Развитие ребенка в детском коллективе

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Детский коллектив, его специфики, этапов  становления и развития.

        Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка картинка

        Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре  Коджаспирова Т.М.

        Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

        В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:

1) сознательный характер объединения людей;

2) единство общих и личных целей членов коллектива;

3) относительная устойчивость и длительность функционирования;

4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;

5) наличие органов самоуправления

6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;

7) благоприятный климат в коллективе;

8) сплочённость;

9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;

        Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:

  • регулятивная – заключается в  пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
  • организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
  • консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
  • стимулирующая — побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
  • воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.

        Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только  в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных,  деловых, ролевых.

        В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.

Этапы развития детского сообщества:

  1. На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
  2. – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
  3. появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
  4. Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.

        Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.

        О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.

Положительные стороны:

        А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.

        Б) способствует формированию взглядов и убеждений.

        В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.

Отрицательные стороны:

  1. ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
  2. Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.

        Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению  и развитию коллектива в целом.

Источник

Как помочь малышу гармонично вписаться в коллектив детского сада

Представьте, что вы вдруг попали в совершенно неизвестное вам племя, где люди, хоть и говорят на понятном вам языке, но живут совершенно по другим законам и соблюдают традиции, которые кажутся вам, мягко говоря, ужасными. Что вы испытаете, поняв, что теперь вынуждены большую часть времени проводить в этом племени и жить по его законам? Шок? Растерянность? Ужас? Панику? То же самое испытывает ребенок, попадая в детский сад. Ведь детский коллектив — это самостоятельное государство, в котором существуют свои неписаные законы и правила. И чтобы существовать в этом государстве, ребенку необходимо понимать и соблюдать эти законы.

В некоторых коммерческих садах есть штатные психологи, которые помогают детям гармонично вписаться в коллектив, наблюдают за малышами и подсказывают родителям какой тактики поведения и воспитания им следует придерживаться в тот или иной момент. К сожалению, такие детские сады пока еще редкость, да и многим молодым родителям они не по карману. А в обычных садах не то что психолога, там воспитателей не хватает, и основная задача персонала — проследить, чтобы все дети были накормлены, одеты, обуты и не покалечили друг друга. Рядовым воспитателям и нянечкам физически некогда вдаваться в психологические тонкости взаимоотношения ребенка с коллективом. И в результате, отдавая ребенка в обычный садик, родители и кроха сталкиваются с целым рядом психологических трудностей.

Наиболее типичные возрастные проблемы общения и способы их решения

В каждом возрасте существуют свои трудности общения. У одних детей сильнее выделены одни проблемы, а у других — другие. Все зависит от характера и темперамента ребенка. И если первый год в ясельной группе вы миновали без особых сложностей, это совершенно не означает, что теперь ребенок будет с удовольствием ходить в садик и у него не возникнет никаких проблем. Перечисленные ниже трудности не проходят по мере взросления. Если в 5-6 лет ребенок впервые приходит в детский сад, он сталкивается с целым рядом трудностей, которые его сверстники переживали в предыдущих группах. Чтобы миновать возрастные трудности общения, их надо пережить. Условно возрастные проблемы дошкольника можно подразделить на четыре группы, что соответствует возрастным группам детского сада.

Ясельная группа: от 1,5 до 3 лет

Возрастные трудности общения. Основная проблема ясельного возраста — эмоциональный и физический разрыв с мамой. До 3-х лет ребенку бывает сложно понять, почему мама, которая всегда была рядом, вдруг отдает его чужой тете, а сама, быстро поцеловав и помахав ручкой, исчезает на целый день. Ребенок воспринимает других детей как абсолютно неравноценную замену маме. И если малыш сильно переживает разлуку, то детишки, которые уже успели адаптироваться, его только раздражают. Малыш не понимает, почему все бегают, смеются или спокойно играют, когда уходит мама. Именно с этим непониманием связанна агрессивность, когда, заливаясь слезами, малыш пытается ударить сверстников.

Читайте также:  Значение сюжетно ролевой игры в развитии ребенка

Но даже после того, как ребенок привыкнет к утренним расставаниям, окружающие дети интересуют его гораздо меньше, чем новые игрушки. До 3-х лет ребенок воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его общение со сверстниками основано на принципе «действие-результат». Именно поэтому, дергая других детей за волосы, они не понимают, что поступают плохо. Ребенку интересно увидеть результат своего действия (в данном случае — визг, плач). В этом возрасте детского коллектива как такового еще не существует. Каждый ребенок живет собственной жизнью и прислушивается только к мнению взрослых. Часто можно наблюдать, как малыши в ясельной группе играют каждый со своей игрушкой. Они еще не умеют играть со сверстниками. И задача родителей и воспитателей — помочь ребенку сформировать правильную систему взаимоотношений с другими детьми.

После 2-2,5 лет ребенок понимает, что вокруг такие же дети, а не большие кричащие куклы. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы. Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что-то умеет делать лучше других. Если у крохи не получается соответствовать сверстникам, он может либо замкнуться в себе, либо проявлять излишнюю агрессивность. Замкнутость и агрессивность в этом возрасте — следствие того, что ребенок, чувствует, что он в чем-либо несоответствует сверстникам.

Как их преодолеть. Основная задача родителей — подготовить ребенка к детскому саду, чтобы он не чувствовал себя отстающим. Чем раньше вы начнете готовить ребенка к яслям, тем лучше. Неплохо, если ребенок освоит такие навыки, как использование столовых приборов, «высадку» на горшок и одевание. Чем лучше ваш малыш будет проделывать все эти манипуляции, тем увереннее он будет себя чувствовать. Ребенку важно чувствовать, что он не хуже сверстников, а во многом даже лучше. Кроме того, детишек, которые умеют самостоятельно кушать и одеваться, воспитатели часто ставят в пример другим детям, что также положительно влияет на формирование самоуверенности.

Конечно, избежать кризиса разлуки с мамой практически невозможно, но в ваших силах сделать так, чтобы эта разлука прошла менее болезненно для крохи. Для этого почаще оставляйте малыша на попечение бабушек или няни. Конечно, когда вокруг близкие люди ребенок переживает разлуку с родителями более спокойно. Основная цель таких тренировочных расставаний — сформировать у ребенка уверенность, что мама, даже если уходит, обязательно возвращается. За несколько месяцев до детского сада рассказывайте малышу о предстоящих переменах. Самое главное — говорить правду, какой бы горькой она вам ни казалась. Не обманывайте ребенка отговорками, что «ты чуть-чуть поиграешь, и я приду». Лучше честно сказать «я приду, когда ты пообедаешь» или «я приду за тобой, когда ты поспишь». Если ребенок будет точно знать, когда за ним придут, он быстрее расслабится и успокоится, а не будет каждую минуту ждать маминого прихода. Объясните ребенку, что другие детишки тоже скучают без своих мам. Поняв, что вокруг такие же «товарищи по несчастью», а не враги которые радуются его горю, ребенку будет проще наладить контакт со сверстниками.

Не наказывайте ребенка, если он отличается излишней драчливость. Малыш не понимает, за что вы его ругаете: почему куклу можно таскать за волосы, а Аню нет. Для него Аня — тоже своего рода кукла, только большая, и ему интересно, как она будет реагировать на его действия. Пройдет время и ребенок научится понимать разницу между одушевленными и неодушевленными предметами. Задача родителей — объяснить ребенку, что другие люди, независимо от возраста, тоже могут испытывать боль, страх, обиду, и т.д. Для этого, играя с ребенком, не терпите, если он делает вам больно, объясняйте ребенку свои чувства и чувства окружающих.

Младшая группа: от 3 до 4 лет

Возрастные трудности общения. В 3-4 года ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего карапуза существует только собственное «я», а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его «я» (поиграть, подраться, побегать, и т.д.). При этом ребенок искренне непонимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих.

В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия. Часто можно услышать заявления такого рода «вчера я дружил с Петей, сегодня дружу с Валей, а завтра буду дружить с Сережей». Причем вчерашние «друзья» могут обижаться друг на друга из-за того, что сегодня симпатии одного из двух «друзей» переменились. Экс-друг может сильно переживать перемену симпатий товарища по играм. И в отместку устраивать всякие пакости вчерашнему другу.

Как их преодолеть. Ваша задача — объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым необходимо следовать при взаимодействии с окружающими. Не поощряйте проявление детского эгоизма. Ребенок должен понимать, что он не единственный на свете, и что у окружающих людей могут быть собственные желания и потребности, отличные от его. Почаще играйте с ребенком в ролевые игры — в игровой форме можно рассмотреть самые разные модели общения и объяснить их ребенку. Научившись в игровой форме согласовывать свои действие с кем-то еще, ребенок переносит эту модель поведения на отношения со сверстниками. Учите ребенка не только брать, но и давать.

Читайте также:  Даун развитие ребенка отличия

Вас не должна пугать дружеобильность и любвеобильность 3-4-х летнего карапуза. Совершенно бесполезно объяснять ребенку, что настоящих друзей не меняют, и что друг может быть только один. Дело в том, что в этом возрасте для ребенка друг — это, прежде всего партнер по игре. Ребенок руководствуется принципом «с кем играю, с тем и дружу», не вдаваясь в психологические тонкости дружбы, — это вполне естественно. Если ребенок сильно переживает, когда вчерашний друг не обращает на него внимание, объясните крохе, что даже самые закадычные друзья не обязаны играть только друг с другом.

Средняя группа: от 4 до 5 лет

Возрастные трудности общения. В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение «мы» вместо «я». Ребенок осознает, что действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста «Куда все, туда и я». Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.

В детском коллективе выделяются явные лидеры — заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу «дружим против Васи (Пети Маши)».

Как их преодолеть. Можно сколько угодно повторять тираду о том, что надо думать своей головой. Но если ребенок не умеет адекватно оценить действия окружающих и боится высказать собственную точку зрения, он так и будет жить по принципу «куда все, туда и я». Научите ребенка анализировать свои и чужие поступки. Только научившись оценивать поведение других людей, ребенок сможет определить хорошо или плохо они поступают, и стоит ли следовать этому примеру. Ребенок должен понимать, что по любому поводу следует иметь собственное мнение, а не слушать Васю или Дашу. Если вы будете открыто возражать против его подражания кому-либо из сверстников, ребенок вряд ли послушается, скорее наоборот — он лишь отдалится от вас, ведь вы не разделяете его восхищения драчуном Петей или врунишкой Настей. Задача родителей и воспитателя — сформировать у ребенка адекватную самооценку. Подчеркивайте индивидуальность ребенка. Только смелый и самоуверенный человек не побоится открыто высказывать мнение, отличное от мнения большинства.

И не выпытывайте у ребенка информацию о том, кто же именно является организатором и устроителем всех проделок — детский коллектив не прощает предателей. И если вы вынудите ребенка «заложить» сверстников, велика вероятность, что в следующий раз изгоем станет именно он.

Старшая группа: от 5 до 7 лет

Возрастные трудности общения. Ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер, ведущий, ведомый, и т.д.) и действует в соответствии со своими представлениями. Причем коллектив не всегда готов безоговорочно принять его позицию. Часто бывает, что ребенок хочет быть лидером, ведущим, а коллектив отводит ему в лучшем случае роль ведомого, а в худшем — тени. Ребенку необходимо постоянно доказывать и подтверждать свое право занимать ту или иную нишу. Причем если переместиться из ведущего в ведомого не составляет труда, то обратное перевоплощение довольно проблематично. Если самооценка ребенка не совпадает с оценкой сверстников, ребенку приходится очень трудно. Он либо пытается доказать ровесникам свое право занимать выбранную нишу, либо уходит в тень.

В 6-7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые «настоящие» друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.

Как их преодолеть. Помогите ребенку определить собственное место в коллективе. К 5-6 годам у ребенка уже есть собственные представления, какими качествами надо обладать, чтобы завоевать симпатии коллектива. И ваша задача — не навязывать ребенку собственные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а помочь ему выработать недостающие качества. Для этого регулярно обсуждайте ситуации, которые возникают в коллективе. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Если ребенок пришел именно к вам со своими проблемами, это говорит о том, что он вам доверяет и ценит ваше мнение.

Не навязывайте ребенку собственное мнение — с кем стоит дружить, а с кем — нет. Уважайте выбор ребенка, даже если его друзья вам, мягко говоря, не нравятся. Вместо того чтобы запрещать ребенку дружить с «плохими», на ваш взгляд мальчиками и девочками, поинтересуйтесь, почему ребенок дружит именно с этими ребятами. Так вы, во-первых, узнаете какие качества, ваш ребенок больше других ценит в человеке, а во-вторых, сохраните доверительные отношения с ребенком. Если ребенок поймет, что вы уважаете его право выбора, он, принимая важные решения, не побоится спросить у вас совета.

К семи годам ребенок перестает бороться с коллективом и кому-то что-то доказывать. Если он прошел все предыдущие ступени развития, он наконец научился гармонично существовать в коллективе, усвоил его законы и правила. В 7 лет ребенок в состоянии адекватно оценить свое место в коллективе и морально готов к переходу в новый школьный коллектив, но это уже совсем другой разговор.

Наталья Алешина

Источник