Развитие ребенка в период новорожденности заключение
Клинический диагноз: Левосторонняя внебольничная бронхопневмония, острое течение, ДН0
Жалобы при поступлении в клинику на: общее недомогание, головную боль, повышение температуры до 38,0 С, насморк, заложенность носа, постоянный продуктивный кашель.
Жалобы на день курации: на общую слабость, плохой аппетит, заложенность носа, быструю утомляемость, кашель.
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Акушерский анамнез
Число беременностей — 3
Число выкидышей — 1
Число родов — 2
Течение последней беременности — беременность протекала с токсикозом, ОРЗ в первой половине.
Роды — физиологические, в 40 недель, без осложнений, оказывалось пособие.
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Ребенок родился доношенным.
Рост — 52 см, масса тела — 3.450, закричал сразу.
К груди приложили в первые сутки, ребенок активно сосал грудь. Режим кормления по первому требованию новорожденного. Состояние лактации удовлетворительное. Желтуха новорожденного развилась на 2 день, длилась 5 дней, затем исчезла (физиологическая желтуха).
Выписка произведена на 5 день.
Заболеваний в периоде новорожденности не было.
Заключение о развитии ребенка в период новорожденности: нормальное физическое развитие.
ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЕНКА
Ребенок находился на естественном вскармливании с момента рождения до 7 месяцев, кормление по требованию. С 6-го месяца введен 1-й прикорм — каши, с 7 месяцев введен 2 прикорм — овощное пюре, с 8 месяцев — кисломолочные продукты. Ночной перерыв соблюдался.
Кормление — регулярное.
Полноценность и режим питания после года соблюдаются. Аппетит хороший.
СВЕДЕНИЯ О ДИНАМИКЕ ПСИХОМТОРНОГО РАЗВИТИЯ
В 3 месяца фиксировал взор, улыбался, гулил, хорошо держал головку; в 6 мес. поворачивался в постели, смотрел в сторону звука, сидел, играл с игрушками, узнавал знакомые лица; в 7,5 мес. стал произносить отдельные слоги, лепетать; в 9 мес. понимал речь, выполнял простые задания, произносил отдельные слова, быстро ползал, стоял при поддержке; ходит с года. В настоящее время: свободно пользуется речью во всех случаях жизни, повторяет и заучивает короткие стихи, знает свои имя и фамилию, с помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их, выполняет сюжетные постройки, игра носит сюжетный характер, одевается самостоятельно, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ест аккуратно, перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу, ходит по лестнице переменным шагом.
Физическое развитие: вес — 13,5 кг (4 коридор), рост — 84 см (4 коридор).
Заключение: нормальное физическое развитие.
СВЕДЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВКАХ
Привит по календарю прививок РФ.
Поствакцинальный период протекал хорошо.
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Больной часто переносил острые респираторные заболевания, риниты, до 4х раз в год.
Корь, краснуха, ветряная оспа — нет.
ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Жилищные условия удовлетворительные: имеют отдельную благоустроенную квартиру, соответствующую санитарно-гигиеническим нормам.
У ребенка имеется отдельная кровать. Белья достаточно. Одевают по сезону.
Купание регулярное — 1 раз в день.
Прогулки систематические, по 60 минут в день.
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ АНАМНЕЗ.
Мама — 42 года, папа — 45 лет. Мама и отец здоровы (со слов мамы). Аллергические заболевания, явные наследственные болезни, эндокринные заболевания, туберкулез, психические и венерические заболевания у родственников отрицает. Наличие в роду выкидышей и мертворожденности, нежизнеспособности детей, врожденных уродств, необычного течения заболеваний также отрицает. Родословная семьи относительно благоприятная.
Источник
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица — Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 –го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник
Èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå ðåáåíêà ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ. Ñëàáîñòü ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè. Ïðîöåññû ïåðåñòðîéêè èíäèâèäíîé îðãàíèçàöèè ðåáåíêà íà ðàçíûõ åå óðîâíÿõ. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà è óñëîâèÿ åãî ïèòàíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
1. Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè.
2. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà è óñëîâèÿ åãî ïèòàíèÿ.
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1. Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè
Ïðîöåññ ðîæäåíèÿ — òÿæåëûé, ïåðåëîìíûé ìîìåíò â æèçíè ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè ãîâîðÿò î êðèçèñå íîâîðîæäåííîñòè. Ðîæäàÿñü, ðåáåíîê ôèçè÷åñêè îòäåëÿåòñÿ îò ìàòåðè. Îí ïîïàäàåò â ñîâåðøåííî èíûå óñëîâèÿ: õîëîä, ÿðêàÿ îñâåùåííîñòü, âîçäóøíàÿ ñðåäà, òðåáóþùàÿ äðóãîãî òèïà äûõàíèÿ, íåîáõîäèìîñòü ñìåíû òèïà ïèòàíèÿ. Ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ýòèì íîâûì, ÷óæäûì äëÿ íåãî óñëîâèÿì ðåáåíêó ïîìîãàþò íàñëåäñòâåííî çàêðåïëåííûå ìåõàíèçìû — áåçóñëîâíûå ðåôëåêñû. Ýòî, ïðåæäå âñåãî, ñèñòåìà ïèùåâûõ ðåôëåêñîâ. Ïðè ïðèêîñíîâåíèè ê óãëàì ãóá èëè ÿçûêó ïîÿâëÿþòñÿ ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ, à âñå îñòàëüíûå äâèæåíèÿ òîðìîçÿòñÿ. Ïîñêîëüêó ðåáåíîê ïîëíîñòüþ ñîñðåäîòî÷åí íà ñîñàíèè, ýòà ðåàêöèÿ áûëà íàçâàíà «ïèùåâûì ñîñðåäîòî÷åíèåì». Ðÿä äðóãèõ áåçóñëîâíûõ ðåôëåêñîâ ïðèâåäåí â òàáëèöå 1 Êóðàåâ Ã.À., Ïîæàðñêàÿ Å.Í. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Êóðñ ëåêöèé. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2002..
Òàáëèöà 1
Áóçóñëîâíûå ðåôëåêñû íîâîðîæäåííîãî
Ñëåäóåò òàêæå íàçâàòü â êà÷åñòâå áåçóñëîâíûõ ãðóïïó ðåôëåêñîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ñàìîñîõðàíåíèþ è ðàçâèòèþ äåòñêîãî îðãàíèçìà. Îíè ñâÿçàíû ñ ðåãóëÿöèåé ïèùåâàðåíèÿ, êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, òåìïåðàòóðû òåëà, îáìåííûõ, ïðîöåññîâ è ò. ï. Íåñîìíåííî âðîæäåííûìè ÿâëÿþòñÿ ñîñàòåëüíûå, çàùèòíûå, îðèåíòèðîâî÷íûå, õâàòàòåëüíûå, îïîðíî-äâèãàòåëüíûå è ðÿä äðóãèõ ðåôëåêñîâ; âñå îíè îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿþòñÿ óæå íà âòîðîì ìåñÿöå æèçíè ðåáåíêà Êóðàåâ Ã.À., Ïîæàðñêàÿ Å.Í. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Êóðñ ëåêöèé. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2002..
Èòàê, íîâîðîæäåííûé — ýòî ðåáåíîê ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äî 4 íåäåëü. Ðàçëè÷àþò äîíîøåííûõ (ðîäèâøèõñÿ â ñðîêè îò 38-é äî 42-é íåäåëè áåðåìåííîñòè), íåäîíîøåííûõ (ðîäèâøèõñÿ ìåæäó 28-é è 38-é íåäåëÿìè áåðåìåííîñòè) è ïåðåíîøåííûõ (ðîäèâøèõñÿ â 42 íåäåëè è ïîçæå). Êàê ïðàâèëî, äîíîøåííûå äåòè ìîðôîëîãè÷åñêè è ôèçèîëîãè÷åñêè ïîäãîòîâëåíû ê âíåóòðîáíîé æèçíè — àêòèâíû, õîðîøî áåðóò ãðóäü, àêòèâíî ñîñóò, êðèê ãðîìêèé, âåñ — îò 2600 äî 5000 ã, ðîñò — îò 48 äî 57 ñì. Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè — ýòî ïåðèîä ïðèñïîñîáëåíèÿ ðåáåíêà ê íîâûì óñëîâèÿì æèçíè. Íà÷èíàåòñÿ îí ïîñëå ðîäîâ ñ ìîìåíòà ïåðåâÿçêè ïóïîâèíû è äëèòñÿ 18-24 äíÿ.
Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ â îðãàíèçìå ðåáåíêà ïðîèñõîäèò öåëûé ðÿä èçìåíåíèé: âîçíèêàåò ëåãî÷íîå äûõàíèå, ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà êðîâîîáðàùåíèÿ, íà÷èíàþòñÿ ïðîöåññû ñîñàíèÿ è ïèùåâàðåíèÿ, èçìåíÿåòñÿ îáìåí ýíåðãèè, ïîâûøàåòñÿ îñíîâíîé îáìåí.  ýòîò ïåðèîä æèçíè çíà÷èòåëüíîãî ïîëîâîãî ðàçëè÷èÿ ìåæäó æåíñêèì è ìóæñêèì îðãàíèçìîì íåò. Ïåðèîä äåòñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ îòíîñèòåëüíûì ïîêîåì æåíñêîé è ìóæñêîé ïîëîâûõ ñèñòåì.
Ðàññìîòðåíèå ïåðèîäà íîâîðîæäåííîñòè êàê ïåðåõîäíîãî âûÿâëÿåò ïðîöåññû ïåðåñòðîéêè èíäèâèäíîé îðãàíèçàöèè ðåáåíêà íà ðàçíûõ åå óðîâíÿõ. Íà ñîìàòè÷åñêîì óðîâíå ïðîèñõîäÿò ðàçíîãî ðîäà àäàïòèâíûå ñäâèãè â æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèÿõ è ñèñòåìàõ. Îáùèì ïîêàçàòåëåì àäàïòàöèîííûõ ïðîöåññîâ: ÿâëÿåòñÿ ïîòåðÿ âåñà, ñîñòàâëÿþùàÿ 5-6% îò ïåðâîíà÷àëüíîãî,  íîðìàëüíûõ óñëîâèÿõ ïðîöåññ ñíèæåíèÿ è ïîñëåäóþùåãî âîññòàíîâëåíèÿ âåñà ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå ïåðâûõ òðåõ íåäåëü æèçíè.
Ñëàáîñòü ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â ïåðâîå âðåìÿ ïîñëå ðîæäåíèÿ îïðåäåëÿåò ñâîåîáðàçíîå ïåðåõîäíîå ñîñòîÿíèå îò ñíà ê áîäðñòâîâàíèþ, âûðàæåííîå â òîì, ÷òî 80% âðåìåíè ðåáåíîê ïðîâîäèò âî ñíå, êîòîðûé íå ñêîíöåíòðèðîâàí â îïðåäåëåííîå âðåìÿ ñóòîê. Ó íîâîðîæäåííûõ ñ íèçêîé è íåóñòîé÷èâîé âîçáóäèìîñòüþ óâåëè÷åíèå ðåîáàçû è õðîíàêñèè ïðè äåéñòâèè ïîñòîðîííèõ ðàçäðàæåíèé óêàçûâàåò íà áûñòðóþ èñòîùàåìîñòü íåðâíûõ êëåòîê Ðûáàëêî Å. Ô. Âîçðàñòíàÿ è äèôôåðåíöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå. — Ë.: Èçäàòåëüñòâî Ëåíèíãðàäñêîãî óí-òà; 1990. — 256 ñ..
Âñå îñíîâíûå ôóíêöèè îðãàíèçìà ðåáåíêà íàõîäÿòñÿ â ïîëîæåíèè íåóñòîé÷èâîãî ðàâíîâåñèÿ, è äàæå íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ ñîñòîÿíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû ìîãóò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì íàðóøåíèÿì âàæíûõ ïðîöåññîâ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî î÷åíü âîñïðèèì÷èâ ê ãíîåðîäíûì ìèêðîáàì, â ÷àñòíîñòè, ê ñòàôèëîêîêêàì, ñòðåïîòîêîêêàì, ê íåêîòîðûì øòàììàì êèøå÷íîé ïàëî÷êè. Ýòè âîçáóäèòåëè íåðåäêî âûçûâàþò ó íîâîðîæäåííûõ òÿæåëûå òîêñèêîçû. Ê íèì ìîæíî îòíåñòè ñåïñèñ, ïåìôèãóñ è äðóãèå ãíîéíûå çàáîëåâàíèÿ êîæè, çàáîëåâàíèÿ ïóïî÷íîãî êàíàòèêà, ïóïî÷íîé ðàíêè è ïóïî÷íûõ ñîñóäîâ. Íîâîðîæäåííûå ìîãóò çàáîëåòü êîêëþøåì, êîòîðûé ïðîòåêàåò ó íèõ î÷åíü òÿæåëî.
Íàðÿäó ñ ýòèì íîâîðîæäåííûå íåâîñïðèèì÷èâû ê öåëîìó ðÿäó áîëåçíåé. Îíè ïî÷òè íå áîëåþò êîðüþ, ñêàðëàòèíîé, êðàñíóõîé. Ïîíèæåííàÿ èëè ïîëíàÿ íåâîñïðèèì÷èâîñòü íîâîðîæäåííûõ ê íåêîòîðûì èíôåêöèÿì îáúÿñíÿåòñÿ ïàññèâíîé ïåðåäà÷åé ðåáåíêó ìàòåðèíñêèõ àíòèòåë ÷åðåç ïëàöåíòó âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ è ÷åðåç ìîëîêî ïðè âñêàðìëèâàíèè ãðóäüþ.
2. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà è óñëîâèÿ åãî ïèòàíèÿ
Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè åñòü ïåðèîä ïðèñïîñîáëåíèÿ âñåõ îðãàíîâ ðåáåíêà, â òîì ÷èñëå è ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà, ê óñëîâèÿì âíåóòðîáíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Âñå ôóíêöèè îðãàíèçìà, â ÷àñòíîñòè ïðîöåññû îáìåíà âåùåñòâ, ïðåòåðïåâàþò â ïåðâûå äíè æèçíè ðåáåíêà ñâîåîáðàçíûå, íî âïîëíå ïîñòîÿííûå ó âñåõ íîâîðîæäåííûõ è, ñëåäîâàòåëüíî, çàêîíîìåðíûå èçìåíåíèÿ. Ìàêðîñêîïè÷åñêîå è ìèêðîñêîïè÷åñêîå ñòðîåíèå öåíòðàëüíîé è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû åùå íå çàêîí÷åíî; ó íîâîðîæäåííîãî èìåþòñÿ òîëüêî íåêîòîðûå áåçóñëîâíûå ðåôëåêñû, è íåò óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ, ïðèîáðåòàåìûõ â ïðîöåññå æèçíè è èìåþùèõ áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ïèòàíèÿ äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà.
Áîëüøèå èçìåíåíèÿ ïðåòåðïåâàåò õàðàêòåð ïèòàíèÿ. Åñëè â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíîê ïîëó÷àë âñå ïèùåâûå âåùåñòâà ñ êðîâüþ ìàòåðè, òî ïîñëå ðîæäåíèÿ îí ïîëó÷àåò ïèùó èçâíå è ó íåãî íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ ïðîöåññû ïèùåâàðåíèÿ. Äîíîøåííûé ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ ñ ìàññîé òåëà â ñðåäíåì 3200-3400 ã.  ïåðâûå äíè æèçíè îòìå÷àåòñÿ òàê íàçûâàåìàÿ ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ïîòåðÿ ìàññû òåëà ñîñòàâëÿþùàÿ 8-10% (200-300 ã). Ê 8-10-ìó äíþ æèçíè ðåáåíêà åãî ìàññà òåëà âîññòàíàâëèâàåòñÿ.
 ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè âñå îðãàíû è òêàíè ðåáåíêà åùå íåñîâåðøåííû, ëåãêî ðàíèìû, âñå îñíîâíûå ôóíêöèè îðãàíèçìà íàõîäÿòñÿ êàê áû â ñîñòîÿíèè íåóñòîé÷èâîãî ðàâíîâåñèÿ.
Êîæà íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà î÷åíü íåæíàÿ, òîíêàÿ, ëåãêî òðàâìèðóåòñÿ è ïîäâåðæåíà ðàçëè÷íûì çàáîëåâàíèÿì. Êîñòíàÿ òêàíü ïî ñâîåìó ñòðîåíèþ íåñîâåðøåííà, ñîäåðæèò ìàëî ñîëåé èçâåñòè, âìåñòî íåêîòîðûõ êîñòåé èìåþòñÿ õðÿùè. Ìóñêóëàòóðà ðàçâèòà ñëàáî. Òåìïåðàòóðà òåëà íîâîðîæäåííîãî íåóñòîé÷èâà è ìîæåò èçìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû.
Äûõàíèå è êðîâîîáðàùåíèå ó íîâîðîæäåííîãî íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè áîëüøîãî íàïðÿæåíèÿ. Åìó òðåáóåòñÿ ìíîãî êèñëîðîäà. Ïèùåâàðèòåëüíàÿ ñèñòåìà ó íîâîðîæäåííîãî åùå íåçðåëàÿ. Ïîëîñòü ðòà ñðàâíèòåëüíî íåâåëèêà, ñëþííûå æåëåçû âûäåëÿþò ìàëî ñëþíû. Ïèùåâîä îòíîñèòåëüíî øèðîê. Æåëóäîê ðàñïîëîæåí ïî÷òè âåðòèêàëüíî, ìûøå÷íûé ñëîé âõîäà â æåëóäîê ðàçâèò ñëàáî, ÷òî ïðåäðàñïîëàãàåò ê ñðûãèâàíèþ è ðâîòàì. Åìêîñòü æåëóäêà 30-35 ìë. Ïèùåâàðèòåëüíûå æåëåçû æåëóäêà ðàçâèòû íåäîñòàòî÷íî, êèñëîòíîñòü æåëóäî÷íîãî ñîêà íèçêàÿ. Êèøå÷íèê íîâîðîæäåííîãî îòíîñèòåëüíî äëèííåå, ÷åì ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ñòåíêè åãî òîíêèå, ïðîõîäèìû äëÿ ìèêðîáîâ è òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ, ëåãêî ðàñòÿãèâàþòñÿ ãàçàìè, êîòîðûå â èçáûòêå îáðàçóþòñÿ ïðè íàðóøåíèè ïèòàíèÿ, ÷òî ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé áîëåé â æèâîòå.
Îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà ó íîâîðîæäåííûõ îáû÷íî ïðîèñõîäèò äî 4—5 ðàç â ñóòêè.
Íàðÿäó ñ íåäîñòàòî÷íîé çðåëîñòüþ è íåñîâåðøåíñòâîì ìíîãèõ ôóíêöèé îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî îáëàäàåò îïðåäåëåííûì «çàïàñîì ïðî÷íîñòè». Òàê, èçâåñòíî, ÷òî íîâîðîæäåííûå ðåäêî áîëåþò èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè, ÷òî ñâÿçàíî ñ ïåðåäà÷åé ðåáåíêó îò ìàòåðè îñîáûõ çàùèòíûõ ôàêòîðîâ — ÷åðåç ïëàöåíòó âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ è ÷åðåç ìîëîêî ïðè êîðìëåíèè ãðóäüþ. Äëÿ íîâîðîæäåííîãî åäèíñòâåííî ôèçèîëîãè÷åñêèì ïèòàíèåì ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííîå âñêàðìëèâàíèå ãðóäüþ ìàòåðè. Èç ñêàçàííîãî âûøå âèäíî, ÷òî âûäåëÿåìîå â ïåðâûå äíè ïî ðîæäåíèè ðåáåíêà ìîëîçèâî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîíöåíòðèðîâàííóþ, áîãàòóþ êàëîðèÿìè ïèùó, ñ êîòîðîé ðåáåíîê ïîëó÷àåò íå òîëüêî íåîáõîäèìîå åìó êîëè÷åñòâî ïëàñòè÷åñêîãî è ýíåðãåòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà, íî è áîëüøîå êîëè÷åñòâî çàùèòíûõ òåë.
Êîëè÷åñòâî ïèùè, ïîëó÷àåìîé, íîâîðîæäåííûì, äîëæíî ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòüñÿ ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòàþùèì ó íåãî ïîòðåáíîñòÿì è ôóíêöèîíàëüíûì âîçìîæíîñòÿì åãî îðãàíèçìà. Íåïðàâèëüíîå âñêàðìëèâàíèå ðåáåíêà ñ ïåðâûõ äíåé åãî æèçíè íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ðàíî âîçíèêàþùèõ ðàññòðîéñòâ ïèòàíèÿ è ïèùåâàðåíèÿ, ñèëüíî íàðóøàþùèõ è íàäîëãî çàäåðæèâàþùèõ âñå ïîñëåäóþùåå åãî ôèçè÷åñêîå, ïñèõè÷åñêîå è ìîòîðíîå ðàçâèòèå.
Òîëüêî åñòåñòâåííîå âñêàðìëèâàíèå ìàòåðèíñêîé ãðóäüþ îáåñïå÷èâàåò ïîëíîöåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà è îòêðûâàåò âîçìîæíîñòè äëÿ ìàêñèìàëüíîãî ñíèæåíèÿ ðàííåé äåòñêîé çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè.
Ìàëåíüêèé îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà — î÷åíü ñëîæíûé. Êàæäûé äåíü èç 28 äíåé íåîíàòàëüíîãî ïåðèîäà — ýòî öåëûé ýòàï. Ïðîèñõîäèò àäàïòàöèÿ ðåáåíêà ê íîâûì óñëîâèÿì æèçíè, ÷òî îòðàæàåòñÿ â èçìåíåíèè ìíîãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì îðãàíèçìà.  ýòîò ïåðèîä æèçíè ðåáåíîê êàê íèêîãäà íóæäàåòñÿ âî âíèìàòåëüíîì è òùàòåëüíîì íàáëþäåíèè ñíà÷àëà âðà÷åé è ìåäñåñòåð ðîäèëüíîãî äîìà, à çàòåì ëè÷íîãî ïåäèàòðà íà äîìó.
íîâîðîæäåííîñòü ïåðåñòðîéêà îðãàíèçì ðåáåíîê
…
Источник