Развитие ребенка во втором классе

2-ой класс (7,8 лет):

 Познавательные процессы:

 Во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:

 восприятия,

 внимания,

 памяти,

 воображения,

 мышления,

  речи.

У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического и образного мышления. 

Рекомендация: объясняйте ваши мысли наглядно, на конкретных примерах. Например, ученик быстрее поймет задачу, если будет решать ее с помощью вкусных яблок.

 Необходимо развивать словесно-логическое мышление — сделать это можно с помощью дополнительных вопросов «почему?», «зачем?» и т.д.

Ведущий вид деятельности: 

До второго класса основным механизмом познания окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе таким механизмом становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры.

Рекомендация: наблюдая за тем, когда ученик играет с детьми или с вами, вы можете определить уровень его личностного развития.

Социальная ситуация развития:

Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними. 

Рекомендация: хвалите ученика почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Мотивация:

Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.

 Мотивация к школе бывает:

·        Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

·        Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

·        Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Новообразование:

 У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.

Рекомендация: обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»

Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если ученик себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите его.

Так он  научится  правильно себя оценивать.

Общение:

Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

 Рекомендация:  не говорите при ученик негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.

  Подведем итоги:

  • В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, т.е. развивать познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю).» Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.
  • Следует иметь ввиду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.
  • В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительно концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после заболеваний.
  • Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное отношение к нему – стремление к общению с ним на переменах, прогулках.
  • Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников.
  • У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.
  • Начинает развиваться способность к сотрудничеству. В играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать.
  • Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.

Источник

Большинство детей поступают во 2 класс уверенно, с энтузиазмом. Они открыты для новых впечатлений. Неопределенность перед неизвестным, сопровождавшая многих первоклассников, позади. После каникул дети возвращаются в школу к друзьям, приступают к развитию дружеских отношений. В атмосфере коллектива все ищут место в группе, учатся ценить навыки одноклассников, использовать свои способности во благо всей команды.

Дети чувствуют, насколько сложными могут быть межличностные отношения. Различные социальные ситуации углубляют необходимость четкой схемы, которой они учатся следовать. Школа помогает им найти образ человеческого идеала. Басни, изучаемые на уроках чтения, представляют человеческие черты в образах животных. Предмет русского языка знакомит их с маленькими печатными буквами, обеспечивает медленное вникание в базовые шаблоны царства слов и предложений.

Читайте также:  Компетентность педагога в развитии ребенка

Империя чисел также открывает новые двери перед детьми. Новые числовые операции – это экскурсия в мир цифр, более высоких, чем в 1-м классе.

Русский язык и чтение

Русский язык – один из основных предметов. Цель образовательной программы – научить детей общаться в письменной и устной форме, изучить основы правописания. Предмет включает в себя компоненты языка, общения, стиля и литературного образования.

Языковое образование

В рамках языкового образования ученики:

· Улучшают визуальную и слуховую дифференциацию, написание и чтение алфавита.

· Распознают значение слов, различают гласные и согласные, их правописание.

· Могут делить слова на слоги, предложения – на слова.

· Знакомятся с основами словесных типов.

Слоговое обучение

Ученики:

· Учатся работать с текстом, создавать рассказы по картинкам и простым основам.

· Создают простое описание человека, животного, предмета.

· Автоматизируют написание всех букв.

Литературное образование

В процессе чтения дети:

· Знакомятся с основной детской литературой.

· Учатся бегло читать с пониманием текста.

· Могут устно воспроизводить простой текст.

· Читают простые стихи.

Математика

Математика также относится к основным предметам 2-го класса. Ученики постепенно совершенствуют математические операции, решают задачи, соответствующие их возрасту, укрепляют логическое и абстрактное мышление.

Арифметика

Арифметическое обучение дает следующие возможности:

· Ориентировка в числовой оси.

· Сравнение, сложение и вычитание в пределах 50.

· Письменная и устная нумерация до 100.

· Использование числовых операций для решения словесных задач.

Геометрия

Геометрия, как отдельный предмет, не изучается. Она, подобно арифметике, включена в общий предмет – математику. В процессе обучения дети:

· Изучают основные геометрические тела.

· Чертят линии, отрезки.

· Сравнивают, измеряют длину.

· Ориентируются в плоскости и пространстве.

Окружающий мир

Этот предмет знакомит второклассников с общественной жизнью, обеспечивает развитие знаний о человеке. Ученики наблюдают за изменениями в природе в течение года.

Дети:

· Знакомятся с природой.

· Знают свое место жительства, его окрестности.

· Учатся ориентироваться во времени.

Английский язык

Второклассники, подобно первоклассникам, знакомятся с иностранным языком в увлекательной, игровой форме.

Дети учатся интуитивно, обучение основано на аудировании, повторении сказанного учителем, работе с графическим материалом, раскрасками, наклейками и т.д.

Дети:

· Могут поприветствовать, ответить на приветствие.

· Понимают простые инструкции, отвечают на вопросы типа «Как дела?», «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» и т.д.

· Работают с простым словарным запасом (основные фразы вежливости, цвета, цифры до 20, семья, животные, еда, окружающие предметы).

· Знакомятся с глаголом «быть» и «иметь» в простых предложениях.

Музыкальное образование

Предмет ведет ученика через вокальную, инструментальную, музыкальную, слуховую деятельность к пониманию музыкального искусства, к активному восприятию музыки и пения, их использованию в качестве отличительного средства общения.

Второклассники:

· Могут петь, ритмировать согласно личным способностям.

· Изучают основные музыкальные инструменты.

Уроки труда

На этом предмете дети узнают о технических материалах, изучают различные виды рукоделия, готовки, планирования и организации своей работу. Они учатся представлять свою креативность, использовать ее в повседневной жизни.

Ученики:

· Приобретают основные трудовые привычки.

· Изучают и начинают использовать свойства материала.

· Могут безопасно работать с относительно опасными инструментами (напр., ножницами).

Физкультура

Цель физического воспитания – создать позитивное отношение к физическим нагрузкам и спорту, выработать привычки здорового образа жизни, ведущие к сознательной поддержке здоровья, следовательно, улучшению качества жизни. Также воспитывается спортивная этика, правила честной игры.

Второклассники:

· Выполняют соответствующие возрасту физические упражнения.

· Осваивают правила коллективной игры.

Изобразительное искусство

Художественное образование особым образом – посредством искусства – позволяет ученикам узнать объективную и субъективную реальность, в которой они живут, найти в ней эстетические ценности, использовать их для обогащения своей духовной жизни.

Дети:

· Изучают разные техники рисунка, живописи.

· Наблюдая за окружающими предметами, могут изображать их в соответствии со своими возможностями.

Сегодня при преподавании большинства предметов учителя могут использовать компьютерные и мультимедийные классы с различными учебными пособиями, интерактивными досками.

Если статья была для Вас полезной — ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.

Дзен | О Детях!

Источник

Говорят, что снова обновляемый ФГОС станет лучше. Он учтет то, что не учли предыдущие версии. Общественность пока еще может повлиять на окончательный вид документа, сейчас проекты опубликованы для обсуждения. Окончательные варианты мы тоже посмотрим и вам расскажем, если будут изменения, а пока давайте поглядим, с какими знаниями должны уйти на каникулы второклассники после второго года обучения в школе, согласно планируемым обновлениям. Речь только об основных предметах (музыку, ИЗО, технологию и физкультуру мы рассмотрим отдельно).

РУССКИЙ ЯЗЫК

Читайте также:  Вера надежда и любовь в развитии ребенка

Во втором классе предполагается хорошее владение монологической речью. Ребенок должен уметь строить монологическое высказывание в объеме 2-4 предложений. Иными словами, ребенок должен уметь изъясняться на тему, заданную взрослым, на темы, вызванные собственным интересом или наблюдениями. Разумеется, он должен уметь читать вслух и читать выразительно, с соблюдением интонационных правил. А также при работе с текстом ученик должен уметь:

  • Определять тему прочитанного текста и озаглавливать его.
  • Составлять целостный текст из разрозненных предложений.
  • Различать слова, сочетание слов и предложение.
  • Составлять предложения, устанавливая связь слов по вопросам.
  • Сравнивать предложения по цели высказывания и интонации, но терминологией пользоваться необязательно. (Предложения по цели бывают повествовательные, побудительные, вопросительные и по интонации — восклицательные и невосклицательные).
  • Правильно списывать слова и предложения, текст объемом не более 40 слов.
  • Писать подробное изложение по вопросам, объемом до 30 слов.
  • Писать под диктовку тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил.

Что касается фонетики, то здесь второклассники уже должны уметь делать фонетический (или звуко-буквенный) разбор слов:

  • Определять согласные по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
  • Различать согласный Й и гласный И.
  • Соотносить количество букв с количеством звуков в слове, учитывая роль йотированных гласных.
  • Правильно употреблять мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова и в середине.
  • Различать шипящие согласные и давать им характеристику «всегда твердый» — Ж, Ш, «всегда мягкий» — Ч, Щ.
  • Уметь делить слово на слоги уже с учетом стечения согласных.

В орфоэпии:

  • Правильно произносить звуки и сочетания звуков.
  • Правильно ставить ударение в словах.
  • В случае незнания орфоэпической нормы, уметь пользоваться орфоэпическим словарем.

Знания грамматики, морфемики и синтаксиса конкретизируются:

  • Оформлять предложение на письме согласно правилам.
  • Знать правила переноса слова со строки на строку (без учета морфемного членения слова).
  • Знать правила правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт.
  • Понимать значение корня слова.
  • Уметь находить однокоренные слова, объединять слова с одним корнем в группы.
  • Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  • Выделять окончание в слове.
  • Правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
  • Правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
  • Правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова, то есть, все словарные слова, данные в орфографическом словаре учебника).
  • Понимать значения многозначных слов.
  • Понимать случаи употребления синонимов и антонимов, без называния терминов.
  • Распознавать наиболее распространенные предлоги (в, на, из, без, над, до, у, о, об).
  • Раздельно писать предлоги с именами существительными.

Само оперирование понятием «имя существительное», а вместе с ним и «имя прилагательное», «глагол» в обновляемом ФГОСе в компетенции второклассников не включены. Вместо этого есть навык распознавания слов, отвечающих на вопросы «кто? что?», «какой? какая? какие?» и «что делать? что сделать? (и т.п.)» и определять их роль в речи. Понятия существительного, прилагательного и глагола включены, согласно обновляемому проекту, в компетенции третьеклассников.

Кроме того, ученик должен уметь составлять небольшие списки слов в алфавитном порядке по первой букве, пользоваться орфографическим, орфоэпическим, толковым словарями.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Предметными результатами освоения курса литературы за второй класс считаются:

  • Чтение целыми словами в темпе не менее 40 слов в минуту с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
  • Уметь читать про себя.
  • Понимать смысл прослушанного или прочитанного текста.
  • Различать жанры фольклора: пословицы, загадки, небылицы, народные песни. Отличать бытовые сказки от волшебных.
  • Различать жанры художественной литературы: рассказы, басни, литературные сказки, стихотворения.
  • Определять тему и главную мысль произведения.
  • Воспроизводить последовательность событий в произведении, то есть, производить устный и мысленный пересказ.
  • В отношении героев уметь описывать их характер, давать оценку их поступкам, находить в тексте описание внешности героев, сравнивать героев между собой внутри одного произведения по заданным критериям.
  • Называть ритм и рифму в качестве особенностей стихотворного произведения.
  • При анализе произведения применять изученные литературные понятия.
  • Составлять высказывание по содержанию произведения в объеме не менее 4 предложений.
  • Задавать вопросы к произведению и отвечать на вопросы по содержанию, приводить в ответе примеры из текста.
  • Устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
  • Участвовать в коллективном обсуждении произведения.
  • Уметь подробно и выборочно пересказывать содержание.
  • Сочинять аналогичные прочитанному тексты (загадки, сказки, рассказы).
  • Инсценировать произведение (чтение по ролям, выбор соответствующего голоса, представление образа).
  • Уметь интерпретировать значение незнакомого слова в зависимости от контекста, либо использовать справочную литературу и словари.

МАТЕМАТИКА

Читайте также:  Основные линии развития ребенка в раннем возрасте

Математика по обновляемому стандарту вызывает у родителей и педагогов вопросы по некоторым моментам. Например, пока непонятно, следует ли второклассникам учить всю таблицу умножения наизусть или все-таки до 5, как это было в старом ФГОСе. Момент с иллюстрированием переместительного свойства умножения на клетчатой бумаге выглядит избыточным. Во втором классе в качестве предметного результата, выносимого на аттестацию, появляется навык работы со столбчатыми диаграммами, что кажется преждевременным навыком для второклассников. Вот полный список результатов, выносимых на промежуточную аттестацию:

  • Оперировать числами в пределах 100: уметь записывать, читать, сравнивать, упорядочивать, считать.
  • Находить числа, «большие или меньшие на столько-то» и «большие или меньшие во столько-то раз».
  • Соблюдать порядок действий в примерах со скобками и без на сложение и вычитание в пределах 100.
  • Операции сложения и вычитания в пределах 100 выполнять устно и письменно.
  • Операции умножения и деления в пределах 100 выполнять с использованием таблицы умножения.
  • Уметь выполнять проверку результатов вычисления по всем арифметическим действиям.
  • Называть и различать компоненты умножения.
  • Называть и различать компоненты деления.
  • Понимать взаимосвязь компонентов деления и умножения.
  • Понимать переместительное свойство умножения, иллюстрировать его на клетчатой бумаге.
  • Использовать переместительное свойство сложения при вычислениях.
  • Находить неизвестный компонент сложения и вычитания.
  • Знать единицы длины, массы, времени, стоимости. Уметь соотносить и переводить единицы друг в друга (километры в метры, килограммы в граммы).
  • Уметь пользоваться измерительными приборами — линейкой для определения длины, часами — для определения времени.
  • Решать текстовые задачи в 1-2 действия, моделировать задачу с помощью рисунка, представлять задачу графически (уметь составлять краткую запись, схему, таблицу), планировать и оформлять в виде действий ход решения, записывать и проверять ответ.

По геометрии:

  • Различать и называть следующие фигуры: прямой угол, ломанная, прямоугольник (в группе четырехугольников выделять прямоугольники и квадраты).
  • Используя линейку, уметь построить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник с заданными параметрами.
  • Уметь находить длину ломаной, состоящей из 2-3 звеньев, периметр многоугольников.

А также:

  • Распознавать и составлять истинные и ложные утверждения со словами «все», «каждый», проводить логические рассуждения в 1-2 шага и делать выводы.
  • Распределять объекты по заданному признаку.
  • Используя математическую терминологию, находить и объяснять закономерности в ряду объектов повседневной жизни, чисел и фигур.
  • Извлекать информацию, представленную в простых таблицах и столбчатых диаграммах.
  • Дополнять информацию по заданной форме: текст задачи — числами; строки/столбцы таблицы, схемы, построения — недостающими числовыми данными.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Знакомство с окружающим миром расширяется и углубляется. Вот каких знаний будут ждать на аттестации от второклассника:

  • Знать государственные символы РФ: гимн, флаг, герб.
  • Находить Россию на карте мира, а на карте России — столицу страны, свой регион проживания, его столицу.
  • Показывать на карте и на глобусе материки и океаны.
  • Приводить примеры традиций, праздников, обычаев народов, проживающих на территории родного края. Знать важные события прошлого своего края. Знать хозяйственную деятельность жителей края, соотносить ее с профессиями.
  • Называть народы, населяющие Россию.
  • На основе предложенного плана описывать культурные объекты, памятники, достопримечательности родного края.
  • Распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам, фотографиям, в действительности.
  • Различать деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся.
  • Знать названия океанов и материков.
  • Знать названия некоторых созвездий и планет.
  • Описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные объекты и явления природы.
  • Группировать и сравнивать объекты живой и неживой природы по предложенным признакам.
  • Приводить примеры взаимосвязей в природе (фенологические изменения).
  • Приводить примеры, демонстрирующие важность природы для жизни и деятельности человека.
  • Ориентироваться на местности по компасу, по Солнцу, по природным признакам.
  • Приводить примеры охраны природы.
  • Знать некоторых животных и некоторые растения, которые занесены в Красную книгу России.
  • Понимать, для чего существуют заповедники и природные парки, называть некоторые из них.
  • Уметь использовать небольшие тексты о природе для ответов на вопросы.
  • С помощью памятки уметь сформулировать свои развернутые высказывания о природе и обществе.
  • Знать правила безопасного использования мессенджеров в интернете.
  • Использовать ресурсы электронного дневника.
  • Соблюдать правила безопасного поведения в школе
  • Знать безопасные маршруты передвижения.
  • Знать правила безопасного поведения пассажира общественного транспорта.

Если вы пропустили разбор нового ФГОСа для первоклассников, он у нас находится здесь. А вообще, подписывайтесь, и ничего не пропустите: в ближайшие дни проведем разбор требований к третьему и четвертому классам.

ФГОС разбирала Оля Иванова

Источник