Отклонения в развитии ребенка литература

Отклонения в развитии ребенка литература thumbnail

1. Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет: / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич // Дефектология. — 2009. — №5.

2. Борисенко, М.Г., Камышникова, О.Е., Кирьянова, Т.Ф., Рачковская, Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие / М. Г. Борисенко, О.Е. Камышникова, Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская. — СПб.: Паритет, 2008. — 64 с.

3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. — М.: «Гном-Пресс», 2010. — 64с.

4. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. — М.: Просвещение. — 2006. — 158 с.

5. Галанов, А.С. Дневник развития ребенка от года до двух лет / А.С. Галанов. — М.: Издательство Института психотерапии, 2004. — 64 с.

6. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А.С. Галанов. — М.: АРКТИ, 2001. — 112с.

7. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. — М.: АРКТИ, 2000. — 64с.

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 2009.

9. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития /Т.А. Деташидзе. — СПб.: Речь, 2007. — 128 с.

10. Джонсон-Мартин, Н.М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. — 336 с.

11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с.

12. Дунайкин, М.Л., Брин, И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. — 2002. — № 3.

13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. — М.: Медицина, 1981. -272с.

14. Казьмин, А.М., Казьмина, Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин, Казьмина. — М.: «Когито-Центр», 2001. — 74 с.

15. Камышанова, К.И. Ребенок от рождения до двух лет / К.И. Камышанова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 240 с.

16. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Экзамен, 2007. — 128с.

17. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 112 с.

18. Мастюкова, Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. — 1996. — № 5.

19. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Мастюкова Е.М. — М.: Просвещение, 2002. — 95 с

20. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

21. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Мастюкова Е.М. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

22. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный — СПб: Питер, 2001. — 256 с.

23. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2007. — 480 с.

24. Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. — 224с.

25. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. — 168 с.

26. Панфилова, М.Л. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.Л. Памфилова. — М., 2005.

27. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 2008.

28. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 176 с.

29. Питерси, М., Трилор, Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. / Питерси М., Трилор Р. / Пер. с англ. Н. Грозной. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

30. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. — М., 2009.

31. Приходько, О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. — М.: Полиграф сервис, 2003. — 160 с.

32. Развивающие игры с малышами до трех лет. / Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 240с.

33. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. — М.: «Академия», 2002.- 192 с.

34. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Разенкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 160 с.

35. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. — М.: «Академия», 2012. — 192 с.

36. Разенкова, Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития: Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: «Академия», 2011. — 400с.

37. Стребелева, Е.А. Ранняя коррекционно — педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2003. — №3.

Источник

Психолого – педагогическая диагностика детей

младенческого и раннего возраста

  1. Баженова О.В. Диагностика психического развития. – М., 1986.

  2. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития/ под ред. Стребелевой Е.А. – М., 1998.

  3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

  4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1996.

  5. Психологическая диагностика /Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М., 1997.

  6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е.А. – М ., 2007.

  7. Смирнова Е.О. и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. – СПб., 2005.

  8. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости //Дефектология № 1, 1994.

  9. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008.

  10. Т. Хелльбрюгге и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. – 1997.

Коррекционно-развивающая работа

с детьми младенческого и раннего возраста

Программы работы с детьми младенческого возраста

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989.

  2. Лазуренко С.Б. «Организация в учреждениях здравоохранения коррекционно-педагогической помощи с детьми с поражением ЦНС. Методическое письмо», — М., 2008г.

  3. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни : диссертация, 2005.

  4. Маленькие Ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

  5. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. – СПб., 2005.

  6. Разенкова Ю.А. «Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Методические рекомендации», — Альмонах ИКП РАО, №6 2003г., https://almanah.ikprao.ru/articles.

  7. Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка : диссертация, 1997.

Программы работы с детьми раннего возраста

  1. Браткова М.В., Закревская О.В.Коррекционная работа с детьми раннего возраста с умственной отсталостью.

  2. Закревская О.В. Развивайся, малыш: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М., 2008.

  3. Маленькие Ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

  4. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. – М., 2005.

  5. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. – СПб., 2005.

  6. Стребелева Е.А., Белякова Ю.Ю., Мишина Г.А. и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. Методическое пособие для педагогов. – М., 2004.

Программы работы с детьми раннего возраста с различными нарушениями

  1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М., 2004.

  2. Кобрина Л.М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха. – СПб., 2005.

  3. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом: диссертация, 2009.

  4. Солнцева Л.И. , Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. – М., 2004.

  5. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д., Гвелесиани Т.Г. и др. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. – М., 2004.

  6. Фильчикова Л.И. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. – М., 2004.

Книги по содержанию коррекционно-развивающей работы

  1. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем. – М., 2008.

  2. Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М., 1988.

  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005.

  4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М., 2003.

  5. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М., 2009.

  6. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. – М., 2010.

  7. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., 2006.

Источник

Содержимое публикации

СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5»

Обзор литературы по теме:

«Коррекционно-развивающие игры как метод воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии»

Выполнила: Тарановская Н.В.

г. Пушкин

2017 г.

Коррекционно-развивающие игры как метод воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии.

Актуальность проблемы использования коррекционно-развивающих игр в процессе детей с нарушением интеллекта обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке приёмов и методов обучения детей с нарушением интеллекта.

Игра — основная деятельность детей. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки. Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А.С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина». Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. 

Список литературы, который можно использовать при работе с такими детьми.

Лучшие игры для детей от 2 до 7/ Сост. Акимова Г. Е., Фёдорова Е. В., Яковлева Е. Н. – СПб.: ИД «Весь», 2002. – 192 с., ил.

Книга представляет собой сборник игр и творческих занятий для детей дошкольного возраста. Авторы – профессиональные детские психологи – предлагают игры, направленные на развитие различных навыков и умений ребёнка. Представлены игры на развитие чувств восприятия мира, игры на развитие внимания и наблюдения, игры на развитие творческих способностей, игры на развитие кругозора, памяти, речи, игры на развитие навыков общения. В книге 365 игр:

Подвижные игры развивают координацию движений, ловкость, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Игры на воде учат расслаблять мышцы, успокаивают ребёнка.

Игры на развитие чувств восприятия мира улучшают слух, зрение, осязание, обоняние ребёнка.

Игры на развитие внимания, наблюдения помогут управлять собой.

Игры на развитие кругозора, мышления, памяти, речи – помогут освоиться в окружающем мире.

Игры на развитие творческих способностей – насыщают жизнь положительными эмоциями.

Примеры некоторых игр, представленных в книге:

«Песок – всегда интересно».

Надо: песок

Предложите ребёнку закопаться руками в песок. Нужно пощупать песок, соединить руки в песке и т. д.

«Разложи по кучкам»

Надо: 15 разных предметов или картинок

Разложите по кучкам картинки (животные, геометрические фигуры, растения и т.д.). Спросите, почему именно эти предметы оказались в одной кучке.

«Моем куклу»

Надо: большая кукла, ванна с водой.

Дать куклу и попросить помыть каждую часть её тела. Спросить их названия.

«Лепим из теста» (мука, соль, растительное масло, вода, миска)

«Картины из листьев» (листья разной формы, краски, кисточка, бумага для рисования)

Фигурки из репейника» (репейник)

Из репейника можно сделать фигурки людей или зверей. Развивает моторику рук, воображение.

«Собери палочки» (10 палочек от эскимо или 10 пластмассовых соломинок)

Пусть ребёнок зажмёт их в кулак и бросит на стол, затем соберёт их по одной, стараясь не задеть рядом лежащую.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.: Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991, — 207 с., ил.

Представленные в книге игры направлены на развитии умственных, волевых и творческих способностей, воспитание у них культуры общения в совместной деятельности.

Пример игр:

«Закрой окошко». Дети учатся рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Предлагается вставить фигуру в нужное отверстие.

«Мешочек, впусти!». Игры на расширение активного словаря. Нужно доставать из мешочка мелкие предметы или картинки с изображением предметов и спрашивать, для чего они нужны.

3.Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя/ М. А. Якубович, О. В. Преснова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 288 с., ил.

Учебное пособие призвано оказать методическую помощь педагогам (студентам, воспитателям, методистам ЛФК, тренерам, учителям физической культуры, преподавателям ритмики, логопедам, психологам и другим специалистам) в их практической деятельности, направленной на исправление речевых нарушений школьников-логопатов. 

Примеры игр:

«Меткий бросок» — нужно попасть мячом в цель (можно использовать кегли и мешочки).

Также в книге представлена дыхательная гимнастика.

4.«Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009, — 160 с.

Книга знакомит с основными принципами организации и содержанием психолого-педагогической диагностики школьников с множественными (сложными) нарушениями в развитии.

Примеры игр:

Игры с песком (изучение свойств песка: сухой – рассыпается, мокрый — лепится). Например, сделать 2 кучки песка: мокрый, сухой. Набрать руками песок и пропустить через пальцы. Набрать в 2 формочки песок: в 1 – сухой, во 2 – мокрый, одновременно перевернуть формочки.

С/р игра «Магазин одежды», «Магазин игрушек»

Подвижная игра «Поезд». Цель игры: упражнение детей в ходьбе друг за другом «паровозом», не толкаясь.

5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 6 (131/август/2017)

Стр. 31. Статья «Конструктивный метод лепки из пластилина как средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна» (П. А. Юминова, И. Л. Пушина).

«Угостим ёжика яблоком».

Цель: сформировать образ целого предмета, состоящего из отдельных частей, слепить яблоко из пластилина.

Задача: формирование умения узнавать образ целого предмета; развитие умения соединять части предметов в целое, формирование целостного восприятия предмета, его формы, цвета.

Занятие «Снеговик» (формировании образного целого предмета, состоящего из отдельных частей).

Стр. 43. Статья «Природный материал для мелкой моторики у детей с нарушениями речи».

6. Елена Стребелева: Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособ. для учителя-дефектолога. Издательство «ВЛАДОС», 2014 г. – 256 с.


Впособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, а также студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов.
В основу пособия положено вышедшее в 2001 году издание авторов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».

7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. – Книга для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 180 с.

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 
В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

Дополнительный список литературы:

1)Стребелева, Катаева: Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – ВЛАДОС, 2004. – 224 с.
2) Браткова, Закрепина, Пронина: Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. Практическое пособие. Парадигма, 2013. – 128.с

3) Марианна Лынская: Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Парадигма, 2212. – 128 с.

Источник