Развитие ребенка в конструктивной деятельности старший возраст

Развитие ребенка в конструктивной деятельности старший возраст thumbnail

Елена Антонова
Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО» ГОРОДА БАЛАШОВАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД:

«КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ПОДГОТОВИЛ: ВОСПИТАТЕЛЬ Е. А. АНТОНОВА

БАЛАШОВ 2019

«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»

А. С. Макаренко

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т. п., а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

• приобщение к конструированию;

• развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

• воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки

• в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

• будет выполнять выразительность образа, создавать общие композиции.

• развивать фантазию, воображение.

• закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому относятся:

Конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);

конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

К художественному конструированию относятся:

конструирование из бумаги

конструирование из природного и бросового материала.

По содержанию деятельности:

• Реалистичное конструирование.

• Стилизованное.

• Абстрактное.

По характеру деятельности детей:

• Индивидуальное.

• Коллективное.

Материалы и оборудование.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность работать с различными конструкторами.

По характеру использования:

Конструкторы, предполагающие одноразовое изготовление постройки (они предполагают склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать).

Конструкторы, ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм, которые можно использовать только для получения определённых видов построек).

Конструкторы универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приёмы конструирования:

• закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);

• соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);

• приклеивание (обучение с раннего возраста);

• заклеивание (обучение с младшей группы);

• склеивание (обучение с младшей группы);

• пришивание (обучение со старших групп);

• прокалывание (обучение со старших групп);

• закручивание (обучение со старших групп);

• зажимание (обучение со средней группы);

• сминание (обучение с раннего возраста);

• сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);

• сложение (обучение с младшей группы);

• разворачивание (сворачивание);

• скручивание (раскручивание);

• обматывание (обучение со старших групп);

• примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

Читайте также:  Упражнения развитие внимания ребенка

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребенок, прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки, продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Особенности обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.

2. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и т. д.) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры, входящие в состав строительных наборов или конструкторов.

3. Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.

4. Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

5. Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.

6. Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

7. Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

8. Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.

9. Закреплять умение находить замену одних деталей другими.

10. Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.

Развивающие:

1. Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.

2.Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.

3. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.

4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.

Воспитательные:

1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

2. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.

3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.

4. Воспитывать умение совместно работать коллективно.

Особенности обучения.

Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием определённой степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и эстетическое отношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это становится возможным только при комплексном и систематическом подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, получаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели использовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей,целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т. е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступность детям. Процесс классификации материала целесообразнее осуществлять совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее им запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна.

Читайте также:  Препарат для речевого развития ребенка

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятельности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек.Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той возрастнойгруппе в качестве дополнительно средства могут уже использоваться такие как: шило, иголка, проволока, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами, а также контролировать весь процесс работы.

Природный материал позволяет создавать конструкции малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

Художественный ручной труд

Художественный ручной труд — это художественно-трудовая деятельность, которая состоит в изготовлении детьми художественно-эстетических, полезных поделок, необходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольников.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого детям нужно овладеть необходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов, реализующих творческие замыслы.

Собственные поделки, которые дошкольники в последствии активно используют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой деятельности, приобретают для них определённую ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней относятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд является важным средством развития личностных качеств дошкольника: стремление к трудолюбию, внимательность по отношению к окружающим, аккуратность, терпеливость, бережность и т. д.

Приёмы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.

Источник

Библиографическое описание:


Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дятлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 536-537. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32529/ (дата обращения: 07.11.2020).



В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что конструктивная деятельность способствует решению образовательных задач, так как в процессе конструирования детьми приобретаются умения и навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие, как восприятие, ощущение, воображение, мышление.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие детей

Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования.

Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, поскольку цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом.

Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка — один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Художественный ручной труд — это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха).

В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др.

Читайте также:  Роль аппликации в развитии ребенка

Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.

Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. [1, c. 4].

Конструктивное творчество, по мнению А. Н. Давидчук, представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Она выделяет два основных этапа, таких как: этап замысла и этап его практической реализации.

На этапе замысла у ребёнка формируется представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребёнка. Сравнение, анализ, синтез уже известных конструкций лежат в основе замысла. На этапе практической реализации непосредственно происходит создание предмета замысла.

Также А. Н. Давидчук, используя в своих исследованиях идею Н. Н. Поддьякова, а ещё ранее З. В. Лиштван, выделяет два основных вида конструирования. Это конструирование по образцу и «по условиям». В конструировании по образцу ребёнок отображает реальный предмет или его изображение. Для формирования представления о предмете на основе восприятия образца детской постройки ребёнку необходимо обследовать свойства предмета, его формы, пропорции, пространственное положение. В результате аналитико-синтетического восприятия образца у ребёнка формируется замысел.

В конструировании «по условию» ребёнок создаёт предмет в соответствии с требованиями, которым должна отвечать постройка. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.

Основной предпосылкой формирования детского конструктивного творчества является развитие представлений детей о пространственных свойствах и отношениях предметов (форма, величина, протяжённости).

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у детей конструктивных умений и навыков.

В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать умение у детей создавать собственные конструктивные замыслы в представлении.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

И, как показало исследование А. Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали. [2, с. 24].

В ФГОС ДО конструирование включено в обязательную часть основной образовательной программы. И направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте способствует развитию произвольного внимания. Формируется умение планировать и прогнозировать.

Также по ФГОС ДО необходимо организация специального пространства для детской конструктивной деятельности. Необходимы материалы, такие как бумага, картон, дерево, кубики и др.

В современной действительности, благодаря развитию ИКТ, одним из приоритетных средств обучения является детское компьютерное конструирование.

Использование компьютера включено в систему занятий и, как правило, является завершающим элементом в системе каждого этапа формирования пространственных представлений. Решению компьютерных задач предшествуют другие, которые ребенок решает без помощи машины.

Литература:

  1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
  2. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М., Академия, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, детское конструирование, задача, конструирование, детское конструктивное творчество, конструктивная деятельность, конструктивное творчество, практическая реализация, целенаправленное рассмотрение.

Источник