Развитие ребенка в младенческом возрасте вид общения

Развитие ребенка в младенческом возрасте вид общения thumbnail

Глава 5

Общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

Существование ребенка в языковой среде наделяет его активность специфическими человеческими особенностями.

Освоение речи в раннем детстве резко изменяет отношения ребенка с окружающим миром.

Общение можно определить как взаимодействие двух или более людей по поводу обмена между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Это основное условие развития человека как личности.

Для нормального общения, по М. И. Лисиной, должны соблюдаться четыре правила:

  • Общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без чего любое взаимодействие невозможно. Например, во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику, проявлять внимание к его словам и деятельности.
  • Общение — это эмоциональное отношение к другому.
  • Общение — это инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.
  • Общение — это чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. В результате изменяется активность под влиянием отношения партнера.

Общение всегда имеет свое содержание, которое связывает людей. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижении результата, общая тема для разговора или обмен мнений по поводу какого-либо события.

-79-

Ситуация. Главное в общении заключается в том, чтобы предмет общения (его содержание) был общим для тех, кто в этом процессе участвует.

Всегда ли предмет общения и его содержание совпадают уребенка и взрослого?

Решение. Часто взрослые говорят об одном, а ребенок воспринимает другое, и поэтому появляется недопонимание. Задача воспитателя, родителей как раз и состоит в том, чтобы создать общность в осознании смысла разговора, то есть взрослому нужно понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение.

* * *

М. И. Лисина отмечает, что не любое взаимодействие может быть названо общением, а только такое, в котором присутствуют следующие признаки:

  • внимание и интерес к другому человеку;
  • эмоциональная вовлеченность во взаимодействие;
  • наличие инициативы, привлечения партнера к себе;
  • чувствительность к отношению со стороны партнера.

Эти признаки реализуются по-разному в зависимости от возрастного контекста и возможностей людей. Общение как фактор развития ребенка обязательно должно быть эмоционально-позитивным, потому что первоначальные привязанности, устанавливающиеся у ребенка на основе импринтинга, во многом определяют в дальнейшем его социальную жизнь.

Общение продолжает совершенствоваться и во взрослом возрасте. В то же время у достаточно взрослых людей мы можем встретить психологически незрелые формы общения, которые порождают различные конфликты и кризисы.

* * *

С. К. Нартова-Бочавер и А. В. Потапова выделяют следующие особенности развития общения:

  • от объектности — к субъектности: ребенок как партнер по общению рассматривается в качестве личности, а не в качестве объекта манипулирования, удовлетворения собственных потребностей взрослого; в этом случае ребенок проявляет инициативу, становится активным в общении;
  • от монологичности — к диалогичности: человек начинает ориентироваться на обратную связь, получаемую от партнера по общению, то есть приобретает социальную чувствительность;
  • от импульсивности — к рефлексивности: человек учится контролировать свои непосредственные побуждения, подвергая их цензуре сознания, вследствие чего общение становится менее спонтанным, но более нормализованным, что особенно важно для периода детства; возрастает роль сознания в общении;
  • от «вертикальных» отношений — к «горизонтальным»: по мере взросления человека все большее место начинают занимать контакты с равными по статусу, в отличие от детства, когда роль сверстников относительно невелика;
  • от ситуативного — к личностному: общение выходит за рамки наличной ситуации, в результате чего оно может происходить во внутреннем плане и становиться избирательным, то есть не потребности и ситуация, а внутреннее стремление определяет предпочтение партнера.

В практической диагностике общения ребенка обычно учитывают две его стороны — активность и чувствительность к партнеру, в психотерапии обращают внимание и на другие критерии его развития (Е. О. Смирнова).

* * *

Общение ребенка с внешним миром начинается очень рано. Еще до рождения младенца его органы чувств способны воспринимать информацию извне. Вестибулярный аппарат, реагирующий на изменения положения головы и тела в пространстве, начинает работать у зародыша в 6 недель, кожная чувствительность появляется в 10 недель, органы слуха — в 14. То есть с четвертого месяца после момента зачатия плод ощущает то, что чувствует его мать, слышит голос отца и различает их настроение (Г. Филиппова).

-80-

Ситуация. Подруги Аня и Надя вмести росли, учились, мечтали о детях. Почти одновременно забеременели, но Аня была замужем, а Надю оставил ее «друг».

Аня и ее муж часто размышляли о том, кто родится — мальчик или девочка, каким будет их ребенок. Женщина обсуждала предстоящее его рождение с подругами, со своей мамой, которая показывала ей свои детские фотографии, рассказывала о первых годах жизни Ани. В сознании будущей мамы возникал и формировался образ ее будущего ребенка.

Надя в это время переживала разрыв со своим женихом и потому рождение будущего ребенка воспринимала только как обузу. В конце концов она вынуждена была оставить ребенка лишь под давлением обстоятельств (по медицинским показаниям нельзя было сделать аборт).

Каким образом на Аню и Надю повлияет психологический «проект» будущего ребенка, как это отразится на общении женщин со своими детьми после их рождения?

Решение. Исследования показывают, что задолго до рождения ребенка у матери складывается определенное к нему отношение: либо она любит его и желает, чтобы он родился, как видно на примере Ани, либо воспринимает его рождение как обузу (пример с Надей).

«Психологический проект» ребенка заранее формируется ожиданиями матери. Своим отношением она уже предопределяет, что ребенок будет обладать определенными чертами личности, характера и способностями. И после его рождения мать, может быть и бессознательно, начинает общаться с ним в соответствии с этим проектом.

-81-

Читайте также:  Понятие ребенка с отклонениями в развитии

Ситуация. Э. Фромм в своей книге «Человеческая Ситуация» (1998 г.) отмечает, что на процесс повседневного ухода за ребенком и на общение с ним мать как бы переносит проект своих ожиданий.

В каких формах происходит передача этого проекта от матери к ребенку?

Решение. Проект ожиданий передается как через оценочное отношение к ребенку по поводу того, что он сделал или не сделал, так и посредством взглядов, прикосновений и интонации голоса матери. Иногда родители производят такую передачу целенаправленно, но все же чаще это происходит неосознанно.

* * *

М. И. Лисина выделила различные формы общения, каждая из которых описывается по пяти параметрам:

  • время появления в онтогенезе;
  • место в системе общей жизнедеятельности;
  • содержание удовлетворяемой общением потребности;
  • ведущие мотивы;
  • основные средства.

Ведущими мотивами являются познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы обеспечивают стремление к новым впечатлениям, деловые опосредствуют развитие активной деятельности ребенка, а личностные обеспечивают удовлетворение эмоциональной потребности в общении именно с данным конкретным взрослым.

Средства общения выражают, изображают, обозначают содержание общения и могут быть:

  • экспрессивно-мимическими;
  • предметно-действенными;
  • речевыми.

Каждый этап развития общения ребенка со взрослым тесно связан с особыми его формами.

  • Непосредственно эмоциональное (до 6 месяцев): доминирует потребность в доброжелательном внимании, проявляется только сопереживание в контексте ситуации, за пределами которой мотивы ослабевают.
  • Ситуативно-деловое (6 месяцев — 2 года): преобладает потребность в сотрудничестве, общение также возникает по поводу помощи и сотрудничества. Чисто эмоциональное общение отходит на второй план, ребенок начинает знакомиться с предметами, а взрослый для него — средство овладения предметным миром. В этот период формируется речь.
  • Внеситуативно-познавательное (3-5 лет). Его содержание выходит за рамки отдельной ситуации и связано с речью. Для такого общения характерными признаками являются хорошее владение речью и любознательность.
  • Внеситуативно-личностное (6-7 лет). Самая сложная и высшая в дошкольном возрасте форма общения, для которой важны совпадения взглядов, разделение мнений. Для этого общения характерны развитая потребность в сопереживании и понимании, наличие личностных мотивов и умение пользоваться речевыми средствами. Значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что ребенок учится принимать разные роли и строить свои отношения с другими людьми.

Вернуться к оглавлению

Источник

Лола Кулиева
Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства

Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:

внимания и интереса ребенка ко взрослому;

эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

и чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется т. н. комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу: появление дискомфорта ® крик ® внимание взрослого ® устранение дискомфорта этим взрослым. Другая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

Выделим сначала основные параметры общения у детейэтого возраста (здесь и далее цитируется по Лисиной):

форма общения: ситуативно-личностная; ситуативно-деловая (1-3 года);

содержание потребности в общении: доброжелательное внимание взрослого; потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);

ведущий мотив общения: личностный — взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);

значение данной формы общения в общем развитии ребенка: неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием; развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года);

Перед тем как мы рассмотрим негативные последствия, возникающие в результате отсутствия общения с близким взрослым у ребенка в этом возрасте, необходимо сделать небольшое теоретическое отступление и ввести ряд понятий.

Депривация- неудовлетворенная потребность, происходящая в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения.Выделяют несколько типов депривации:

сенсорная — заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду;

двигательная;

социальная — среди ее примеров такие хрестоматийные случаи как Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое — например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей, значимость чувства Мы, завистливость и чрезмерная критичность.

Читайте также:  Игры для развития памяти ребенка

Итак, что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности общения с близким взрослым в этом периоде? Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:

отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в 6 раз меньше);

отставании в умственном развитии;

трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений. Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (как разновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был впервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся после рождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находились в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество игрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследования детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% из них погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3 слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следует помнить и о том, что развитие движений в детстветесно связанно с формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому часть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательной активности в этом возрасте;

сниженном общем коэффициенте развития.

Выше были названы три вида деприваций — сенсорная, двигательная и социальная. Все три присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный — материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа (далее как ДУИТ, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы 2 условия,которых лишены дети из ДУИТ: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Рассмотрим коротко специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Самоидентичность — чувство постоянства собственного Я, а также то, насколько человек принимает и ценит себя. Ее формирование начинается в первые месяцы жизни. У детей из ДУИТ она сформирована недостаточно. Так например, они позже других узнают себя в зеркале; пугались и плакали, если видели себя в зеркале в непривычном виде (комок ваты, спрятанный под платок). Наблюдается также запаздывание в появлении кризиса «3 -лет». Дефектно формируется «гордость за достижения».

Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В. С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

Параметры общения:

форма общения:

внеситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

внеситуативно-личностное (5-6 лет).

содержание потребности в общении:

потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет); потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

ведущий мотив общения:

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

значение данной формы общения в общем развитии ребенка:

первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Перечислим лишь некоторые проблемы, возникающие у дошкольников лишенных полноценного общения со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении — в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т. е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.

Читайте также:  Общение как условие социального развития ребенка

Известно, что проективная методика «Рисунок человека»имеет несколько параметров для оценки: сенсомоторный, психический и проективный.Отличие детей из ДУИТ начинает проявляться с психического уровня: на их рисунках человек носит схематичный характер, отсутствуют детали. На проективном уровне особенности состоят в том, что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремиться убежать. Эти факты говорят о личностных и эмоциональных проблемах (к их более подробному описанию мы вернемся при описании школьников).

Общение со взрослыми в школьном возрасте

Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством — поступлением в школу. К этому периодуребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самообладания; может подчинить себя обстоятельствам — т. е. имеет прочный фундамент для построения отношения со взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У него достаточно развиты рефлексивные способности, которые теперь он использует для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает новые условия для личностного развития.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения — оно становиться «школой социальных отношений». Открывая разные стили он пробует их, а затем и выбирает некоторые из них.

Как и раньше, для понимания значимости общения со взрослыми для ребенка этого возраста, рассмотрим что происходит с ребенком, если он лишается полноценного контакта со взрослыми.Прихожан и Толстых провели комплексное исследование детей из ДУИТ по нескольким параметрам и выявили следующее:

уровень интеллекта: у детей из ДУИТ более низкие показатели вербального интеллекта; из всех субтестов наихудшие показатели были по наглядно-образному мышлению, что связано с неумением представить целостный образ события;

мотивационные предпочтения: 93% детей три своих желания связали с учебой (ср. 53% детей из обычных семей написали про общечеловеческие проблемы). В них, кроме прочего, преобладали высказывания, отражавшие требования учителей и воспитателей. Это говорит о том, что поведение этих детей детерминировано особенностями общения со взрослыми: самым главным для них является стремление заслужить одобрение, внимание и похвалу учителя. Еще одной особенностью является выражение своих пожеланий в сослагательном наклонении («я хотел бы.») — т. н. симптомом отчуждения желаний, говорящий о неблагополучном личностном развитии. Другой проективной методикой, использованной для диагностики мотивационной сферы, была методика Нюттена «Я хочу, я могу.») У детей из ДУИТ доминировали мотивы, связанные с сегодняшним днем и ближайшим будущим. Их мотивы более единообразны и менее всего связанны с собственной личностью;

формирование самосознания и образа Я (методика «Я, каким кажусь себе»): данные исследования показали, что у детей из ДУИТ наблюдается утверждение Я через приспособление (ср. активное противопоставление себя ситуации у детей из обычных семей); признание необходимости власти над собой (ср. стремление к самостоятельности); их самооценка имеет негативный характер (ср. со сложным характером самооценки — ребенок может считать себя как хорошим, так и одновременно плохим). Последний факт объясняется тем, что дети из обычных семей усваивают 2 разных уровня отношений к себе со стороны взрослых. Родители с одной стороны безусловно любят их, а с другой объективно оценивают в конкретных ситуациях. Дети из ДУИТ лишены подобной безусловной любви, что и отражается на их самооценке;

любовь к себе и самоидентичность: как и говорилось выше, самоидентичность — чувство постоянства своего Я, а также, то, насколько человек ценит и принимает себя. Негативное или не выраженное чувство Я у детей из ДУИТ объясняется как неясностью своего прошлого, так и, в большей степени, отсутствием одного любящего взрослого. Множество сменяющихся взрослых с разными поведением и с разным эмоциональным отношением не способствуют формированию чувства постоянства своего Я и самоценности;

общение со взрослыми: дети из ДУИТ буквально «липнут» ко взрослым, проявляющим позитивное отношение к ним; у них присутствует деструктивная агрессия (ср. конструктивная агрессия, являющая движущей силой при любой освоении нового и изменениях); они готовы выполнить любую их просьбу; делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание, что связанно с неудовлетворенной потребностью в общении;

реакция на фрустрацию (тест Розенцвейга): у этих детей преобладает экстрапунитивные реакции по типу самозащиты, что не дает им возможности овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Это частично объясняет последующую несамостоятельность и «сваливание» вины на других.

Обобщая все выше сказанное про негативные последствия отсутствия полноценного общения у детей из ДУИТ можно сказать, что их ахиллесовой пятой является личность, носящая реактивный характер. Если значения уровня развития двигательной активности, показателей интеллекта, особенностей мышления и др. приближаются к показателям детей из обычной семьи к концу подросткового возраста, то личностные особенности этих детей остаются с ними на всю жизни.

Говоря при личность в данном контексте я имею в виду определение Божович. Здесь личность — это «целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимосвязи с окружающими людьми». Совершенствуясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает человека от непосредственного подчинения влиянию окружающей среды. Это позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но и сознательно преобразовывать эту среду и самого себя.

Источник