Развитие ребенок кризис возраста
Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Кризис 3-х лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Источник фото
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
19 февраля 2015
Источник
Возрастной кризис возникает из-за резких психологических изменений, вызванных взрослением человека. Эти периоды не всегда протекают трудно. Если в семье уделяют внимание воспитательным вопросам, общаются с ребенком, играют, разговаривают, проводят время вместе, то симптомы кризиса будут слабо выраженными — произойдет лишь скачок в развитии ребенка. В условиях неблагоприятных семейных отношений кризис может затянуться и привести к негативным последствиям.
Существуют следующие детские возрастные кризисы:
1. Кризис новорожденного вызван переходом из эмбрионального развития в младенчество.
2. Кризис первого года жизни проявляется на границе между младенчеством и ранним детством.
3. Кризис трех лет сопровождает переход ребенка из раннего в дошкольное детство.
4. Кризис семи лет проявляется при переходе из дошкольного в младшее школьное детство.
5. Кризис подросткового возраста наблюдается в период с 11 до 15 лет и сопровождает переход из детства во взрослую жизнь.
Кризис новорожденного
Специалисты утверждают, что возрастные кризисы обусловлены двумя причинами: физиологической и психологической. Ребенок появляется на свет из утробы матери. До этого он разделял с ней тело, слышал биение ее сердца, успокаивался при ходьбе. После рождения малыш перестает быть одним целым с мамой, поэтому он проходит процесс адаптации к новой жизни. Психологически младенец беззащитен. Он не может сказать о своих потребностях, проявить волю, поэтому ему крайне требуется забота родителей. Кормление грудью, телесный контакт, общение с новорожденным поможет ему легко справиться с трудным периодом.
Кризис первого года
В этом возрасте ребенок учится ходить, у него проявляется речь. Кризис сопровождает психологическое взросление — малыш начинает проявлять волю, характер, пытается высказать свое мнение. Годовалый ребенок начинает понимать, что мама существует отдельно от него, поэтому при ее уходе он впадает в панику, плачет и кричит. Малыш активно проявляет волю: самостоятельно кушает, пытается одеться, а если ему запрещают это делать — сильно расстраивается. Ребенок активно познает мир, поэтому в период кризиса не стоит сердиться и кричать на него, запрещать ему что-либо, если это не опасно. Родителям следует обеспечить безопасное пространство для развития, предоставить больше самостоятельности, чтобы минимизировать истерики.
Кризис трех лет
Это наиболее сложный и яркий период в жизни семьи. Милый ребенок становится практически неуправляемым. Он наотрез отказывается выполнять требования родителей, а любимая его фраза — «Не хочу!». Он дерется, упрямится и старается изо всех сил быть самостоятельным. Малыш осознает себя как личность. Он стремится самостоятельно решать, каким делом ему заняться. Родителям стоит проявить терпение, дать ребенку возможность почувствовать вою значимость. Важно научиться обыгрывать трудные ситуации — умение отвлекать будет хорошим качеством, которое поможет минимизировать истерики.
Кризис семи лет
В этом возрасте многие дошкольники меняют свой социальный статус. Теперь их главной деятельностью становится учеба, а не игра. Также происходят активные физические изменения: смена зубов, резкий рост, повышается координация, ловкость движений. Со сменой статуса малыш ждет, что у него появится больше независимости. Он считает себя взрослым, но как при этом вести себя не совсем понимает, поэтому наблюдается подражание сверстникам, плохое поведение, которое особенно усиливается в присутствии посторонних людей. Маленький человек ищет себя, а родители должны ему в этом помочь. Новый образ жизни накладывает определенный отпечаток. Родителям стоит минимизировать дополнительную нагрузку, обеспечить полноценный сон первоклассника, отдых и игры.
Кризис подросткового возраста
В возрасте 11-15 лет у ребенка начинается половое созревание, которое сопровождается активной гормональной перестройкой. На фоне этих изменений ребенок преодолевает подростковый кризис. Он становится грубым, неразговорчивым, проявляет агрессию, но несмотря на это внутри он очень раним и уязвим, его легко обидеть. Ребенок старается отделиться от семьи, поскольку желает, чтобы к нему относились как к взрослому.
Родителям стоит удовлетворить его потребность в независимости. Можно предоставить больше самостоятельности, при этом наложить и обязательства. Важно договариваться, общаться и делиться с подростком своими переживаниями. Советоваться с ним, выслушивать его мнение, интересоваться увлечениями. Во время любого сложного периода родителям важно помнить, что крик и угрозы не принесут результата. Необходимо обеспечить ребенку оптимальные условия для развития. Это поможет сгладить негативные проявления трудного периода.
Вы нашли для себя статью интересной? Жмите на палец верх и подписывайтесь на канал«Наши дети» Новые статьи о воспитание наших малышей, выходят каждый день.
Источник
Как распознать начало первого возрастного кризиса?
Основной причиной кризиса первого года является несоответствие новых возможностей малыша его желаниям. При этом родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку.
С одной стороны, у малютки появляется свобода движений, но он не всегда хорошо управляет своим телом и не может добраться до любопытных вещей, расположенных на верхних полках. С другой стороны, карапуз уже начинает использовать короткие слова и слоги для обозначения своих желаний, но далеко не все взрослые могут расшифровать автономную речь младенца. Ему хочется самостоятельности и независимости, окружающие же обращаются с годовалым малюткой как с новорожденным, лишая его возможности изучать окружающий мир на своих условиях.
В конце статьи мы подготовили чек-лист «Что делать, если сорвались на ребенке». Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!
Первым проявлением начала критического периода является трудновоспитуемость малыша.
Он много капризничает, упрямится и при этом требует к себе повышенного внимания. Проявляя обретенную самостоятельность, кроха отказывается выполнять просьбы родителей, поступает по-своему.
В ответ на критику и запреты маленький бунтарь закатывает истерики, он становится особенно чувствителен и обидчив. Поведение малютки в глазах родителей теряет всякую логику из-за непоследовательности желаний и поступков.
Как помочь ребенку пережить кризис 1 года?
Взрослые тяжело переносят возрастной кризис потому, что он сопровождается резкими переменами настроения у малыша. Чтобы лучше справляться со слезами и капризами, нужно выяснить, какая из трех причин их вызвала.
- Первым поводом для истерики является запрет или отказ родителей выполнять сиюминутные пожелания крохи. В этом случае ваша задача — отвлечь малютку разговором, игрой или новым интересным занятием.
- Второй вид капризов — это манипуляция с целью добиться от взрослых желаемого. Если ваше чадо не плачет навзрыд, а лишь канючит, просто заговорите с ним о том, что происходит вокруг, переключите внимание.
- После насыщенного новыми впечатлениями дня часто случаются «истерики усталости». Наблюдайте за состоянием крохи, чтобы не доводить его до подобного состояния. Если же вы упустили момент начала капризов, успокойте малютку сказкой на ночь, колыбельной или создайте тихий фоновый шум, открыв краны в ванной.
Что делать родителям, чтобы свести проявления кризиса к минимуму:
- Сохранять спокойствие и терпение, не срываться на крик.
- Уделять ребенку больше внимания, особенно если кроха сам просит об этом.
- Правильно организовать расставания, если приходится оставлять малыша.
- Отвлекать карапуза от истерики при помощи забавных присказок или стишков.
- Давать крохе право выбора в мелочах.
- Разговаривать с ребенком, чтобы он учился выражать свои мысли и желания.
- Создать дома безопасную среду, перенести все опасные предметы повыше. (см статью Безопасность детей от 1 до 3 лет: дома, на прогулке, в транспорте)
- Вместо категорического и непонятного запрета использовать слово «опасно».
- Наказывая, акцентировать внимание на том, что вас разочаровал не сам малыш, а его конкретный поступок.
Причины кризиса 3 лет и его основные симптомы
Критический этап наступает в возрасте от 2,5 до 4 лет и длится не меньше 4-6 недель. Это минимальное время, требующееся для серьезной психологической перестройки и освоения новых поведенческих навыков.
Малыш достигает перехода от раннего возраста к дошкольному, и его главным приоритетом становится исследование мира и своих возможностей. Именно в три года формируется личность. Малышу хочется все делать самому, принимать решения, но он по-прежнему нуждается в любви и заботе родителей. Если же родители ограничивают независимость крохи, назревает бунт.
Психологи выделяют семь основных симптомов кризиса трех лет:
- Негативизм проявляется в резком отрицании любых предложений взрослого. Кроха стремится делать все наоборот, по-своему.
- Детки часто проявляют упрямство, когда хотят добиться чего-то «из принципа», а не из-за сильного желания.
- Строптивость проявляется в недовольстве, попытках сломать привычный уклад жизни, отказаться от используемых родителями норм воспитания.
- Желание независимости пробуждает детское своеволие. Малыши желают делать все сами, не осознавая, что некоторые занятия им пока не по силам.
- Протест-бунт часто превращает дом в поле боевых действий. Малыш раздувает конфликт на пустом месте, доводя и себя, и родителей до истерики.
- Обесценивание проявляется в том, что свою ценность для ребенка теряют многие предметы и понятия: игрушки, привычки, авторитет родителей.
- Деспотизм наблюдается у детей, которые пытаются управлять действиями окружающих, не отпускают от себя маму, командуют бабушками.
Эти симптомы не всегда проявляются одновременно и с одинаковой силой. Обычно два-три признака заметны в детском поведении наиболее ярко, а другие лишь дополняют картину.
Малыш взбунтовался. Как с ним взаимодействовать?
В конце статьи мы подготовили чек-лист «Что делать, если сорвались на ребенке» Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!
Верные способы укрощения маленького строптивца
- При первых признаках истерики, постарайтесь отвлечь карапуза игрой, сказкой или новым занятием. Если истерика уже разгаре, остается лишь переждать ее.
- Никогда не отвечайте руганью и криками на детский скандал, это лишь придаст вашему чаду уверенности в том, что он может вами управлять.
- Позвольте истерике прийти к логичному завершению, после чего скандалист сам придет просить прощения.
- Озвучивайте свои действия и эмоции. Попробуйте словами описывать яркие эмоции малыша, чтобы он научился их различать.
- Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки.
- Щедро хвалите его и напоминайте про свою любовь.
- Не сравнивайте своего отпрыска с другими детками. Любые сравнения можно проводить лишь со способностями вашего чада в прошлом.
- Используйте детский негативизм в своих целях. Предложите строптивцу остаться дома, как он тут же помчится собираться на прогулку.
- Оставьте кроху наедине с собой, если он отказывается от развивающих игр или прогулок. Ему быстро станет скучно и легче согласится на ваши предложения.
- Давайте ребенку право принимать решения, делать выбор, ведь именно этого так хочется вашему чаду.
- Даже если самостоятельная затея не удалась, не ругайте малыша, а похвалите его настойчивость.
- Избегайте резко негативных оценок, ведь ребенок особенно чувствителен и эмоционален в этом возрасте.
Родителям нужно выстроить общую стратегию воспитания и никогда не озвучивать противоречивые требования, которые лишь собьют кроху с толку. Сформулируйте четкие правила поведения для всех членов семьи и следите за их исполнением. Если папа заслуженно наказал, мама не должна моментально бросаться на защиту малютки. Нельзя также спорить и осуждать поведение и методы наказания друг друга в присутствии отпрыска.
Понять, что кризис закончился можно по нескольким признакам. Эти психологические и поведенческие изменения сигнализируют о начале периода дошкольного детства:
- Стремление ребенка получить результат собственной деятельности. Препятствия на пути к цели больше не останавливают кроху, а лишь повышают значимость конечного результата.
- Желание получить отклик на свои действия со стороны окружающих. Ребенок не просто демонстрирует результаты, но жаждет услышать положительную оценку своих достижений.
- На фоне обострения чувства собственного достоинства формируются новые черты характера. Ребенок может преувеличивать свои достижения, хвастаться, а также обижаться на отсутствие похвалы.
Что делать, если сорвались на ребенке?
Причины кризиса 7 лет и его признаки
В возрасте семи лет детки теряют свою непосредственность. Теперь вы больше не сможете понять, о чем думает ваш шалопай по одному его внешнему виду. Кроха учится заранее обдумывать последствия своих поступков. Благодаря этому, он не бросается моментально воплощать в жизнь свои затеи, а предварительно оценивает вероятную реакцию взрослых и возможные наказания.
Самосознание семилеток позволяет им различать и оценивать собственные переживания и эмоции окружающих. Яркие эмоции и переживания могут вступать в противоборство, из-за чего дошкольник становится раздражительным, капризным и нервным.
На фоне психологических изменений происходят корректировки детской самооценки. Как и дошколята, семилетки также стремятся к достижению идеала, но собственные способности не считают выдающимися, потому оценивают их более объективно.
В конце статьи мы подготовили чек-лист «Что делать, если сорвались на ребенке». Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!
Признаки кризиса выделяются на фоне других проявлений взросления:
- Внезапные вспышки непослушания начинаются с «пауз», когда в ответ на мамину просьбу малыш задумывается и не спешит выполнять поставленную задачу, оттягивает неизбежное.
- Споры появляются, когда кроха напрочь отказывается выполнять ваши просьбы и поручения. Чаще всего используются аргументы, приводящие в пример поведение старшего брата или сестры, знакомых или мамы с папой.
- Непослушание проявляется и в постоянных противоречиях. Малыш делает все наперекор, отказывается следовать правилам и выполнять просьбы.
- Маленькие бунтари часто прибегают к хитрости, в попытке уклониться от навязанного взрослыми поведения.
- Они используют скрытность, чтобы добиться желаемого результата или избежать наказания.
- На пике критического этапа семилетки пытаются всячески показать свою «взрослость». Они отказываются от любимых игрушек, примеряют взрослую одежду, подражают старшим членам семьи.
Хотя в период кризиса дошколят тяжело заставить слушаться, они с охотой берутся за «взрослые» задания, которые сами себе назначают. Выполнение домашних обязанностей, уход за домашними животными и другие ответственные занятия помогают крохе почувствовать себя самостоятельным и независимым, ведь именно к этому он и стремится.
Правила поведения для родителей семилетки
- Отыщите баланс между желанием приучить ребенка к самостоятельности и стремлением сделать его максимально послушным.
- Демонстрируйте свое доверие и уважение к подрастающему члену семьи, подчеркивайте его взрослость и всячески хвалите за достижения.
- Откажитесь от категорических запретов. Они накаляет конфликты, и при этом семилетка лишается возможности получить важный жизненный опыт.
- Не допускайте абсолютное попустительство. Оно вызывает острое чувство неудовлетворенности, занижающее самооценку.
- Поэтапно перекладывайте ответственность за благосостояние ребенка на его собственные плечи. С другой стороны, пусть кроха почувствует ответственность за необдуманные действия, чтобы учиться на собственном опыте.
Установите базовые правила поведения малыша в любых ситуациях. Перечень правил должен включать категорические запреты, защищающие кроху от опасности, а также список нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях. Наиболее обширным должен быть перечень действий, которые малютка может выполнять по своему усмотрению. Эта категория должна с возрастом расширяться, охватывая все сферы жизни ребенка.
Во время возрастного кризиса семи лет ребенок по-прежнему нуждается в вашей поддержке и любви, хотя и стремится к большей самостоятельности. Вам нужно помочь своему крохе стать немножко взрослее, формируя у него полезные привычки и прививая правила поведения в обществе.
А как вы справлялись с возрастными кризисами своего крохи? Поделитесь в комментариях!
Источник