Развитие ребенка зимующие птицы
Илаха Агаева
Конспект занятия по познавательному развитию «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе детского сада
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: Зимующие птицы.
Используемые технологии:
с использованием игровой технологии
Разработала
Воспитатель ГБДОУ № 52
Приморского района
Прокопенко Наталья Васильевна
Дата проведения 2017. г
Цель: Формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
-уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах.
ОО «Речевое развитие»
-совершенствовать диалогическую речь.
-вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
-активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым.
-формировать умения и навыки наблюдения за живыми объектами (птицами).
Демонстрационный материал:
Рисунки и фотографии с изображением зимующих птиц; кормушки; корм для разных птиц.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Дети сидят на коврике. Внимательно слушают стих. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы»:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку : в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
Ведь голодно очень на воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить….
2. Основная часть
-Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Что делали многие птицы осенью. Как можно назвать птиц, которые улетают на юг? Назовите перелетных птиц. Птицы, которые питаются насекомыми, улетают после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Это жаворонки, скворцы… Когда замерзают озера и реки, улетают и водоплавающие птицы. Это гуси, утки, лебеди…
Какое время года сейчас? Чем питаются птицы зимой? Поют ли птицы зимой? Каких зимующих птиц вы знаете? Дети отвечают.
-Легко ли зимующим птицам зимой? Почему? (Им очень тяжело приходится зимой :и корма зимой мало, и холодно.) Кто же приходит к ним на помощь? Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода? (предположения детей)
-Погибнут птицы- некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть, и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель показывает изображения птиц и рассказывает, какой корм надо готовить для каждой птицы.
-Еда с нашего стола птицам не годится. Для корма птицампригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны-всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клест очень любит еловые и сосновые шишки, его крепкий клюв крестом ловко шелушит их. Еще клест удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Проводится дидактическая игра «Какой птички не стало?» На доске шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей,когда они откроют глаза: «Какой птички не стало?»
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Дети встают в круг и выполняют движения под музыку. Повторяя за воспитателем.
Прилетайте, птички! показывают «зовущие» движения пальцев
Сала дам синичке. «режущие» движения ладонями
Приготовлю крошки, трут подушечками пальцев друг о друга
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям, вытягивают вперед правую руку
Эти крошки- воробьям., вытягивают вперед левую руку
Галки да вороны, трут ладонью о ладонь.
Ешьте макароны!
Дети садятся на стульчики за столы. Воспитатель предлагает разгадать загадки, найти изображение отгаданных птиц и описать их внешний вид. Затем рассказывает об их повадках.
1. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
(Грудка у синицы желтая, а посредине грудки- черный галстук, на голове черная шапочка)
— Синица издает звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам и паркам и садам, уничтожают вредных насекомых.
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (снегири)
(У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове «шапочка», крылышки и хвостик черные)
-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка снегирей, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка прячется в кустах или на деревьях, где и ночуют, скрытая в ветвях. С наступлением весны снегири исчезают из населенных пунктов, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там питомцев и ждут зимы.Примета гласит: запел снегирь- быть вьюге; снегирь под окном зимой поет- к оттепели.
3. Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
(У воробья серо-коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки)
-Воробей маленький, но шустренький. Рассаживаются воробьи на изгородях,ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик, чик-чирик!» Воробей в течении своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит, например гнездо разорят или другая беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А ещёесть примета: если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо- будет снег без ветра, а дружно чирикают- к потеплению. Воробьи залезают под крыши или под груды хвороста- к морозу или перед пургой.
4. Окраской-сероватая,
Повадкой-вороватая,
Крикунья хриповатая-
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
(У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное — серое)
— Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков, селятся среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов.В народе говорят: если зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу; если вороны устраивают в небе хороводы- быть снегопаду.
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет?. (сорока)
Дети описывают сороку
-У сороки есть прозвище- белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост черные. Очень красив у сороки хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна ее привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится на открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.Поверье гласит: сорока под крышу лезет – к вьюге.
3. Рефлексия (заключительная часть)
Проводится игра средней подвижности «Филин и пташки».
Воспитатель благодарит и хвалит детей за старания. Дети выражают свои эмоции- радость, смех….
Источник
наталия акинина
Занятие «Зимующие птицы».
Цели:
уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;развивать связную речь: расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.
Ход занятия:
-Ребята, вы любите отгадывать загадки?- Да. Тогда, слушайте.
-Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года? – ЗИМА.
Вос-ль выставляет картины, на которой изображен зимний лес. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь».
-Что изображено на картине?- Зимний лес.
— Представте, что мы оказались с вами в зимнем лесу. Утро, очень тихо. Деревья стоят голые, только на зеленых лапах сосен и елей лежит белый пушистый снег. И вдруг…. Звучит аудиозапись пение птиц.
-Чьи голоса мы услышали? А разве птицы не улетели в теплые края?
-Какие птицы улетают?- перелетные.
-Назовите перелетных птиц.
-Как называются птицы, которые остаются на зиму?- зимующие.
-Назовите зимующих птиц?
-Какие птицы живут зимой в лесу? Какие рядом с человеком в городе, деревне?
-А какие птицы прилетают к нам зимовать?- свиристель, клест.
-Подумайте, почему они летят зимой к человеку?
-Правильно, птицы летят в города и деревни, чтобы прокормиться. Но и в лесу тоже остаются.
Загадка о синичке:
Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица
И в скворечнике на ветке
Первый гость… синица.
Показ иллюстрации.
— На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются вблизи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду. Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся, и не будем двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстро. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду.
-Как вы думаете, что они могут находить на этих березовых ветках?
-Вспомните, чем питаются синицы летом?
Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам. Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками. Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей.
— Какую же полезную работу для леса выполняют синицы?
Они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц.
— Скажите, а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки?
Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка — и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.
Физкультминутка. В лесу
Весь засыпан снегом лес.
(повернулись вправо,правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)
Аудиозапись стука дятла.
Как вы думаете, голос, какой птицы мы услышали?- дятел.
Показ иллюстрации.
Гуляя по лесу, можно услышать звонкие удары, словно кто — то стучит в барабан. Но кто, же этот лесной барабанщик?
Знакомьтесь, это дятел. Вот он сидит на стволе дерева, надёжно уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста. Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна.
Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса — жуки — короеды, прожорливые личинки, насекомые. Дятел достанет их из пробитой дырочки длинным, узким и липким языком. За это дятла называют лесным доктором, ни одно дерево в лесу не останется без его внимания, будут уничтожены насекомые-вредители, и лес будет жить.
Но не только жуками питается дятел. Зимой он расклёвывает сосновые и еловые шишки. Но, сорвав шишку, птица сначала укрепит её в расщелине дерева или между ветками. Ее называют кузницей. ‘Кузница’ — это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку — летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под ‘кузницей’ дятла валяется целая куча пустых шишек
-Почему дятла называют лесным доктором?
Вопросы по пройденному материалу:
-О каких птицах мы сегодня говорили?
-Какую птицу называют лесным доктором?
-Какую пользу приносят птицы?
-Как называется место, где дятел расклевывает шишку?
-Почему птиц надо охранять?
-Как мы можем помочь птицам пережить холода?
Вос-ль предлагает детям самим рассказать о дятле или синице по плану:
Внешний вид, место обитания, питание польза.
В конце занятия вос-ль спрашивает детей, что нового они узнали, о каких птицах они хотели бы поговорить на следующем занятии.
Источник
Светлана Александровна Щетинина
Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
Программное содержание.
Уточнить и закрепить представление детей о зимующих птицах: внешнем виде, повадках, питании. Закреплять умение называть месяцы года. Учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания.
Расширять словарный запас. Развивать связную речь, слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к зимующим птицам; сочувствие и сопереживание по отношению к пернатым.
Словарная работа: зимующие, пернатые, кормушка, подкормка, уничтожают.
Материал: картинки с изображением зимних птиц, перелетных птиц, плоскостные фигурки зимних птиц, письмо-просьба, письмо-благодарность, посылка с подкормкой, 2 коробочки с надписью «зимние птицы», «перелетные птицы». Подкормка, заготовки для кормушек, контейнеры с фасолью (на каждого ребенка, дерево на подставке.
Ход занятия:
Настроить детей на рабочую обстановку, коротко напомнить детям правила поведения.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуйте их, пожалуйста! (дети здороваются: девочки улыбаются; мальчики с поклоном головы.)Воспитатель: Мне бы очень хотелось, чтобы наши гости увидели вас с лучшей стороны. Постарайтесь быть внимательными, активными, дисциплинированными.
Воспитатель: Начнем наше занятие с тренировки памяти. Давайте-ка вспомним все месяцы года.
Воспитатель: Назовите первый месяц зимы, второй месяц лета, третий осени. (Дети по очереди называют месяца года по сезонам).
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А что было до зимы?
Дети: До зимы была осень.
Воспитатель: А что в этом году принесла нам зима?
Дети: Зима принесла сильные морозы и снегопады.
Воспитатель: Да, характер у зимы лютый. Особенно достается от нее птицам. Некоторые птицы не стали с ней спорить и улетели в теплые края. Но есть и такие, которые несмотря, ни на что, остались зимовать.
Воспитатель: Как называют этих смелых птиц?
Дети: Зимующие
Загадки-описания «Что за птица?»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете этих птиц?
Дети: Знаем!
Воспитатель: А сможете ли вы отгадать их по моему словесному описанию?
Дети: Сможем!
Воспитатель: Тогда слушайте и отгадывайте!
• Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой (воробей).
• Толстый, с алой грудкой, малоподвижный (снегирь)
• Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый (дятел)
• Ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая (сорока)
• Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница (ворона)
• Маленькая, на желтом брюшке черная полоска, юркая, ловкая (синица)
• Нарядная, с розовато-серым тельцем с желтой полоской на конце хвостика, с задорным хохолком на голове (свиристель)
Воспитатель: Молодцы! Вы быстро и правильно, отгадали всех птиц по описанию. Ну, а на картинках этих птиц, я думаю, вы узнаете без особого труда. Верно?
Дети: Да!
Д/и «Помогите Паше и Маше»
(создание проблемной ситуации)
Воспитатель: Тогда, помогите Паше и Маше! Паша и Маша живут в одном доме со мною. Совсем недавно они стали коллекционировать картинки, марки с изображением зимующих птиц. Один из них собирает зимних, а другой перелетных.
Воспитатель: Как вы думаете, кто из них собирает зимних птиц?
Мальчик: Я думаю — это Паша!
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
Мальчик: Наверное, потому, что зимние птицы больше нравятся мальчикам за то, что они смелые и выносливые.
Воспитатель: Правильно, так оно и есть. Так вот, вчера они несли свои коробочки с картинками. Вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, сорвал крышки с коробок и все картинки разлетелись и перемешались.
Воспитатель: Как бы вы, девочки повели себя в такой ситуации?
Девочка: Я бы, наверное, расплакалась.
Воспитатель: Да, Маша действительно расплакалась.
Воспитатель: Интересно, а как бы проявили себя наши мальчики, оказавшись на Пашином месте?
Мальчик: Я бы сильно огорчился, но плакать бы не стал, ведь я будущий мужчина, а мужчины не плачут. А еще бы, я успокоил бы Машу.
Воспитатель: Именно так все и было. Как раз в этот момент я проходила мимо.Я сказала: «Не плачь Маша, не огорчайся Паша, мои дети очень хорошо знают как зимних, так и перелетных птиц, они помогут вам правильно разложить картинки».
Воспитатель: Поможем детям?
Дети: Поможем!
Воспитатель:Тогда приступайте: мальчики будут собирать зимних птиц, а девочки перелетных.
(Дети по очереди берут по одной картинке,например: снегирь — зимняя птица, утка — перелетная птица и раскладывают по коробкам.)
Воспитатель: Замечательно, Паша и Маша будут вам очень благодарны.
Д/у «Что могут делать зимние птицы?»
Воспитатель: Дети, придумайте и скажите одним словом, что могут делать
птицы.
(дети называют и по цепочки усаживаются на стульчики.)
летать
махать
прыгать
клевать
вить
откладывать
высиживать
уничтожать
щебетать
петь
галдеть
кричать
Д/у: «Кто как поет?»
Воспитатель: Все птицы разные, одни нарядные, другие невзрачные. Одни юркие, другие малоподвижные. Но зато все они могут петь. Сейчас я буду называть зимних птиц, а вы отвечайте, как они поют, используя слова он, она, они.
• Ворона (она каркает)
• Воробей (он чирикает)
• Синица (она тинькает)
• Сорока (она стрекочет) и т. д.
Дыхательное упражнение «Птичий базар»
(Дети имитируют голоса птиц)
Воспитатель: Ребята, давайте, повеселимся, устроим «птичий базар». Пусть каждый из вас споет песенку любимой зимней птички!
(дети одновременно подают голос птиц).
Дети: Ворона (кар-кар.)
Галка (каакаа.)
Сорока (чачача.)
Воробей (чивчив. чирчир.)
Синица (тиньтинь. .синьсинь.)
Свиристели (свирисвиристи.) и т. д.
Воспитатель: Замечательный, веселый, звонкий хор птичек у вас получился.
Д/и «Чем питаются летом птицы?»
Воспитатель: Так весело было птицам летом, когда они были сыты.
Воспитатель: А чем они питались летом?
(воспитатель подносит игрушечную кастрюльку, а дети движением руки показывают, как кладут туда насекомых.)
жуками
кузнечиками
личинками
букашками
и т. д.
Д/и «Чем питаются птицы зимой?»
Воспитатель: А вот зимой пернатым найти корм куда тяжелее. Чем же они питаются в это время года?
ягодами рябины
ягодами барбариса
семенами шишек
семенами прошлогодней травы
почками деревьев
отыскивают насекомых, личинок в трещинах коры
а еще их подкармливают добрые люди: крупой, крошками хлеба, семечками.
Физминутка «Веселый воробей»
(инсценировка песни)
Воспитатель: Вы правы, как только не ухитряются зимние птицы добывать себе еду.
Воспитатель: Ребята, давайте, мы расскажем нашим гостям, как мы подкормили воробья и что из этого получилось.
Д/и «А знаете ли вы?»
Воспитатель: Ребята, сядьте поудобнее. А сейчас пусть каждый из вас представит себя в роли ведущего телепередачи «В мире животных» и сообщит что-нибудь интересное о зимних птицах.
Воспитатель: И так в эфире рубрика «А знаете ли вы?»
1 ребенок: А знаете ли вы, что птица клест выводит птенцов зимой?
2 ребенок: А знаете ли вы, что у снегиря брюшко красное, а у самочки серое?
3 ребенок: А знаете ли вы, что свиристелей за красоту оперения в народе зовут красавками?
4 ребенок: А знаете ли вы, что галка скачет боком? и т. д.
Воспитатель: Молодцы много интересного вы знаете про зимних птиц
Д/и «Подкорми птиц».
Воспитатель: А знаете ли вы, мои любознательные дети, что сегодня к нам в группу пришла посылка. Не догадываетесь от кого? Тогда слушайте!
а) Письмо-просьба
«Здравствуйте, дорогие ребята! Начну свое письмо с главного. Вчера я прочитала стихотворение А. Яшина, которые тронуло меня до глубины собачьего сердца. Вот послушайте. (воспитатель читает стих А. Яшина «Подкормите птиц».).
И я сразу же принялась за работу. Но одной мне не справиться. Я знаю, что вы добрые дети и поможете зимним птичкам. Все необходимое высылаю».
Ваша умная собачка Соня.
б) Работа с заготовками кормушек
Воспитатель: Посмотрим, что она нам прислала. Кормушки. Но они не сделаны до конца.
Воспитатель: Как вы думаете, кто выполнил работу?
Мальчики: Мы!
Воспитатель: Кто мы?
Мальчики: Мальчики!
Воспитатель: Конечно же, она поручила это мальчикам. Ведь они наши будущие, кто? Инженеры, столяры, плотники, мастера.
в) сортировка корма
Воспитатель: А еще здесь продукты. Их надо пересмотреть, все ли можно использовать для подкормки птиц. Этим займутся наши девочки. Ведь они наши будущие хозяйки.
Воспитатель: Мальчики, кормушки готовы?
Мальчики: Да!
Воспитатель: Девочки, а подкормка готова?
Девочки: Да!
Воспитатель: Девочки, что вы отобрали для подкормки?
Девочки: семена подсолнечника, семена тыквы, арбуза,крупу: пшено, овсяные хлопья, крошки хлеба, сало несоленое, творог. Все то, чем можно подкармливать птиц.
Воспитатель: А теперь положите это все в кормушки!
Воспитатель: Ну, вот и все готово!
г) толкование пословицы
Воспитатель: Ребята,в народе говорят: «Подкорми птиц зимой, и они скажут тебе спасибо летом».
Воспитатель: Как вы понимаете это высказывание?
Дети: Это значит, они отплатят тем, что уничтожат вредных насекомых на полях, в садах и огородах.
Воспитатель: Я вполне согласна с тобой.
Пальчиковая гимнастика «Чудные птицы».
Воспитатель: Непонятно, почему птицы не прилетают. А давайте мы их позовем. Мы будем бросать семена фасоли и приговаривать. Они услышат шум падающих семян и прилетят к кормушкам.
(дети читают четверостишие, а воспитатель вывешивает фигурки зимних птиц на дерево)
Снегирь и сорока, клест и синицы
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они были по-прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами!
Воспитатель: Теперь порядок!
Посмотрите, же сколько прилетело!
1) Итоговая беседа.
Воспитатель: ребята, кому мы посветили все наше занятие?
Дети: зимним птицам.
Воспитатель: что должны помнить люди о зимних птицах?
Дети: они должны понимать, что птицы нуждаются в их помощи.
2) Сюрпризный момент.
Источник