Развитие ребенка в онто и дизонтогенезе

Развитие ребенка в онто и дизонтогенезе thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №59 «Умка»

г.Подольск

«Развитие фонематических процессов у детей  в онтогенезе и дизонтогенезе»

Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

 ГОЛОВЛЁВА Н.В.

ноябрь 2018г.

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. В основе понимания обращенной речи лежат понятия фонематический слух и фонематическое восприятие»

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие

 «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Фонематический слух лежит в основе фонематического восприятия

«фонематическое восприятие» «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, и синтез.

 Фонематический анализ и синтез являются более сложной функцией фонематической системы.

Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова. Даже при самых элементарных видах фонематического анализа происходит сравнение слов по звучанию, выделение звуков на фоне слова и т.д.

Фонематический синтез — это умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

 Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – это важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное четкое произношение их детьми, но и чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. То есть развитие фонематических процессов  и навыки звукопроизношения взаимообусловлены.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

 Обучение грамоте невозможно без навыков звукового анализа и синтеза.

Поэтому крайне важно, чтобы у дошкольника были своевременно сформированы навыки фонематического восприятия. 

Развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития.

Возрастные нормы развития фонематического слуха: 

Первый год жизни – дофонемный период.

Новорожденный ребенок еще не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Это связано с тем, что области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, еще недостаточно сформированы.

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

Второй год жизни –самый ответственный в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период. Совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечает различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно. Возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

К трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре.

К концу третьего года самым важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроизношения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков. 

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. 

Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение. 

На пятом году начинают формироваться навыки элементарного звукового анализа — умение определять наличие заданного звука в слове, место звука в начале, середине или конце слова. 

На шестом  году формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только овладев навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. 

Развитие фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких -глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом»

Читайте также:  Актуальные проблемы познавательного и речевого развития ребенка

В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Нарушения фонематических процессов наблюдаются у большинства детей с различными  речевыми нарушениями.

 У детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонетическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания.

Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием речи непонятна и невыполнима.

У детей II уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении.

 Одной из характерных особенностей детей II уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Для детей III уровня речевого развития и детей с ФФНР   характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ). Кроме того, звуки, сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяет группу свистящих или шипящих, звук й — звуки л, р).

У таких детей наблюдаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и смешения, когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов — перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Отмечается и недостаточность фонематических процессов.

Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа — при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

В целом же можно выделить три состояния при нарушении фонематического слуха.

1. При первом варианте ребенок плохо распознает только те звуки, произношение которых у него нарушено в собственной речи.
2. Наблюдается недостаточное узнавание довольно большого количества звуков, несмотря на их относительно неплохое произношение как в собственной речи, так частично и в речи окружающих
3. Серьезное фонематическое недоразвитие, при котором у ребенка нарушено и произношение, и восприятие большого количества звуков не только в своей речи, но и в речи окружающих.

Можно выделить несколько главных причин, приводящих к нарушению фонематического слуха.

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям.

Основными причинами нарушения могут стать:

∙         Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем

∙         Инфекционные заболевания

∙         Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память в том числе речевые.

∙         Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

∙         Тугоухость и другие нарушения слуха

Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться, если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.

∙         Гиперактивность

Далеко не всегда к проблемам с фонематическим восприятием приводят серьезные заболевания. У некоторых детей просто имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем.Он улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.

∙         Неблагоприятная социальная среда

С высокой долей вероятности может стать причиной нарушения фонематического слуха и дислалии. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.

      Чем бы не были вызваны нарушения фонематических процессов, наряду с медикоментозным лечением, при показаниях врачей, обязательно должна проводиться педагогическая коррекция.

Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития и коррекции речи в целом.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Читайте также:  Естественное развитие и здоровье ребенка

детский сад №59 «Умка»

г.Подольск

«Развитие фонематических процессов у детей в онтогенезе и дизонтогенезе»

Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ГОЛОВЛЁВА Н.В.

ноябрь 2018г.

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. В основе понимания обращенной речи лежат понятия фонематический слух и фонематическое восприятие»

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие

 «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Фонематический слух лежит в основе фонематического восприятия

«фонематическое восприятие» «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, и синтез.

 Фонематический анализ и синтез являются более сложной функцией фонематической системы.

Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова. Даже при самых элементарных видах фонематического анализа происходит сравнение слов по звучанию, выделение звуков на фоне слова и т.д.

Фонематический синтез — это умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

 Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – это важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное четкое произношение их детьми, но и чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. То есть развитие фонематических процессов  и навыки звукопроизношения взаимообусловлены.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

 Обучение грамоте невозможно без навыков звукового анализа и синтеза.

Поэтому крайне важно, чтобы у дошкольника были своевременно сформированы навыки фонематического восприятия. 

Развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – дофонемный период.

Новорожденный ребенок еще не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Это связано с тем, что области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, еще недостаточно сформированы.

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

Второй год жизни –самый ответственный в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период. Совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечает различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно. Возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

К трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре.

К концу третьего года самым важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроизношения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков. 

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. 

Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение. 

На пятом году начинают формироваться навыки элементарного звукового анализа — умение определять наличие заданного звука в слове, место звука в начале, середине или конце слова. 

На шестом  году формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только овладев навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. 

Развитие фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких -глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом»

Читайте также:  Развитие речи у ребенка дошкольного возроста

В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Нарушения фонематических процессов наблюдаются у большинства детей с различными  речевыми нарушениями.

 У детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонетическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания.

Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием речи непонятна и невыполнима.

У детей II уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении.

 Одной из характерных особенностей детей II уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Для детей III уровня речевого развития и детей с ФФНР   характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ). Кроме того, звуки, сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяет группу свистящих или шипящих, звук й — звуки л, р).

У таких детей наблюдаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и смешения, когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов — перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Отмечается и недостаточность фонематических процессов.

Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа — при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

В целом же можно выделить три состояния при нарушении фонематического слуха.

1. При первом варианте ребенок плохо распознает только те звуки, произношение которых у него нарушено в собственной речи.
2. Наблюдается недостаточное узнавание довольно большого количества звуков, несмотря на их относительно неплохое произношение как в собственной речи, так частично и в речи окружающих
3. Серьезное фонематическое недоразвитие, при котором у ребенка нарушено и произношение, и восприятие большого количества звуков не только в своей речи, но и в речи окружающих.

Можно выделить несколько главных причин, приводящих к нарушению фонематического слуха.

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям.

Основными причинами нарушения могут стать:

         Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем

         Инфекционные заболевания

         Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память в том числе речевые.

         Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

         Тугоухость и другие нарушения слуха

Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться, если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.

         Гиперактивность

Далеко не всегда к проблемам с фонематическим восприятием приводят серьезные заболевания. У некоторых детей просто имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем.Он улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.

         Неблагоприятная социальная среда

С высокой долей вероятности может стать причиной нарушения фонематического слуха и дислалии. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.

Чем бы не были вызваны нарушения фонематических процессов, наряду с медикоментозным лечением, при показаниях врачей, обязательно должна проводиться педагогическая коррекция.

Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития и коррекции речи в целом.

Источник