Развитие ребенка вне садика

Развитие ребенка вне садика thumbnail

Развитие ребенка своими силами.Этот вопрос волнует очень многих молодых родителей. Вы замечали когда-нибудь, как на детской площадке молодые мамочки собираются в группки и что-то всё время обсуждают, пока детишки гуляют и развлекаются?

Дошкольное развитие вашего ребенка

Ещё пару десятилетий назад родители вынуждены были отдавать своего малыша в детский садик, потому что самим нужно было ходить на работу и зарабатывать деньги. Сейчас же многие мамы могут позволить себе сидеть с ребёнком дома, но некоторые из них всё равно отводят кроху в сад, поскольку переживают, что их чадо будет отставать в развитии от своих сверстников.

Есть ещё очень болезненные детки — неделю отходят в детское учреждение, а потом пару месяцев сидят на больничном дома. Мамы и папы таких малышей начинают подумывать о том, чтобы отдать карапуза в какой-нибудь развивающий центр. Но они далеко не всем родителям по карману.

Как же быть в данной ситуации? Этот вопрос волнует очень многих молодых родителей. Вы замечали когда-нибудь, как на детской площадке молодые мамочки собираются в группки и что-то всё время обсуждают, пока детишки гуляют и развлекаются? Это своего рода «клуб молодых мам» под открытым небом. И одна из тем, которая постоянно обсуждается в таком «клубе», как развивать малыша в домашних условиях.

Выход здесь один – взять развитие ребенка в свои руки. В последнее время издаётся множество литературы развивающего характера для детей и заботливых родителей. Все эти пособия подразделяются на разные возрастные группы. В них детально описывается, что и в каком порядке необходимо изучать с малышом данного возраста. Некоторые предприимчивые мамочки покупают методические пособия, предназначенные для воспитателя детского сада.

В них представлена не только программа обучения детей, то есть, что ребёнок должен знать и уметь в этом возрасте, но есть уже готовые конспекты занятий со стишками, загадками и пр. Не нужно ничего придумывать – берите и пользуйтесь.

Можно, чтобы малышу было не так скучно, пригласить кого-нибудь из его друзей. Только обязательно объясните, что баловаться нельзя, а необходимо всё внимательно слушать и делать то, что скажет мама.

Изучение алфавита

Особенности развития ребенка в домашних условиях

Что же вам потребуется, чтобы домашнее развитие ребенка было интересным и результативным?

1. Желательно приобрести игрушки, предназначенные для развития главных психических процессов: внимания, речи, памяти, воображения, мышления, восприятия, а также сенсорики, мелкой моторики и творческих способностей.

2. Для каждого возрастного периода характерно развитие определённых знаний, умений и навыков. Поэтому постарайтесь не упустить этот момент, так как в дальнейшем это будет сделать гораздо труднее. Обратитесь в книжный магазин, где есть опытные продавцы – консультанты, и они подберут вам всю необходимую литературу, игры и пр., соответственно возрасту вашего малыша.

3. Если вашему крохе меньше двух лет, то следует покупать развивающие игрушки из расчёта на шесть месяцев вперёд. Если же малышу больше двух с половиной лет, то игрушки выбирайте на год вперёд.

Необходимые правила, которые должна для себя запомнить каждая мамочка, взявшая развитие ребенка в собственные руки.

— Составьте график ваших занятий. Желательно на месяц вперёд. Чётко определите дни недели и часы для обучения. Малыш должен понимать, что сегодня вторник, и значит в 10 часов я с мамой буду заниматься. Занятия ни в коем случае не должны носить случайного характера: «Сегодня я устала, давай завтра позанимаемся».

Когда у вас будет чёткий график, ребёнок будет себя уже заранее готовить к тому, что скоро он будет «учиться». Это его в какой-то мере дисциплинирует.

— Определитесь с направлениями, по которым вы будете обучать своего малыша. Обязательно составьте себе небольшой план занятия и игр. Для этого можно использовать специальные книги, диски или интернет-курсы.

— Обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что он сделал сам. Тогда у него будет дополнительный стимул в следующий раз что-то ещё новенькое сделать самому.

— Старайтесь закончить занятие немного раньше, чем оно надоест ребёнку. Ощущение некоторой незавершённости гораздо приятней, чем переутомление.

— Планируя различные задания и упражнения, не забывайте о том, что для детей ведущим видом деятельности является игра. Поэтому постарайтесь в малыше разбудить это желание – играть. Например, если вы готовите еду на кухне, можно в этот момент посадить малыша рядом с собой и дать ему поиграться с мелкими предметами (гречкой, горохом, семечками и пр.)

Это очень хорошо развивает мелкую моторику. Ребёнок может раскладывать их в разные стаканчики, распределить на группы по размеру или цвету. А можно предложить ему творческое задание, например, взять стеклянную бутылку, покрыть её слоем пластилина, а ребёнок затем будет украшать эту вазу арбузными семечками, рисом, горохом, гречкой, а может быть и ягодами рябины.

Занятия с ребенком

— Обязательно в конце занятия подведите итог, расскажите малышу, каких результатов ему удалось сегодня достичь.

— Каким бы ни было ваше обучение, результативным или не очень, не забудьте похвалить вашего маленького ученика, а ещё лучше поощрить.

Развитие и обучение детей вне садика

Чтобы вам проще было сориентироваться, какой материал отбирать для занятий, внимательно ознакомьтесь с тем, что должен знать ребёнок к поступлению в школу.

Дети в садике всю эту информацию получают на специальных занятиях. А вы со своим малышом постарайтесь дома отработать следующие моменты.

1. Развитие математических представлений.

Ребёнок должен знать следующие понятия: спереди – сзади, слева – справа, вверху – внизу, посередине. Уметь различать геометрические фигуры и желательно их рисовать (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник). Знать цифры от 0 до 9 и уметь их писать. Считать от 1 до 10 и в обратном порядке.

Подбирать к определённому количеству предметов соответствующую цифру. Мог расставить цифры от 1 до 9 по порядку. Понимать, что такое больше, меньше, поровну. Желательно, чтобы малыш мог уравнивать число предметов, то есть добавить один или убрать один.

2. Развитие речи.

Словарный запас ребёнка должен быть не менее одной тысячи слов. Он должен уметь выстраивать фразу из шести – восьми слов. Речь должна быть чёткая и ясная, чтобы его понимали не только мама и папа, но и другие взрослые тоже. Также малыш должен уметь правильно изменять имена существительные с единственного числа во множественное, особенно трудные случаи (человек – люди, дерево – деревья, лист – листья и др.).

Читайте также:  Игрушки для развития моторики рук ребенка

Необходимо научить ребёнка описывать предметы и искать предмет по его характеристике, например, лимон – овальный, жёлтый, кислый. Должен уяснить смысл предлогов и верно их использовать в своей речи (под, над, перед, за, между, на, около и др.). также желательно малышу знать профессии людей и чем они занимаются.

Должен поддержать разговор (уметь отвечать на вопросы и задавать их). Знать несколько стихотворений наизусть, уметь пересказывать прослушанную сказку. Обязательно должен знать свои личные данные (фамилию, имя, отчество, свой возраст) и полный домашний адрес.

Ребенок собирает деревянные фигурки

3. Окружающий мир.

Развитие ребёнка не будет полноценным без сведений об окружающем мире. Он должен знать, различать и называть овощи, фрукты и ягоды, когда они созревают. Названия домашних животных и их детёнышей. Названия диких животных и где они обитают.

Также должен знать названия насекомых и говорить, как они двигаются (гусеница ползает, пчела летает, кузнечик прыгает). Определять по картинкам, какое время года там изображено, рассказывать о приметах этого времени года.

4. Логическое мышление.

Ребёнок должен уметь находить, чем похожи и чем отличаются две картинки или две игрушками между собой. Составлять из конструктора модели по образцу. Складывать разрезанную картинку из двух – четырёх частей. Складывать пирамидку. Должен называть группу предметов одним общим словом или словосочетанием (свинья, кошка, собака – домашние животные; яблоко, груша, банан – фрукты).

Находить лишний предмет и пару для каждого предмета. Необходимо, чтобы малыш мог давать ответы на вопросы такого плана: «Можно ли летом кататься на лыжах? Зачем нужна дверь в квартире? и др.» Должен уметь подбирать противоположные слова: толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий.

Надеемся, что наши советы помогут вам сделать обучение дома интересным и эффективным. Успехов вам!

Загрузка…

Источник

Развитие ребенка вне садика

  • Главная
  • Семья и дети
  • Дома как в саду: 14 способов организации развивающей среды

Дома как в саду: 14 способов организации развивающей среды

Водить ребенка в сад или нет – выбор каждого родителя. А вот
обеспечить малышу такое же развитие, как в дошкольном
учреждении – его прямая обязанность.

Развитие ребенка вне садика

zahodВ настоящее время детский сад не является обязательной ступенью в системе образования. И наверняка вы знаете таких детей, которых в сад не водили. Родители делают это исходя из разных причин и руководствуясь различными соображениями. Плохо это или хорошо  – вопрос до сих пор спорный. Ясно одно: ходит ребенок в сад или нет, его развитием нужно заниматься.

Поэтому, если вы приняли такое решение – не водить малыша в сад до школы, то позаботьтесь о его качественном домашнем образовании.

Как же создать дома условия, максимально приближенные к условиям дошкольного учреждения и благоприятные для развития ребенка?

1. Режим дня.В дошкольном возрасте это одно из самых важных условий психологического и физического благополучия малыша. На нарушения режима дошкольник может отреагировать плачем, скандалом, снижением аппетита и настроением, раздражительностью и даже температурой. Поэтому старайтесь всегда соблюдать режим, но, разумеется, не вечного праздника, когда ребенок ложиться спать за полночь, встает ближе к полудню, обедает фастфудом перед телевизором. Старайтесь хотя бы в будни приблизить режим дня дома к тому, который соблюдается в группе детского сада, соответствующей возрасту вашего малыша.

2. Тихий час и прогулки. В отношении дневного сна домашние условия более щадящие для ребенка, чем в детском саду. К сожалению, не в каждой группе воспитатель разрешит малышу, который в силу своих  индивидуальных особенностей не спит днем, встать и тихо играть в группе. Дома у вас такая возможность есть. Если ребенок спокойно переносит отсутствие дневного сна, настаивать на нем не стоит.

А вот прогулки пропускать категорически не рекомендуется. В саду дети гуляют по 2 раза в день. Стремитесь к этим показателям. Гулять можно в любую погоду, даже в дождь, только в соответствующей погодным условиям одежде. Играйте в игры, наблюдайте за природой, устраивайте экологические экскурсии.

3. Развивающие занятия вне дома. Даже если вы разбираетесь в дошкольной педагогике, отдайте своего малыша в студию дополнительного образования или детский центр. Общение со сверстниками, педагог, чьим требованиям нужно учиться подчинятся, новый материал – все это только на пользу дошкольнику.

4. Развивающие занятия дома. Сделайте их частью своего ежедневного расписания. Регулярность и системный подход – ваши верные спутники. Старайтесь при этом не кричать на своего ребенка и не сходить с ума. Если домашние занятия даются вам совсем тяжело, «отдайте» ребенка в руки педагога, а сами дома делайте с ним то, на что хватит ваших сил: рисование, чтение, просто выполнение домашней работы или каких-то других посильных для вас рекомендаций. Обязательно приобретите для занятий различные плакаты, картинки и демонстрационные пособия. 

5. Поощряйте общение ребенка с другими детьми. В детском саду это проблема решается сама собой – определенное количество детей в группе не дает ребенку заскучать и все время ставит в условия адаптации, общения, притирания и привыкания друг к другу.  В домашних условиях ребенок растет в более тепличных условиях, что не всегда ему на пользу. Поэтому даже если вы считаете, что мама лучший друг для ребенка, ищете ему компанию по возрасту (или с небольшой разницей) и всячески поощряйте общение с ней.

6. За год до школы обязательно отдайте малыша в группу по подготовки к ней. Или наймите частного педагога, чтобы быть уверенным, что ваш малыш готов к поступлению в первый класс.

Олеся Гаранина

педагог-психолог

7. Устраивайте выставки детских работ, пусть даже для родственников и друзей. Храните самые интересные рисунки ребенка, делайте фото поделок и тех изделий, которые сохранить нельзя.

8. Читайте специальную литературу по развитию ребенка, чтобы знать о том как, чем и в каких объемах нужно заниматься с ребенком. Отдавайте предпочтения литературе для педагогов.

9. Выписывайте или покупайте детские развивающие журналы и регулярно занимайтесь по ним. Их можно взять в машину или использовать, чтобы скоротать время в очереди.

10. Регулярно посещайте выставки, концерты и детские спектакли. Беседуйте с ребенком об искусстве, развивайте в нем чувство прекрасного.

11. Читайте с малышом. Приобщайте его к различным видам литературы. Сделайте чтение вашей новой семейной традицией. Не забывайте обсуждать прочитанное.

12. Слушайте с ребенком не только ваше любимое радио, но и классическую музыку и музыку разных народов, специально подобранную и адаптированную для детей. Купите домой несколько детских музыкальных инструментов.

Читайте также:  Карточки картинки по развитию речи ребенка

13. Помните о изобразительной деятельности – рисование, лепка или аппликация. Выбирайте такие занятия, которые по вкусу вам и ребенку.

14. Не забывайте о физкультуре – зарядка и физкультминутки, различного рода физическая активность в течение дня помогут укрепить здоровье ребенка и чувствовать себя хорошо.

Удачного развития вашему малышу!

Источник

1 сентября учебный год начнется не только в школе, но и в детских садах. Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него? «Правмир» публикует отрывок из книги Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

В некоторых семьях вопрос, отдавать в сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода: маме надо идти на работу. В других необходимости такой нет, но есть давление старшего поколения и социума, которые твердят о необходимости для ребенка «социализации», без которой «потом будет трудно в школе». Такие семьи часто мучительно размышляют и даже ссорятся на тему: отдавать в сад или нет. А некоторые и на консультацию приходят с этим вопросом.

Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома.

До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую мы назвали «под присмотром», действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству.

Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, и «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.

Сейчас так не получается у большинства людей: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут только очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.

Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена.

Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам.

Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.

Развитие ребенка вне садика

Детский сад в СССР

***

Другая крайность — представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и, если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад — ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная, что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо.

Не «социализируется» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого, как мы уже понимаем, может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.

Способность присваивать роли, о которой шла речь выше, проявляется и в том, что после 4 лет ребенку легче принимать заботу чужого взрослого, если тот будет представлен родителями как свой «заместитель» — например, воспитательница в детском саду. Если она дает ребенку понять, что он может рассчитывать на защиту и заботу с ее стороны, у него постепенно включаются доверие и следование, и ему может быть достаточно комфортно с таким заместителем.

Конечно, если вместо этого он встречается с насилием, равнодушием или инфантильным поведением, спокойно ему не будет. Как и в том случае, когда воспитатель не желает быть заместителем, а ведет себя так, словно он важнее родителей, пытается доминировать над ними, поучать, выговаривать им.

Некоторые сотрудники детских учреждений, похоже, искренне уверены, что это дети и родители существуют для того, чтобы садик хорошо работал, а не наоборот.

Поэтому, выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению? Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно? Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя?

Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток. Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям? Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым — здравствуй, стресс.

Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо. Ну, и конечно, очень важно, чтобы воспитательница нравилась родителям, чтобы они сами чувствовали к ней доверие, если нет — ребенок это всегда интуитивно считает и будет в стрессе уже заранее.

Есть среди сегодняшних родителей люди, очень сильно травмированные опытом собственного пребывания в детском саду. Я тоже к ним отношусь — вспоминаю детский сад как кошмар, с насильственным кормлением, пыткой дневным сном, орущим персоналом и унизительными наказаниями. Поэтому старшего ребенка отдавать в сад я совсем не хотела — как же можно моего нежного мальчика — в такой ужас? К счастью, у нас была бабушка, и оставить его дома было возможно; они гуляли, он много играл, во дворе было пара приятелей, ходили на одну развивалку — этого хватало.

Однако с дочерью все оказалось иначе. Уже лет с трех она буквально бросалась на ограду соседних детских садов — стремилась к детям, играть. Так что в четыре с половиной мы ее в сад все же отдали — правда, в платный и лишь на полдня. И ей там очень нравилось, а заодно я немного подправила свой внутренний образ детского сада как чуть ли не концлагеря.

Я очень благодарна ее воспитательнице — немолодой, очень спокойной женщине, которая, казалось, никогда не обращалась к группе детей в целом — всегда к каждому лично, глядя в глаза, называя по имени, а то и положив руки на плечи, чтобы удержать внимание ребенка. Дети явно доверяли ей и слушались, в группе не было скандалов и драк, но полностью мы оценили ее, когда она заболела и три недели не появлялась на работе. Заменяли ее не такие опытные и все время меняющиеся воспитатели, и группа быстро пошла вразнос, дети стали капризничать по утрам и не хотели идти в сад, а еще через несколько дней просто один за другим подхватили простуду и остались дома две трети группы. Как только «наша» воспитательница вернулась — всё за три дня наладилось, больше никто не просился домой и не болел.

Но и в этом действительно прекрасном садике я видела, как тяжело детям, которым еще не исполнилось трех (там были разновозрастные группы). Они выглядели потерянными, висели на воспитательницах, часто плакали или приходили в нездоровое возбуждение, носились и вопили, словно пытаясь выплеснуть стресс. Честно говоря, непонятно было, чем руководствовались их родители, ведь стоимость сада была примерно равна стоимости няни, которая занималась бы только одним ребенком в привычной для него домашней обстановке.

Если все же речь идет о детском садике или яслях для самых маленьких, а в некоторых странах приходится отдавать детей в ясли уже в первые полгода, то важно, чтобы воспитатели, во-первых, были постоянными, не менялись как в калейдоскопе, а во-вторых, чтобы на каждого взрослого приходилось не больше трех-четырех младенцев, чтобы детей могли таскать на руках, разговаривать с ними, неспешно и ласково мыть, кормить, укладывать.

Тогда воспитатель входит в круг привязанностей ребенка, и он может чувствовать себя в яслях относительно спокойно.

Читайте также:  Если у ребенка задержка развития 4 года

Но и в самых прекрасных условиях с добрыми воспитателями ребенок, конечно, будет скучать по маме, а если он в саду подолгу, а сад формата «вас много, а я одна», — по сути, речь идет уже о недостатке заботы и контакта со взрослым, о состоянии депривации, у которого могут быть достаточно серьезные последствия.

***

В чешском фильме, снятом при участии психологов под руководством Зденека Матейчика, есть сцена, впечатляющая до слез.

Ясли-пятидневка (напомню, в крупных промышленных городах социалистических стран они были обязательно и пользовались ими очень многие семьи). Вечер пятницы. За детьми начинают приходить родители. Они звонят в дверь, им открывают и выводят в прихожую их ребенка.

Крупным планом — группа малышей за столом. Воспитательница что-то с ними рисует, пытаясь занять. Они сидят в рядок и даже через экран чувствуется, как напряжены. Раздается звонок — и все дети вытягивают шейки, смотрят во все глаза на дверь с мучительной надеждой: за мной? мои? Нет, другие… Плечики повисают, глаза опускаются, губы депрессивно ползут вниз. И снова звонок — может быть, это мои? И снова все столбиком, слушают-смотрят — за кем? Кому-то повезло, и он, счастливый, полусмеясь-полуплача выходит из-за стола. А другие снова никнут.

Ничего особенного. Никто детей не обижает. Воспитатели явно заботливы, и вообще все хорошо — вот-вот придут родители. Но невозможно смотреть. А ведь дети так жили — каждую неделю, каждый день.

А как же «социализация» и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы.

Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.

И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?

Развитие ребенка вне садика

На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.

Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.

К собственно обучению, к совершенно новым по сути отношениям не с временно исполняющим обязанности родителя, а наставником, ребенок будет готов чуть позже, после следующего кризиса.

Источник