Развитие ребенка в празднике

Елена Смирнова
Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста на праздниках и развлечениях

«Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста на праздниках и развлечениях»

«Эмоции»

Эмоции не знают языка,

По ним определяют настроенье —

Они как дуновенье ветерка:

В них и печаль, и радость, и смятенье.

Эмоции — как дополнение к словам,

Когда слова уже ничто не значат,

А разрывая смысл пополам,

Они тогда себя почти не прячут.

В них неизменно проявляется душа,

В которой обнажаются те чувства,

Что выплеснуться поскорей спешат,

От рассудительной минуты до безумства.

И подвергаясь жизненным страстям,

Порой эмоции не сдерживают крепко,

Дай Бог, чтоб к непрерывным новостям

Мы относились с положительным оттенком…

(Борис Цветков)

Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе всестороннего развития личности. Человек умеющий ценить прекрасное, обладающий чувством эстетического отношения к действительности воспринимает мир во всем многообразии красок, форм и звуков. Он понимает красоту в искусстве и в окружающем мире.

Систематическое обогащение различными эмоциональными впечатлениями дети получают на занятиях, развлечениях и праздниках в детском саду. Праздники и развлечения особая форма организации художественной деятельности. Они, прежде всего, являются средством эмоционального развития ребёнка,поскольку связаны с различными видами искусства: изобразительным, музыкальным, литературным, театральным. Это окно в мир прекрасного, в мир ярких восприятий, увлекательных игр и затей. Праздники и развлечения -это радость, которую приносят совместные эмоциональные переживания, исполнительская деятельность, и конечно,сюрпризность: выступления взрослых, встреча с любимыми персонажами сказок, весёлые, развлекательные игры, сюрпризная раздача подарков.

Каждое развлечение и каждый праздник должны быть хорошо продуманы.

Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризными моментами, играми, зрелищами, вплетаясь в общую цель эмоциональных впечатлений, делают праздники и развлечения запоминающимися на всю жизнь.

Я остановлюсь на основных праздниках и развлечениях, которые проводятся в нашем детском саду. При любой форме построения праздника или развлечения, в своей работе стремлюсь, чтобы дети держались свободно, естественно, чтобы им было радостно, весело. Иногда провожу развлечение в форме сюжетной игры, где дети включаются в действие со многими атрибутами, пляшут с ними, играют. Игра занимает огромное место в познавательной жизни дошкольника-это основная деятельность. Поэтому в праздниках и развлечениях стараюсь использовать игровые приёмы, а игровая ситуация, естественно вызывает у детей эмоциональный отклик.

В проводимых мной праздниках и развлечениях, дети путешествовали на музыкальном поезде, на волшебном автобусе, на сказочном корабле. Переносились в сказки по взмаху «волшебного» пера Жар-птицы, или «волшебной» палочки доброй волшебницы. А когда это происходит, то дети с огромным удовольствием и желанием поют, читают стихи, играют в музыкальные игры, танцуют, т. е. они становятся участниками этих волшебных превращений. А какое эмоциональное впечатление получают дети от игр, музыкальных соревнований, сюрпризных игр, которые не требуют особой подготовки, большой организации, но носят очень много веселья, смеха, радости!

В моей группе развитию эмоциональных чувств уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, душевного комфорта, создавая условия для уважения личности каждого ребёнка.

Я думаю, что в развитии эмоциональных чувств у дошкольника огромную роль играет музыка. На праздниках и развлечениях, куда включаются такие качества, как коллективизм, бережное отношение к природе, к народным традициям, доброе отношение к детскому саду, к маме, к Родине. И именно праздники и развлечения являются необходимым атрибутом в развитии у дошкольников эмоциональных чувств.

При построении праздничного сценария, или сценария к вечеру развлечений, стараюсь использовать что-то новое, нетрадиционное, наиболее приемлемое и интересное для детей, то, что может вызвать положительные эмоции. Так, например, (Масленицу) стараюсь провести в форме ярмарки или посиделок, в форме народного гулянья, т. к. считаю, что народное творчество-это источник мудрости и красоты, жизненного опыта народа. А это очень понятно и интересно детям. Я думаю, что приобщая детей дошкольного возраста к народному творчеству, в них развивается чувство любви к родному искусству, к краю, дети знакомятся с наследием своего народа, что вызывает эмоциональный интерес.

Зимние праздники и развлечения отличаются легкостью, весельем и непринуждённостью. Они отличаются от других особой радостью -новогодней ёлкой, приходом Деда Мороза, Снегурочки, волшебством, сюрпризами, подарками.

Не менее интересно в нашей группе проходят зимние развлеченияс приходом различных персонажей из сказок: Бабы Яги, Лешего, Кощея, старика Хоттабыча и т. д.

Необычно добрым настроением, эмоциональным подъёмом, торжественностью, теплотой и нежностью отмечается празднование Международного женского дня -8 Марта, который проводится у нас с участием мам, бабушек. Здесь дети с огромным желанием показывают своим близким людям то, чему они научились в детском саду. Как радуется ребёнок, когда вместе с мамой он участвует в играх, танцах, конкурсах красоты. А с какой нежностью и теплотой горят глаза ребёнка, когда он поёт или танцует для своей любимой мамочки.

Весенние праздники и развлечения стараюсь проводить в форме путешествий в весенний лес, в форме прогулки на весеннюю полянку, или к весеннему ручейку, и к весеннему ласковому ветерку. На этих праздниках часто использую элементы народного фольклора, это и заклички, и попевки, загадки и шутки, народные поговорки. Здесь же дети поют песни, читают стихи о весне и её приметах, учатся бережно относиться к природе, учатся уважать тишину. С огромным желанием дети играют в игры, как «Сплетём весенние цветочки» и другие.

Я считаю, что это и есть воспитание эмоций, это и есть та душевная близость, которая так необходима и нам, и детям. Именно в этих моментах, когда видишь, с каким настроением дети исполняют роли, поют, танцуют, читают стихи и многое другое, вспоминаешь слова В. Астафьева

«Детство и юность всякого человека-это слышимый лишь ему камертон, по которому он всю жизнь потом настраивает свою душу!»

А праздники и развлечения, по-моему, самый лучший эмоциональный камертон.

Источник

                ГБДОУ детский сад 41 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников.  

                                   Статья для родителей.

                                                                           Разработка музыкального руководителя

                                                                           высшей квалификационной категории

                                                                           Арвачёвой Вероники Владимировны.

                                             2013г.

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.  

                     . 
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.
Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.

В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

                                                                       

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

                             

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…».

Источник

Галина Гришко
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях.»

Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе всестороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,обладающий чувством эстетического отношения к действительности воспринимает мир во всем многообразии красок,форм и звуков. Он понимает красоту в искусстве и в окружающем мире.

Систематическое обогащение различными эмоциональными впечатлениями дети получают на занятиях, развлечениях и праздниках в детском саду. Праздники и развлечения особая форма организации художественной деятельности. Они,прежде всего,являются средствомэмоционального развития ребёнка,поскольку связаны с различными видами искусства: изобразительным,музыкальным,литературным,театральным. Это окно в мир прекрасного, в мир ярких восприятий, увлекательных игр и затей. Праздники и развлечения -это радость,которую приносят совместные эмоциональные переживания,исполнительская деятельность, и конечно,сюрпризность: выступления взрослых,встреча с любимыми персонажами сказок,весёлые,развлекательные игры,сюрпризная раздача подарков.

Каждое развлечение и каждый праздник должны быть хорошо продуманы.

Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризными моментами. играми. зрелищами вплетаясь в общую цель эмоциональных впечатлений, делают праздники и развлечения запоминающимися на всю жизнь.

Я остановлюсь на основных праздниках и развлечениях, которые проводятся в нашем детском саду. При любой форме построения праздника или развлечения,в своей работе стремлюсь, чтобы дети держались свободно, естесственно,чтобы им было радостно, весело. Иногда провожу развлечение в форме сюжетной игры, где дети включаются в действие со многими атрибутами, пляшут с ними, играют. Игра занимает огромное место в познавательной жизни дошкольника-это Основная деятельность. Поэтому в праздниках и рзвлечениях стараюсь использовать игровые приёмы, А игровая ситуация, естестественно вызывает у детей эмоциональный отклик.

В проводимых мной праздниках и развлечениях, дети путешевствовали на музыкальном поезде, на волшебном автобусе, на сказочном ковре-самолёте, на корабле. Переносились в сказки по взмаху «волшебного» пера Жар-птицы, или «волшебной» палочки доброй Феи. А когда это происходит, то дети с огромным удовольствием и желанием поют, читают стихи, играют в музыкальные игры, танцуют, т. е. они становятся участниками этих волшебных превращений. А какое эмоциональное впечатление получают дети от игр-атракционов, музыкальных соревнований, сюрпризных игр, которые не требуют особой подготовки, большой организации, но носят очень много веселья, смеха, радости!

В нашем детском саду развиатию эмоциональных чувств уделяется большое внимание. В этом учавствует весь коллектив,создавая атмосферу доброты, душевного комфорта, создавая условия для уважения личности каждого ребёнка.

Я думаю, что в развитиио эмоциональных чувств у дошкольника огромную роль играет музыка. На праздниках и развлечениях, куда включаются такие качества,как коллективизм, бережное отношение к природе, к народным традициям, доброе отношение к детскому саду,к маме, к Родине. И именно праздники и развлечения являются необходимым атрибутом в развитии у дошкольников эмоциональных чувств. Я,как педагог, осуществляющий музыкальное детей в детском саду, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями,решая, как преподнести детям задуманный сценарий развлечения, или праздника, чтобы вызвать у детей как можно больше положительных эмоций.

При построении праздничного сценария, или сценария к вечеру развлечений, стараюсь использовать что-то новое,нетрадиционное,наиболее приемлемое и интересное для детей, то,что может вызвать положителные эмоции. Так,например, (Масленицу) стараюсь провести в форме ярмарки или посиделок, в форме народного гулянья, т. к. считаю, что народное творчество-это источникмудрости и красоты,жизненного опыта народа. А это очень понятно и интересно детям. Я думаю,что приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству,в них развивается чувство любви к родному искусству,к краю, дети знакомятся с наследием своего народа, что вызывает эмоциональный интерес.

Зимние праздники и развлечения отличаются легкостью,весельем и непринуждённостью. Они отличаются от других особой радостью-новогодней ёлкой,приходом Деде Мороза, Снегурочки, волшебством, сюрпризами, подарками.

Не менее интересно в нашем детском саду проходят зимние развлеченияс приходом различных персонажей из сказок: старухи Шапокляк, Крокодила Гены,старика Хоттабыча и т. д.

Необычно добрым настроением, эмоциональным подъёмом,торжественностью, теплотой и нежностью оттмечается празднование Международного женского дня -8 Марта, который проводится в нашем саду с участием мам, бабушек. Здесь дети с огромным желанием показывают своим близким людям то, чему они научились в детском саду. Как радуется ребёнок, когда вместе смамой он учавствует в играх

танцах,конкурсах красоты. Ас какой нежностью и теплотой горят глаза ребёнка, когда он поёт или танцует для своей любимой мамочки.

Традиционным в нашем детском саду стал праздник смеха или «Юморины».Добрый юмор,которым наполнен этот праздник,воспитывает лучше любых нравоучений. К детям»приезжают» клоуы Хи-хи-хахи и Хи-хи-хохи,от одних только костюмов дети как они говорят»падают со смеху»На этом празднике смеха дети получают заряд бодрости и радости. Праздник проходит в форме смешных игр, дразнилок,шуток, забавных сценок и небылиц.

Весенниие праздники и развлечения стараюсь проводить в форме путешествий в весенний лес,в форме прогулки на весеннюю полянку,или к весеннему ручейку, и к весеннему ласковому ветерку. На этих праздниках часто использую элементы народного фольклора, это и заклички, и попевки, загадки и шутки,народные поговорки. Здесь же дети поют песни, читают стихи о весне и её приметах, учатся бережно относиться к природе, учатся уважать тишину. Согромным желанием дети играют в игры,как «Кто быстрее посеет зёрнышки»,»Сплетём весенние цветочки» и другие.

И ещё хочу рассказать о самом прекрасном, о самом впечатляющем празднике. Это праздник особенный,очень важный и торжественный: это праздник выпуск детей в школу. К нему готовятся не только дети, но и все сотрудники детского сада. При подготовке к этому празднику я всегда советуюсь с детьми,спрашиваю, кого бы они хотели пригласить на этот праздник, чтобы они хотели сазать на нём, чем порадовать родителей и сотрудников детского сада. Унас всегда получается бурное обсуждение. Исходя из пожеланий детей, составляется сценарий этого замечательного праздника. Выпуск в школу-запоминающийся,трогательный, радостный и грустный праздник. К нему дети готовятся с огромным желанием,тревогой и волнением. На этом празднике каждый ребёнок должен проявить себя, показать, чему же он научился в детском саду. Здесь дети торжественно читают стихи,танцуют,играют, поют прощальные песни,участвуют в конкурсах, инсценировках, т. е. проявляют свои умения, полученные за годы пребывания в детском саду. Сюда на праздник собираются различные персонажи, которых дети учат петь, считать. Увсех детей и взрослых обычно в этот день и радостное и грустное настроение. Умногих блестят слёзы на глазах, у некоторых на лицах печальные улыбки. И все понимают, что это последний праздник в детском саду. Но как хорошо от того, что на этом празднике мы все вместе. Ясчитаю, что это и естьвоспитание эмоций,это и есть та душевная близость,которая так необходима и нам, и детям. Иименно в этот момент, когда видишь, с каким настроением дети покидают детский сад, вспоминаешь слова В.Астафьева: «Детство и юность всякого человека-это слышимый лишь ему камертон,по которому он всю жизнь потом настраивает свою душу!» А праздники и развлечения, по-моему, самый лучший эмоциональный камертон.

Источник

Элеонора Мовсесян
Значение праздников в жизни дошкольника

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщение ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в жизни каждого дошкольника имеет проведение и активное участие в утренниках.

Праздники в детском саду — это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго.

• Недаром говорят, что впечатление раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление.

• Кроме того, праздник — важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красиво.

Праздник — это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.

• Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники — это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

• Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.

Праздник — это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник — это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

• В любом праздникеприсутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима.

• В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности — это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности — общение.

• Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему.Это заметно во всем: праздничная атмосфера, красота оформления помещения, хорошо подобранный репертуар, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое в коллективе, красочность выступлений детей — всё это важные факторы эстетического воспитания.

• Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движении.

ВИДЫ ПРАЗДНИКОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По направленности и построению различают праздники трех видов:

• Общественно — политические праздники: 8 Марта, День Советской Армии, Праздник Победы.

• Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.

•Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя. Сценарий каждого утренника отражает его основную идею и имеет свои традиции проведения.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО УТРЕННИКА

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.

Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.

Часть репертуара — сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.

Удачное проведение утренника определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35-45 минут в старшей и подготовительной группах, и 25-30 минут в младших группах.

В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия,оно создает у детей соответствующее настроение: торжественно-приподнятое, спокойное, веселое. Вначале необходимо создать общий подъем чувств, довести до сознания детей основную идею праздника. С этой целью в первой части утренника подбираются торжественные марши, праздничные песни, могут звучать песни и в исполнении взрослых.

По ходу действия музыкальное сопровождение праздника различно и зависит от содержания очередного выступления. Звуки бодрого марша настраивают детей на праздничное шествие. Задорный характер плясовой мелодии или спокойная лиричная песня вызывают соответствующий эмоциональный отклик.

Музыка углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей чувство сопереживания содержанию песни.

Ведущее место на утренниках занимают различные виды музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танцы, играют в музыкальные игры, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах небольшим ансамблем. В сценарий утренника часто включаются музыкально-драматические сценки, дети могут показать придуманные ими танцы, пляски.

Музыкальная деятельность детей занимает на утренниках основное место. Это определяет особую роль музыкального репертуара и требования к его выбору.

Значение утренника как одного из средств эстетического воспитания определяется не только воздействием музыки, а также сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

Источник