Развитие ребенка в современной образовательной среде

Развитие ребенка в современной образовательной среде thumbnail

«РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ:ОПЫТ,ПРОБЛЕМЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ»

Викулова Ольга Леонидовна, vikulowaolia@yandex.ru МАОУ СОШ №2 /с. Абатское/

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащихся, но и как процесс развития личности, обретение духовно- нравственного и социального опыта»

Развитие и воспитание человека во все времена было и остается весьма важной и актуальной проблемой. Российское государство действующим законодательством в области образования как одну из приоритетных задач определяет создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творческой индивидуальности каждого ребенка. Это особенно актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам. Наши дети овладевают комплексом компетенций, который позволит им уверенно жить и развиваться в условиях современного быстро меняющего мира. Такими, как умение учиться на протяжении всей жизни, эффективно работать с информацией, владеть навыками коммуникации и сотрудничества в самых разных ситуациях, проектировать собственную деятельность, принимать ответственные и продуманные решения там, где нельзя положиться на готовые шаблоны, сформировать основы гражданской идентичности, толерантности, нравственных норм поведения в обществе. Необходимо создать условия, при которых наши дети смогут получить подготовку, позволяющую им уверенно ощущать себя в современном обществе. [2] Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. /Е.Б.Лактионова/. Эта цель достижима в результате создания образовательной среды, в которой нацеленность на достижение успеха является одной из главных личностно значимых целей. Критериями успешности формирующейся личности, я считаю образовательные достижения учащихся, т.к достижение- это еще и процесс получения определенного результата, это рост успеваемости, заинтересованность ребенка, повышение самооценки. В «Портфель достижении» я включаю следующие разделы: 1. Кто и чего я хочу. 2. Чему я научился на разных предметах. 3. Достижения Вне учебы. 4. Лист самооценки. 5. Самооценка творческого дела. Благодаря этой технологии, дети развивают умение самооценки, а также ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, а родители смогут проследить реальные успехи и достижения ребенка.

Таким образом, современная образовательная среда становится одним из важнейших факторов формирования успешной личности при условии создания эффективной системы управления развитием достижений учащихся.

Современная образовательная среда помогает каждому ученику осознать значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире, проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий и интеллектуальный потенциал. Этому способствует глобальное образование, посредством которого у ученика образуется новое мышление, новое отношение к жизни, свое окружение, мир, в котором живет.

Модернизация современной образовательной среды создала определенные условия для развития ребенка, а это активное внедрение в практику различных педагогический инноваций, авторских программ и учебников, современных педагогических технологии, использование ИКТ в образовательном процессе, эффективных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения. Индивидуальная, парная и групповая формы работы организации учебного процесса применимы на уроках для развития компетенции, позволяющих учащимся уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Кроме того на уроках я применяю элементы « Технологии развития критического мышления», через чтение и письмо, где ученики не пассивные слушатели, они главные действующие лица урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают прочитанное, учатся задавать вопросы. Благодаря этой работе учащиеся глубже понимают прочитанное, овладевают активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, повышается культура речи, эстетическое развитие, формируется активная личность, умеющая творчески и самостоятельно работать. Л.Н.Толстой утверждал «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилием мысли, а не одной только памятью». Действительно чем выше осознанность любых познавательных действий, тем выше их эффективность. Именно поэтому я использую на уроках активные формы и приемы обучения. С целью развития интеллектуальных способностей я применяю такие игровые приемы, как «Подтверди или опровергни информацию», «Фишбоун», «И это все о нем», «Криптограмма», «Кластер», «Дерево предсказаний» , «Корзина идей», «Инсерн», «Синквейн», «РАФТ». Свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальность и создать условия для самореализации. В этом мне помогает приемы технологии РКМЧП.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание обучению самостоятельности у учащихся. Проблемой современной образовательной среды является выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.

Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.

Китайская пословица гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». Именно на организации самостоятельной деятельности ученика на уроке я строю свои урок. В условиях ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие самостоятельности ребенка. На своих уроках я применяю технологии «Проблемно- диалогического обучение». Применение этой технологии позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Моя цель научить детей идти путем самостоятельных находок и открытии. Достигая результата, мои дети могут четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, развивать познавательную активность и творческую самостоятельность. Как вариантом проблемного обучения использую поисковые и исследовательские методы.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную личность; развивали в ребенке: исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки; развитие познавательного интереса учащихся; развивали бы принцип связи обучения с жизнью. Для достижения этих целей я использую технологию «Метод проектов».

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса к процессу обучения со стороны учащихся, поэтому необходимо искать новые методы, приемы и формы организации обучения, которые позволят решить многие проблемы в рамках классно-урочной системы. В своей работе для стимулирования интереса школьников к учебной деятельности использую «Метод проектов»- как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую). Одним из принципов является личностная ориентация содержания образования. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и особенностей предполагает особый акцент на запуск исследовательской программы.

В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело. «Метод проектов» дает возможность детям попробовать себя в новом качестве, в новой роли, что способствует развитию его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом. Метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и качество знаний

Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес является «Игровая технология». «Игровые технологии» являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Ученики очень любят игры. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, им интересен поиск недостающего. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Я считаю, благодаря использованию дидактических игр ученики становятся самостоятельнее, активнее, творческими.

Неотъемлемой частью систему обучения является внеурочная деятельность. Через внеурочную деятельность осуществляем:

-развитие интересов учащихся на основе свободного выбора;

-постижение духовно- нравственных ценностей и культурных традиций;

-создание условии для физического , интеллектуального и эмоционального отдыха детей;

-развитие каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуациях;

-развитие инициативы и творчества детей;

-воспитание любви к родному краю

-развитие любознательности, познавательной деятельности.

Решая эти задачи, в моем классе проводятся такие кружки, как «Школа трудолюбия», «Одаренок», «Я гражданин России», «Здоровячек», «Ладушки». Занятия я провожу в различных формах, это и беседа, рассказ, деловая игра, диалог исторических или литературных персонажей, путешествие, ролевая игра, телепередачи, экскурсии. Через экскурсии в музей, в храм, в библиотеку решаю такие задачи как: развитие познавательной мотивации, эстетического вкуса, духовно- нравственные ценности. Общаясь с детьми, родителями, отмечают, что это дает положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представление об окружающем мире. Изучение классного коллектива по системе «Познай себя», классные часы «Мир моих увлечений», самовоспитание по системе «Сделай себя». В классе складываются доброжелательные отношения, что является формированием здоровьесберегающей среды. Большое значение в развитии ребенка являются занятия в учреждениях дополнительного образование. Это и спортивные секций, занятия хореографией, музыкой.
Я считаю, что современная образовательная среда это центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Системная работа школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся, их самореализацию, приводит к определенным системным изменениям и социальным эффектам:

100% учащихся заняты организационными воспитательными формами, 90% заняты в системе дополнительного образования, наблюдается положительная динамика участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, повышается удовлетворенность родителей деятельностью ОУ. В настоящее время существует множество актуальных проблем развития личности в образовательном пространстве: проблема развития креативной личности, проблема развития социально ответственной личности, проблема развития нравственно- правовой культуры личности и ряд других проблем. Перспективы развития личности ребенка: взаимодействие с организациями всей социальной сферы, введение новых информационных технологии, приобщение потенциала родительской общественности в организации школьных дел. Задача школы в современных условиях- полноценное развитие личности.

Литература

  1. Астафьева Н.Г. «Формирование и развитие среды школы»/статья,-2012г

  2. Зубарева Е.В. «Актуальные проблемы развития личности в современном образовательном пространстве»/статья,-2011г

  3. Коротеньков Ю.Г. Информационная образовательная среда.//учебное пособие, академия АйТи,-152

  4. Назарова Т.С . Проблемы реализации Национальной образовательной инициативы «наша Новая школа»/ вестник образования России, №1,2012

  5. Румянцева О.А., О.В. Уханова. Современная образовательная среда начальной школы, 2012г

Источник

Панкратова Ирина
Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

СЕКЦИЯ 2 «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада»

Наша секция называется: «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада»

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной Организации, позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению данной проблемы

Пространственная развивающая средавключает в себя совокупность подпространств:

— интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

— физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

— игрового развития;

-экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

-компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

В рамках ФГОС ДО представлена совокупность ключевых требований к организации и реализации дошкольного образования. Одним из ключевых компонентов является образовательная среда детского сада. Проблема организации образовательной среды и определение степени ее влияния на результативность и качество образования занимает одно из ключевых мест в педагогике. Согласно стандарту, образовательная среда детского сада, в первую очередь, должна гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие детей (пункт 3.1. ФГОС ДО).

Образовательная среда должна отвечать не только требованиям ФГОС ДО, но и требованиям Образовательной программы дошкольного учреждения, где перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды,включающей в себя следующие аспекты:

• предметно – пространственная развивающая среда;

• характер взаимодействия со взрослыми;

• характер взаимодействия с другими детьми;

• система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. Большую роль в организации такой среды играет методическая служба ДОУ.

Развивающая предметно пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Большое значение в создании развивающей предметно –пространственной среды имеют дидактические игры. Дидактические игры — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

О практике использования дидактических игр в обучении дошкольников нам расскажет

О том, как грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды влияет на развитие творческих способностей дошкольников, помогает им развить их познавательный интерес и любознательность с нами поделится

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

О возможности использования интерактивных технологий в образовательномпроцессе ДОУ для реализации ООП с нами поделятся:

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач ФГОС ДО. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

О том, как использовать ИКТ в образовательной деятельности с воспитанниками с нами поделится

Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО, не только в группе, но и на улице.

Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей.

О создании игровой среды для детей на участке ДОУ с нами поделятся

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении, занимает сейчас умы научных и практических работников.

Адаптация к условиям детского сада детей любого возраста проходит не просто, но гораздо с большими трудностями сталкиваются дети, начинающие по каким –либо причинам посещение дошкольного учреждения в среднем или старшем дошкольном возрасте.

Своим опытом по данному вопросу с нами поделится

Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.

Свой опыт работы по взаимодействию детского сада с учреждениями окружающего социума расскажет

О взаимодействии с сетевыми партнерами с нами поделится

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Предметно-развивающая среда- это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Выводы по работе секции:

* На секции был представлен опыт работы педагогов образовательных учреждений по организации и развитии современной образовательной среды детского сада в различных формах: мастер — класс, творческая лаборатория, презентация, педмастерская и т. д.

* Цель представленных материалов – содействие развитию профессионально-методической компетентности педагогов дошкольного образования по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении, формированию у педагогов умения методически правильно организовывать предметно-развивающую среду в детском саду, ориентированную на ребёнка.

* В рамках работы секции были даны рекомендации по индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, изготовлению игр своими руками, взаимодействию с родителями в вопросах организации предметно-пространственной среды в группе дошкольного образовательного учреждения.

* В ДОУ необходимо создание особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребёнка, которая строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.

* Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка,но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.

* Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ.

* Реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий должно стать системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом.

развивающая среда ДОУ оснащена цифровыми образовательными ресурсами;

организовано взаимодействие педагогов в работе с детьми разных групп с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

* При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организациинеобходимо обеспечить реализацию:

образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

— двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

— различных образовательных программ с учётом применения инклюзивного образования, а также национально – культурных, климатических и других условий.

*Идет активное обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве:

— внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием Системы дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

— создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»).

Таким образом, в дошкольных образовательных организациях

— успешно развивается опыт инновационной деятельности в области организации предметно-развивающей среды;

— дошкольные организации успешно применяют знания в организации развивающей предметно–пространственной среды;

— имеются современные программы, технологии пособия и разработки; — современное материально-техническое оснащение.

Источник