Развитие ребенка в русском музее

Развитие ребенка в русском музее thumbnail

Русский музей является ведущим центром музейной педагогики в стране, планомерно осуществляя работу с детьми и подростками от 4 до 17 лет. Это единственный музей в России, который имеет лицензию на образовательную деятельность.

Основные направления по работе с детьми в Русском музее:

  • Российский центр музейной педагогики и детского творчества — осуществляет деятельность с детско-юношеской аудиторией, педагогами дошкольных образовательных учреждений, студентами ВУЗов и музейными работниками в рамках интеграции «Музей (культура) – образование». В 2015 г. Фонд детского творчества отпраздновал свой 55-летний юбилей, а Российский Центр музейной педагогики и детского творчества отметил 25-летие. Ежегодно в студиях, кружках и творческих группах Центра занимаются около 400 детей и 200 воспитанников детских садов.

Подробнее о Центре

  • Детская студия творческого развития отдела экскурсионно-лекционной работы

Детская студия творческого развития отметила свое 20-тилетие в сентябре 2018 года. Этот уникальный проект был создан еще в 1998 году, благодаря творческому энтузиазму, харизме, профессионализму удивительных людей, которые работают, вдохновляют и творят в нашей Студии и поныне.

Ведущие музейные специалисты и искусствоведы экскурсионного отдела, художники и скульпторы разработали авторские программы для детей от 3-х до 12 лет, способствующие творческому и гармоничному развитию личности ребенка посредством художественного творчества, изобразительного искусства и музейной среды.

При составлении индивидуальной программы для каждой группы учитываются возраст детей, уровень подготовки, посещение наиболее интересных временных выставок и филиалов музея.

Занятия для детей проводятся как на экспозиции Русского музея, так и в творческих студиях, расположенных в филиалах Русского музея и не только, и включают в себя художественно-изобразительную деятельность, конструирование и дизайн, дидактические игры, развивающие упражнения игрового характера, связанных с сопоставлением зрительных, звуковых и тактильных ощущений, которые помогают детям ярче почувствовать замысел художника, прогулки в Михайловском и в Летнем садах, экскурсии и , конечно, праздники с участием детских театров Петербурга.

На протяжении всего учебного года группа работает с одним и тем же преподавателем, который позволяет каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал и без страхов войти в мир прекрасного.

На занятиях в Детской студии каждый ребенок, рисуя или создавая своими руками, учится передавать собственные ощущения и эмоции. У него развивается чувство цвета, ритма и силуэта, а наша непринужденная, дружелюбная и творческая атмосфера способствует ему в этом.

Ждем ваших детей на занятия!

Администратор готов ответить на все ваши вопросы по телефону: 8-901-302-68-33

  • Сектор эстетического воспитания

Занятия в секторе эстетического воспитания проводятся с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по специально разработанной программе «Диалоги в музее», направленной на развитие способности чувствовать и понимать произведения изобразительного искусства.

Основу программы составляет комплексный подход — изучение изобразительного, музыкального, литературно-поэтического материала в сочетании с самостоятельным детским творчеством.

На занятиях ученики знакомятся с произведениями русских художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства; им открывается мир античной мифологии, библейских сказаний.

В процессе такого разностороннего эстетического развития дети получают систематические знания по искусству в соответствии со своими возрастными особенностями. Программа способствует развитию и обогащению духовно-нравственного потенциала, воображения, фантазии, ассоциативного мышления, творческих начал в жизни ребенка.

Занятия проводятся преимущественно в форме диалогов, бесед, обсуждений, поэтому программа получила название «Диалоги в музее».

Занятия проводятся в группах:

1. Дети и родители (присутствие родителей обязательно). В первый класс принимаются дети в возрасте 6-8 лет.

2. Классы начальной школы.

Курс занятий рассчитан на 4 года.

Сектор эстетического воспитания — 8 (812) 595-42-41

  • «Арт-Ателье Палитра — студии творческого развития личности» — совместный проектом Русского музея и Фонда «В поисках гармонии». 

Ведущие музейные специалисты, художники, артисты, музыканты и арт-терапевты, при непосредственном участии психологов, разработали авторские программы для детей от 2-х до 12 лет, способствующие творческому развитию и формированию гармоничной личности ребенка посредством художественного творчества, изобразительного искусства и музейной среды.

Занятия проводятся как на экспозиции Русского музея, так и в творческой мастерской, включают художественно-изобразительную деятельность, игры с использованием музыкальных и театрализованных средств, костюмированные импровизации, телесно-ориентированные упражнения, развивающие и психологические игры, прогулки, экскурсии и музейные праздники.

Мы уделяем большое внимание работе над арт-объектом – рисунком, живописной работой, музыкальным номером или пьеской, с непременной презентацией результатов на выставке или на выступлении, т. е. в широком социально-культурном контексте.

Ребята выполняют групповые работы и индивидуальные задания, которые помогают решить следующие психологические задачи:

ü 2-3 лет – развитие личной автономии;

ü 4-5 лет — формирование личной инициативности;

ü 6-7 лет — активизация стремления к собственной компетенции;

ü 7-12 лет — развитие личной продуктивности, как умение быть успешным в достижении результатов деятельности.

Особое внимание уделяется развитию познавательной сферы –

воображения, двигательной, эмоциональной, образной памяти, повышению устойчивости, концентрации, переключению и распределению внимания и т.д.

Приглашаем ребят в студии «Арт-Ателье Палитра»! Занятия проводятся с сентября по май. Подобрать подходящий курс, уточнить расписание и записаться можно на сайте: deti-art.ru или по телефону: 8-812-595-42-22

Место проведения занятий:

Невский проспект д., 90-92

Экспозиция музейного комплекса Русского музея

Перейти на сайт отдела

Источник

Осенью всегда возникает вопрос, как с пользой организовать досуг для ребёнка после школы или детского сада. Спешим поделиться обзором интересных кружков и занятий, которые проводят музеи и образовательно-развлекательные центры Петербурга. Здесь и изучение истории в стилизованном классе времён Льва Толстого, и кружок зоологов при Ленинградском зоопарке, и обучающие студии при Русском музее и Эрмитаже, занятия на Новой Голландии и многое другое.

GorillaPark

Восполняем уроки физкультуры

GorillaPark – это современный парк со спортивными и экстремальными аттракционами, рассчитанными специально для семейного отдыха, а не только для детей. Даже по технике безопасности на основных аттракционах могут находиться все, кто ростом выше 110-150 см, а вес не превышает 100 кг. Поэтому воспользоваться скалодромом, лазертагом, батутами, тарзанкой и скоростным спуском могут как дети, так и их родители!

Кстати, вот преимущества совместного посещения парка:

  • находясь всегда рядом и показывая пример, вы поддерживаете юного спортсмена, увеличивая его желание забираться еще выше и дальше;
  • для ребенка очень важно, если вы разделяете его восторг и достижения. Выполняя одни и те же задания, вы становитесь настоящей командой;
  • после трудовых рабочих дней физическая активность так же полезна для вашего здоровья, как и для здоровья вашего ребенка после школьных занятий;
  • соревновательный момент восхождений воспитает в ребенке силу воли, упорство и умение преодолевать свои страхи.
Читайте также:  Педология это наука о развитии ребенка

А после активного досуга подкрепиться можно будет прямо на территории парка — в кафе, где в меню представлены пасты, воки, салаты, пиццы, фаст-фуд, детское меню и супы. Из напитков: ягодный смузи, молочный коктейль или кофе.

Ленинградский зоопарк

Изучаем зоологию и биологию

При ленинградском зоопарке с 1929 года существует кружок юных зоологов. На занятиях школьники 6-8 классов знакомятся с жизнью и поведением животных, помогают сотрудникам зоопарка в уходе за животными и даже участвуют в однодневных выездах и летних полевых практиках.

Кроме того, зоопарк предлагает циклы занятий по разным темам, адаптированные под возраст любых слушателей. Занятия проходят на территории зоопарка и включают в себя работу в аудитории и на экспозиции зоопарка.

Малая Октябрьская железная дорога

Научиться управлять настоящим поездом

Малая Октябрьская детская железная дорога проводит занятия для детей по курсам ДСП (дежурный по железнодорожной станции), ТЧМП (помощник машиниста тепловоза) и ТЧМ (машинист тепловоза). Занятия служат настоящей профориентационной подмогой, которая помогает школьникам задуматься о выборе будущей профессии в сфере железных дорог.

Новая Голландия

Развивашки для малышей

В Новой Голландии с сентября стартует цикл занятий «Семестр важных дел», рассчитанный на детей от 3 до 5 лет. Малышей будут ждать увлекательные занятия, развивающие игры, творческие задания, а также ежедневные прогулки по парку Новая Голландия.

Цирк Чинизелли

Учимся храбрости у дрессировщиков и акробатов

Цирк — это будто отдельная вселенная с забавными клоунами и умными животными, с красивыми артистами, гибкими акробатами и храбрыми дрессировщиками. Может, именно после посещения представления ребёнок захочет пойти на гимнастику, акробатику, в театральный кружок или проникнется любовью к животным по-настоящему.

Михайловский дворец. Русский музей

Развиваем чувство прекрасного и учимся эстетике

Русский музей проводит занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по специально разработанной программе «Диалоги в музее», которая направлена на развитие способности чувствовать и понимать произведения изобразительного искусства. Помимо этого для детей от 4 до 16 лет и даже для семейной аудитории проводят специальные музейные занятия, которые сочетают в себе экскурсии по экспозиции Русского музея и творческие занятия (лепка, рисование, моделирование) в студиях Восточного павильона Михайловского замка.

Государственный Эрмитаж

Знакомство с шедеврами Эрмитажа и развитие художественных способностей

Старейшая музейная изостудия России находится в Эрмитаже. Ежегодно здесь проводят набор пятилетних художников с целью дальнейшего развития их таланта, а также знакомства с шедеврами искусства из коллекции музея.

Также при Эрмитаже есть кружки, рассчитанные на школьников 1-4 классов, 5-6 классов, 7-8 классов и 9-11 классов. Занятия ведут искусствоведы, историки, востоковеды, археологи и реставраторы. Детям дается возможность попробовать свои силы в творческой и научной работе.

Государственный музей политической истории России (особняк Кшесинской)

Изучение истории в игровой форме

Музей политической истории имеет подразделение в виде Детского исторического музея. Здесь проводят интерактивные занятия, творческие мастер-классы и другие развлекательно-познавательные мероприятия для детей дошкольного (5-6 лет) и школьного возраста (1-8 класс). В игровой форме ребёнок получает первые исторические знания, изучает историю страны и города, учится оценивать исторические события. Знакомство с историей происходит в специальных тематических пространствах: «Земская школа», «Старая гимназия», «Кабинет историка» и «Республика ШКИД».

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Учимся слушать и понимать классическую музыку

В академической капелле доступны абонементы, рассчитанные как для малышей от 3 до 7 лет, так и для школьников и всей семьи. В простой и занимательной форме музыковеды расскажут о главных музыкальных инструментах, познакомят с азами музыкальных знаний, поведают истории из жизни великих виртуозов, а также научат своих будущих зрителей слушать, понимать и главное — любить классическую музыку.

Санкт-Петербургский планетарий

Изучаем космос и его элементы

В Санкт-Петербургском планетарии для детей от 6 до 10 лет и старше подготовлен цикл мероприятий, в рамках которых дети смогут познакомиться с планетами, научатся ориентироваться на звёздном небе и отличать небесные светила друг от друга, смогут заглянуть в настоящий телескоп, а также послушают рассказы о необъятной Вселенной.

Российский этнографический музей

Познаём культуру и традиции своей страны

Каждое воскресенье в этнографичесокм музее проводят занятия «Крошка-этнограф», посвящённые культуре народов России, праздникам, обрядам, фольклору. Занятия включают в себя экскурсию по экспозиции и игровую часть — подойдут любознательным малышам 5-7 лет и их родителям.

Ещё больше интересных подборок — на сайте Peterburg2.ru

Источник

  • Главная страница
  • Места
  • Центр детского творчества при Русском музее

Развитие ребенка в русском музее

Уже 22 года при Русском музее работает центр музейной педагогики и детского творчества. Разработанную центром многоуровневую программу «Здравствуй, музей!» успешно реализуют более чем в 40 регионах Российской Федерации.

Среди проектов Центра музейной педагогики – творческий клуб «Встречи в Русском музее» проводит образовательные экскурсии и занятия для детей от 4 лет. Начальный этап программы подходит для дошкольников. Дети от 5 лет могут посещать экскурсии раздела «Мы входим в мир прекрасного» и знакомиться с работой музея, с миром живописи, скульптуры и народно-прикладного искусства. Например, здесь можно посмотреть на детей прошлого, запечатленных на полотнах художников, или познакомиться с разнообразием животного мира, представленным в экспозиции Русского музея. А театрализованная экскурсия «Сказки Адмиралтейского кораблика» станет настоящим ярким путешествием для маленьких гостей музея и поможет обобщить и усвоить новую информацию.

С возрастом детей программа экскурсий понемногу усложняется. Так, первоклассники в Русском музее могут узнать, какого цвета море, рассматривая картины маринистов, побывать в летнем доме Петра I, изучать народные былины и основанные на них произведения живописи, а учеников третьего класса уже знакомят с жанрами и видами искусства, с жизнью и творчеством выдающихся мастеров русской живописи. Каждую из экскурсий можно заказать отдельно или составить из них собственный тематический цикл.

Читайте также:  Педсовет здоровье и физическое развитие ребенка

Многие кружки, которые работают в центре музейной педагогики Русского музея, дети от 4 до 7 лет могут посещать вместе с родителями. На занятиях, которые прекрасно дополняют программу домашнего или детсадовского образования, малыши знакомятся с фондами музея, миром природы и сказки, отраженном в экспонатах музея. Самым маленьким в центре при Русском музее передают умение воспринимать произведения искусства, а детей постарше, например, знакомят с профессией искусствоведа, обучая говорить и писать об искусстве. Помимо кружков, в детском центре при Русском музее работают студии художественного и музыкального воспитания.

Редакция Workingmama.ru настоятельно рекомендует перед посещением детских
мест и мероприятий уточнять по телефону часы работы и расписание.

Рейтинг: 0

Время работы:

пн-пт 10.00-18.00

Телефон:

8 (812) 347 87 08, 570 57 98, 595 42 30

Источник

Любовь Ивановна Рыбкина
Конспект проведения экскурсии в Государственный Русский музей для детей 5–6 лет.

«Первые встречи с изобразительным искусством. Художники- пейзажисты».

Цель экскурсии:

— Раскрыть перед детьми эмоционально-выразительную сторону пейзажа, на примере произведений Ивана Шишкина и Исаака Левитана.

— Подвести детей к пониманию, что в пейзаже художник изображает не только предметы реального мира, разные времена года, но и передает определенное чувство, настроение, выражая свое отношение к красоте.

— Способствовать развитию связной речи детей, умения высказывать своё мнение о произведении искусства.

Зрительный ряд:

— И. И. Левитан «Озеро». 1899 — 1900 холст; масло. И. И. Шишкин «Корабельная роща» 1898 холст; масло.

— И. И. Шишкин «Лесная глушь» 1886 холст; масло.

— И. И. Шишкин «Дубы»1887 холст масло.

— И. И. Шишкин «Травки» 1887 холст; масло.

Ход экскурсии.

Ребята, сегодня мы с вами ближе познакомимся с художниками, которые пишут пейзажи. Мы сядем в «волшебный поезд» и отправимся по залам музея в путешествие, (дети парами проходят в зал И. И. Левитана, родители- сопровождают детей).

И. И. Левитан «Озеро».

— Посмотрите на картину. Какое у вас возникает настроение, когда вы на нее смотрите? (спокойное, радостное, торжественное).

— Почему? (озеро спокойное, деревья красивые, белые стены церкви и ее отражение создают торжественное настроение).

— Давайте войдем в картину. Закрываем глаза, открываем — и мы уже стоим на этом пригорке. Что мы видим перед собой? (озеро, тучи, церковь, дома, камыш).

— А в какое время года мы попали? (осень).

— Как вы догадались? (листва оранжевая на деревьях, поле убрано).

— Погода здесь, какая сейчас? (хорошая, только тучи на небе есть).

— Кто помнит загадку про тучу? (Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе).

— Что это за темное пятно на пригорке? (тень от тучи).

— Туча повисла низко над озером? (да).

— В загадке сказано, «чем вата ниже, тем дождик ближе». А когда мы знаем, что может скоро пойти дождик, наше настроение из спокойного, в какое может перейти, если мы оказались далеко от дома? (вымокнуть можно, начнем беспокоиться).

— Значит, изменится наше настроение? (да, оно станет чуть-чуть тревожнее)

— И художник нам это тоже показывает, изображая в картине эту тучу, хотя все спокойно, но чувствуется напряжение, которое исходит от этой тучи. Да и осенью в природе происходят разные явления — и яркие, праздничные; разноцветные деревья, украшенные яркими нарядами. Такие деревья, какое бы вызвали у вас настроение? (радостное).

— Да, а когда качнуться частые дожди, все листья с деревьев слетят, — настроение меняется? (грустно становится, печально).

— А в этой картине, еще золотая осень? (да).

— Но совсем скоро листочки опадут. Художник как будто напоминает нам о том, что скоро все изменится в природе. Поэтому настроение в этой картине не только спокойное и торжественное, как вы правильно определили в начале, но и немного тревожное, грустное.

— А ветер сильный в этот день или нет? (нет, камыш чуть-чуть колышется рябь на воде,а вода, какого цвета? (голубая, синяя, белая); около камыша, почему вода зеленоватая? (отражается камыш); как вы думаете, можем мы искупаться в озере? (сейчас осень, вода холодная).

— Мы можем сказать. Что вода двигается? (ветер рябь делает). А как нам художник показывает, что на воде рябь, он изображает воду мазками. Или просто взял кисть и закрасил слева направо? (мазками).

— Да, движение воды передается движением мазка кисти художника. Вы можете увидеть густые мазки масляной краски, не только ровные, но и зигзагами, наложением друг на друга, или мазки не густые, и картина похожа на фотографию.

— Где еще, кроме ряби на воде, мы видим густые мазки? (камыши, на пригорке)

— Мы стоим рядом с белой церковью. В праздники в церквях звучат колокола. Как вы думаете, в этой картине, с ее настроением. Как бы звучал колокол — глухо, тяжело или тихо, звонко? (звонко).Давайте позвеним — Динь-дон, Динь-дон, Динь-дон.

— Вам понравилась прогулка около озера?

— Кто нам помог совершить эту прогулку? Как зовут художника? (Исаак Ильич Левитан).

— Давайте закроем глаза и выйдем из картины. Мы снова в музее. Посмотрите на картину, как бы вы ее назвали?

— А художник Исаак Ильич Левитан назвал ее «Озеро». К какому жанру живописи относится это произведение? (пейзаж).

— Как лучше смотреть на эту картину, стоя близко к ней, или издалека? (встать ближе, а затем дальше; издалека лучше). Вам понравилась картина?

— Теперь давайте сядем в наш «волшебный поезд» и поедем в гости к еще одному художнику. Только мы не будем спать, а будем внимательно смотреть в окошки и замечать все красивое. Поехали!

Читайте также:  Общение ребенка со сверстниками и его значение для развития личности

Подходим к залу И. И. Шишкина.

— Ребята, вот и остановился наш волшебный поезд. Что же вы увидели красивого и интересного во время пути? (ответы детей).

— Давайте пройдем в зал. (проходят).

— Что здесь вы видите красивого? (занавески, рамы, банкетка,.).

— Какая из картин вам знакома? («Корабельная роща»).

— Вот к ней мы и пойдем.

«Корабельная роща»

— Ребята, посмотрите на эту картину, вы ее вспомнили? Как ее назвал художник и как зовут художника? (эта картина Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща»).

— Какие здесь деревья слабые, больные или здоровые, сильные? Что это за деревья (это сильные деревья, могучие, это — сосны).

— Чтобы мы лучше почувствовали, какие большие, высокие деревья в этом лесу, художник использует специальный прием, — он выносит макушки деревьев за край картины, давая нам понять, что они очень высокие, тянуться до самого неба. Присмотритесь внимательно. Какое у вас чувство возникает, — как будто мы смотрим на эти деревья издалека или стоим рядом и, высоко подняв голову, смотрим вверх (как будто рядом стоим и вверх смотрим).

— Приглядитесь, густые мазки краски видны или нет? (нет, похоже на фотографию).

— Хотите вы погулять по этому сосновому лесу? Давайте закроем глаза и войдем в картину, что же мы видим (Речка, трава, изгородь, деревья.).

— А что мы слышим в лесу (ручеёк журчит, поют птицы).

— А речка, какая — глубокая, бурливая или мелкая, тихая? В ней можно искупаться (искупаться в ней нельзя- это мелкий ручеёк, только руки помочить можно).

— А как вы догадались, что ручей мелкий (дно видно, песок, камни).

— А кого-то живого можно тут увидеть (два мотылька летают).

— Как вы думаете, мотылькам нравится в лесу? Солнышко греет их (да)

— А художник солнышко показывает? (нет).

— А как вы догадались, что солнышко греет мотыльков (свет на стволах, на ручейке, на земле много желтого цвета).

— Да, солнышка нет, но есть солнечный свет. Давайте подставим наши лица к солнечному свету, пусть он и нас немножко погреет. Вам понравилось гулять в этом лесу? А давайте мы не будем спешить из него выходить, а пойдем вот по этой тропинке. Куда она нас приведет?

Дети подходят к картине «Лесная глушь».

— Ребята, куда это мы с вами зашли? Что мы тут видим (деревья — ели, лес темный, на деревьях мох).

— Чтобы изобразить темный лес, каких больше красок использовал художник?

(тёмные краски).

— Какое у вас возникает настроение, когда вы смотрите на этот лес (немного тревожное).

— Здесь речка есть (нет, здесь болотце).

— Посмотрите себе под ноги, что мы видим? (сыро, ветки под ногами).

— Кто еще забрел с нами в эту лесную глушь (лиса).

— Да, рыжая плутовка мышек ловит ловко, а кого здесь хочет поймать лиса, на кого она смотрит (птицу, похожую на ворону).

— Как вы думаете, поймает лиса птицу? Почему (нет, не поймает, она расправила крылья и уже взлетает).

— Мы даже сейчас услышим, как захлопают ее крылья. А что мы еще можем услышать в этом лесу (ворона каркнет, сучок треснет).

— А веселое пение птиц мы услышим (нет).

— А почему (тёмный лес, здесь птички певчие не живут, и солнышка нет).

— А совсем ли нет солнечного света или есть? (немного есть, там вдалеке).

— Давайте и мы пойдем к этому солнечному свету.

Дети подходят к картине «Дубы».

— Что это за деревья (дубы).

— Художник опять использует тот же прием — не показывает верхушки деревьев, зачем он это делает (чтобы показать, какие они высокие).

— А каким цветом художник написал кору деревьев (коричневый, серый, черный, светло-коричневый, зеленый, белый).

— И опять мы смотрим на эти деревья, как бы снизу вверх, а солнышко видим? А что видим (солнышко не показано, но есть солнечный свет).

— А он такой же яркий, как в «Корабельной роще»(нет, не такой желтый, здесь больше зеленого цвета).

— Посмотрите, как вы думаете, какое время суток показывает художник в «Корабельной роще» и в «Дубах»(в «Корабельной роще», наверное, солнечный день, здесь много солнечного света, желтых пятен на стволах).

— А в «Дубах»- на какое время суток больше похоже, ведь вы сказали, что здесь больше зеленого, холодного цвета (это похоже на утро, тут не так ярко).

— Присмотритесь, кто живет в этом дупле (белочка).

— Вы ее сразу заметили (нет, не сразу).

— Надо очень внимательно смотреть, чтобы все разглядеть и ничего не пропустить. Как вы думаете, как живется среди этих могучих дубов великанов этой маленькой белочке (хорошо, спокойно, дубы ее как будто защищают).

— Посмотрите, вот тропинка. Давайте пойдем дальше.

Дети подходят к картине «Травки».

— Присядем, посмотрим на картину, что мы видим вокруг себя (травку, цветочки, представим, что гладим ее рукой, какая она? (ответы детей).

— Кого можно увидеть в этой травке? (кузнечика, жучка).

— Когда вы рисуете травку, какую вы краску берете (зеленую).

— А художник Иван Иванович Шишкин, какую краску использовал? (ответы детей).

— Как художник работал кистью, когда писал травку (концом кисти, тоненько).

— Он как будто любуется каждой травинкой отдельно.

— Наше путешествие закончилось. А помог нам совершить это путешествие по русскому лесу, какой художник (Иван Иванович Шишкин).

— В гостях, у какого художника вам понравилось больше? (ответы детей).

— Почему (ответы детей).

— Дома нарисуйте, что вам больше всего понравилось в нашей экскурсии. А на память о ней мне вам хочется подарить эти красивые закладки для книг.

Источник