Развитие ребенка в современной семье

Развитие ребенка в современной семье thumbnail

Во многих современных семьях заметен дефицит общения. Папа и мама постоянно заняты делами. Каждый своим. Ребенок предоставлен сам себе. И лишь когда отрицательно сказывается влияние улицы, родителя недоумевают: Откуда это в нем? Ведь в семье все благополучно. Нет конфликтов. Исключены скандалы. Но есть холодное равнодушие. Нет заинтересованности в воспитании детей, общения с ними, своевременной похвалы.

Воспитание детей в современной семье

Воспитание детей в современной семье

Единственное, к чему сводится воспитание, это контроль за тем, поел ли вовремя, сделал ли уроки. А ребенок нуждается в общении, в беседах со взрослыми. Ему важно, чтобы к нему проявили искренний интерес, его поняли, ему хочется считать родителей прежде всего друзьями. А это нужно уметь.

Очень важно воспитывать уверенность в правильности своих взглядов, в случае ошибки – тактично поправить, но ни в коем случае не оскорбить; при совпадении взглядов ребенка и взрослого – обязательно похвалить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Отношения детей и родителей в семье

Нельзя давать ребенку чувствовать себя слабым. Вырабатывается комплекс неполноценности, неверие в свои силы. Это скажется в дальнейшем на семейной жизни. Опасно и обратное – убежденность в исключительности способностей.

Пока помогают родители, человек справляется. Встав же на самостоятельный путь, часто станется беспомощным: нет ожидаемых успехов, а ведь он обладает незаурядными способностями. Об этом всегда говорили родители. Оправдание собственной неумелости — неудач сводится к конфликтам с коллегами на работе: «Не признают. Задавили». Либо отрицательные эмоции сказываются на отношениях в семье: на работе сдерживается в семье же накопленная обида на окружающих выливается в тиранию близких людей.

Некоторые родители в воспитании ребенка используют ремень — испытанный дедами метод, по их мнению, самый надежный. Этим они вызывают у ребенка страх перед наказанием и быстро «решают» проблемы с едой, сном, проступками. Отсутствие духовного контакта с родителями, постоянный страх перед наказанием воспитывают из ребенка трусливого человека. В будущем отсюда — подлость, хулиганство, бегство от семейных проблем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль отца в воспитании детей

Стареющие родители, которые высказывают обиду, что их повзрослевшие сыновья невнимательны к ним, должны вспомнить, а всегда ли они откликались на нужды детей, на их чувства.

Не может быть плохих детей у хороших родителей. Точнее, там, где есть хорошие отношения между отцом и матерью, взрослыми и детьми, господствует дружба и взаимная любовь.

Огромное счастье иметь ребенка, но не все могут испытать эту радость. Статистика свидетельствует, что 10% всех семей бездетны вследствие имеющихся или перенесенных ранее заболеваний. Значит, тот, кто имеет эту возможность, должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать настоящего человека. Будущие мужья и жены с детства должны расти в убеждения, что семья — одна из главных ценностей их будущего.

Стоит напомнить, что воспитывать всегда легче, чем перевоспитывать. Однако прежде, чем заняться воспитанием детей, некоторым родителям стоит задуматься о самовоспитании, пересмотреть систему собственных взаимоотношений, чтобы иметь право давать рецепты счастья детям.

https://womenfancies.ru/materinstvo/vospitanie-detej/66-vospitanie-v-sovremennoy-seme.html

Источник

Гудзик Т.В.

  Современная семья и ее роль в развитии ребенка.

ГБДОУ №14 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Своеобразным и главным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Ей принадлежит основная долговременная и важнейшая роль: доверие и страх, уверенность, и радость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности. Все эти качества ребенок приобретает в семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Наверное, каждый из нас не может дать точный ответ на вопрос: «Какой стиль, какую теорию применяете   в воспитании своего «чада». Чаще всего родители ведут себя  так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт и как складываются обстоятельства. Короче говоря, как получится. А как же получается?

  Утверждение  о том, что тип семейного воспитания и родительские установки  определяют особенности личности и поведения ребенка – истина. Разделяют четыре стиля родительского поведения:

Авторитетный – родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ребенком  признают право на саморазвитие. Открыты для общения и трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

Читайте также:  Развитие ребенка на пятом месяце жизни комаровский

Авторитарный – родители хорошо представляют, каким должен вырасти   ребенок, прилагают к этому максимум усилий. Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). В своих требованиях они   очень категоричны и не уступчивы.  Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под  контролем родителей.

Либеральный – родители высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему ребенку ни в чем, любые его требования тут же выполняются. Легко общаются с ним, доверяют ему, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Однако стоит задуматься по плечу ли ребенку такая свобода.

Индефферентный – родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил. Практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них других забот немало. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позицией «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои». Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность. Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Свои проблемы ребенку приходится решать самому.

 В каждом стиле родительского воспитания выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль. Сочетание этих двух переменных  многое определяет в том, как строиться поведение взрослых и какие психологические качества, свойства формируются у ребенка. Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до 3-х лет. Только полное эмоциональное принятие ребенка обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает к поддерживающему поведению, формирует чувства доверия к ребенку. В результате у самого ребенка формируется чувство доверия к миру, любознательность и открытость к отношениям. Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная – контроль. При высокой степени контроля родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способы настаивать на выполнение своих требований, быть последовательным в их предъявлении, стремятся к развитию у детей способностей. Настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. Добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку и готовы обсуждать ее с ребенком. Эмоционально поддерживают детей, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.

При низкой степени контроля родители устраняются от контроля, предоставляя детям, возможность самим формировать систему требований и правил, не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств. Однозначно не формируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам, наказаниям. Эмоциональная поддержка зависит от послушания ребенка.

Безусловно, выбранный   вид контроля  влияет на личностное развитие детей и можно выделить три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости:

Компетентные дети обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения.

Избегающие дети – чаще всего у детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении нее только дружеских, но и поверхностных контактов.

Незрелые дети  не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Своей инфантильностью они, прежде всего, обязаны личностной незрелостью своих родителей. Главной чертой поведения, которых является отсутствие способности к последовательному «контролю», при этом эмоциональная поддержка может присутствовать.

Не вызывает сомнения то, что каждый родитель хотел, чтобы его ребенок относился к группе «компетентные». Конечно, компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами. Поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера – интериоризация средств и навыков контроля, используемых взрослым.

Читайте также:  Влияет ли кесарево на развитие ребенка

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме (рис.1) предоставляется возможность определить наиболее точно стиль родительского поведения, роль, особенности взаимодействие с ребенком и реакции, личностные свойства, которые вы можете наблюдать, в поведении своего ребенка. Адекватной, благоприятной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.

Рис.1. «Стили родительского поведения».

В заключении, родительская позиция – важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Родительская позиция, поведение формируется на основе того, какое место в  жизненных ценностях занимает процесс воспитания ребенка. Наибольшие и положительные, благоприятные перспективы открываются, если воспитание собственных детей является для родителей ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант, когда воспитание является «вставкой» в жизненные различные мотивы человека.

Литература:

  1. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
  2. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.
  5. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. — СПб.: СОЮЗ, 1997.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  7. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., Быкова М. В. – 2000. – № 4.
  8. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Источник

Наше детство было лучше — утверждают многие бабушки, дедушки и родители современных подрастающих детей. Ведь мы проводили большую часть времени на улице, играя и общаясь со своими сверстниками. Но только лишь это отличает современных детей от нас и как это влияет на воспитание?

Современные гаджеты, постоянная нехватка времени для живого общения и более комфортные условия быта. Давайте подробней разберем эти аспекты современной жизни, и постараемся понять, каким образом они влияют на наших детей.

Чем отличаются современные дети от детей времен советского союза

воспитание детей в СССРНачнем с того что, со времен СССР прогресс шагнул далеко вперед и жизнь во многом стала гораздо комфортней. Условия жизни и быта улучшились. Сейчас практически в каждой квартире есть пластиковые окна, большое разнообразие игрушек у ребенка и современные достижения техники.

Если в прежние времена, закаливание и здоровый образ жизни было всеобщей целью, то сейчас все стараются растить детей в тепличных условиях и укрывать их от любых ненастий, сквозняков и малейшего дуновения ветерка. Это, конечно, сказывается на иммунитете и здоровье современного поколения. К тому же пребывание на свежем воздухе детей в наше время заметно сократилось. Потому что, раньше наши и мамы и бабушки практически на весь день отпускали нас во двор к друзьям и подружкам, совершенно не переживая за нас и ничего не опасаясь. При этом у нас не было с собой мобильных телефонов, и они могли нас загнать домой, только крикнув из окна, приглашая на обед или оповещая о том, что уже поздно и пора спать.

Почему современные дети начинают позже говорить?

современный ребенок и его воспитаниеВ последние годы логопеды и дефектологи России бьют тревогу, потому что количество детей с нарушениями речи возросло во много раз. Причем часто наблюдается не только задержка речи с более раннего возраста, но и расширение спектра речевых нарушений. Это явление связывают с тем, что у родителей в современном темпе жизни остается очень мало свободного времени на отдых или для того чтобы переделать домашние дела и они готовы включить все что угодно, лишь бы хоть чем-то занять ребенка.

Телевизор, компьютер, телефон, планшет, в наше время есть достаточно широкий выбор для мультиков, компьютерных игр и развлекательных приложений для детей. Ребенок часами на пролет увлечен разглядыванием экрана. Безусловно, ему очень интересно в это время, но при этом он не развивает свою речь.

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по развитию речи ребенка с 2 до 3 лет

Для мамы и папы удобно, когда ребенок сидит в тишине и не бегает по квартире, раскидывая игрушки. Но со временем, они понимают, что малыш практически не разговаривает. И если раньше дети в 2 года уже начинали достаточно хорошо говорить и произносить слова, а к 3,5 составлять предложения, то в наше время зачастую такого не происходит.

Стоит задуматься, так ли важно отвлечь ребенка самым простым способом, ради нескольких часов собственной «свободы» от него? Ведь если вспомнить советское время, наши мамы тоже не сидели на месте, и у них была уйма домашних забот, которые нужно было переделать за весь день. При этом не было стиральных машин, пылесосов и хороших утюгов с отправителями. Но все-таки дети тоже игрались самостоятельно и без помощи гаджетов и телевизоров.

У нас было совсем не много игрушек: всего несколько мягких игрушек и одна кукла для девочек и машинка для мальчиков. Но вспомните, с каким интересом мы могли увлечься игрой на весь день, проявляя фантазию, придумывая различные сюжеты с игрушками или мастерили новые самостоятельно.

Развитие современных детей

развитие современных детей в семьеВсе чаще возрастает обращение современных родителей за помощью к логопедам и дефектологам. В связи с тем, что в наше время дети начинают позже говорить, проблемы с речью или неправильное произношение звуков выясняется только ближе к 5-ти годам ребенка. А так как современные требования к ученикам первых классов заметно возросли, и отдать ребенка в школу уже нужно с навыками письма, чтения и желательно четкой речью,родителям приходится самостоятельно или при помощи репетиторов готовить детей к школе.

Таким образом, современным детям необходимо раньше начинать обучение чтению и письму. А для того, чтобы этот процесс прошёл быстрее и легче для самих детей, им нужно правильно развиваться уже с самого раннего возраста. И родители должны всячески этому способствовать.

  • Развивать мелкую моторику и творческие способности. Перебирание мелких предметов способствует тренировке речевого аппарата. Лепка, пальчиковое рисование, игры с крупами – это далеко не единственные способы для занятий пальчиками и выработки их чувствительности, а так же воображения ребенка. Помимо всего прочего, занятия творчеством способны снимать стресс и тревогу у ребенка.
  • Ограничивать просмотр мультиков и игры на компьютере или телефоне до 15 минут в день.
  • Предоставлять ребенку простые игры для развития логики и фантазии. Сейчас в продаже очень много интересных, музыкальных, интерактивных игрушек. Но, к сожалению, они не развивают мышление маленького человека на должном уровне, не заставляют его думать, все уже придумано за него. Поэтому для малышей 2-3 лет лучше покупать кубики, конструктор и различные сортеры. Они помогают развить логику и учат мыслить самостоятельно.
  • Расширять словарный запас ребенка, развивать речь. Особенно если ребенок не посещает детский сад, то он очень нуждается в дополнительных занятиях чтением и изучением стихотворений. Даже самым маленьким деткам, уже с 1,5 лет полезно показывать яркие иллюстрации в книгах и дополнять их короткими описательными рассказами или стихами.
  • Изучать окружающий мир. Для развития ранней речи у детей, необходимо побуждать их говорить через полно описательные рассказы о природе и живых существах. Прогуливаясь по парку, задержите внимание на его обитателях. Расскажите, например, о жучках или птичках. Пока ребенок будет наблюдать за ними, подробно объясните, каким образом они передвигаются, что кушают и где живут. В следующий раз, когда ребенок увидит насекомое или животное, про которое вы ему рассказали, он сам начнет говорить слова ассоциирующиеся с ним.

Помимо развития речи и творческих способностей современных детей, стоит развивать в них самостоятельность, ответственность и желание помогать окружающим. Для таких целей полезно обзавестись домашним питомцем, о котором ребёнок будет учиться, заботится самостоятельно, переживать за него и нести ответственность.

В век высоких технологий очень важно размеренно и дозировано внедрять современные технологии и гаджеты в жизнь наших детей. И больше заботиться об их нравственном и моральном воспитании. Потому что наверстать навыки обращения с техникой современные дети смогут очень быстро, а вот научиться состраданию, высоким моральным качествам и уважению с возрастом становиться сложней.

Источник