Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка

Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка thumbnail

Роль эмоциональной сферы в развитии речи дошкольника

М. Морозова,

г. Екатеринбург, МБДОУ

Аннотация, ключевые слова:

В статье представлен опыт работы логопеда по речевому развитию дошкольников. Особый акцент автор статьи сделала на роли эмоциональной сферы в речевом развитии детей.

Дошкольное детство – это особый период В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.

Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Как показывает опыт работы в ДОУ, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна. Наши дети познают мир через яркие образы. Многие свойства, обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Ф.А. Сохин неоднократно подчеркивал, что получаемые ребенком новые впечатления, знания, представления останутся «невыразимыми» в речи, если они не закрепятся в слове.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения. В период дошкольного детства, на примере персонажей литературных произведений дети учатся определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок, выражать своё отношение к делам и поступкам –это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Самый лучший способ – это игры построенные на сюжетах разных художественных произведений. Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики.

Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения. Герои сказок помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. В игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления.

Яркая демонстрация горя и радости – в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Читая ребенку произведение (или отрывок), где Федора переживает уход посуды (мы предлагаем найти карточку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок находит карточку с изображением радости).

Сказка С. Михалкова «Три поросенка», ярко описывает эмоции страха. Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» — эмоции гнева. Эти же сказки можно показать, как театрализованное представление. В возрасте 2,5-4 лет, дошкольники очень любят что-то изображать, и это положительно влияет на эмоциональное развитие и как следствие развитие речи дошкольников.

Мною сделана подборка игр, которые позволяют ребенку понять, как связаны между собой различные настроения:

Игра «Настроение»: ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый — злой;

веселый — грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый—страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый — общительный.

Игра «Расскажи стихотворение»( чистоговорку, пословицу) следующим образом: громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Зеркало»: предложить ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»- громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Повтори фразу»: предложить ребенку произнести фразу (например: «У меня есть собака»), радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Так же положительную динамику дают психогимнастические упражнения (по Е.А.Пожиленко). Они не только укрепляют и стимулируют мышечный аппарат, но и способствуют развитию пантомимических и мимических движений, например в рамках лексической темы «Дикие и лесные животные» дети с помощью педагога изображают походку и движение диких лесных животных (зайца, лисы, медведя, волка, белки), а затем рассказывают по каким признакам узнали животное.

Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре дети через восприятие и последующее обсуждение произведений, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра и в себя.

Использование методов и приёмов, направленных на развитие эмоциональной сферы и обогащению процесса коммуникации детей с нарушением речи благотворно влияет на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживанием других людей, способствует компетентности в межличностных отношениях между детьми. Происходят положительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Список литературы

1.И.Ю.КондратенкоФормирование эмоциональной лексики у дошкольников С.Петербург «Каро» 2008г

2.Е.В. Каракулова «Коррекция системного недоразвития речи с учётом формированияэмоциональной сферы у дошкольников» г.Екат-бург 2012г.

3. Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с ОНР». С-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.

4.1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

5. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов

6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985

Источник

Формирование эмоциональной стабильности и регуляции поведения у детей

         Проблема регуляции поведения детей,   формирования эмоциональной стабильности,   для  педагогов  актуальна. Наши дети   существенно  отличаются от своих сверстников, живущих с родителями.

 Им свойственны:

эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, обидчивость, раздражительность, создающие эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности в социальной адаптации, усвоении программного материала школы.

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка красноярск

         Проводимое комплексное логопедическое обследование вновь прибывших  детей  выявляет помимо речевых нарушений различного характера задержку психического развития, которая обусловливает недоразвитие эмоционально-волевой сферы. У воспитанников данное отклонение особенно выражено.

        Правильно организованная, целенаправленная, комплексная медико-психолого-педагогическая работа поможет избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Работу необходимо начинать с момента поступления воспитанников в отделение социальной реабилитации. Особенности развития познавательной, личностной, эмоционально волевой сфер у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют фундаментальное значение, так как подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования.

         В содержание  занятий необходимо вводить игры и задания на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.

Основные принципы взаимодействия с ребенком

         1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

        2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

        3. Меньше замечаний — больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

        4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

        5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Требования к организации и методике проведения

логопедических занятий

        1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.

        2. Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.

        3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

        4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но

и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

         5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

         6. Использовать разнообразный наглядный материал.

         7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

         8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

         9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

        10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

         Игры и задания должны быть рассчитаны на групповую форму проведения, так как для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема.

         При подборе игр и заданий на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников наиболее эффективными я выделяю следующие направления.

Психогимнастика:

— учить передавать различные эмоции при помощи мимики и жестов, а также правильно понимать настроение других людей;

— развивать мимическую и артикуляционную моторику.

 Виды эмоциональных состояний:

— познакомить с различными видами эмоциональных состояний;

— научить различать и обозначать словами основные эмоции и чувства;

— дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;

— учить свободному выражению эмоциональных состояний, чувств через мимику (без слов), при помощи  цвета (раскраски разных настроений), речи;

— учить соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием.

Речь и эмоции:

— учить понимать, как речь связана с эмоциями, как слова могут влиять на настроение;

— развивать коммуникативные навыки;

— вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;

— обогащать словарный запас.

Эмоции в сказках:

— развивать связную речь;

— развивать умение анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты поведения героев сказок.

         Приведем несколько игр и упражнений для организации коррекционной работы в рамках каждого направления.

         Психогимнастика — целостное упражнение, его элементы используются во всех играх и заданиях на формирование эмоциональной стабильности.

         Мимика — движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности подвижности мышц губ и щек.

         Важно, чтобы ребенок научился изображать при помощи мимики и жестов такие эмоциональные состояния, как боль, гнев, радость, печаль, веселье, грусть, страх, удивление, сомнение, подозрительность, равнодушие.

          На начальных этапах мимические упражнения рекомендуется выполнять детям перед зеркалом, чтобы они имели возможность зрительно контролировать свои движения. В этот период можно не только разучивать отдельные статические позы, но и демонстрировать последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения. Например, я предлагаю  детям  изобразить с помощью мимики следующие ситуации: «Едим сладкий пряник. На вас лает злая собака. Получили подарок. Болит ухо. У вас праздник» и т.п. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается.

          Динамические упражнения позволяют вырабатывать такое важное качество, как переключаемость с одного движения на другое.

Читайте также:  Развитие образа мышления у ребенка

Упражнение «Мои достижения»

ЦЕЛИ

•  Выявлять осознание своих достижений.

• Использовать проживание позитивного эмоционального опыта.

• Развивать связную речь.

      Задание: попытайтесь вспомнить такие ситуации, когда вы испытывали гордость за свои дела и поступки. «Я горжусь собой, когда я…».

      Тебе есть за что собой гордиться?

      Нравится ли тебе это чувство?

      Что ты стремишься сделать для этого?

Игра «Эпизод из сказки»

ЦЕЛИ

• Формировать умение называть как можно больше качеств, присущих определенному сказочному герою.

• Обогащать словарный запас.

Задание: логопед показывает карточку с названием качества характера. Дети читают текст на карточке и по очереди называют не только персонаж, обладающий данным качеством, но и приводят пример, эпизод из сказки, иллюстрирующий наличие у персонажа соответствующего качества.

Упражнение

«Сказки на новый лад»

ЦЕЛИ

• Обучать умению оценивать поведение и черты характера сказочных героев.

• Развивать связную речь.

•  Обучать сочинению сказок

на новый лад.

Задание: представьте себе, что злые герои превратились в добрых, а добрые в злых. Придумайте сказки на новый лад. Какая бы получилась сказка о Колобке, если бы сам Колобок был злым? Придумайте сказку с доброй Бабой Ягой.

          С помощью игровых упражнений дети учатся различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение может влиять на поведение человека; понимать, как речь, слова связаны с эмоциями. Ребята могут дать словесное определение каждому чувству. Например: «Я расстраиваюсь, если у меня не получается выполнить задание».

          Кроме того, упражнения помогли понять, что чувства не могут быть хорошими или плохими, что человек в разных жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство и страх, гордость и неуверенность, что плохими могут быть поступки, а не чувства. Работая со стихотворениями и сказками, дети научились анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты характера героев.

          Материал и форма проведения игровых заданий были нацелены на развитие речи, мимики, коррекцию общения со сверстниками и взрослыми, учили управлять собственными эмоциями (формируя эмоциональную стабильность), что является очень важным моментом в условиях детского дома.

           Проводимые мной  игровые задания приобретают коррекционное значение по формированию эмоциональной стабильности именно как компонент целенаправленной, систематической, коррекционной учебно-воспитательной работы.

Учитель-логопед

МБДОУ №2 «Ладушки:

 Полякова С.С.

Источник

Ирина Давыдова
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на педагогическом совете

Тема: «Эмоции, движения и речь —

их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно- значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами.

Развитие мышления тесно связано с речью.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Речь тесно связана со всеми психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер. В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Читайте также:  Физическое развития ребенка конспект

Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Итак, установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

Физкультминутка.

(воспитатели,как оказалось, сами с удовольствием участвуют в физкультминутках)

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.

Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

(любая на ваш выбор)

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу. Установлено, что наиболее сильное влияние на развитие положительного эмоционального фона у детей оказывает физическая активность под музыку.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.

Упражнение «Словесная карусель»

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Юмористическая пауза. Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Примеры имён:

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к организованной деятельности и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути становления речевых навыков, а, значит и правильного своевременного умственного и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Спасибо за внимание.

Источник