Развитие речи и фантазии у ребенка

Консультация для родителей

 «Развитие воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста»

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Фантазия — разновидность творческого воображения — ситуация, представляемая человеком, не соответствующая в реальности, но выражающая его желания. Фантазия — нереальное сочетание реальных элементов.

Джой Пол Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин

«дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром, открывая ему новые знания и опыт, мы создаём условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности.

  • Чтение сказок и рассказов. Дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет.
  • Наблюдение за людьми, природой. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  • Сюжетно-ролевые игры. Играя в такие игры, как «Магазин», «Доктор»,

«Автобус», «Парикмахерская», «Стройка» малыши стимулируют развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.

  • Драматизация. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку.
  • Приобщение к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  • Конструирование. Создание из мозаики, кубиков и различных видов конструктора построек сначала по образцу, а потом по собственному замыслу ребёнка.
  • Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, поделки из природного материала по собственному замыслу ребёнка.
  • Придумывание историй, сказок, сочинение стихотворений.
  • Используйте метод Леонардо да Винчи. Гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная               деятельность              (рисование,             аппликация,              лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
  4. Чтение художественной литературы.

Приёмы развития воображения и речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста

  • «Закончи предложение»:

    • Саша прибежал домой голодный, как …
    • Арбуз был сладкий, как …
    • Дима прибежал с прогулки грязный, как …
    • В комнате кто-то топал, как …
    • Зимой вьюга воет, как …
    • Коля от стыда покраснел, как …
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как …

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная               деятельность   (рисование,                         аппликация,              лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
  4. Чтение художественной литературы.

Приёмы развития воображения и речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста

  • «Закончи предложение»:

    • Саша прибежал домой голодный, как …
    • Арбуз был сладкий, как …
    • Дима прибежал с прогулки грязный, как …
    • В комнате кто-то топал, как …
    • Зимой вьюга воет, как …
    • Коля от стыда покраснел, как …
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как …
  • «У окна». Попросите ребёнка объяснить, почему девочка, посмотрев в окно, сказала:

    • Ну и ливень был!
    • Наступила настоящая осень.
    • Ударил сильный мороз.
    • Наши соседи любят свой двор.
  • «Разные       причины».        Спросите       у    дошкольника         о    возможных        причинах следующих явлений:

    • дым на лестнице;
    • вода на полу в ванной;
    • масляное пятно на стене;
    • ожог на руке;
    • смех воспитателя.
  • «Переменчивое настроение». Покажите картинки или фотографии детей, назовите их настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Попросите придумать и рассказать истории, которые могли бы вызвать подобное состояние.
  • «Изобретатель». Попросите придумать как можно больше способов применения известных предметов: кирпич, палка, ведро, магнит, зеркало и т.д. Это упражнение часто используют в качестве теста на уровень развития дивергентного мышления.
  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите сыну или дочке нарисовать животное, которого в природе не существует. Попросите придумать сказку о нем.
  • «Волшебники».                     Без предварительной беседы предложите ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебников. Далее попросите придумать, что совершил «плохой» злой волшебник и как его победил добрый.
  • «В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите детей подумать и объяснить, за какие поступки зверята получили такие прозвища:

    • Зайка-зазнайка;
    • Енот-всё наоборот;
    • Куница-обидеть мастерица.
  • «Большой  фантазёр».  Расскажите выдуманную историю                             и предоставьте возможность ребёнку доказать, то что в жизни такого случиться не может.
  • «Сладкая парочка». Попросите придумать сказку, в которой встретились бы:

    • Колобок и Красная Шапочка;
    • Баба Яга и Карлсон;
    • Снежная королева и огнедышащий дракон.
  • «Придумай историю для пословицы». Предложите объяснить кто, кому и в какой жизненной ситуации может сказать пословицы:

    • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
    • Не зная броду, не суйся в воду.
    • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
    • Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
  • «О   чем   рассказала   музыка?».                           Предложите малышу прослушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
  • Озвучка мультфильмов. Предложите вместе озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм, потом мультфильм, который ребёнок  видит  впервые.
  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.
Читайте также:  Карточки для развития ребенка противоположности ракета

Педагог-психолог: Злыгостева О.А.

Источник

Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.                                                                Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.        Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин).                                                                                         Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.                                                                Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «Увеличение — уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы) А вот как отвечали ваши дети: — Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. — Хотела бы увеличить выходные. — Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.                                         Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Родители приводят свои ответы) А вот как отвечали ваши дети: — Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. — Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. — Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы. — Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. — В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? — О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы) А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года подготовка к школе

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уколитесь».

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы) Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.  

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

  Игра «Как мне повезло»

            Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы. Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце. Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей. Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

 «Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь. «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы. Свечка — … печка; трубы — … губы; ракетка — … пипетка; сапоги — пироги и т.д. В народе говорят: «Без воображения нет соображения».

Упражнение “Пропущенное слово”        
(Развитие словарного запаса, мышления, устной речи)        
        Подберите предложения, в которых пропущены слова, слово (от простого к сложному). Читайте предложение с пропущенным словом, а ребенок подбирает подходящие по смыслу слова. Может читать предложения и сам ребенок, подбирая нужные слова. Например: Миша и Дима …… книгу. Мама в магазине…… молоко и …. В песочницу привезли на …… машине песок. Собака принесла хозяину…….        Упражнения для развития словарного запаса                                 “Слова-приятели” (подбор синонимов – слов близких по смыслу).         
Например: красивый – прекрасный, замечательный, превосходный и т.д.
          “Слова-неприятели” (подбор антонимов – слов противоположных по смыслу). Например: низко – высоко, чёрный – белый, сухой – мокрый и т. д.

Упражнение “Объясни слово”         
(Развитие словарного запаса, мышления, устной речи)                        Ребенку дается любое слово, он должен объяснить, что оно обозначает. Например: вы спрашиваете, что такое магазин, ребенок объясняет смысл слова, как он его понимает. Начинайте работу с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам.        

             Во время выполнения игр и упражнений постоянно подбадривайте малыша, т. к. любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах. Похвала будет стимулировать его к дальнейшему росту, будить в ребенке стремление добиваться новых результатов.

Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Источник

Валентина Кошкина
Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников

Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Читайте также:  Развитие ребенка ком твердые и мягкие согласные

Цель: оказание помощи родителям в овладении приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

Задачи:

Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Познакомить родителей и обучить игровым приемам ТРИЗ –игр, направленных на развитие речи и фантазирования.

Расширить степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Подготовительная работа:

Оформление приглашений для родителей.

Изготовление буклетов: «Играем-развиваем»

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ технологии».

2. Показ с детьми хода игры «Да-нет».

3. Обучение родителей игровым приемам развития фантазирования и словесного творчества у детей.

4. Подведение итога мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологии».

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни и деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способность к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе.Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этой цели способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

2. Показ детьми правила игры: «Да-нет»

Ведущий, ребенок загадавший игрушку в поле зрения детей. Дети задают вопросы о предположительном месте нахождения игрушки. Ведущий может отвечать только да или нет. Выигрывает ребенок угадавший загаданную игрушку и становится ведущим.

В данной игре применяется метод сужения поля поиска. Его можно использовать в играх с цифрами, объектах природы, с любыми предметами подающимися классификации. Например: мебель, посуда, деревья и т. д.

3. Обучение родителей игровым приемам развития фантазирования и словесного творчества у детей.

Игра «Увеличение- уменьшения»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать всё, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети:

Эту игру можно усложнить вопросом: Зачем вы хотите уменьшить или увеличить?

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус не уколитесь».

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы)

Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его,по такому плану:

Внешний вид.

Где живет?

Чем питается?

Игра «Как мне повезло!»

Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.

Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.

Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

Игра «Автобиография»

Я представляю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выясните, о ком или о чем идет речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно везде (лампочка)

4. Подведение итога мероприятия.

В народе говорят : «Без воображения нет соображения» Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение- это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать – в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с её помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть своё будущее полноценным и многообещающим. Тогда получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Источник