2) Что такое внеурочная деятельность?

                              

        Введение стандартов второго поколения в
школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией
внеурочной деятельности.
        Внеурочная деятельность — это неотъемлемая
часть образовательного процесса в школе, которая способствует в
полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего
образования.  
        Внеурочная
деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме
учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации.  
        Внеурочная деятельность является
составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени учащихся.

        Внеурочная
деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в
содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной
деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может
максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности
каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно
это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
        Во
внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в
соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная
активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит
закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и
гармонично развитого члена общества.
        Во
внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда
увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым
ребёнком своих интересов, увлечений.      
        Цель внеурочной деятельности: содействие в
обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования (личностных,
метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.

        Задачи организации внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей,
    способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального
    развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений,
    навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности,
    творческих способностей;
  • создание условий для реализации
    приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения,
    взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

         Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное

        Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное   творчество   (социально   преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

        Внеурочная   деятельность организована:
·       По следующим видам деятельности:
игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое
общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное
творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое
творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная
деятельность; туристско-краеведческая деятельность в следующих организационных формах:
кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики, экскурсии.
        Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью составляет не
должна превышать 25 человек. Группы формируются на основе изучения потребностей
обучающихся (анкетирование родителей).
        Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида
деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности
составляет 25 минут, если занятия спаренные – 50 минут плюс перерыв
длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
        Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (до 10 часов в неделю
на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и
региональные.
        Результаты и эффекты внеурочной
деятельности учащихся.

        Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников
принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой
деятельности.
        Результат — это то, что стало
непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник,
пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной
географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат),
но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто
как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный
результат).
        Эффект – это последствие
результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения,
совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию
его компетентности, идентичности.
        Итак, воспитательный результат внеурочной
деятельности –  
непосредственное духовно-нравственное приобретение
ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
        Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние
(последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс
развития личности ребёнка.
        Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.      
        Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням.
        Первый уровень результатов – приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
        Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только
воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом
самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует
здоровый образ жизни.
        Второй уровень результатов 
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
        Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
        Третий уровень результатов – получение
школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в
самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы,
юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых  немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
        Очевидно, что для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде.
        Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов
внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень — школьник самостоятельно действует в
общественной жизни.
        Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности
позволяет:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной
деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые
гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к
результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной
деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности.
        Взаимосвязь результатов и форм
внеурочной деятель­ности.

        Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти
соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т.
е. ряд содержательно и структур­но близких форм).
        Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно
простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми
сложными формами внеуроч­ной деятельности.
        Например, в такой форме проблемно-ценностного обще­ния,
как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и
понимания школьниками обсуждаемого жизненно­го сюжета (проблемы). Но поскольку
в этической беседе ос­новной канал общения «педагог — дети», а непосредственное
общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти
на ценностное отношение школьни­ков к рассматриваемой проблеме (именно в
общении со свер­стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про­веряет
свои ценности).
        Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру­гие
формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах,
школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить
положительные и отрица­тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от­ношением
других участников. Однако дебаты, будучи во мно­гой игровой формой
коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои
слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни­ка
в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с
конкретным школьником в силу его личных особенностей).
        Такая необходимость диктуется другой формой — проб­лемно-ценностной
дискуссией с участием внешних экспер­тов, 
где участники высказываются
только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
        Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более
третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же
время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижим ы и
результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование
результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности
деятельности. 
Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для
достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты
и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только
имитационно.

ć

Гузалия Зинурова,

1 нояб. 2015 г., 22:03