Развитие личности ребенка средствами музейной педагогики

МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»

Тематический контроль

« Развитие личности дошкольника

средствами музейной педагогики »

2015г

План-задание к тематической проверке

« Развитие личности дошкольника в детском саду

средствами музейной педагогики »

Актуальность  

заключается в том, что в настоящее время продолжают расти потребности родителей в получении качественной образовательной услуги для детей дошкольного возраста, позволяющей  сформировать у воспитанников потребность  быть успешными в дальнейшем самоопределении.  Важнейшей составляющей Федеральных Государственных  стандартов к   дошкольному образованию  является введение детей дошкольного возраста в мир культуры. Именно  поэтому коллектив дошкольного образовательного учреждения поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей дошкольного возраста предмет «Музейная педагогика».  А также, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, а важнейшим компонентом современного образования становится субъектная позиция ребенка, что позволит   сформировать  у воспитанников дошкольного образовательного учреждения нравственно-волевые и коммуникативные качества личности во  взаимодействии   непосредственно в пространстве интерактивного мини- музея.

Цель:

Повышение эффективности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении  за счет интеграции содержания образовательных областей  средствами музейной педагогики

Задачи:

1.Создать педагогические условия в ДОУ для повышения профессиональной компетентности педагогов в проектно-исследовательской  деятельности по созданию и организации  мини-музея.

2.Согласовать образовательную программу и календарные планы по работе в  зоне мини-музея, синхронизировать изучение вопросов, общих для разных возрастных групп детей.

3.Привлекать  родителей  к совместным мероприятиям художественно-эстетической и проектно-исследовательской деятельности, в рамках которых они (родители) от наблюдателей педагогического процесса постепенно перейдут к позиции инициаторов и активных участников.

Сроки проведения: 2015г.

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

  • анкета для педагогов
  • карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской деятельности средствами музейной педагогики
  • карта анализа занятия с использованием материалов мини-музея
  • критерии оценки смотра-конкурса по организации мини-музея
  • график проведения тематического контроля

План-график к тематической проверке

« Развитие личности дошкольника в детском саду

средствами музейной педагогики »

№ группы

Дата

Время

Режимный момент

Содержание контроля

Кто проводит

1-я младшая

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Васильева Е.О

2-я младшая

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Карпичева А.Л

средняя

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Конюхова О.В

разновозрастная

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Баранова Н.С

старшая

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Бородастова Ю.Г

подготовитель

ная

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Карсакова М.Г

все педагоги

Анкетирование педагогов

старший воспитатель

все группы

Обзорный просмотр

Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

старший воспитатель

все группы

Смотр-конкурс

Организация мини-музея

старший воспитатель

все педагоги

Обзорный просмотр

 Планирование.

 Система работы. Документация.

старший воспитатель

Обработка материалов проверки.

.

старший воспитатель

Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев

Воспитатель___________________________

Группа______________________

Дата__________________

Параметры

проверки

Наличие творческих заданий,

загадок, стихов, сказок.

Наличие материала из истории

предметов.

Какую функцию выполняет

музей

(поисковая, научно-

исследовательская, культурно-

образовательная,

экспозиционная)

Результаты творческой

деятельности детей:

детские рисунки,

поделки

Формы работы с детьми в

музейном пространстве:

сценарии занятий, элементы

театрализации, костюмирование,

проекты, фольклорные

праздники.

Насыщенность мини-музея:

наличие предметов.

Среднее по группе:

Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев (сводная таблица)

1-я младшая

2-я младшая

средняя

разновозрастная

старшая

подготовительная

Параметры

проверки

Наличие творческих заданий,

загадок, стихов, сказок.

Наличие материала из истории

предметов.

Какую функцию выполняет

музей

(поисковая, научно-

исследовательская, культурно-

образовательная,

экспозиционная)

Результаты творческой

деятельности детей:

детские рисунки,

поделки

Формы работы с детьми в

музейном пространстве:

сценарии занятий, элементы

театрализации, костюмирование,

проекты, фольклорные

праздники.

Насыщенность мини-музея:

наличие предметов.

Среднее по группе:

Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ

Воспитатель_____________________________

Группа__________________________

Дата_________________

Показатель

Оценка в баллах

1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея

2. Сезонность экспозиции:

— круглогодичный

— сезонный

3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности,

— новизна, уникальность экспозиции,  

— соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

— соответствие экспозиции интеграции образовательных областей;

— взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции;

4. Доступность экспозиции для посещения:

5. Наличие презентационных  материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса,  презентационных материалов на бумажных и электронных носителях,  участие в выставочных мероприятиях и др.)

6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея

Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ (сводная таблица)

Показатель

1-я младшая

2-я младшая

средняя

рзновозрастная

старшая

подготовительная

1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея

2. Сезонность экспозиции:

— круглогодичный

— сезонный

3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности,

— новизна, уникальность экспозиции,  

— соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

— соответствие экспозиции интеграции образовательных областей;

— взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции;

4. Доступность экспозиции для посещения:

5. Наличие презентационных  материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса,  презентационных материалов на бумажных и электронных носителях,  участие в выставочных мероприятиях и др.)

6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея

Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.

воспитатель_____________________

группа________________________

дата_________________

Показатели смотра-конкурса

Как мини-музей вписывается в интерьер группы

—  место расположения;

—  эстетичность;

—  креативность

Учёт возрастных особенностей детей

Паспорт мини-музея

Цель создания.

Описание использования музея в работе с детьми

Разделы и экспонаты

— качество,

— разнообразие,

— история экспонатов: как появился предмет;  может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,

— соответствие возрасту

Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки)

Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею

Связь с другими видами деятельности

Умение педагога провести экскурсию по музею

Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.

(сводная таблица)

Показатели смотра-конкурса

1-я младшая

2-я младшая

средняя

рзновозрастная

старшая

подготовительная

Как мини-музей вписывается в интерьер группы

—  место расположения;

—  эстетичность;

—  креативность

Учёт возрастных особенностей детей

Паспорт мини-музея

Цель создания.

Описание использования музея в работе с детьми

Разделы и экспонаты

— качество,

— разнообразие,

— история экспонатов: как появился предмет;  может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,

— соответствие возрасту

Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки)

Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею

Связь с другими видами деятельности

Умение педагога провести экскурсию по музею

При определении содержания необходимо:

 1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

 2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

 3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

 4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Источник

Валентина Шаропуто
Всестороннее развитие личности ребенка средствами музейной педагогики

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Сегодня мини- музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Но что такое мини- музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Мы создали небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же мы советуемся с ними и по вопросу выбора темы.

При использовании музейной педагогикикак инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста мы учитываем следующие принципы:

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Задачи, поставленные педагогами для работы с детьми в мини-музеях:

Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными

Воспитание любви и заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;

Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;

Воспитание эстетических и патриотических чувств;

Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.

Формы работы в этом мини-музее:

1.Познавательные занятия: «Как растения путешествуют», «Вода –водица», «Чей хвост лучше» и т. д.

2.Просветительская работа: организация различных выставок, чтение и разучивание стихов о природе

3.Практические мероприятия: заготовка кормов для птиц, изготовление кормушек, посадка растений и ухаживание за ними

4. Развлечения : «День Земли, «Лес чудес».

5.Игровая деятельность: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

6.Работа с родителями: беседы, поделки из природного материала. подбор экспонатов, изготовление домиков для птиц.Совместное творчество с родителями: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации. ; выполнение совместных творческих заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).

7. Проектная деятельность.

8. Творческая деятельность-изготовление экспонатов своими руками.

У нас мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагогаИоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

Когда у детей появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, поделки, фотографии и даже игрушки.

2013год был объявлен годом охраны окружающей среды. В связи с этим, тематика наших мини- музеев была направлена на экологическое воспитание дошкольников, было создано несколько мини-музеев.

Мини-музей «Природа моего края»

Цель создания: Пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни. Мини-музей находится в групповой комнате. В мини-музее представлены объекты живой и неживой природы, так же поделки из природного материала.

Природные объекты,например:

• Разнообразные камни (разного размера, цвета, необычной формы,

• Сухие грибы;

• Спилы разных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами;

• речные раковины;

• Кора, семена растений;

• Карта Саратовской области.

Наш мини-музей «Природа моего края» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Этот музей дети полюбили больше других потому что здесь такое разнообразие и все доступно.

«Красная книга родного края». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о редких животных нашего края,о том,как надо заботиться о них. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

«Шестиногие малыши». Цель этого музея была познакомить детей с разными видами насекомых. В этом музее есть большое разнообразие насекомых, иллюстрации их Родины. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, поделками.

«Наши питомцы» Целью этого музея было знакомство детей с различными домашними животными, внешним видом. Привить детям любовь и заботливое отношение к домашним питомцам.

«Морской мир». Этот мини- музей показал детям разнообразие обитателей морского мира, среду их обитания.

Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Наши экспозиции учитывают следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.

Благодаря работе в мини-музее, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.

Напутствием в работе педагогического коллектива нашего детского сада стали слова педагога-гуманиста Шалвы Амонашвили: «Без сердца что поймем? Без красоты чего достигнем?».

Источник