Развитие ребенка в израиле

Развитие ребенка в израиле thumbnail

О том, как в Израиле устроен институт детства, рассказывает Наталья Сандлер, представитель Женской лиги Российского еврейского конгресса и мама троих детей. Наталья прожила в Израиле почти 10 лет.

Израиль, безусловно, является страной, культивирующей и пропагандирующей семейные ценности. И это не пустые слова. Государство с большой заботой относится к вопросам детства и образования, заботе о стариках, здравоохранению и социальной защите населения. Семьи в Израиле – довольно большие и очень дружные. В среднем в семье – трое детей, а в религиозных – до десяти и более.

С самого раннего возраста детям предоставляют полную свободу выбора, впрочем, как и ответственность в принятии решений. Эта особенность воспитания формирует уверенных, независимых и очень самостоятельных личностей. Детям дают полную свободу, но с младенчества прививают семейные ценности и заботу о близких, внимание и любовь к родителям. С детьми разговаривают на равных, объясняют, а не запрещают. Со строгой дисциплиной человек сталкивается только в армии, уже будучи достаточно сформировавшимся для осознания необходимости запретов и безоговорочного подчинения приказам.

Дети в Израиле – не по годам взрослые. Для них является обычным делом взять на себя ответственность за младших братьев и сестер: забрать их из сада, покормить, помочь одеться, выполнить поручения родителей. Если сравнивать британскую и израильскую образовательные системы, то складывается ощущение, что в Израиле нет порядка, нет структурированного формального образования. На самом деле это большое заблуждение! Израильтяне ставят первостепенной задачей дать детям возможность прожить этап детства, больше уделяя время игре, творчеству, креативности и социальной адаптации. Никаких таблиц умножения в 4 года, никаких прописей! Дети большую часть времени постигают мир визуально, на уровне всех рецепторов, все трогают, ломают и снова собирают, изучают и созерцают мир вокруг себя.

Воспитатели и учителя заботятся не об объёмах выученных правил и формул, а о том, чтобы ребёнку понравился сам процесс обучения, познания нового.

Детей искренне любят не только родители, но и преподаватели, и воспитатели – поэтому дети растут в атмосфере поддержки и уважения их личности.

В Израиле, как и в любой стране, есть семьи с нянями, но особенность и уникальность состоит в том, что даже при наличии няни, детьми все равно стараются занимаются родители. Няни выполняют в основном очень утилитарную функцию – накормить, погулять… Все свободное от работы время родители проводят с детьми сами.

В израильской семье совершенно отсутствуют разделение обязанностей: папы наравне с мамами выполняют домашнюю работу и проводят очень много времени с детьми: отвозят в школу, гуляют на площадке, водят на дополнительные занятия, кормят. В Израиле довольно поздно выходят на пенсию поэтому зачастую бабушки и дедушки работают и могут помочь лишь в субботу. В выходные дни, в праздники все едут в гости к родственникам и стараются проводить вместе как можно больше времени. Не удивительно, что для израильтян родственные узы имеют огромное значение.

Раньше декретный отпуск в Израиле длился 3 месяца. Сегодня женщинам предоставили возможность оставаться дома до полугода. Многие с недоумением подумают, как это можно доверить трёхмесячного ребёнка посторонним?! Всё очень просто. В Израиле отличные ясли для малышей. Забота о детях предоставлена профессионалам. В таких яслях кормят малышей, играют с ними, нередко можно увидеть в парках большие манежи с малышами на прогулке.

Государственные бесплатные детские садики работают до 12-13 часов, и в таком случае мама либо работает полдня, либо находит няню. Частные сады открыты до 18:00, есть и такие, которые открыты до 20:00 (например, сад для детей сотрудников компании Intel). Их стоимость варьируется, как и на любом открытом конкурентном рынке.

В любом детском садике, государственном или частном – непринуждённая и тёплая обстановка, много места для игр и творчества, дети постоянно вовлечены в проекты, подготовку к концертам и праздникам.

Начальная школа является логическим продолжением дошкольного воспитания и уделяет много времени игре, социализации и познанию мира. Все отличие состоит лишь в том, что появляется системность: расписание занятий (чтение, письмо, математика, физическая подготовка, иностранные языки и еврейская традиция), домашнее задание и различные творческие проекты. В жизни ребенка появляется авторитетное лицо в лице преподавателя-наставника.

Главная задача старшей школы — подготовка к выпускным экзаменам (т.н. «багрут»), результаты которого очень влияют на поступление в университеты и колледжи. Количество и сложность материала стремительно растут и требуют большой сосредоточенности и серьезной работы со стороны учащихся. Иногда родители даже вынуждены взять репетитора.

Это похоже на американскую систему, где экзамены в старшей школе (IB Diploma) сопоставимы по своей сложности с университетскими.

Поэтому тем, кто успешно сдаёт выпускные экзамены, поступить в ВУЗ несложно, необходимо досдать только «психометрический» экзамен — математику, логику, английский и иврит – сумма «багрута» и «психометрии» и составляет проходной балл.

Кроме обязательной программы в любой школе есть множество дополнительных занятий, спортивных секций, кружков, студий, языковых программ. Общественные музеи, выставки и лектории с удовольствием приглашают детей. В каникулярное летнее время открываются лагеря: один из самых популярных при Тель-Авивском Университете, где можно найти любое занятие по душе – от робототехники до археологии.

Израильтяне очень серьезно относятся к образованию. Подобный эффективный опыт давно вышел за пределы еврейского государства – на тех же принципах работают образовательные проекты еврейских организаций по всему миру, в том числе и в России. Вот, например, один из поддерживаемые Российским еврейским конгрессом проектов – Jewish AdSchool на базе Московского музея современного искусства. Проект ставит своей задачей с помощью самых современных медиа и IT-технологий рассказать подросткам 12-14 лет о еврейской культуре, истории и традициях, создаёт уникальное творческое пространство для знакомства с реалиями еврейского мира, традициями и ценностями еврейского народа.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка литература

Источник

На фоне общих тенденций воспитания за рубежом Израиль можно выделить благодаря особому и трепетному отношению к детству. Концепция дошкольного и школьного воспитания в Израиле строится на всестороннем развитии ребенка, как самостоятельной личности, а также на уважении к истории и традициям государства.

Мы сегодня отодвинемся от стандартного и скучного описания и расскажем на историях и примерах, как проходит воспитание в Израиле.

Ожидания

Воспитание в ИзраилеКаждый родитель хочет, чтобы его ребенок реализовался, ходил в кружки и был активный. Чтобы уважал родителей и был послушным.

Большинство родителей жалуются на гиперактивность чад. Действительно ли дети гиперактивны? На ту же самую гиперактивность жалуются взрослые. Утверждают, что не могут сидеть на месте, внимательно слушать, что им постоянно нужно переключаться на что-то новое. В отношении взрослых мое мнение такое:  это никакая не гиперактивность, которая встречается у каждого второго. Это несдержанность, неусидчивость и нетерпение.

Естественно, у таких несдержанных взрослых рождаются такие же дети, которые видят отношение и поведение в семье. Дети очень быстро впитывают атмосферу и модели поведения.

Детям в Израиле можно все!

Да, да, Вы не ослышались. Вполне обычная картина, когда заходишь в банк или какое либо учреждение, по полу ползает маленький ребенок. На него даже особого внимания никто не обращает. Дети постарше, которые уже научились ходить, вполне могут повиснуть  на какой-нибудь  перегородке, кричать и мешать присутствующим.

Вы представляете, дети могут ходить с соской до 5-6 лет. Их никто от этого не отучает, так как местные взрослые считают, что когда придет время, ребенок сам отвыкнет.

Такая же ситуация может быть в магазине одежды. Заходит мама с тремя детьми (или с четырьмя) в магазин. Пока она присматривает себе что-то, дети делают что хотят. Играют, бегают, одежда падает. Создается впечатление, что мама не слышит, не видит и пришла за покупками одна. Вдруг к ней подходит управляющий, который просит следить за детьми. Мама как будто просыпается и просит детей сесть на пол. «Сесть на пол»  и никуда не ходить-одно из страшных наказаний!

Воспитание в Израиле

Когда происходит что-то подобное, взрослые люди могут посмотреть неодобрительно, но никто не делает детям замечание! Они продолжают вести себя некрасиво, родители ребенка не реагируют и окружающие тоже никак не реагируют. Так растут дети в Израиле.

Они очень быстро учатся манипулировать взрослыми. Лето. Прекрасная погода. Идет мама с ребенком  2-3 лет. Они общаются, потом ребенок начинает кричать. Еще через минуту ребенок отказывается идти, ложится на спину и начинает бить руками и ногами о землю, кричать и плакать, впадает в дикую истерику. Мать в таких случаях может волочить ребенка по земле, но она не имеет права поднять на него руку.  Иначе прохожие сразу же позвонят в полицию с жалобами на жестокое обращение с ребенком.

Запреты

Если Вы увидели, что ребенок упал и плачет, ни в коем случае не нужно к нему подходить. Иначе родитель этого ребенка обвинит Вас в том, что ребенок упал по Вашей вине. Как бы больно не было на это смотреть, лучше пройти мимо, чем объяснять в полицейском участке, с какой целью подошли к чужому ребенку.

Если ребенок в доме кричит и плачет, то соседи могут вызвать полицию, на что стражи порядка незамедлительно среагируют.  Полиция приедет на место и будет разбираться.

Запрещено без разрешения фотографировать сады, школы и детей. За это может быть уголовное преследование.

Очень многое зависит от родителей и окружения. Есть очень счастливые семьи, которые гуляют в выходной или по вечерам вместе с детьми. На них приятно смотреть. Дети опрятно одеты, все мирно беседуют.

Что же происходит с подростками в Израиле?

Детям особо нечем заниматься, спорт не очень сильно развит. Бассейн, кружки для детей стоят денег, поэтому большинство  не посещают развивающие мероприятия. Они ходят по улицам, сидят на скамейках или в парке и ничем не занимаются. Особенно опасна ситуация летом, так как нет лагерей для детей старшего возраста. Подростки проводят время в компаниях, распивают горячительные напитки.

Если после 10 вечера полиция увидит ребенка до 18 лет на улице, то она может отвести его домой. Если ребенок пойман с бутылкой алкоголя (без разницы открытой или закрытой), то алкоголь выливают.

Если находитесь рядом со школой или садиком, то совет «долго не находиться там и не привлекать излишнее внимание». Особенно это касается мужчин. Бдительные прохожие истолкуют Ваше присутствие неправильно и вызовут полицию.

Законом строго преследуется продажа табачных и алкогольных изделий лицам до 18 лет. Если узнают о факте продажи несовершеннолетним алкоголя или табака, то торговую точку незамедлительно закрывают минимум на 30 дней до судебного разбирательства.

…и на последок!

Напоследок, расскажу веселую историю из жизни. В многодетных семьях, где 7-8 детей, выбираясь на прогулку или какое-либо мероприятие, мама не называет каждого по имени и не устраивает перекличку, а для быстроты считает детей, каждому присваивая порядковый номер. Если она не досчиталась, то тогда начинает искать. С первого подсчета она даже не знает, кого не хватает, а только  понимает, что  кого-то нет.

Когда живешь в одном государстве, то замечаешь и знаешь сложности воспитания детей только в своей стране. Видите, воспитывать детей в Израиле тоже сложно, но местное население сложностей не боится и не переживает. В семьях по прежднему рождается много детей.

Читайте также:  Два месяца ребенку развитие и режим дня

abctriponline.ru

Источник

Èçðàèëü

Ðîäèòåëè â Èçðàèëå ñ ðàííåãî âîçðàñòà îáúÿñíÿþò ñâîèì äåòÿì, ÷òî íåëüçÿ ïîëüçîâàòüñÿ âðåìåííûìè òðóäíîñòÿìè, ÷òîáû êîðûñòíî çàâëàäåòü æåëàåìûìè áëàãàìè. Îíè äàþò îáúÿñíåíèå, ÷òî ñóùåñòâóåò Áîã è Âûñøèå ñèëû, êîòîðûå ïîñòîÿííî ñëåäÿò çà ïîñòóïêàìè ëþäåé è äàþò èì îöåíêó.

Äëÿ óêðåïëåíèÿ ïîñëóøàíèÿ íå òîëüêî ê ðîäèòåëÿì, íî è ñòàðøèì, äåòåé ïðèó÷àþò ïîñòîÿííî íîñèòü êèïó è óâàæàòü âåòõîçàâåòíûå çàïîâåäè è òðàäèöèè. Òàêîé ïîäõîä, çàòðà÷èâàåò äîïîëíèòåëüíîå âðåìÿ íà âîñïèòàíèå, íî çàòî ñ ðàííåãî âîçðàñòà ïðèó÷àåò äåòåé êî âçðîñëîé æèçíè, âûðàáàòûâàÿ íàâûêè ïîèñêà çîëîòîé ñåðåäèíû ìåæäó æåëàåìûì è íåîáõîäèìûì. Ðåëèãèîçíîå âîñïèòàíèå î÷åíü ðàíî íà÷èíàåò äèñöèïëèíèðîâàòü äåòåé. Ïîëîæèòåëüíûì ïðèìåðîì äëÿ íèõ ñëóæàò â ïåðâóþ î÷åðåäü ðîäèòåëè. Ñîáëþäåíèå Ñóááîòû ÿâëÿåòñÿ âàæíîé ñîñòàâëÿþùåé â æèçíè êàæäîãî èçðàèëüòÿíèíà.  èõ êâàðòèðàõ è äîìàõ âñåãäà ìîæíî âñòðåòèòü ìíîãî âåòõîçàâåòíûõ àòðèáóòîâ, òàêèõ êàê ìåíîðà, ìåçóçà, õàíóêèÿ è ò. ä. Ïîëó÷àÿ âîñïèòàíèå, îñíîâàííîå íà ðåëèãèîçíûõ òðàäèöèÿõ, äåòè áûñòðî îñâàèâàþò âçâåøåííîå è ñîëèäíîå ìûøëåíèå. Ïîñòåïåííî èç òàêèõ äåòåé âûðàñòàþò íîáåëåâñêèå ëàóðåàòû, òàëàíòëèâûå âðà÷è è ðàñ÷åòëèâûå èíæåíåðû. Ñòàòèñòèêà ìèðîâûõ äîñòèæåíèé, ñîçäàííûõ åâðåéñêèì íàðîäîì áîëåå íàãëÿäíî îòðàæàåò ïðàâèëüíîñòü äåòñêîãî âîñïèòàíèÿ, íåæåëè åäèíè÷íûå ýïèçîäû, ìàññîâî ïóáëèêóåìûå â ÑÌÈ.

Ñèñòåìà âîñïèòàíèÿ â Èçðàèëå

Ñèñòåìà âîñïèòàíèÿ â Èçðàèëå â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñôîðìèðîâàëàñü åùå â ïåðèîä áðèòàíñêîãî ìàíäàòà â Ïàëåñòèíå, ïðè÷åì â åå îñíîâå ëåæàëè ïðèíöèïû íàöèîíàëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ÷òî îáóñëîâèëî îïðåäåëåííûé ðàçðûâ ñ òðàäèöèîííûì åâðåéñêèì âîñïèòàíèåì (ýòîò ðàçðûâ ìåíüøå â ñèñòåìå íàöèîíàëüíî-ðåëèãèîçíîãî âîñïèòàíèÿ). Íà âîñïèòàíèå äåòåé áîëüøîå âëèÿíèå îêàçûâàëè ìîëîäåæíûå äâèæåíèÿ (îñîáåííî â ïåðèîä äî îáðàçîâàíèÿ ãîñóäàðñòâà è â ïåðâûå ãîäû åãî ñóùåñòâîâàíèÿ).  âîñòî÷íûõ îáùèíàõ âîñïèòàíèå äåòåé îñóùåñòâëÿëîñü ïðåèìóùåñòâåííî â ðàìêàõ ïàòðèàðõàëüíîé ñåìüè, îäíàêî ïåðåñåëåíèå â Èçðàèëü è ïðèñïîñîáëåíèå ê íîâûì æèçíåííûì óñëîâèÿì, êàê ïðàâèëî, ñîïðîâîæäàëîñü áîëåçíåííûì ðàçðóøåíèåì òðàäèöèîííîãî ñåìåéíîãî óêëàäà. Õîòÿ ñåìüè åâðîïåéñêèõ åâðååâ â öåëîì ëåã÷å àäàïòèðîâàëèñü ê æèçíè â Èçðàèëå, ó íèõ òîæå íåðåäêî âîçíèêàëè ïðîáëåìû ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà, ñâÿçàííûå ñ îòðûâîì îò åâðåéñêèõ òðàäèöèé è ñ òðàâìîé êàòàñòðîôû.  ýòèõ óñëîâèÿõ ðîëü äîøêîëüíûõ è øêîëüíûõ ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé áûëà ðåøàþùåé, ÷òî, îäíàêî, ÷àñòî ïðèâîäèëî ê êîíôëèêòó ìåæäó ñåìåéíûì è îáùåñòâåííûì âîñïèòàíèåì. Âïîñëåäñòâèè âõîæäåíèå ðîäèòåëåé â æèçíü ñòðàíû è ñìåíà ïîêîëåíèé ïîñòåïåííî óñòðàíèëè ðàçðûâ ìåæäó îáùåñòâåííûì è ñåìåéíûì

 íåðåëèãèîçíûõ êðóãàõ ñèíàãîãà óòðàòèëà ïðåæíþþ âîñïèòàòåëüíóþ ðîëü; â óëüòðàîðòîäîêñàëüíûõ êðóãàõ ïîääåðæèâàåòñÿ òðàäèöèîííîå åâðåéñêîå âîñïèòàíèå.

Íóæíî ñìîòðåòü íà êàæäîãî ðåáåíêà, êàê íà âåëèêîãî ÷åëîâåêà â Èçðàèëå.

(âûäåðæêà èç Òîðû – âñåé ñîâîêóïíîñòè åâðåéñêîãî òðàäèöèîííîãî çàêîíà — îò Áèáëèè äî ïîñëåäíèõ ãàëàõè÷åñêèõ íîâîââåäåíèé).

Ïðîáëåìà âîñïèòàíèÿ äåòåé â Èçðàèëå

Èíîãäà ïîðàæàåò ïîâåäåíèÿ äåòåé â Èçðàèëå. Äåòåé áàëóþò â øêîëàõ è ðîäèòåëè äîìà. Êîãäà ìåñòíûå äåòèøêè, åñëè èì ðîäèòåëè îòêàçûâàëè, â ÷¸ì ëèáî, áðîñàëèñü íà ïîë â èñòåðèêå. È ðîäèòåëè, â êîíöå êîíöîâ, ñîãëàøàëèñü è ïîêóïàëè ñâîèì ÷àäàì òî, ÷òî òå îò íèõ òðåáîâàëè.

Ïðàâèëüíî ëè ýòî èäòè ó äåòåé íà ïîâîäó è ïîòàêàòü èì âî âñ¸ì? Âåäü ñî âðåìåíåì ïîòàêàÿ âñåì äåòñêèì ïðèõîòÿì ìîæíî, ïîòåðÿòü êîíòðîëü íàä ñâîèìè äåòüìè. Ñ âîçðàñòîì çàïðîñû äåòåé ðàñòóò è ðîäèòåëè, íå âñåãäà ñìîãóò èõ îñóùåñòâëÿòü. Êðîìå òîãî, äåòè äîëæíû çíàòü, ÷òî íå âñåãäà äîëæíû ïîëó÷àòü òî, ÷òî õîòÿò. Âåäü ïîîùðÿòü äåòåé íóæíî çà èõ õîðîøåå ïîâåäåíèå, à íå íà îáîðîò.

Äåòè ñðàçó ÷óâñòâóþò, êîãäà ðîäèòåëè äàþò âèòü èç ñåáÿ âåð¸âêè è ïîëüçóþòñÿ ýòèì. Ïðàâäà ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî íàäî äåòÿì îòêàçûâàòü âî âñ¸ì. Âåäü ñëèøêîì ñòðîãîå îòíîøåíèå ê ðåá¸íêó ìîæåò âûçâàòü ó íåãî êîìïëåêñû. Íóæíî íàéòè çîëîòóþ ñåðåäèíó â îòíîøåíèÿõ ñ äåòüìè.

ç èçáàëîâàííûõ äåòåé î÷åíü ÷àñòî âûðàñòàþò ëþäè, êîòîðûå íåïðèñïîñîáëåííû ê æèçíè. Âåäü îíè ïðèâûêëè âñ¸ â æèçíè ïîëó÷àòü ïðîñòî òàê. Èì î÷åíü áóäåò òÿæåëî â æèçíè äîáèòüñÿ óñïåõà. Äåòè, êîòîðûå íå èçáàëîâàííû, íàìíîãî ëåã÷å äîáèâàþòñÿ óñïåõà.

 øêîëàõ óâàæåíèå ó÷åíèêîâ ê ó÷èòåëÿì ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò. Íà óðîêàõ ó÷åíèêè ðàçãîâàðèâàþò è î÷åíü ÷àñòî ó÷èòåëÿ íå ìîãóò ñïðàâèòüñÿ ñ ñèòóàöèåé. Áûëè äàæå ñëó÷àè ôèçè÷åñêîãî íàñèëèÿ ïðîòèâ ó÷èòåëåé. Ïðè ýòîì ðîäèòåëè íà æàëîáû ó÷èòåëåé íà ñâîèõ äåòåé, íå âñåãäà ðåàãèðóþò àäåêâàòíî. Áûâàåò è òàê, ÷òî ðîäèòåëè, ñ÷èòàÿ, ÷òî èõ äåòè íå çàñëóæåííî ïîëó÷èëè ïëîõóþ îöåíêó, ïîäâåðãàþò ôèçè÷åñêîìó íàñèëèþ ó÷èòåëåé.

Äèñöèïëèíà â øêîëàõ äåéñòâèòåëüíî õðîìàåò, ìîæíî ñêàçàòü äàæå íà îáå íîãè. Åñëè íå áóäåò èñïðàâëåíî ïîëîæåíèå â Èçðàèëüñêèõ øêîëàõ ñ äèñöèïëèíîé, òî ñêîðî ó÷èòåëåé â øêîëàõ áóäåò êàòàñòðîôè÷åñêè íå õâàòàòü. Ìîëîäûå ïåäàãîãè ïîñëå óíèâåðñèòåòîâ âñ¸ áîëüøå îòêàçûâàþòñÿ èäòè ðàáîòàòü â øêîëó.

Ñîöèàëüíûå ñëóæáû â Èçðàèëå, ïî ïåðâîé æàëîáå äåòåé íà ðîäèòåëåé, ìîãóò ëèøèòü èõ äåòåé, ÷òî äà¸ò äåòÿì ñëèøêîì áîëüøèå ïðàâà, êîòîðûå ëèøàþò ðîäèòåëåé âîçìîæíîñòè ñîâëàäàòü ñ äåòüìè. Åñòü ðîäèòåëè, êîòîðûå áîÿòñÿ ïîâûñèòü ãîëîñ íà ñâîèõ äåòåé, ÷òîáû ñîñåäè è çíàêîìûå íå ïîæàëîâàëèñü íà íèõ â ñîöèàëüíûå ñëóæáû.

«Äó… ó íèõ íåò»

Äåòåé â Èçðàèëå íå íàêàçûâàþò, èì… îáëåã÷àþò æèçíü. Ïðåäñòàâüòå: øêîëüíèê ïëîõî âåë ñåáÿ íà ïåðåìåíå. Èç-çà ýòîãî ó÷èòåëüíèöà äàåò åìó íà äîì íà äâå çàäà÷è ìåíüøå, ÷åì äðóãèì äåòÿì. Ìàëü÷èøêå íåïðèÿòíî, ýòî çàäåâàåò åãî ñàìîëþáèå. Îí îáåùàåò ó÷èòåëüíèöå èñïðàâèòüñÿ. “Íó, õîðîøî, – ñîãëàøàåòñÿ ïåäàãîã. – ß, ïî ñåêðåòó îò âñåõ, äàì òåáå åùå îäíó çàäà÷ó. Íî òîëüêî òû óæ ìåíÿ íå ïîäâåäè, áîëüøå òàê íå ïîñòóïàé. Èíà÷å ó ìåíÿ áóäóò áîëüøèå íåïðèÿòíîñòè”. È ó íåå äåéñòâèòåëüíî ìîãóò áûòü íåïðèÿòíîñòè, âåäü òàêèì îáðàçîì ó÷èòåëüíèöà ñïîñîáñòâîâàëà ïåðåãðóçêå ó÷åíèêà.

Читайте также:  Занятия для творческого развития ребенка

 èçðàèëüñêèõ øêîëàõ ïðåäóñìîòðåíû äàæå ñïåöèàëüíûå èãðîâûå óãîëêè. Íå õî÷åøü âìåñòå ñî âñåìè çàíèìàòüñÿ ÷èñòîïèñàíèåì? Íèêàêîãî ïðèíóæäåíèÿ. Ïîæàëóéñòà, ìîæåøü ñòðîèòü êðåïîñòü èç êóáèêîâ èëè çàïóñêàòü ìàøèíêè. Òîëüêî äîëãî ëè òû òàì ïðîòÿíåøü, â îäèíî÷åñòâå è ïîä ñíèñõîäèòåëüíî-ñî÷óâñòâóþùèìè âçãëÿäàìè îäíîêëàññíèêîâ?

Äåëî â òîì, ÷òî â Èçðàèëå ëþáîå íåâðîòè÷åñêîå ïðîÿâëåíèå â ïîâåäåíèè ðåáåíêà ðàñöåíèâàåòñÿ êàê ñëåäñòâèå ïåðåãðóçêè.  Èçðàèëå ñ÷èòàþò: åñòü òîëüêî îäíî îáúÿñíåíèå òîìó, ïî÷åìó ðåáåíîê ïëîõî ñåáÿ âåäåò, – îí íå ñïðàâëÿåòñÿ ñî ñâîåé æèçíüþ. À èç ÷åãî ñîñòîèò äåòñêàÿ æèçíü? Èç ñåìüè è øêîëû. Çíà÷èò, íàäî ïîìî÷ü ðîäèòåëÿì è îáëåã÷èòü øêîëüíóþ ïðîãðàììó ðåáåíêà.

×òîáû ïîëó÷èòü òî, ÷òî ó íàñ íàçûâàåòñÿ àòòåñòàòîì çðåëîñòè, èçðàèëüñêîìó øêîëüíèêó íóæíî íàáðàòü îïðåäåëåííîå êîëè÷åñòâî áàëëîâ. Ïðè ýòîì òû ìîæåøü ñîáðàòü íåîáõîäèìîå êîëè÷åñòâî áàëëîâ çà ñ÷åò ïåíèÿ è ôèçêóëüòóðû, à ôèçèêó âûó÷èòü ïî ìèíèìàëüíîìó óðîâíþ. Ðàç óæ ó òåáÿ èìåííî òàêîé ñêëàä äóøè. Èëè íàîáîðîò, ìîæåøü çàíèìàòüñÿ âñå øêîëüíûå ãîäû îäíîé õèìèåé è â óïîð íå âèäåòü èñòîðèþ è ëèòåðàòóðó. Âïðî÷åì, ýòîò ïðèìåð äëÿ Èçðàèëÿ êàê ðàç ñîâåðøåííî íå õàðàêòåðåí – ïðèîðèòåò ãóìàíèòàðíîãî îáðàçîâàíèÿ òàì áåññïîðåí, èáî ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî áåç íåãî â îáùåñòâå íå ïðîæèòü.

Ïðîäâèíóòûé ðîäèòåëü â Èçðàèëå íèêîãäà íå ñêàæåò ñâîåìó ðåáåíêó: “Òû – ìîëîäåö, íàðèñîâàë î÷åíü êðàñèâóþ êàðòèíêó, ïðîñòî íàñòîÿùèé õóäîæíèê”. Îí ñêàæåò: “Ìíå ïðèÿòíî, ÷òî òåáå íðàâèòñÿ òâîÿ êàðòèíêà”. Èëè: “Òû íåäîâîëåí ñâîèì ðèñóíêîì è çëèøüñÿ, ÷òî îí íå ïîëó÷àåòñÿ? ß òåáÿ ïîíèìàþ…” Ðîäèòåëè ïîääåðæèâàþò ÷óâñòâà ðåáåíêà. È ïîëîæèòåëüíûå, è îòðèöàòåëüíûå, òåì ñàìûì ïîáóæäàÿ ìàëûøà ê ñàìîñòîÿòåëüíîé îöåíêå, ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó âûáîðó. È îäíîâðåìåííî äàâàÿ ïîíÿòü, ÷òî äàæå åñëè êàðòèíêà íå ïîëó÷àåòñÿ, ðåáåíîê íå ïðåâðàùàåòñÿ àâòîìàòè÷åñêè ⠓íåìîëîäöà”, íå ñòàíîâèòñÿ èç-çà ýòîãî ïëîõèì, íå îïðàâäàâøèì ðîäèòåëüñêèå íàäåæäû.

Øêîëüíûå ó÷èòåëÿ â Èçðàèëå íèêîãäà íå äàþò ó÷åíèêàì õàðàêòåðèñòèêè. Äàæå ïîëîæèòåëüíûå, òèïà “òû ñïîñîáíûé ìàòåìàòèê” èëè “ó òåáÿ õîðîøî ðàçâèòî âîîáðàæåíèå”. Î ðàñïðîñòðàíåííûõ ó íàñ ÿðëûêàõ âðîäå “èäèîò” èëè “äóðà íàáèòàÿ” ìû âîîáùå íå ãîâîðèì.

Äàæå ïåðåñ÷èòûâàòü ðåáÿò ïî ãîëîâàì, ñêàæåì, âî âðåìÿ êîëëåêòèâíûõ ýêñêóðñèé, èñïîëüçóÿ ñëîâà “ïåðâûé”, “âòîðîé”, “òðåòèé”, – êîùóíñòâî.  ñàìîì êðàéíåì ñëó÷àå, åñëè èíîãî ñïîñîáà ïðîâåðèòü ïðèñóòñòâèå âñåõ âîîáùå íåò, ó÷èòåëü ñòàíåò ñ÷èòàòü òàê: “íå ïåðâûé”, “íå âòîðîé”, “íå òðåòèé”… Êàê áóäòî îí ïîëàãàåò, ÷òî äàòü îïðåäåëåíèå, ìàðêèðîâàòü ðåáåíêà – ýòî õóäøåå çëî, êîòîðîå òû ìîæåøü åìó ïðè÷èíèòü. À âäðóã ðåáåíîê ðåøèò, ÷òî îí èìåííî è òîëüêî òàêîé, êàêèì òû åãî íàçâàë? Âåäü ýòî æå çàôèêñèðóåò, îãðàíè÷èò åãî ðàçâèòèå.

Èçðàèëüñêàÿ øêîëà ïðèçâàíà ïðåæäå âñåãî íàó÷èòü ðåáåíêà äåëàòü ñîçíàòåëüíûé è îòâåòñòâåííûé âûáîð, îïèðàÿñü íå íà âíåøíåå âëèÿíèå, à íà ñâîè ñîáñòâåííûå âíóòðåííèå îùóùåíèÿ è ïîòðåáíîñòè.

Ðàáîòà ïîëèöèè

Ïðîáëåìà òðóäíîâîñïèòóåìîñòè ñòîèò â Èçðàèëå åùå îñòðåå, ÷åì, ñêàæåì, â Ýñòîíèè èëè Ðîññèè. Îïÿòü æå ïî îáúåêòèâíûì îáñòîÿòåëüñòâàì.

Äåòè òàì íàõîäÿòñÿ ïîñòîÿííî â ñîñòîÿíèè ñòðåññà – âîêðóã èäåò âîéíà, â ëþáîé ìîìåíò îíè ìîãóò ïîãèáíóòü ñàìè èëè ñòàòü ñèðîòàìè. Äëÿ âíîâü ïðèáûâøèõ î÷åíü áîëåçíåííî ïðîõîäèò ïðîöåññ àäàïòàöèè. Ïðåäñòàâüòå, ê ïðèìåðó, ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå äåâî÷êè-ïîäðîñòêà, îòåö êîòîðîé áûë ãëàââðà÷îì â îäíîé èç áîëüíèö Ïåòåðáóðãà, à, ïðèåõàâ â Èçðàèëü, çàðàáàòûâàåò ïîäìåòàíèåì óëèö.

Ðåïàòðèàíòû (âûõîäöû èç äðóãèõ ñòðàí, â òîì ÷èñëå – ñòðàí áûâøåãî ÑÑÑÐ – ïðèì.) â Èçðàèëå â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ïî÷òè ñðàçó êèäàþòñÿ çàðàáàòûâàòü äåíüãè, ïîä÷àñ çàáðàñûâàÿ äåòåé èëè ïîïðîñòó íå èìåÿ âðåìåíè è ñèë íà èõ âîñïèòàíèå.  òî âðåìÿ êàê íà äðóãîé ñòîðîíå óëèöû ðàçðàáàòûâàþòñÿ ñïåöèàëüíûå òåððîðèñòè÷åñêèå ïðîãðàììû ðàñïðîñòðàíåíèÿ íàðêîòèêîâ â ìîëîäåæíîé è äåòñêîé ñðåäå. Ê òîìó æå â ïîñëåäíåå âðåìÿ â Èçðàèëü ïðèåçæàåò âñå áîëüøå òàêèõ ñåìåé, äåòè èç êîòîðûõ óæå èìåþò ïå÷àëüíûé îïûò çíàêîìñòâà ñ íàðêîòèêàìè. Åñëè ðàíüøå ëþäè åõàëè òóäà çà áóäóùèì, òî òåïåðü âñå ÷àùå – ñ öåëüþ îòîðâàòü ðåáåíêà îò äóðíîé êîìïàíèè.

Êàê, ïî-âàøåìó, â òàêèõ âîò óñëîâèÿõ äîëæíà äåéñòâîâàòü èçðàèëüñêàÿ ìîëîäåæíàÿ ïîëèöèÿ? Íàïîìíþ, ÷òî ìåòîäû óñòðàøåíèÿ, ïðèíóæäåíèÿ è íàêàçàíèÿ íå ïðèâåòñòâóþòñÿ. Îêàçûâàåòñÿ, ýôôåêòèâíåå âñåãî âîçäåéñòâîâàòü íà ïðàâîíàðóøèòåëÿ ïóòåì ñîçäàíèÿ… äîâåðèòåëüíûõ îòíîøåíèé ñ íèì è, ãëàâíîå, ñ åãî áëèæàéøèì îêðóæåíèåì – ðîäèòåëÿìè, äðóçüÿìè, ó÷èòåëÿìè, îäíîêëàññíèêàìè.

Âñå íà÷èíàåòñÿ ñ òîãî, ÷òî ìîëîäåæíûå ðàáîòíèêè ïðèõîäÿò â øêîëó íà âñòðå÷ó ñî ñâîèìè ïîòåíöèàëüíûìè ïîäîïå÷íûìè èñêëþ÷èòåëüíî â ãðàæäàíñêîé îäåæäå. Íåîôèöèàëüíàÿ ôîðìà îäåæäû êàê áû óæå ñèãíàëèçèðóåò äåòÿì: “Ìû çäåñü íå äëÿ òîãî, ÷òîáû êàðàòü, à äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîìî÷ü âàì ðåøèòü âàøè ïðîáëåìû”. Ïîëèöåéñêèå óáåäèòåëüíî äàþò ïîíÿòü ïðàâîíàðóøèòåëþ è åãî äðóçüÿì, ÷òî ãëàâíàÿ èõ öåëü – íàéòè ñïîñîá, êàê ÍÅ âîçáóäèòü óãîëîâíîå äåëî. À âîò åñëè âñå âìåñòå îíè ÷åãî-òî íå ïðåäïðèìóò, ÷åãî-òî íå ïðèäóìàþò, åãî ïðèäåòñÿ-òàêè îòêðûòü.

Òàêèì âîò áåñõèòðîñòíûì ñïîñîáîì îêðóæàþùèå ïåðåâåðáîâûâàþòñÿ íà ñòîðîíó ïîëèöèè è íà÷èíàþò åé ïîìîãàòü. Ïðè ýòîì íè÷óòü íå ÷óâñòâóÿ ñåáÿ ïðåäàòåëÿìè. Íàîáîðîò, âåäü òîëüêî áëàãîäàðÿ èì óãîëîâíîå äåëî íå âîçáóæäàåòñÿ.

À ïðàâîíàðóøèòåëü îêàçûâàåòñÿ â îäèíî÷åñòâå è, òàê ñêàçàòü, â îïïîçèöèè ê ñâîåìó áëèæàéøåìó îêðóæåíèþ. Îí áîëüøå íå ìîæåò ñïîêîéíî ñâîðîâàòü èëè ïîêóðèòü òðàâêó – âåäü ýòî óæå íå ïîîùðÿåòñÿ äàæå â ïðèâû÷íîì åìó êðóãå.

Ðàçóìååòñÿ, ìåòîäû âîçäåéñòâèÿ ýòèì íå èñ÷åðïûâàþòñÿ. Ñ ýòîãî îíè òîëüêî íà÷èíàþòñÿ. Çàòåì âñòóïàåò â ñèëó îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûõ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðîãðàìì, ãëàâíîé öåëüþ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ íå íàñèëüñòâåííàÿ êîððåêöèÿ ïîâåäåíèÿ, à ïåðåîðèåíòàöèÿ òðóäíîâîñïèòóåìîãî.

Источник