Развитие ребенка в период новорожденности презентация
Слайд 1
Психологические особенности развития детей В ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ И младенчесТВА
Слайд 2
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЗОВАНИЕ КРИЗИС Показатели возрастного развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин , А.Н. Леонтьев) единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований качественные изменения в психике ,, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития Переломная точка на кривой детского развития , отделяющая один возраст от другого
Слайд 3
НОВОРОЖДЕННОСТЬ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ 0-2 МЕСЯЦА
Слайд 4
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ это непосредственно процесс рождения . тяжелый и переломный момент в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие: 1) физиологические . Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические . Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Слайд 5
Основные симптомы: максимальная беспомощность зависимость от взрослого КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Слайд 6
Безусловные рефлексы, которые помогают ребенку в первые часы жизни. К ним относятся сосательный , дыхательный , защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы Наличие таких рефлексов свидетельствует о зрелости ЦНС КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Слайд 7
Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный спит и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.
Слайд 8
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ Бондинг (Фиксация)- развитие близких избирательных отношений, например, привязанности . Связь между матерью и ребенком ( mother-child bonding ) предполагает наличие тесного физического контакта между матерью и ребенком в первые часы жизни ребенка . Эта связь способствует укреплению материнской любви к ребенку и развитию потребности заботиться о нем.
Слайд 9
Общение врожденные предпосылки общения. способность избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков ; выделение голоса матери из прочих голосов; достаточно сложные лингвистические задатки. направленность взгляда в момент расположенности к общению , в закрывании глаз и отворачивании головы как сигналах свертывания общения.
Слайд 10
На 3-4 неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращение к нему ласковый голос и улыбку взрослого — ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Общение
Слайд 11
Важнейшее НОВООБРАЗОВАНИЕ периода новорожденности: социальная улыбка, улыбка на обращение матери Общение
Слайд 12
Госпитализм Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Причина-дефицит общения Симптомы госпитализма : замедление психического и физического развития , отставание в овладении собственным телом и языком , пониженный уровень адаптации к окружению , ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти.
Слайд 13
Комплекс оживления Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакции, обращенная к взрослому. граница критического периода новорожденности и показатель перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Наличие комплекса оживления свидетельствует что сложилась социальная ситуация развития для младенческого возраста — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы »)
Слайд 14
МЛАДЕНЧЕСТВО ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ 2-12 МЕСЯЦЕВ
Слайд 15
Ведущая деятельность младенческого периода непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину ), ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).
Слайд 16
Объект ведущей деятельности — другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия Ведущая деятельность младенческого периода
Слайд 17
Восприятие В 10 дней удерживает в поле зрения движущейся предмет. К концу 1 мес. по разному реагирует на звуки. В 3-5 недель немного задерживает взгляд на остановившемся предмете. С 6-7 недель развивается слежение по кругу. В 4 мес. находит источник звука, поворачивает к нему голову, устанавливается взаимосвязь между зрительным и слуховым анализаторам. В 4-6 мес. устанавливается взаимосвязь между зрительным анализатором и движениями руки К 10 — I I мес. ребенок перед тем как взять предмет складывает пальцы в соответствии с ее формой и величиной.
Слайд 18
память Непроизвольная Память ребенка функционирует с рождения. В 3-4мес. начинает формироваться образ предмета, ребенок начинает узнавать голос и лицо матери. В 5мес. различает людей по голосам. В 6 мес . выделяет любимую игрушку В 8-9 мес. ребенок может узнать знакомого человека через 2-3 нед . Обычно критерием для узнавания объекта является один, часто несущественный признак. Формируется двигательная память. С 6 мес. более ярко проявляется эмоциональная память. С 7-8мес. узнавание предмета опосредуется словом.
Слайд 19
мышление к концу года формируется наглядно — действенное мышление. мышление развивается на основе возможности понять и использовать связи, показанные взрослым. замечает простейшие связи и отношения между предметами и их свойствами
Слайд 20
речь Гукание в З месяца. Гуление в 4 месяца . Лепет в 6 месяца . Поиск предмета по слову взрослого с 6-7 месяца . Первые слова в 11 месяца .
Слайд 21
Движения В 2 мес. поднимает и некоторое время удерживает голову. В 3 мес. удерживает голову в вертикальном положении. В 3 мес. наталкивается на игрушки, висящие над грудью. В 5 мес. берет и удерживает игрушку. В 5 мес. переворачивается со спины на живот. В 6 мес. переворачивается с живота на спину. В 7 мес. ползает. Садится в 8 мес. Ходьба в 11 мес.
Слайд 22
Эмоции 1мес.— первая улыбка. 2-Змес. комплекс оживления. С 6 мес. эмоции адресует конкретному взрослому, различает эмоции. Страх чужих (7-9 мес.).
Слайд 23
основные новообразования младенческого возраста Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний Различение близких и посторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия
Слайд 24
Благодарю за внимание
Источник
1
Новорожденность — критический период в жизни ребенка. Основные новообразования возраста.
2
Новорожденность возрастной период от рождения до достижения четырех–шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
3
Причины кризиса новорожденности. -Физиологические(рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). -Психологические(психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
4
5
Психологическая характеристика периода новорожденности. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».
6
7
Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца. Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
8
Основные линии психического развития ребенка. Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.
9
Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулянием.
10
Основные новообразования новорожденности. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуляние; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам). Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.
11
Спасибо за внимание!
Источник
1
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
2
Первый кризис ожидает человека уже при появлении на свет. Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.. Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование.
3
Причины этого кризиса следующие: 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги. На уровне физиологии организм новорожденного должен начать самостоятельно дышать и непрерывно обеспечивать обмен кислорода и углерода; приспособиться к колеблющимся температурам; Огромную нагрузку получает нервная система. Ребенок из темноты попадает в яркий свет, к ним еще добавляются слуховые. А еще тактильные ощущения – их огромное количество по сравнению с лишь двумя внутриутробными – водами и стенками матки. Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.
4
Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др. Он еще не различает свои ощущения, которые неразрывно совмещены с эмоциями. Миелинизация нервных волокон еще не завершена, потому возбуждение от любого раздражителя разливается по всей коре. В это время для малыша очень важны новые впечатления – именно они способствуют миелинизации мозга и специализации его клеток. Дозревание мозга происходит благодаря активному функционированию анализаторов.
5
На этой основе начинают возникать условные рефлексы. Одним из таких рефлексов является ориентировочный рефлекс. Он заключается в том, что ребенок замирает, прислушиваясь или присматриваясь к чему-то, у него появляется зрительное и аудиальное сосредоточение. Наконец ребенок получает возможность фокусировать глаза на лице взрослого, матери, сосредоточиваться на нем. Через такой контакт он устанавливает с ней новые эмоциональные связи. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.
6
Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления» и является критерием своевременного эмоционального и физического развития новорожденного. С помощью улыбки, звуков, движений малыш дает взрослому обратную связь. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником «Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как: 1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением; 2) улыбка; 3) двигательное оживление; 4) локализация. После четырех месяцев комплекс распадается.
7
Кризис новорожденности завершается появлением комплекса оживления. Ребенок переходит в следующий этап своего развития – период младенчества. Другими критериями завершения первого в самостоятельной жизни кризиса является возобновление начального веса (медицинский критерий) и возникновение условных рефлексов на разные раздражители (физиологический критерий). Итак, период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах ; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики. Выполнила студентка 20* группы *** факультета Аллилуева *.*.
Источник