Интеграция как инструмент развития ребенка

Галина Шелудякова
Интеграция как средство развития ребёнка

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка».

Слайд 2

Как помочь вам — педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать? Об этом я предлагаю поговорить сегодня на семинаре.

Слайд 3

А мы начинаем нашу работу.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.

Слайд 4

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Слайд 5

На слайде представлены слова. Подберите слова — синонимы к понятию «интеграция»,как вы понимаете это слово из предложенных слов на слайде: взаимодействие, соединение, совмещение, объединение, «два в одном». Синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.

Самое доступное,но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.

Слайд 6

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что в последние годы возрос интерес к интегрированным занятиям. И «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, музыка, физкультуру. Интегрированныезанятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащает словарь, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности.

Слайд 7

Обращаю ваше внимание на актуальность проведения интегрированных занятий

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Слайд 8

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей основными целями и задачами интегрированных занятий являются:

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

• формирование эстетического восприятия окружающего мира;

• приобщение к миру искусства;

• воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству,

• умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные

• эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

• детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и

• театрализованной деятельности.

Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.

Слайд 9

Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий.

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности, которые прослеживаются в матрице.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.

На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как «настроение», с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии педагоги ДОУ используют большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов, используя проектор и ноутбук, чтобы дети могли свободно подойти, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Слайд 10

Если учесть, что интегрированное занятие проводят два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов.

Я остановлюсь подробнее на том, как наши педагоги готовятся к проведению интегрированного занятия, если его проводит воспитатель +специалист.

Во-первых, воспитатель и специалист согласовывают свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общей для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

Читайте также:  Центр развития ребенка 130

Во-вторых, в процессе подготовки к занятию проводят взаимные «консультации — встречи» педагогов по вопросам изучения темы. Это помогает выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Слайд 11

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

• сюрпризный, игровой моменты;

• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;

• сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Слайд 12

Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных её сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) – это и есть широта интересов ребёнка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.

Слайд 13

«Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?»

Предлагаю поучаствовать в ситуативном мозговом штурме, который позволит решить сначала проблему «Как пробудить желание в человеке есть салат». Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. (Идёт обсуждение)

Слайд 14

Я попрошу Анну Юрьевну записывать все варианты ответов. Итак, мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы. Получилось где – то так. И я думаю, что убедили есть человека салат. Посмотрите на экран.

Тщательно очистить его

Украсить его

Подать в необычной сервировке

Придумать салат с любимым вкусом

Придумать интригующее название

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Убедить в полезности состава ингредиентов

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст, а затем применим найденные решения к реальным обстоятельствам — найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его Тщательнее подготовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить его Использовать наглядность, средства мультимедиа и др.

Подать в необычной сервировке Проводить в нестандартной форме

Придумать салат с любимым вкусом Интегрировать с другой деятельностью

Придумать красивое (необычное) название Превратить «скучные» темы организованной деятельности во «вкусные»

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания

Убедить в полезности состава ингредиентов Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни

Слайд 15

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Упражнение «Ладошка».

Педагоги берут нарисованную ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – для меня это важно и интересно потому что…

Указательный – я получил конкретные рекомендации (указать какие)

Средний – мне было трудно (указать трудности) или не понравилось…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Источник

Кристина Шамурзаева
Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка

Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных, возрастных особенностей.

Читайте также:  Беспокоится ребенок тормозить развитие

Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГОС ДО? Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные области и основные задачи образовательных областей.

ФГТ в дошкольном образовании направлено на созидание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Федеральное государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Начнем с того, что выясним, что же такое интеграция (ответы педагогов). Верно, интеграция-это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Образовательные области, выделенные в ФГОС ДО «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Наряду с традиционными областями, в ФГОС ДО представлены образовательные модули, хотя их «не традиционность» весьма условна.

Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество»объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация»— это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

В новых ФГОС ДО использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

ФГОС ДО устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

Принцип интеграции имеет психологическую основу. Связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста,а именно:

— поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное цело;

«схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды. Детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно- игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования. Игровых проблемных ситуаций и прочее.

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого-прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно-исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач. Но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических. Интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе. Тем успешнее идее его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности-игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд-занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, которые позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Так выглядит портрет выпускника детского сад:

1. Физически развитый, овладевший основным культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально-отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведение на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности-умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

«Золотые правила»:

1. Подари ребенку радость творчеств, осознание авторского голоса;

2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

3. Будь не «Над», а «Рядом»

4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

5. Учи анализировать каждый этап работы;

6. Критикуя. Стимулируй активность ребенка.

И о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей. В рамках реализации ФГОС ДО. Во многом это связано с отсутствием примерных программ, методических разработок. Наша образовательная составлена на основе комплексных программ, которые во многом не учитывают основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДОУ на современном этапе. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

Формулируется главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?» Думаю самое время проявить креативность.

Источник