Развитие ребенка в россии

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Читайте также:  Академия развития ребенка остеопатический центр профессора

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Читайте также:  Диагностика ребенка в 2 года умственное развитие

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
  3. Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник

Главное дело ребёнка с момента его появления на свет – это исследование мира. Каждый малыш развивается в своём темпе, бесконечно совершая маленькие открытия и радуя родителей своими достижениями. И, безусловно, каждый родитель хочет помочь своему ребёнку развиваться активно и с интересом. Жизнь современных мам и пап полна вопросов и сомнений, связанных с тем, когда лучше всего начинать раннее развитие ребёнка, нужны ли дополнительные занятия школьникам, какое направление выбрать и нужно ли вообще начинать.
Давайте попробуем разобраться в этом водовороте вопросов.

Зачем нужно раннее развитие детей?

Детство ребёнка до его поступления в школу делится на несколько периодов, каждый из которых является уникальным временем в развитии, осознании себя, приобретении новых навыков и умений. Именно это время определяет здоровье, благополучие, способности к обучению и поведение человека в будущем.

Развитие ребенка: плюсы правильно организованного раннего развития

  • активное образование новых нейронных связей в мозге;
  • гибкость ума и способность творчески и нестандартно мыслить;
  • положительные эмоции и радость открытий;
  • преодоление малышом стеснительности и умение общаться с детьми и взрослыми;
  • любовь к познанию в широком смысле слова;
  • возможность более близкого контакта с малышом.
    Благодаря раннему развитию мы не просто даём ребёнку дополнительные инструменты для познания мира вокруг, но и делаем бесконечный мир понятным и открытым. Мы даём возможность для гармоничного развития и самопознания. Развитие ребенка происходит естественно и комфортно.
Читайте также:  Межкультурные различия в социальном развитии ребенка
Зачем нужны дополнительные занятия для школьников?

Казалось бы, жизнь школьника практически полностью состоит из учёбы, зачем же ему могут понадобиться дополнительные занятия? Школа – это ещё не весь мир. Например, когда школьники узнают, что изучать английский язык можно в игре, постоянно меняя активности и не привлекая при этом родной язык, всё вокруг переворачивается. Понимание того, что привычные способы получения знаний – не единственно возможные и что кроме школы существует множество площадок для самовыражения, заставляет ребят с особым рвением двигаться вперёд.

Дополнительные занятия для школьников с большей вероятностью буду отвечать запросам ребят. Если в 7 – 11 лет ведущей деятельностью, посредством которой происходит развитие личности, является учёба, то в 12 – 15 лет главным становится интимно-личностное общение, а подростков 15 – 17 лет всё больше начинает интересовать их будущее и то, как они применят свои знания.
На каждом возрастном этапе дополнительные занятия помогают:

  • развить привычку к учёбе;
  • научиться систематизировать и применять на практике знания, полученные из разных источников;
  • приобрести уверенность в себе;
  • найти единомышленников и расширить круг знакомств;
  • углубить свои знания в интересных областях;
  • расширить представления о мире и способах его познания.
Развитие ребенка: как правильно подобрать направление?

Не стоит ждать, когда ребёнок придёт к вам и сам попросит отвести его на те или иные уроки. Но, выбирая дополнительные занятия для ребёнка, придерживайтесь нескольких принципов:

Принцип 1. Быть на стороне ребёнка.

Подумайте, чью сторону вы занимаете, выбирая новое занятие. Не стоит пытаться воплотить свои мечты или нереализованные детские желания, отправляя сына или дочь в какой-либо кружок или секцию. Всегда будьте на стороне ребёнка, учитывайте его интересы и потребности, а не собственные амбиции.

Принцип 2. Быть собой, а не гнаться за модой.

Модные тенденции существуют и в сфере дополнительного образования. Но оставаться собой всегда важнее, чем гнаться за трендами. Какие интересы объединяют вашу семью? Что вы можете разделить с ребёнком? Если вы любите плавать, вы знаете, куда обратить свой взор. Если вы любите путешествовать, то изучение английского языка подойдёт как нельзя лучше! Дополнительное образование должно отвечать интересам ребёнка и семьи в целом, вашим общим ценностям, ведь поддержка и вовлечённость родителей – залог успеха ребёнка.

Принцип 3. Стремиться к гармоничному развитию.

Чем младше ребёнок, тем стремительнее происходит его развитие. Именно поэтому очень важно, чтобы дополнительные занятия отвечали потребностям гармоничного когнитивного, физического, психоэмоционального и социального развития детей. Отличным примером гармоничного подхода к обучению служат школы Helen Doron. Благодаря продуманной научной основе преподавания дети в Helen Doron не просто учат английский язык, они много двигаются, развивают координацию (Infinity Walk, Brain Gym), узнают много нового об окружающем мире, законах природы, культуре и традициях разных народов, участвуют в социальных проектах (например, по сбору макулатуры или спасению дельфинов), а также заводят друзей и активно отдыхают вместе целыми семьями.

Принцип 4. Организовать всё правильно.

Всегда помните о том, что даже самому маленькому ребёнку важно иметь свободное время для игр, а подростку – тем более. Не стоит записываться во все центры и кружки сразу, не перегружайте график своих детей, им, как и взрослым, необходимо личное время – для прогулок, фантазий, игр и общения с семьёй и друзьями. Развитие ребёнка требует системы и порядка во всём. Не опаздывайте на дополнительные занятия и не пропускайте их, тогда ваш ребёнок сможет научиться ответственности и будет относиться к своему обучению серьёзно. Подавайте правильные примеры!

Развитие ребёнка – это не гонка достижений, а увлекательное путешествие по миру, полное удивительных событий. Раннее развитие детей и дополнительные занятия для школьников, безусловно, внесут огромный вклад в будущее, разовьют гибкость ума и способность творчески и нестандартно мыслить, привьют интерес к познанию. Начинать никогда не поздно. Но чем раньше вы начнёте, тем больше увлекательных открытий вы совершите вместе со своим ребёнком!

Источник