерактивные технологии.
4. Технологии коллекционирования.
5. Технологии исследовательской деятельности.
6. Информационно-коммуникативные технологии.
7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.
Формы работы по развитию свободного общения детей.
1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):
-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):
—реально-практические: чтение литературного произведения,
рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.
—имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».
2.Образовательная деятельность в режимных моментах:
-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;
-решение бытовых проблемных ситуаций;
-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;
-беседы;
-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»;ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»;ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»;ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»;ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)
—планируется воспитателем или возникает спонтанно;
—является формой для упражнения детей в использовании освоенного
речевого содержания;
—возникает в разных видах детской деятельности;
—требует организации развивающей среды.
3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:
-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;
-игры на общение;
-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)
4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.
Организация развивающей среды.
Литературный центр
(условия для литературного развития ребенка)
Задачи: -обогащать литературный опыт детей;
-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению
художественных произведений;
-развивать умение обращаться с книгами;
-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения
деятельности;
-развитие выразительности речи.
детей;
-воспитывать желание делиться литературным опытом,
развивать речевые умения.
Центр творческой художественно-речевой деятельности
(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)
Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;
-развитие разных сторон речи детей;
-стимулирование речевого взаимодействия детей;
-развитие умения отражать литературный опыт в
творческой
РЕЧЬ — ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!
Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Задачи развития речи.
1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.
Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.
Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).
Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).
Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).
2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).
-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;
-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);
-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.
Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;
-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;
-воспитание правильного словопроизношения;
-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.
4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).
-освоение звукового анализа слов;
-составление предложений;
-обучение процессу чтения;
-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.
Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.
Виды этикета для дошкольника – это:
-этикет приветствия
-этикет знакомства
-гостевой этикет
-этикет телефонного общения
-этикет убеждения и спора
-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.
Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.
2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.
3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.
4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.
Источник
Педагогический совет
Тема: «Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»
Цель педсовета:
— провести системный анализ педагогической деятельности по речевому развитию и формированию коммуникативных навыков, а также по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
— определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
План проведения педсовета:
- Вступительное слово «Рекомендации к проведению НОД по развитию речи» — методист
- Результаты тематической проверки в ДОУ.
- Выступление из опыта работы «Работа с родителями по развитию речи дошкольников» воспитатель Осипова М.Н.
- Выступление из опыта работы «Книжный уголок как один из элементов развивающей среды по развитию речи»
- Практическая часть «Деловая игра»
- Обсуждение проекта решения педсовета
Предварительная работа:
Открытые просмотры НОД.
Анализ планирования НОД по речевому развитию
Анализ развивающей среды в ДОУ по ОО «Речевое развитие»
Ход педагогического совета.
Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
— односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
— бедность речи. Недостаточный словарный запас;
— замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
— неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
1. Итоги тематической проверки.
2.Выступление педагога из опыта работы с родителями по разделу «Развитие речи дошкольников»
3. Выступление педагога из опыта работы по созданию развивающей среды в группе.
4. Деловая игра.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания.
Основные задачи развития речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи.
Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.
Педагогам раздаются карточки с методом, каждый должен отнести метод в свою «корзину», затем на экране проверяем правильный ответ.
Методы и приемы связной речи
Метод | Приемы |
Словесный | Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи |
Практический | Элементы инсценировки Игры- драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театров Игровая деятельность |
Наглядный | Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движения пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр мультфильмов, видеокниг Оформление книжной выставки |
Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Вопросы 1 команде:
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
- Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
- Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
- Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
- Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде.
- Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
- Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- С какой возрастной группы начинается работа по развитию у детей монологической речи? (средняя группа)
- Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
- Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
- Ведущий прием для активизации речи и мышления.(вопросы педагога)
Задание 2: Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
- Сын леопарда — тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/ - Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/ - Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
- Молчаливый рот — золотой рот (Германия)
/Слова — серебро, а молчание — золото/ - Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/ - Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Задание 3. Юмористическая пауза. Упражнение «Шушаника Минична»
Содержание. Упражнение выполняется в кругу каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
Глориоза Провна | Эннафа Варсонофьевна |
Вивиана Ионична | Маркелина Ермилинична |
Феосения Патрикеивна | Геновефа Иркнеевна |
Беата Нифонтовна | Домитилла Ювенальевна |
Антигона Маевна | Препидигна Аристидовна |
Вестита Евменьевна | Ермиония Питиримовна |
Нунехия Амфиохъевна | Вевея Вуколовна |
Геласия Доримедонтовна | Иовилла Иеронимовна |
Агафоклия Наркисовна | Кетевань Варнавична |
Рипсимия Флегонтовна | Фессалоникия Якубовна |
Задание 4. Из пяти предложенных толкований, выберите те, которые вы считаете правильными
Консенсус – чиновник, древнерусское мужское имя, полное согласие, рыба, дерево
Коррупция – известная актриса, наждачная бумага, ржавчина, болезнь, взяточничество,
Ушан – летучая мышь, бочонок. Сернистое железо, широкий шарф, секретный агент.
Каннелюра – бизон, музыка, бастион, желобок, моторная лодка.
Муругий, — скользкий, сплав, епископ, рыжеватый, контакт.
Экспонировать – возводить в степень, выставлять, заставлять работать, подвергать действию света, улучшать.
Задание 5. Игра-тренинг: «Знатоки русской речи».
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения), — нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре толь один вариант правильный (1 или 2).Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист № 1
- асиммЕтрия – асимметрИя
- бАнты – бантЫ
- вклЮчит – включИт
- газопрОвод – газопровОд
- диспАнсер – диспансЕр
- ломОта – ломотА
- дремОта — дремотА
- зАдать – задАть
- зАнять – занЯть
- звОнит – звонИт
- катАлог – каталОг
- красИвее – красивЕе
- кУхонный – кухОнный
- меньшИнства – меньшинствА
- мусоропрОвод – мусоропровОд
- никчЕмный – никчЁмный
- обеспЕчение – обеспечЕние
- обОдрить – ободрИть
- осУжденный – осуждЁнный
- плЕсневеть – плесневЕть
- полигрАфия – полиграфИя
- пОнял – понЯл
- премИровать – премировАть
- принУдить – принудИть
- слИвовый – сливОвый
- тУфля – туфлЯ
- углУбленное изучение – углублЁнное
- хАос – хаОс
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Опросный лист (ключ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Шкала оценки уровня культуры речи педагога:
0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
3 – 6 ошибок – удовлетворительный;
7 – 10 ошибок – низкий;
Подведение итогов педсовета. Уважаемые коллеги, сегодня на нашем педсовете мы рассмотрели вопросы речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении, на практике работали с методическими приемами данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания.
По результатам педсовета принимаются следующие решения:
Воспитателям:
- Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Организация работы по развитию речи в детском саду».
- Для развития речевой активности детей систематически использовать в работе разнообразные игровые методы и приемы, а также методы развивающего обучения, как в организованной, так и в свободной деятельности воспитателя и детей (в течение года).
- Методисту подготовить рекомендации к проведению НОД по развитию речи.
Источник