Развитие речевой деятельности ребенка логопедия

Речевое развитие ребенка

 (от рождения до 4 лет).

Что входит в понятие «развитие речи»?

Часто родители понимают под развитием речи достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития. Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений.В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Кто-то настаивает на том, чтобы ребенок заучивал как можно больше стихов, кто-то старается «вложить в его голову» максимум различных понятий и значений, а кто-то настаивает на ежедневном повторении чистоговорок. Однако данное понятие слишком широко, чтобы делать акцент на какой-то одной составляющей. Ведь конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим.

Чтобы лучше понимать каким образом помочь ребенку не просто научиться говорить, а всесторонне развить свою речь следует остановиться подробнее на основных этапах ее формирования.

Этапы формирования речи у ребенка.

В каждом возрасте перед ребенком и окружающими его взрослыми стоят различные задачи, касающиеся освоения маленьким членом семьи родного языка. Условно развитие речи может быть разделено на этапы, хотя, разумеется, границы между ними не могут быть четкими.

От рождения до 1 года — доречевой этап:

Несмотря на то, что в этот период ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.

Данный этап условно делится на стадии:

Стадия гуления

-стадия гуления приходится на возраст от 1,5 до 2 месяцев. В этот период малыш произносит свои первые звуки, которые так часто умиляют родителей. Затем звуки начинают складываться в цепочки: «ааааа-уу-аа-аа».

Стадия лепета

-стадия лепета — от 4-5 месяцев до в 7-8 месяцев. В этот период в гулении малыша можно уже различить не только гласные, но и согласные звуки, оно становится более мелодичным. Сочетание звуков уже напоминает слоги.Одновременно малыш начинает понимать обращенную к нему речь. Он поворачивает головку, когда его зовут по имени. Активно реагирует ребенок и на все, что слышит. В ответ на обращенную речь гулит активнее, уже пытаясь «общаться».

Стадия липидных слов

-стадия липидных слов — от 7-8 месяцев до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Теперь ребенок уже собирает звуки в слова, которые часто не имеют конкретного значения, но его гуление становится похожим на речь. Слоги складываются в причудливые сочетания.Ребенок уже не только прекрасно понимает свое имя, но и простые слова: «нет», «да», «на».

Стадия первых слов

-завершает этап стадия первых слов. Она приходится на возраст 9-10 месяцев у девочек и 11-12 у мальчиков. Ребенок осваивает уже несколько слов, как правило, включающих в себя повторяющиеся парные слоги: «ма-ма», «дя-дя», «ба-ба», «па-па».Таким образом, если у малыша есть определенные проблемы со слуховым или речевым аппаратом, родители это понимают уже сейчас. В этом случае у малыша на доречевом этапе не наблюдается гуления или произнесения первых звуков.

Чем помочь ребенку?

 То, что ребенок еще не говорит — не повод ограничивать его в общении. Скорее наоборот. Общайтесь с малышом большую часть времени, стараясь следовать определенным правилам:

Используйте коротенькие стишки-потешкий во время массажа, купания, игр с малышом, сочетайте произносимые слова с действиями, дотрагивайтесь до частей тела малыша, когда называете их, показывайте озвученные предметы. Отвечайте на гуление малыша. Произносите звуки вместе с ним. Во время общения с ребенком не забывайте про визуальный контакт. Малышу важно, чтобы речь была адресована лично ему. Показывайте крохе окружающие его предметы, называя их. Рассказывайте ему о своих действиях. Говорите четко и по возможности медленно. В этом возрасте еще допустимо, чтобы родитель использовал в своей речи «детские» формы слов: «ам-ам», «би-би», «ту-ту». Это позволит ребенку легче включиться в процесс общения. Не забывайте, что развитие речи тесно связано с тактильными ощущениями и развитием моторики. Применяйте массаж, побуждайте кроху захватывать и удерживать игрушки, используйте приспособления для игр, изготовленные из различных материалов.

От года до 1,5 — накопление пассивного словаря

После года многие родители замечают, что кроха не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь, он пользуется только уже знакомыми понятиями, освоенными в годовалом возрасте. Наберитесь терпения. Процесс развития речи идет куда быстрее, чем кажется.

К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений. Сейчас важно быть внимательным к малышу, чтобы адекватно оценить количество обращенных к нему слов, которые он понимает, и помочь ему накопить пассивный словарь.На данном этапе развития кроха уже узнает повседневные предметы и действия, он понимает что такое «купаться», «гулять», «кушать», может показать знакомые предметы, любимую кружку, окно, свою кроватку, стульчик так далее. Поворачивает голову и смотри на названную игрушку.

Чем помочь ребенку?

Разумеется, продолжать общаться! Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых.

При общении с малышом следуйте следующим правилам:

Продолжайте говорить четко и медленно. Речь должна быть простой и ясной. Показывайте крохе новые предметы, предлагайте их потрогать и всесторонне изучить. Используйте наглядный материал. Малышу важно не просто слышать слова, но и максимально полно соотносить их с визуальными и тактильными образами. Постепенно исключайте из своей речи «малышковые» сокращения («пи-пи», «ам-ам»), заменяйте их полноценными словами («писать», «кушать»).Описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.

Предлагайте ребенку выполнить простые поручения: показать игрушку, подойти, дать ручку.

Называйте предметы, на которые малыш указывает жестами, побуждайте ребенка вербально выражать свои пожелания: «Это пирамидка. Дать тебе пирамидку?».Следите за тем, чтобы ребенок понимал, что ему говорят. Если замечаете, что кроха не понимает обращенных к нему просьб, упрощайте их, показывайте наглядно, что имеете ввиду.

От 1.5 лет до 2.5 лет — «лексический взрыв» и переход к фразовой речи

Многие слышали истории о том, как ребенок «не говорил» и вдруг начал тараторить без умолку, поражая родителей количеством новых слов. Данное явление получило название «лексический взрыв». Теперь кроха активно извлекает слова из пассивного словаря и учится их использовать. Как правило, данное явление приходится на период от 1,5 лет до 1 года и 6-8 месяцев. Отклонением от нормы не считается и переход к следующему этапу в 2 года, как правило, это наблюдается у мальчиков. Практически сразу за лексическим взрывом наступает следующий этап речевого развития ребенка — переход к фразовой речи. Он возможен, когда в словаре крохи накапливается порядка 40-60 и более слов. В речи ребенка появляются первые двухсловные предложения. Одновременно продолжается расширение словаря. К 2,5 годам предложения, используемые ребенком, уже включают три-четыре слова, а словарный запас расширяется до 200-300 слов. Нормальным при этом считается использование упрощенных форм слов, например «би-би» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать». Такие «малышковые» сокращения так же можно считать частью словарного запаса ребенка. Не все слова могут быть произнесены правильно, некоторые и вовсе обозначаться звуками — это норма. Первые предложения крохи могут звучать следующим образом: «Мама, дём ам-ам» («Мама, идем кушать»). Это нормальная речь малыша такого возраста. А вот если ребенок не пытается к 2,5 годам составлять из слов простые предложения — стоит посоветоваться со специалистом.

Читайте также:  Социальной ситуации развития ребенка и возрастным периодами

Чем помочь малышу?

Правила остаются все те же — продолжайте разговаривать с ребенком, играйте с ним, создавайте различные ситуации и проговаривайте их. Не забывайте и о развитии мелкой моторики: предлагайте малышу лепить, рисовать, перебирать мелкие предметы. Усложняйте собственную речь при разговоре с малышом.Используйте разнообразные формы подачи информации (стишки, песенки, потекши, сказки).Продолжайте говорить четко и внятно, но уже с нормальной скоростью. Превращайте свое повествование о предметах и явлениях в небольшой рассказ. Широко применяйте в своей речи прилагательные, местоимения, наречия. Вступайте в диалог с ребенком, слушайте его внимательно, не перебивая и давая высказаться. Поощряйте желание малыша говорить (улыбайтесь, кивайте, задавайте вопросы).Тактично исправляйте в речи ребенка неправильно произнесенные слова и «детские» выражения. Например, кроха сообщает: «Мама ав-ав дёт!», — мама тут же реагирует: «Да, собачка идет». Тут же можно перейти к описанию: «Собака говорит „ав-ав“, у нее длинная и блестящая шерсть, длинные лапы и короткий хвост».Помогайте ребенку усложнять собственную речь: «Дем гулять» — «Данила хочет пойти погулять на улице».Усложняйте задания направленные на понимание обращенной речи. Предлагайте малышу принести предметы, не находящиеся в поле его зрения, обратиться к другим взрослым с просьбой, найти определенную игрушку, выбрать картинку или кубик с конкретным изображением из множества. Озвучивайте не одно действие, а их последовательность: «пожалуйста, сходи на кухню, возьми на столе чашку и принеси мне».

2.5-4 года — этап освоения связной речи

После 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже должен правильно произносить многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны.Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее чем на 70% понятна незнакомым людям. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов.

В возрасте от 3 до 4 лет кроха уже усваивает определенное грамматические формы, может говорить предложениями и объединяет несколько предложений по смыслу, то есть, может составить целую фразу. В его речи появляются прилагательные, наречия (высоко, поздно, холодно и т.д.), местоимения, слова могут изменяться по числам и родам.

Чем помочь ребенку?

Продолжайте усложнять свою речь и обращенные к малышу задания. Старайтесь посещать новые места, знакомить ребенка с новыми явлениями. Теперь взрослый в разговоре с ребенком перестает быть преимущественно рассказчиком и старается больше слушать и побуждать малыша к общению:

Задавайте ребенку вопросы: «Что сегодня происходило в детском саду?», «С кем ты дружишь? Почему?», «Расскажи, как ты провел день у бабушки?». Предлагайте ребенку описать правила игры, рассказать сюжет прочитанной сказки, подумать над ним. Не прерывайте ребенка, если он хочет высказаться.Помогайте малышу подобрать слова для составления предложения. Тактично исправляйте речевые ошибки крохи, но только после того как он завершит фразу. Обращайте внимание так же на чистоту речи ребенка, сложности с произнесением определенных звуков. При необходимости обратитесь к логопеду — сейчас поставить или исправить звуки проще, нежели в школьном возрасте. В норме после 4 лет ребенок уже активно пользуется родным языком. Продолжается совершенствование его речи и корректировка.

Конечно, вышеназванные этапы не имеют четких границ и могут варьироваться в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка. Например, у мальчиков сроки могут смещаться на целых четыре-пять месяцев, для девочек, как правило, это не характерно — их отставание в речевом развитии считается нормальным, если не превышает 2-3 месяца. Нет и абсолютно жестких норм относительно количества произносимых слов. Например, ребенок может использовать всего 7 слов в годовалом возрасте вместо «положенных» 10, а до 2.5 пользоваться более простыми формами слов и даже придумывать собственные.

Что еще надо знать о развитии речи?

1. критический период: от 1 года до 2 лет. Происходит активное развитие зон коры головного мозга, отвечающих за речь. В этот период возможно развитие аллалий (отсутствие или недоразвитие речи при сохранении мыслительных способностей) и задержки речевого развития. Сейчас необходимо очень внимательно относиться к поведению ребенка в случае любых ударов головой, сотрясений.

2. критический период: 3 года. Происходит активное становление связной речи. В этом возрасте увеличивается риск развития таких отклонений как мутизм (ребенок говорил и вдруг «не хочет» отвечать на обращенную речь, не пытается сам начать диалог) и заикание. Сейчас крохе как никогда нужна спокойная обстановка. Стоит следить и за собственной речью — не тараторьте, делайте паузы, чтобы малыш мог высказаться.

3. критический период: 6-7 лет. В этот период может произойти «срыв» нервной деятельности. Это чревато развитием заикания и детских афазий (частичная или полная потеря ранее присутствующей речи). Старайтесь оградить малыша от стрессов, помогайте справиться с увеличившейся нагрузкой в связи с поступлением в первый класс.Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. И куда лучше этот процесс пройдет в спокойной и теплой атмосфере. Ограждайте малыша от переживаний, не конфликтуйте при нем с родными, разговаривайте с ним благожелательно.

Читайте малышу больше, переходя от простых произведений к более сложным. Как только ребенок будет способен выражать свое мнение, относительно пройденных произведений — обсуждайте после прочтения каждую сказку или рассказ, предлагайте ребенку пересказать содержание своими словами.

Взрослым необходимо следить за собственным произношением, стараться говорить эмоционально и выразительно. Это не только позволит малышу освоить речь, но и использовать ее по назначению — в качестве тонкого инструмента для выражения собственных эмоций.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Но не перегружайте его информацией! Лучше использовать несколько описательных предложений и дождаться реакции ребенка, приглашая его к «диалогу», чем просто болтать не умолкая. По этой же причине не подменяйте личное общение с малышом просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!

Литература:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.

3.Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 2000. — 304 с.

    4.Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С. 105-112.

5.Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.

Читайте также:  Развития ребенка со зрительной депривацией

6.Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №6. — С. 52-54.

7.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — С. 130 — 132.

8.Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001

9.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. — М.: Просвещение, 2000. — 348 с.

Визитная карточка

1.фамилияя.имя,отчество:Гусейнова вафа малик кызы

2.год рождения:15.11.1980

3.место работы: ГБДОУ детский сад№29 красногвардейского района СПб

4.рабочий тел:573-95-99

5.долность:воспитатель

6.образование:высшее

7.год окончания учебного заведения и его название:2004,гянджинский государственный азербайджанская университет. дошкольного возраста

8.специальность по диплому: химик –биолог

9.общий трудовой стаж:13 лет

10.педагогический стаж:11 лет

11.категория,разряд:нет

12.курсы повышения квалификации: 2012 г. «центр развивающих игр и методик познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста(на основе ФГТ)»

2013г.санкт-петербургская школа бизнеса информационные технологии(word,exsel)

29.10.2014-20.04.2015 «введение ФГОС ДО. освоение современных образовательных технологий»

2018г. санкт-петербургская школа бизнеса информационные технологии(Power Point).

Источник

                                                                                      Учитель-логопед

                                                                                                 МДОУ ОВ ДС №24

                                                                                                         «Радуга»

                                                                                                      Рубан И. В.

Развитие   речевого   творчества   детей

           на логопедических занятиях.

     В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью.

                   Уровни проявления речевого творчества   у детей

                               старшего дошкольного возраста.

                                1. Высказывания детей.

  1. Высокий.       Высказывания детей  точные, полные, содержательные,

                         хорошо  аргументированные. Свободная интерпретация

                         художественных образов.    

  1.  Средний.       Высказывания точны, но мало аргументированы, при

                         интерпретации речь не развернута, ориентирована на

                         стандарт, образец, трафарет.  

  1. Низкий.          Ребенок молчит или дает односложные ответы, возни-      

                         кает необходимость в постоянной активизации речевых

                         высказываний.    

                     2. Выразительность речи.  

     1. Высокий.         Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена ми-

                                    микой, движениями, жестами.

      2. Средний.        Речь эмоционально окрашена.

      3. Низкий.           Слабая эмоциональная окраска.  

           Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы      по развитию связной речи  на логопедических занятиях.  Развитие речевого

творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.

         В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка,

логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других,

увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспи-тывают бережное отношение ко всему, что их окружает.

         Обязательное условие  – проведения игр после наблюдений, рассмат-ривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы.

          Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение

Так как то, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след.

                        Темы игр-бесед:

  1. «Представь, что ты снежинка».
  2. «Если бы я был паучком».
  3. «Представь себе, что ты носовой платочек»
  4. «Я – осенний листочек».
  5. «Знаешь ли ты себя?»
  6.  «Я – принцесса-лягушка».
  7.  «Бантик».
Читайте также:  Индивидуальные карты развития ребенка в доу по фгос старшая группа

        «Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ре-бенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисо-вать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами»,

Ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.
А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку».

                     Темы бесед:

  1. «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
  2. «Сочини сказку».
  3. «Словесные зарисовки».
  4. «Сочини загадку».
  5. «сказочные истории».

        Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практическо-  го осознания элементов языка.

             Игры и упражнения:

  1. «Кто больше назовет слов со звуком …?»
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь  в слове звук …»
  3. «Определи место звука в слове».
  4. «Определи количество согласных и гласных звуков в слове».
  5. «Сколько звуков в слове?»
  6. «Определи последовательность звуков в слове».
  7. «Придумай слово на заданный звук (слог)».
  8. «Сколько частей в слове?»
  9. «Волшебник-Ударение».
  10. Упражнения на словоизменение и словообразование.
  11. Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
  12. Составление схем предложений.
  13. Распространение предложений.
  14. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  15. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
  16. Подбор эпитетов к героям сказок.
  17. Подбор синонимов.  (Д/и. «Скажи иначе».)
  18. Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
  19. Подбор паронимов.(Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
  20. Рассказы-сравнения.
  21. Пересказ рассказов и сказок.
  22. Рассказы-сравнения.

         Приемы обучения составлению творческого рассказа.

         В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составле-

нию сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного.

На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал, а также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые ограничен- но включает тот или иной вид работы над рассказом.

1. Замена в фактическом материале одной какой-либо детали, эпизода.

2. Варьирование рассказов на одну и ту же тему дают основу для сос-                                                                    тавления различных рассказов на одну и ту же тему.

3. Придумывание конца к рассказу, начатому логопедом.

      4. Составление творческих рассказов по одной из серии сюжетных кар-

тинок до и после событий, показанных на картинках.

5. Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный.

Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад.

      6. Составление рассказа на определенную тему, например: «Путешест-

вие в космос», «Поездка на волшебном самокате», «Рассказ бывалого капитана» и т.д.

 7. Придумывание несложных сказок.

         Вывод:  необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

                                 Л И Т Е Р А Т У Р А

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дош-

                          кольного возраста /методическое пособие/. – М., Творческий

                          Центр, 2002.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,

                          1999.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.-

                          «Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2003.

Волкова Л.С. Логопедия. – М., «Просвещение», 1989.

Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М. «Владос», 1996.

Выгодская И.Г., Пелингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение  заикания в игро-

                           вых ситуациях. – М., «Просвещение», 1993.

Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников для дошкольников.

                            М., «Просвещение», 1999.

Калягин В.А. Если ребенок заикается. – Санкт-Петербург «ПИТЕР», 1998.

Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей

                            5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной   речи. – М., «Аркти», 2001.

Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.

Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедии-

                             ческих занятий. – М., «Владос», 1994.

Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – Санкт-Пе-

                             тербург. «Детство-Пресс», 2002.

Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001.

Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2002.

Рубан  Ирина Владимировна

Должность: Учитель — логопед

Квалификационная категория: Первая

Полное название образовательного учреждения:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» гю Туапсе Краснодарского края

Источник