Развитие ребенка в летний период

Развитие ребенка в летний период thumbnail

Катерина Новикова
Особенности организации работы с детьми в летний период

Особенности организации работы с детьми в летний период

Наступает лето — самая благоприятная пора для укрепления здоровья детей. Длительное пребывание на свежем воздухе имеет укрепляющее и оздоровительное значение. Особое внимание уделяем питанию, больше в меню включаем свежих овощей и фруктов, соблюдаем питьевой режим; систематически и разнообразнее используем воду для закрепления навыков культуры гигиены, проводим закаливающие процедуры (воздушные, водные и солнечные).

Следовательно, летнее время наш педагогический коллектив и медицинский персонал максимально использует для укрепления здоровья и закаливания организма детей.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний периодрежим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуютсяследующие мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, закаливающие процедуры, совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования, прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).

Утренняя гимнастика должна проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.

Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т. п. – для коллективного выполнения движений).

Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков, условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.

Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.

Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т. п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т. п.

Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.

Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).

Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.

Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.

Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.

Занятия могут быть:

— тренировочными;

— сюжетно-игровыми;

— ритмопластическими;

— комплексными;

— физкультурно-познавательными;

— тематическими.

Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:

— экскурсии;

— прогулки;

Читайте также:  Центр развития ребенка ладушки кропоткин

— путешествия;

— трудовую деятельность;

— наблюдения;

— проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:

— художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;

— совместная изодеятельность детей и взрослых;

— занятия по интересам;

— самостоятельная изобразительная деятельность;

организация выставок детских работ;

— проведение праздников, викторин, конкурсов.

Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности,такие как:

«Граттаж»;

«Пенный орон»;

«Фотокопия»;

«Ладоневая и пальцевая живопись»;

«Диатипия и монотипия»;

«Мозаичная живопись»;

«Пластилиновая живопись»;

«Набрызг»;

«Печать природными формами»;

«Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»;

«Кристаллическая текстура»;

«Кляксография»;

«Волшебные нити»;

«Линогравюра»;

«Рисование через мокрую марлю».

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные»праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.

Необходимо так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.

Источник

Как бы ни были хороши прочие времена года, лето было и остаётся для детворы самой комфортной и привольной порой. Даже если лето выдалось жаркое, от этого есть надёжное средство спасения — купание.

Как использовать по максимуму все те преимущества, что даёт нам летний оздоровительный период, Вы узнаете из полезных материалов, размещённых в этом МААМовском разделе. Много места на его страницах вполне заслуженно занимают конспекты и сценарии различных мероприятий на свежем воздухе. Физкультурные, игровые, познавательные и интегрированные занятия и развлечения, тематические прогулки, специальные «лето-праздники» и «лето-досуги»… Нашлось здесь место и для массы интересных идей по организации летних творческих занятий, а также по изготовлению нестандартного спортивного и игрового инвентаря.

Все краски нового детсадовского лета — на МААМ. Рисуйте его вместе с нами!

Содержится в разделах:

  • Лето

Включает в себя разделы:

  • Солнце, воздух и вода — наши верные друзья. Конспекты занятий, проекты, сценарии

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1327.
Все разделы
| Лето. Летняя деятельность, конспекты, НОД

Новое

Беседа «Летние виды спорта»
Цель беседы: Формирование представлений у детей о летних видах спорта и развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом. Задачи: 1. Познакомить детей с летними видами спорта, спортивным инвентарём, понятиями спортсмен и соревнования. 2. Развить память, мышление, воображение;…

Конспект развлечения «Здравствуй, лето»
Конспект летнего развлечения «Здравствуй лето Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворений о лете, о празднике, рассматриваний иллюстраций, открыток по данной теме. Цель: 1. Формировать представление о празднике «День защиты детей». 2. Вызывать эмоционально –…

Лето. Летняя деятельность, конспекты, НОД — Конспект занятия в старшей группе «Лето»

Публикация «Конспект занятия в старшей группе…»
Цели: -упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, — упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам, — закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени, — развивать логическое мышление и связную речь, -…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве «Лето» для детей среднего возраста
«Лето нас зовет!» Программное содержание: 1.Продолжать учить детей обозначать величину предметов: большой, меньший, маленький, высокий, ниже, толстый, тоненький 2.Развивать у детей умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны листа (слева, справа от…

Конспект летнего развлечения для малышей «Праздник шляп»
Сценарий летнего развлечения в младшей группе « Праздник Шляп» Подготовили и провели: музыкальный руководитель Соколова И В Воспитатели Григоренко С В и Казакова В З пгт Крапивинский 2020г. Ведущий. Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) Пришли вы на праздник не зря! Раскроем…

Конспект НОД по физической культуре летом в старшей группе на тему «Обруч дружбы» Конспект НОД по физической культуре летом в старшей группе на тему «Обруч дружбы»
Задачи : — учить катать обруч в прямом направлении, пролезать в обруч боком без помощи рук; — закрепить умение прыгать на двух ногах из обруча в обруч, лежащих на полу; — совершенствовать технику бега; — приобщать к здоровому образу жизни с помощью здоровьесберегающих…

Читайте также:  Целостное развитие и воспитания ребенка дошкольного возраста

Лето. Летняя деятельность, конспекты, НОД — Конспект развлечения «Мы рисуем мелом лето на асфальте»

Статья «Конспект развлечения «Мы рисуем мелом лето на…» Конспект развлечения «Мы рисуем мелом лето на асфальте»
Конспект На тему: «Мы рисуем мелом лето на асфальте» Подготовила воспитатель Калугина В. А. «Детский сад №52» Цель: Вызвать интерес к рисованию мелками на асфальте. Побуждать воспитанников создавать индивидуальные художественные образы, используя доступные им средства…

Материал для беседы «Венок. История и традиции» в рамках летнего семейного проекта «Любимые цветы детства» Материал для беседы «Венок. История и традиции» в рамках летнего семейного проекта «Любимые цветы детства»
Материал может быть интересен воспитателям и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Летний семейный проект «Любимые цветы детства» Участники проекта: дети дошкольного и младшего школьного возраста и их родители. Тип проекта: познавательно-творческий. Время…

Конспект занятия в разновозрастной группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Летняя фантазия» рисование мылом Конспект занятия в разновозрастной группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Летняя фантазия» рисование мылом
Конспект занятия в разновозрастной группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Летняя фантазия» ( рисование мыльными пузырями) Цель: Учить создавать выразительные цветовые и фантазийные образы. Задачи: Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию,…

Планирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе «Семья. Кубанское лето»
Планирование сюжетно – ролевых игр в старшей группе по теме «Семья. Кубанское лето» «Семья. Поездка к бабушке в станицу» — цель: учить включать в игру личные впечатления о поездке к бабушке, уметь воображать ситуацию ухода за домашними птицами на станичном (сельском) подворье,…

Источник

Елена Лыкова
Физическое развитие ребенка в летний оздоровительный период

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей, реализуемых в ДОО, является физическое развитие ребёнка.

К сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание. Проблема эффективности физического развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики.

(сдайд 1)Сказанное выше показывает актуальность темы: «Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения прогулок в соответствии с ФГОС ДО».

Мною решено было провести исследование,целью которого стало: теоретически обосновать и экспериментально проверить роль подвижных игр на прогулке в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо было решить комплекс задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень физического развития старших дошкольников.

3. Описать систему работы по физическому развитию старших дошкольников посредством организации и проведения подвижных на прогулке, апробировать ее на практике.

(Слайд 2) (написано на слайде) Под физическим развитием принято понимать процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.

(слайд 3) (надпись на слайде) Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

(слайд 4) Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, создают условия для положительного психоэмоционального состояния. Подвижные игры развиваютпсихические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициативу, а также воспитывают и формируют личностные качества.

(слайд 5) Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их.

Необходимо отметить, что единой утвержденной классификации подвижных игр нет. Педагогами на основании практической и научной деятельности предлагаются различные виды группировки подвижных игр.

Игры классифицируются

— по возрасту: для младшей, средней и старшей возрастных групп.

— по видам движений: с ходьбой, прыжками, бегом, с элементами лазания, метания.

— по степени подвижности: игры малой, средней и высокой подвижности.

— по форме организации: линейные, круговые, врассыпную.

— по содержанию: сюжетные (зайцы и волк, медведь и пчелы, бессюжетные (найди себе пару, хороводные, игры – аттракционы, игры-забавы (коза-рогатая, народные игры.

— по пособиям,использующимся в игре: игры с мячом, лентам, обручами…

(слайд 6)Для достижения правильного результата надо учитывать особенности проведения подвижных игр на улице:

— Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды.

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка в дошкольном возрасте

— Не желательно давать игры с продолжительным бегом.

— В холодную сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением.

— Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадках и свободного пространства.

— Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону.

— При выборе игры нужно учитывать кол-во детей, принимающих участие.

— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

(слайд 7) Воспитатель должен планировать на каждый день недели игры разного содержания и характера. Подбирая игры надо учитывать предыдущую деятельность детей и последующую. На прогулке проводятся 2 игры. Одна более подвижная, вторая – спокойная. Общая длительность игры составляет 5-6 минут – в младшей группе, 6-8 минут в средней группе, 8-10 минут в старшей группе. Игра повторяется 4-5 раз в течение месяца.Примеры игр:

СНЕЖИНОЧКИ – ПУШИНОЧКИ.

ЗИМА ПРИШЛА!

СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР.

БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ.

МОРОЗ.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС.

Особое внимание следует обратить на наличие выносного материала:

• Лопатки для снега и для творческой деятельности.

• Ледянки.

• Печатки.

• Султанчики.

• Вертушки.

• “Карандаши”.

• Клюшки.

• Мешочки, мячи для метания.

• Бросовый материал для игр со снегом.

•Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

– кукла, одетая по сезону, саночки;

– руль…;

– материал для игры “Магазин”;

– др.

•Атрибуты для спортивных игр:

– маски;

– ленточки;

– др.

• Материал для разметки.

•Набор для исследовательской деятельности:

– емкости для снега и воды;

– формочки для заморозки;

– палочки для измерения глубины снега;

– лупа;

– др.

Таким образом, следует отметить, что правильная организация и проведение прогулок содействует общему и всестороннему развитию. Кроме того целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка. Серьезными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими — не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки. Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.

Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать. При этом зимняя одежда ребёнка должна быть теплой, но легкой, чтобы не стеснять движений.

Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок – подвижные игры. Они не только поднимают настроение – они укрепляют здоровье, предупреждают простуду – движение в этом случае просто необходимо!

(слайд 8) Вторая глава нашего исследования посвящена экспериментальной работе по выявлению влияния подвижных игр на прогулке в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы выявить уровень физического развития у детей старшего дошкольного возраста, было организовано и проведено исследование на базе МБДОУ д/с №12 МО горд – курорт Анапа.

В ходе проведения экспериментальной части исследования, были выбраны 10детей определенной возрастной категории (5-7 лет).

Организация экспериментапроходила по следующей схеме: 1)предварительное тестирование, 2)проведение экспериментальных занятий с активным использованием подвижных игр, 3)контрольное тестирование.

На экране результаты исходного уровня физического развитиядетей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень — 1 ребенок, что составляет 10 %

Средний уровень – 5 детей — 50 %

Низкий уровень — 4 ребенка – 40 %

(слайд 9) Организация двигательной и игровой деятельности проводилась с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивало высокую работоспособность ребенка в течение дня.

Особое внимание уделялось развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств

(слайд 10) В конце эксперимента детям исследуемой группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности по той же методике.

На экране показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста на конец эксперимента:

Высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 20%

Средний уровень – 7 детей- 70%

Низкий уровень — 1 ребёнок – 10 %

(слайд 11) По итогам диагностики выявились различия по всем применявшимся тестам. Рассматривая показатели физического развития и их изменения в течение эксперимента у детей 5-7 лет было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в исследуемой группе наблюдался прирост. Анализ сдвигов в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр на прогулке.

(слайд 12) Благодарю за внимание!

Источник