Развитие ребенка времена года зима

Развитие ребенка времена года зима thumbnail

Время года — Зима

 

Время года — Зима

 

(картинки из серии Умные книжки «Что нас окружает»)

 

Время года — Зима

 

Время года — Зима

  

Текст о Зиме: 
Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. (Зимой влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.

Вопросы: Куда прячется белка в сильные морозы? Что делает зимой медведь? Какой праздник отмечают зимой? Как готовятся к встрече Нового года? Назвать зимние игры и забавы. Чем питаются зимой заяц, белка? На кого охотится лиса?

Стихи о Зиме:
 ***
Зима (А.С. Пушкин)

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

***
Снегопад (Глушев Г.)

Маленькие ёлки
И большие ели
Что-то приумолкли,
Что-то присмирели.
Снег с утра до ночи,
Всё засыпать хочет:
И в лесу все тише,
И снега все выше.
Елочки-подружки
Говорят друг дружке:
-Слишком много снега-
Тяжело макушке.

***
Новогодние деньки

Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.

***
На лыжах

Солнце ходит выше
С каждым днем.
Мы наденем лыжи —
В лес пойдем.
Словно терем белый,
Замер бор.
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.

***
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?

Подбери слово о Зиме:
 Снежный (что?) — …
Снежная (что?) — …
Белый (что?) — …
Холодная (что?) — …
Морозный (что?) — …
Ледяная (что?) — …
Трескучий (что?) — …
 Сильный (что?) — …

Подбери признак о Зиме: 
Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

Составь рассказ про Новый год: 
Что ты знаешь об этом празднике. Дети наряжают (ёлку). Дед мороз принёс детям (подарки). Ёлка украшена разноцветными (ёлочными игрушками).

Загадки о Зиме:
 ***
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.(Снежинка)

***
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

***
Белая скатерть все поле укрыла (Снег)

***
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.(Снег)

***
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
***
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

***
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

***

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)

Читайте также:  Интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду

***
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Источник

Мадина Тава
Конспект занятия по ознакомлению с временами года «Зима»

Цель: Закрепить у детей представления о зиме. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Образовательные задачи:закреплять знания о зиме: название зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Расширять кругозор с помощью литературных произведений.

Развивающие: продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности. Уметь устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным произведениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа.

В: Зима – это самое волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме множество прекрасных произведений, где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку. Послушайте стихи о волшебнице – зиме.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

В: Это стихотворение написал наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (показываю портрет поэта). Ребята, но о зиме не только сочиняют стихи, но и пишут музыку. Так, композитор Петр Ильич Чайковский, чей музей находится в нашем городе, потому что жил и работал здесь (показываю фотографию, сочинил произведение, которое называется «Времена года». Послушайте отрывок из этого произведения. (Дети слушают музыку). Ребята, правда, чудесное произведение! Хочется помолчать, подумать, помечтать после прослушивания такой музыки. Ребята! Какие картинки зимней природы вы себе представляли, когда слушали стихотворение и музыку? Можно ли, прослушав их, составить рассказ о зиме? (ответы детей; дети составляют небольшие рассказы).

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

— Небо серое, солнце светит мало. Если светит — то не греет.

— Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

— Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

В: Как называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

— А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Физкультминутка «Зимой». (координация слов с движением)

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

«Снежок — загадка»отгадывание загадок:

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили!

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Под гору — лечу,

В гору — тащу.

(Санки)

В: Молодцы, ребята! А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра «Угадай явления природы»».

Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением природных явлений, характерных для разных времен года и большой лист белой бумаги.

В: Ребята, сейчас я включу вам аудиозапись,а вы должны определить: звуки каких природных явлений вы услышали (воспитатель включает звуки вьюги, метели и т. д.).

— Что вы услышали? Звук чего?

Д: Вьюги.

— А это что за звук?

Д: Метель.

В: Правильно, ребята! А в какое время года можно услышать эти звуки?

Д: Зимой.

В:Вы все сегодня большие молодцы.

Источник

На этой страничке Вы найдете материал, который связан с изучением четырех времен года. Смотрите, скачивайте, распечатывайте. Учитесь играя.

учим времена года

Содержание статьи.

(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)

С какого возраста начинаем изучать

Читайте также:  Значение языковой среды для развития речи ребенка

Как легче запомнить ребенку времена года

Выбор тематического материала для детей

Учим времена года.

Для взрослых, кажется, что знать времена года, это просто, естественно и очевидно. Но  для ребенка такое понятие как времена года, не кажется простым и ясным. Маленький ребенок не четко представляет себе, что такое зима, весна, лето и осень, так как это нельзя потрогать или пощупать. И как оказывается на практике, объяснить такое явление, как времена года, не всегда удается с первого раза.

Настольная игра 3D «Времена года»

Как объяснить эти процессы природы ребенку, как помочь ему легче запомнить такую информацию?

Для того чтобы ребенку было легче понять и запомнить, надо зародить в нем ассоциации с чем-то существующим.

С какого возраста начинаем изучать.

Обучение, или точнее сказать, знакомство с сезонами можно начинать очень рано. С 1,5 – 2 лет.

В этом возрасте, знакомьте ребенка с окружающим миром, вводите такие понятия как холодно- тепло, дождливо- солнечно , листья были зеленые – стали желтые.

  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима

 Формируйте первоначальные представления о временах года. Зимой – снег, весной – почки и зеленая травка, летом- фрукты, ягоды и море, осень – листья желтеют и падают.

Знакомить ребенка в раннем возрасте так же можно и при помощи картинок и мультиков. Показываете ребенку иллюстрацию и рассказываете, что там изображено. Просмотр картинок не должен занимать более пяти минут.  Если видите, что интереса к картинкам ребенок не проявляет, не хочет слушать и смотреть, то не настаивайте. У Вас много времени впереди, все успеется!

К трехлетнему возрасту уже можно ребенку объяснить разницу во временах года. В этом возрасте ребенок у же точно понимает, что такое дождик, снежок, когда на улице холодно, когда тепло. Когда гуляете с ребенком, обращайте внимание на изменения в природе, рассказывайте что поменялось на улице. Начните с того сезона, который в данный момент за окном. Чтобы ребенок на жизненном примере видел, какие изменения происходят в природе.

  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима

Если в возрасте 3- 4 года у Вы еще не начали знакомства с сезонными изменениями и временами года, то именно в тот период когда это необходимо сделать!!!

В четырехлетнем возрасте уже нужно более серьезно подойти к процессу изучения времен года. За свои четыре года жизни ребенок уже несколько раз наблюдал за сменой сезонов. У него уже сформировались какие-то свои ассоциации  с каждым временем. Например: зимой-  катаемся на санках, а летом- едем к бабушке.

В возрасте 5- 7 лет ребенок уже четко должен знать и понимать явления природы!!!

Как легче запомнить ребенку времена года.

В дошкольном возрасте обучение детей происходит только в игровой форме. В наше время достаточно ярких, красочных материалов, наглядных пособий, книг и игр по теме «Времена года». Эти пособия можно купить, можно распечатать из интернета, можно делать самому.

  1. С ребенком можно заняться разными видами творчества,  рисованием,  аппликацией, раскрашиванием. В процессе занятия творчеством, вести разговор и пояснять ребенку, когда и что происходит. Например, из рисования и аппликации с нашего сайта:
  2. Можно читать книги и рассматривать яркие и привлекающие к себе внимания картинки. Можно купить книжку с наклейками, и приклеивать наклейки, выполняя задания. Таким образом закрепить полученные знания.
  3. Можно играть в развивающие игры по теме «Времена года», это могут быть пазлы, лото, игры с прищепками и т.п.
  4. Разучивать стихи отгадывать загадки. Чтобы выучить стих за 5 минут, покажите ребенку мнемотаблицу, результат гарантирован.
  5. Воспользуйтесь, красочно оформленными карточками — алгоритмом рассказа.
  6. Смотреть обучающие мультики и видео.
  7. И самое главное, наблюдайте за изменениями природы в реальной жизни. Подмечайте и обсуждайте происходящее.

Вот примерные особенности времен года, которые будут доступны и понятны каждому дошкольнику:

ЗИМА.

учим время года зима

Это, конечно, белый снег, холодно. Люди одеваются теплей, шапки, шубы, шарфы, перчатки. Дети катаются на санках, с горки, на лыжах и коньках, играют в  снежки, лепят снеговика. Любимый праздник —  Новый год, наряжаем елку, подарки от Деда Мороза.

ВЕСНА.

учим время года весна

Тает снег, прилетают птицы, из спячки просыпаются животные, появляются почки на деревьях, деревья цветут, потом появляются зеленые листики. Травка зеленеет, растут цветы. Праздник — 8 марта, дарят мимозы и тюльпаны. На Пасху пекут куличи.

ЛЕТО.

учим время года лето

Ассоциируется с солнцем, теплом, мало одежды, море, поездка к бабушке, созревают фрукты и ягоды, цветы, бабочки.  День длинный, а ночь короткая, детки долго гуляют на улице. Дети катаются на велосипедах, самокатах, роликах, купаются в реке.

ОСЕНЬ.

учим время года осень

Листья желтеют, опадают, деревья становятся «голыми». На улице дождь и ветер, птицы улетают на юг. Сбор урожая, зонт и резиновые сапоги.

Экспериментируйте, фантазируйте, изучайте, закрепляйте!

Воспользуйтесь материалами с нашего сайта, будем рады!!!

Тематический материал для изучения времен года.

Пазл «Четыре сезона»

Множество пазлов на тему «Времена года»

Читайте также:  Пословицы и поговорки про развитие ребенка

Игра с прищепками «Времена года»

Игра с липучками «Времена года»

Плакаты А3 и А4 признаки Зимы, Весны, Лета, Осени.

  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима

Плакаты Времена года

Схема рассказа о Зиме, Весне, Лете, Осени.

  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима
  • Развитие ребенка времена года зима

Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень. Дидактический материал в стихах, картинках, заданиях, вопросах. Комплект в 4-х книгах. ФГОС

Смотрите так же:

Источник

Екатерина Деженина
Конспект занятия в старшей группе «Времена года. Зима. Занятия и одежда детей»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»

Цель: продолжать пополнять знания о временах года. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе, расширять представления о зимних видах спорта, закреплять понятие » спортивная одежда» ,зимняя одежда.

Словарь: будем заниматься, какое время года, зима, на улице холодно, снег идёт, деревья в снегу, снежинки летят, снеговик,ком, ведро, метла, санки, коньки, лыжи, одежда.

Предварительная работа : провести на прогулке зимние игры (катание на санках, лыжах, игра в снежки, лепка снежной бабы) по возможности рассмотреть с детьми каток и катание на коньках.

Демонстрационный материал: предметные картинки (санки, лыжи, коньки, снеговик, круг с временами года

Раздаточный материал: конверт с частями снеговика (3 больших кома разной величины (на одном коме глаза, нос, рот) ; 2 маленьких одинаковых кома ; ведро; метла.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим прогулку по временам года. Посмотрите, у меня есть волшебный круг со стрелочкой.

— Стрелка, стрелка повернись, где нам надо остановись. (останавливается на времени года- зима)

— Ребята, на какое время года показывает стрелка?

Зима. Как вы догадались?

Игра «Кто больше назовет признаки зимы»(дети перечисляют признаки зимы). На улице холодно. Идёт снег. Деревья в снегу. Снег белый. Снежинки летят. Дети лепят снеговика.

— Какие зимние месяцы вы знаете? (перечисляют)

— А сейчас мы с вами поиграем в игру, мы будем находить слова со словом снег (снеговик, снегопад, снежинка, снежок и т. д.)

Пальчиковая игра «У зимы в лесу изба»

У зимы в лесу изба — «крыша» руками над головой

Во все стороны резьба —вращение указательными пальцами

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить поставлены —стучим кулачком о кулачок

Ледяные окна скрыты —сомкнутые, раскрытые ладони перед собой

Ледяными ставнями —поворачивать ладонями, тыльной стороной

На шесте на ледяном —указательный палец правой руки накрываем

ладонью левой руки

Ходит ворон ходуном -пересчитать пальцы левой руки средним и указательным правой

Воспитатель: Ребята отгадайте загадки и расскажите отгадки словами загадки.

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры, Помчались с горы. (САНКИ)

Живу я посреди двора,

Меня лепит детвора,

Нос — морковка, глаза — угольки. Кто я? (снеговик)

Льется речка — мы лежим, Лед на речке- мы бежим. (Коньки)

Два березовых коня По горам несут меня.

Кони эти рыжи, А зовут их. (Лыжи)

(дети находят картинки отгадки и выставляют их на доску)

Воспитатель — молодцы. А теперь, скажите какое время года сейчас? (зима)

— Какой месяц? (декабрь)

— А какой праздник наступит скоро? (новый год)

— В какие игры можно играть только зимой? (кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика) .

-Почему только зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, лепить снеговика? (земля прикрыта снегом)

-Почему только зимой можно кататься на коньках? (река покрыта льдом)

— Назовите зимние виды спорта, какие вы знаете. (Катание на лыжах, коньках)

-А в какой одежде нужно кататься на лыжах, на коньках? (В спортивной)

— А какую одежду мы можем назвать спортивной? (Ту, в которой ходим на физкультуру, посещаем бассейн, танцы, делаем зарядку)

-Какую одежду мы называем зимней спортивной?

-Молодцы ребята давайте мы с вами представим, что мы спортсмены.В:-Сейчас мы отправимся в лес, но в лесу очень холодно, давайте оденемся потеплей.

Дети имитируют движения одевания,проговаривая порядок: надеваем носки, штаны, кофту, шапку, куртку, обувь, варежки.

В:-Все готовы? Тогда отправляемся в лес. Идём по глубокому снегу (высоко поднимают колени, по узкой дорожке (мелкими шагами) .Вот мы и пришли.

-Физкультминутка (Имитация движений: ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки)

Работа с раздаточным материалом

(воспитатель снимает предметные картинки с доски и раздает их детям) Каждый ребенок говорит предложение о том, как можно использовать данные предметы,например: «дети катаются на санках, Ребята идут кататься на коньках; Малыши играют в снежки»

-Игра «Составь снеговика и расскажи о нем»

(Перед каждым ребенком на столе конверт с частями снеговика (3 БОЛЬШИХ КОМА РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ (на одном коме глаза, нос, рот) ; 2 маленьких одинаковых кома; ведро; метла)

Воспитатель — молодцы ребята, у всех такие красивые получились снеговики! О чем мы сегодня с вами говорили (О зимних забавах)

Источник