Развитие речи 2 летнего ребенка упражнения

Развитие речи 2 летнего ребенка упражнения thumbnail

Здравствуйте, дорогой мой читатель! Спасибо, что заглянули ко мне! Родителям очень хочется, чтобы их дети, как можно раньше овладели речью, чтением, письмом, счетом, иностранным языком. И это – здОрово! Эти процессы стимулируют работу, прежде всего, левого полушария.

А как же эмоции, чувства, творчество и нестандартное мышление? Все это – работа правого полушария. Для детей раннего возраста более естественно развиваться и получать информацию через эти «инструменты» в комплексе.

Подпишитесь на канал и оставьте отклик — Вы поможете его развитию! Спасибо!

Недооценка развития правополушарных функций впоследствии скажется на сложностях с общением (неразвитая эмпатия у ребенка, неумение поддерживать другого), с воображением (не умеет придумывать и изобретать), с регулированием собственного поведения (ребенок просто не умеет контролировать свои эмоции), на мотивации (ничего не хочет), не может выучить время, да и с чувство юмора беда.

Дети данного возраста хотят творить и познавать новое (нужно сильно постараться, чтобы отбить это желание). Они открыты к обучению. И у родителей есть прекрасный шанс воспользоваться этим моментом и дать ребенку полноценное гармоничного развития. Малышам еще интересны игрушки, краски, пластилин и сказки. Они хотят играть, им нравится процесс созидания.

Для развития речи и речевого центра у малыша 2-3х лет очень полезны:

1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).

2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).

3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).

4. Игры с различными предметами и материалами

5. Продуктивная деятельность.

В этой публикации 5 упражнений в этом направлении, а еще 5 – в видео, ссылка на него — в конце публикации.

Итак, приступим.

ИГРА «У ТЕБЯ, У МЕНЯ»

Цели: развитие общей моторики, создание положительного эмоционального фона. Звучит композиция «У меня, у тебя звонкие ладошки». Взрослый и ребенок выполняют движения согласно тексту песни…

У меня, у тебя звонкие ладошки — Показываем ладошки

У меня, у тебя как пружинки ножки — «Пружиним» ножки

Мы с тобой, мы с тобой шлеп-шлеп, шлеп-шлеп — Хлопаем в ладоши

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок — Прыгаем

У меня, у тебя глазки, словно пуговки — Показываем пальчиками глазки

У меня, у тебя губки, словно клюковки — Показываем пальчиками губки

Мы с тобой глазками хлоп-хлоп, хлоп-хлоп — Закрываем и открываем глазки

Мы с тобой губками чмок-чмок, чмок-чмок — Делаем «чмоки»

У меня, у тебя чудо-локоточки — Показываем локотки

У меня, у тебя острые носочки — «Пружиним» ножки

Мы с тобой, мы с тобой хлоп-хлоп, хлоп-хлоп — Хлопаем в ладоши

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок — Прыгаем

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Ребенок повторяет. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Кто там топает по крыше?
(Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)

Кап-кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап-кап.
Может, дождик подковали?
Кап-кап-кап-кап.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру взрослый сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая малышу повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Я пеку, пеку, пеку
(показываем соответствующие движения)

Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
катаем» между ладошками круглый предмет)

Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка
(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)

Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
(машем кистями рук по направлению к себе)

Пирожками угощу.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.

Серенький зайка — (пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем »ушки», шевелим ими)

По лесочку прыг-прыг, — («подпрыгиваем» кистью руки),

Ушками дрыг-дрыг, — (пальцы — «ушки» сгибаем и разгибаем),

По снежочку тык-тык.

ПОДЕЛКА «СНЕГОВИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Взрослый предлагает ребенку сделать снеговика из ватных дисков. Малыш прикрепляет их на клей, лепит нос и глазки. Рисование сопровождается музыкой, например композицией «Знает каждый снеговик».

Через несколько месяцев занятий появляется заметный результат — большинство детей овладевает активной формой речи; даже у детей, имеющих задержку речевого развития органического генеза, появляются слоги, слова. Вы сами можете убедиться в этом. Успехов Вам!

До встречи!

Видео 5 простых упражнений на развитие речи 2-3х-летнего ребенка

Источник

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка  должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если  двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Читайте также:  Петрозаводск центр развития ребенка

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких  упражнений для развития речи.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если  дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Игра «встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

пальчиковый театр для развития речи

Артикуляционная  гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Читайте также:  Центр развития ребенка долгопрудный

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Поделитесь с друзьями:

Источник

фото babyblog.ru

В жизни малыша существуют сензитивные периоды: этапы эффективного усвоения определенных навыков. С 2 до 3 лет дети осваивают речь: растет словарный запас, совершенствуется артикуляция. Задача родителей — помочь чаду развить речевые навыки. Развитие речи стимулируют специальные упражнения.

Общие рекомендации

Чтобы добиться успеха, соблюдайте простые рекомендации:

-занимайтесь регулярно, это позволяет постепенно закрепить навык;

-не делайте больше трех упражнения за один раз;

-занятие должно занимать около 10 минут: детишки двух-трех лет не могут долго концентрировать внимание;

-занятия на развитие речи проводятся в виде игр, иначе выполнять задания крохе будет скучно, он быстро потеряет интерес.

Иногда двухлетний ребенок не разговаривает, так как с ним мало общаются родители. Малыш наверстает упущенное в садике, но при этом могут возникать проблемы с произношением, поэтому не надо ждать, что проблема решится без участия мамы и папы.

Чаще говорите с малышом, комментируйте то, что вы делаете, убираясь или готовя еду, задавайте ребенку вопросы. Не «предугадывайте» желания: родители часто выполняют невербальные просьбы малыша и у него отсутствует потребность говорить. Не давайте малышу, что он хочет, пока он не скажет несколько слов. Проблемные ситуации стимулируют развитие речи.

Фонематический слух

фото ppt-online.org

Развитие речи идет по ряду направлений, одно из важнейших — совершенствование фонематического слуха. Фонематический слух — это способность распознавать языковые фонемы, отличать слова, которые состоят из одинаковых единиц («нос-сон», «кабан-банка»).

Развить фонематический слух помогут следующие игры:

-узнавание по голосу. Участвовать в игре могут от четырех человек. Малыш стоит спиной к играющим. Его задача — угадать, кто называет его имя;

-узнавание звуков. Купите детские музыкальные инструменты. Попросите ребенка на слух определить, на каком инструменте вы играете;

-имитация звуков животных. Научите ребенка произносить звуки, свойственные тому или иному животному (кошке, козе, корове);

-повторение ритма. Родители отбивают простой ритм, просят ребенка повторить его. Можно менять правила: ритм «задавет» ребенок, а родители воспроизводят его.

Развитие артикуляции

фото woman.rambler.ru

Развитие речи невозможно без обучения правильному произношению звуков: малыш должен слышать себя и окружающих, управлять артикуляцией.

Игры для развития артикуляции можно использовать следующие:

-«поцелуи». Накрасьте губы девочки помадой, попросите сделать несколько отпечатков на листе бумаги;

-«сердитая кошка». Попросите малыша надуть щечки, как можно сильнее выдохнуть воздух;

-«собака лакает молочко». Научите ребенка делать языком лакательные движения;

-«язык-художник». Пусть ребенок попробует «нарисовать» на небе языком какие-либо простые фигурки. Потом попросите его «закрасить» небо полностью;

-«кривляющаяся обезьянка». Пусть кроха корчит смешные рожицы перед зеркалом;

-игры с картинками. Показывайте картинки, спрашивайте, какие звуки издают ее участники. Если на картинке девочка укачивает куклу, она сопровождает это звуками «а-а-а», если изображена корова — она мычит и т. д.;

-«дудочка». Малыш складывает губы в трубочку, имитирует звуки, издаваемые дудкой;

-«рыбка». Надо пошлепать расслабленными губами, изображая рыбу;

-«маляр». Ребенок приоткрывает рот, показывая зубы, водит языком по зубам в обе стороны.

Контроль дыхания

фото mbdou67.ru

Во время речи важно контролировать дыхание, делая вдохи и выдохи в нужные моменты.

Для овладения навыком используются следующие упражнения:

-«одуванчик». Ребенок сдувает пушинки с воображаемого или настоящего одуванчика. Малыш вдыхает носом, выдох делать через рот;

-упражнение со свечкой. Зажгите свечу, попросите кроху задуть пламя, сделав глубокий вдох носом, а выдохнув ртом. Увеличивайте расстояние до свечи, усложняя задание;

-«шарик». Возьмите ребенка за руки, сформировав круг. Делайте вдох носом и шаг назад: шар надувается. Выдохните через рот с шипящим звуком, одновременно делая шаг вперед: шарик сдувается, уменьшаясь. Повторите упражнение четыре раза.

Мелкая моторика

фото psychologos.ru

Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук. Помогают упражнения Монтессори с крупами, камешками, другими мелкими предметами. Лепите с ребенком из пластилина: двухлетний малыш может делать шарики и колбаски, наклеивать их на бумагу, создавая аппликации. К трехлетнему возрасту дети способны создавать простые фигурки по заданной схеме. Развивают моторику конструкторы, мозаики, пазлы, пальчиковые упражнения.

Комплексный подход поможет добиться цели: регулярно делайте упражнения, и результат не заставит себя долго ждать.

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Источник