Развитие ребенка веселый счет
Наталья Мелкова
Дидактическая игра «Веселый счет. Учимся считать от 1 до 5»
Представляю Вашему вниманию варианты дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, обучению счету до 5 и знакомству с цифрами, с использованием сенсорных элементов на развитие мелкой моторики (прищепок, деталей на липучках, магнитов, пазлы, сделанные своими руками.
Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.
Цель:
1. Знакомство детей с числами от 1 до 5, закрепление цифр и числового ряда в пределах 5.
2. Закрепление обратного и порядкового счета, соотнесение числа и количества.
3. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям и дидактическим играм. Корригирование и развитие долговременной памяти.
4. Формирование у детей сенсорных способностей, тактильных ощущений.
5. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.
Материал:
Все варианты игр неразрывно связаны с мелкой моторикой, ловкостью пальчиков и зрительно-моторной координацией. Все игровые элементы сшиты из фетра разной жесткости и других материалов, благодаря которым обогащается сенсорный опыт детей. В качестве дополнительных сенсорных элементов используются два вида прищепок: деревянные – 4см и пластмассовые – 6см, неодимовые магниты, липучки. В качестве основы под липучки (для прочного, цепкого скрепления) использовала велкроткань (банки и живот курицы).
ВАРИАНТЫ ИГР:
#1. ПАЗЛ «БОЖЬИ КОРОВКИ».
Пазлы — это отличная развивающая игрушка. Они отлично влияют на развитие логического и пространственного мышления, внимания, памяти. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.
Посчитаем точки на спине у божьих коровок и соединим их с нужной цифрой.
#2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФЕТРОВЫЕ КАРТОЧКИ «ЛАДОШКИ» — знакомство со счетом до пяти на пальчиках.
Пальчики на протяжении долгого времени помогают ребенку считать. На вопрос: «Сколько тебе лет?» малыши прибегают к пальчикам, показывая свой возраст (один, два, три). Получается, что это не только указательный жест для общения, но и полезное упражнение для мелкой моторики, и математический знак, обозначающий количество, и великолепное упражнение на развитие координации, силы пальцев рук и т. д.
Когда ребенок начинает учиться считать, еще не осознавая, что такое число, удачным методическим приемом может послужить прием соотнесения объектов счета с пальцами рук. Очень важно в самом начале знакомства с числами осознать, что один – это один объект, два – одновременно два объекта, и т. д. А с помощью пальцев это сделать легко. Причем осознание этого факта при использовании пальцев рук идет сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному (видим, слуховому (слышим, произносим, тактильному (чувствуем, кинестическому (двигаемся).
Предлагаем ребенку приложить пальчики к карточке и назвать число, тем самым соотнести число и количество.
Очень полезный прием для развития мелкой моторики – использование разноразмерных прищепок, что способствует развитию координации и силы пальцев рук.
Маленькие деревянные прищепки с цифрами…
Более крупные (а соответственно удобные) пластмассовые прищепки…
Параллельно знакомить детей с цифрами, делая упор на зрительную память.
#3. «ПОМОГАЕМ БАБУШКЕ КОНСЕРВИРОВАТЬ ЯГОДЫ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ И ГРИБЫ».
Предлагаем детям разложить определенное количество сочных ягод и фруктов по банкам…
Посчитать их количество…
Банки «для консервирования» выполнены из велкроткани, поэтому ягоды и фрукты (и другие овощи и грибы) с липучками на обратной стороне — замечательно цепляются на них. Таким образом, банки с ягодами и фруктами можно свободно перемещать в процессе обучающей игры, переносить и хранить.
А теперь тоже самое с овощами…
Как вариант разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке.
А теперь посчитаем сколько яблок и груш в каждой банке.
А теперь посчитаем грибочки.
4. «СВЕТЛЯЧКИ».
Солнце спряталось. Темно.
Время за полночь давно
В травке яркий маячок –
Притаился светлячок.
Отвечайте дружно, дети:
Кто нам ночью в травке светит?
Поместился в кулачок
Этот крошка светлячок.
Ребенок должен посчитать сколько светлячков залетело в банку.
5. «ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП МОИ ЦЫПЛЯТА».
Вышла Курочка гулять,
Малых деток посчитать:
— Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы идем гулять.
Мама – курица выполнена из жесткого фетра, а ее животик из велкроткани, что позволяет с легкостью крепить к ней яички и цыплят (у которых имеются липучки на обратной стороне).
Крылья курочки складываются и держатся за счет скрытых под фетровыми цветочками неодимовых магнитов. Все это, в свою очередь, является дополнительным тренажером для детских пальчиков.
Ребенок должен посчитать сколько яиц у курицы…
Сколько вылупилось цыплят, а сколько еще нет…
Сколько цыплят мама спрятала под крыльями?
А сколько всего цыплят у курицы?
Источник
Елена Кутякова
Дидактическое пособие «Весёлый счёт»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.
Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм.
Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Весёлый счёт», которое включает в себя набор игр, изготовленных своими руками из подручных средств, и бросового материала.
Цель дидактического пособия. Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
формировать представление о числе и количестве;
продолжать учить считать в пределах 10;
закрепить представление о составе числа;
развивать зрительное внимание, мышление, память, мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к точным наукам, умение логически мыслить.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Возраст детей, на который рассчитано данное дидактическое пособие: старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Место в режиме дня. Данное пособие можно использовать как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей; с подгруппой детей и индивидуально.
Ожидаемый результат.У дошкольников сформируются умения:
применять правила;
пользоваться инструкциями;
работать по заданному алгоритму;
сформируются предпосылки к учебной деятельности.
Необходимый материал и оборудование, для изготовления данного пособия: прищепки, киндер-яйца, контейнеры, плечики, крышки разноцветные, картон, фетр, нитки, иголка, маркер.
Ориентировочный бюджет: Дидактическое пособие «Весёлый счёт» не требует материальных затрат, так как изготовлено из подручных средств и бросового материала.
В результате использования дидактического пособия «Весёлый счёт», у детей наметилась положительная динамика по формированию элементарных математических представлений, сформировались предпосылки к учебной деятельности.
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, заинтересованным родителям.
Дидактическая игра
«Собери ромашку»
Цель: закрепление состава числа.
Оборудование: пробки желтого цвета с цифрами, белого цвета с примерами.
Методика проведения. Взрослый предлагает собрать ромашку, решив пример.
Вариант игры. Дети работают в паре, чья пара быстрее соберёт ромашку.
Дидактическая игра
«Разложи яйца по ячейкам»
Цель: закрепление умений решать примеры на + и –.
Материалы и оборудование: киндер яйца с примерами, контейнер с цифрами от 1 до 10.
Методика проведения. На столах контейнер с цифрами, киндер яйца с примерами. Воспитатель предлагает детям разложить киндер яйца по ячейкам, решив пример.
Вариант игры. По сигналу дети решают пример, кладут яйцо в ячейку с соответствующей цифрой. Побеждает та команда, которая правильно и быстро разложит яйца.
Дидактическая игра
«Пальчиковый счет»
Цель: наглядное воспроизведение математических манипуляции на сложение и вычитание, сгибая и разгибая пальцы, формирование понятий количественного состава числа, соотношение числа и количество единиц, его составляющих; решение примеров.
Материалы и оборудование: планшет сделан из фетра, снизу и сверху пришиты липучки; цифры и знаки (-, =, +) ламинированы, с обратной стороны приклеены липучки.
Методика проведения. Взрослый называет цифру и предлагает ребёнку показать на игровом планшете.
Усложнение. Дети решают пример, ответ показывают на игровом планшете.
Дидактическая игра
«Плечики»
Цель: закрепление состава числа в пределах 10; формирование понятия количественного состава числа; соотношение числа и количества единиц, его составляющих.
Материалы и оборудование: плечики, прищепки, ламинированная рубашка с цифрой из картона.
Методика проведения. Ребёнку предлагается повесить рубашку на плечики, отсчитать столько прищепок и прикрепить к плечикам, используя два цвета, какое количество показывает цифра на рубашке.
Игры с прищепками
Цель: формирование умений отсчитывать предметы и находить соответствующие число.
Оборудование: ламинированные карточки с предметами и цифрами, прищепки.
Методика проведения. Детям предлагается сосчитать количество предметов (животных, овощей) и прикрепить прищепку к цифре, обозначающей результат счета.
Вариант игры: закрой прищепками ненужные цифры, оставив открытой цифру, обозначающую результат счета.
Дидактическая игра
«Математические стаканчики»
Цель: закрепление состава числа в пределах 10, умений решать примеры на + и –.
Оборудование: стаканчики из втулок обклеенных оракалом с цифрами, на шпателе написаны примеры.
Методика проведения. На столах расставлены стаканчики с цифрами и разложены шпателя с написанными примерами. Воспитатель предлагает детям разложить шпателя по стаканчикам, решив пример.
Источник
Елена Ревина
Логико-математическая игра «Весёлый счёт» для детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности», — пишет В. А. Сухомлинский, подчеркивая важность игры для всестороннего развития ребенка.
Актуальность: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления и развитие ЭМП закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Цель: развитие элементарных математических понятий и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх.
В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:
• развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
• формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей возрастных групп. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
• развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
• развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Новизна: При выборе дидактического материала, игр, пособий для НОД учитываются особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
Ожидаемые результаты: Дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы (внимание, мышление, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.
С помощью дидактических игр приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное – уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
При работе с дидактическими играмия придерживаюсь следующих принципов:
— создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
— новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
— при введении нового знания рассказывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
— процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
— обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности);
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, я придумала свою логико-математическую игру «Весёлый счёт». С помощью этой игры дети повышают способность к установлению математических связей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, отношения между чисел.
Источник
19.11.18. ФЭМП Тема: Веселый счет
Цель: развитие математических способностей воспитанников.
Задачи:
1. Закрепить счет в пределах двадцати, в прямом и обратном порядке;
2. Развивать слуховое внимание и координацию движений;
3. Развивать логическое мышление детей;
4. Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
5.Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.
6.Уметь ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.
Материалы: наборы цифр, карточки с цифрами от 1 до 20, счетные палочки.
ХОД НОД:
Мотивация: Воспитатель:
— Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
— Давайте возьмемся за руки и дружно произнесем наш девиз:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, легко!
Проводится дидактическая игра «Найди лишнее»:
1. Зима, весна, март, лето?
2. Декабрь, апрель, осень, июнь?
3. Среда, ночь, четверг, суббота?
4. Пять, восемь, семь, утро?
Воспитатель: Ребята нам пришло письмо. Посмотрим что там?
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Ваш друг Царица Математика».
Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти испытания и достать пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в
игру «Посчитай»
Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
Сколько ушей у двух кошек? (четыре)
Сколько дней в неделе? (семь)
Сколько глаз у светофора? (три)
Сколько пальцев на одной руке? (пять)
Сколько солнышек на небе? (одно)
Сколько лап у двух собак? (восемь)
Сколько пальцев на двух руках? (десять)
Сколько в неделе выходных дней? (два)
Сколько солнышек на небе ночью? (ноль)
Какое число больше восьми, но меньше десяти? (девять).
Сколько пальцев на руках у двух подружек? (двадцать).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание и достали пароль, закройте глазки. Откройте, теперь мы с вами в математической стране.
А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Задание «Построй город из геометрических фигур»
(На столе лежит: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.)
Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур. «Восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. (Работа проходит в быстром темпе.)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!
Физкультурная минутка «Дни недели»:
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Сейчас нам предстоит вспомнить геометрические фигуры и восстановить узоры в математической стране, которые испортил двоечник.Игровое задание со счетными палочками — Восстанови узор.
Воспитатель дает детям задание: Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник).
Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
Постройте фигуру, у которой две стороны длинные и две стороны короткие (прямоугольник).
Постройте фигуру из 4ех палочек. Что получилось? (квадрат).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!
Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем.
Физ. минутка:
Буратнино потянулся.
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратнино стой,
Вот он — ключик золотой.
А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
Игра «Что, где?
В море плавало 5 корабликов, к ним приплыло еще 2. Сколько стало корабликов? (5+2=7)
В аквариуме плавало десять рыбок, купили еще пять рыбок. Сколько стало рыбок?(10+5=15)
Ёжик собрал 9 грибов, а потом пошёл в лес и нашёл ещё три. Сколько грибов стало у ёжика? (9+3 =12)
В вазе было десять яблок, шесть яблок съели. Сколько яблок осталось?(10-6 =4)
На полянке росло 7 грибочков, после дождя выросло еще 3. Сколько стало грибов? (7+3 =10)
На грядке росло 6 морковок, пять морковок вытащили. Сколько морковок осталось?(6-5=5)
(
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».
Игра «Кто самый внимательный»
Воспитатель объясняет детям правила игры: на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка — встают в позу аиста, на три хлопка — в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, кто оказался самый внимательный.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от одного до 20 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть». Прохождение пароля на выход из волшебной страны. Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от дватцати до одного), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» при помощи воспитателя (на обратной стороне написано слово «Математика ребятишкам»).и «возвращаются» домой.
Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади».
Очень хорошо, ребята! А теперь последнее задание: «Соедини по точкам и раскрась!»
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Что понравилось больше всего?А что бы вы хотели узнать на след.занятиях? А как вы думаете можно ли статьхудожником рисуя соединяя цифры?
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много нового и интересного».
Источник