Развитие ребенка в четыре пять месяцев

Развитие ребенка в четыре пять месяцев thumbnail

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

В 4 месяца ребенок еще больше удивляет родителей: с каждым днем + новое умение, + новая эмоция, + новое требование. Психоэмоциональное развитие, за грядущие 2-4 недели, сделает огромный шаг вперед. Любопытство и стремление немедленно познать все, что его окружает, ведет малыша к новым открытиям, чувствам, умению поглощать и обрабатывать огромное количество информации, поступающей из внешнего мира. Папа и мама замечают, что у крошечного человека постепенно формируется более осознанное восприятие происходящих с ним событий, а порой, и собственное отношение к происходящему.

Период от 4 до 5 месяцев вполне можно назвать стрессовым. Почему так? Миллионы оттенков имеется в арсенале художницы-природы. Подобно этой насыщенной палитре, кроху переполняют эмоции. Как ни странно, порой неважно, положительные или отрицательные эмоции захлестывают ребенка — нервная система реагирует переутомлением. Из этого следует раздражительность, плаксивость, плохой сон и аппетит.

С каждым этапом созревания, головной мозг словно «активирует» дремлющие участки, структуры, отвечающие за те или иные процессы. Черное и белое, аккуратно размытое серым, постепенно растворяется в разнообразии цветов необъятной донедавна вселенной знаний. Малыш начинает «включаться» в мудрый сценарий развития каждого человека.

Какие показатели говорят о хорошем развитии ребенка в возрасте от 4 до 5 месяцев? Что уже должно быть освоено, что, только должно осваиваться, а что предстоит освоить только на следующем этапе?

Навыки и умения ребенка четырех месяцев

Познание неведанных ранее умений требует немалых затрат энергии и сосредоточения. Поэтому, достижения малыша во многом говорят о зрелости и готовности организма к развитию. Одни навыки постигаются за часы, а на некоторые, необходимы дни или даже недели.

Ребенок четырех месяцев:
·         целенаправленно хватает интересующий предмет, крепко и долго удерживает его;
·         без существенных усилий переворачивается с живота на бок и на спину;
·         лежа на животе, может полностью приподнять корпус, опираясь на ладони;
·         задерживается в положении сидя, при подъеме (за ручки) из положения лежа на спине. При этом уверенно держит голову;
·         при подъеме ребенка за подмышки, упирается носочками, пытается оттолкнуться от поверхности;
·         во время кормления, поддерживает грудь/бутылку рукой.

До указанного возраста еще отмечается незначительное напряжение в ручках и ножках (минимальный гипертонус). Сжатые в кулачки пальцы теперь расслаблены, иногда малыш непроизвольно «хлопает в ладоши».

Остановимся да других особенностях развивающегося ребенка четырех месяцев.

Развитие ребенка в четыре пять месяцев

Психомоторное развитие ребенка четырех месяцев

Важно фиксировать даже самые мелкие изменения в двигательном, эмоциональном поведении ребенка, так как каждое из них стоит крохе немалых усилий, и может многое рассказать о зрелости его нервной системы.

Моторика
Тенденция к прогрессу направлена от головы к ножкам. Теперь малыш уверенно держит голову, свободно поворачивает ее во все стороны, самостоятельно держится за взрослого, находясь на руках.
Лежа на спине, тело малыша равномерно расправлено, симметрично. Ребенок может удерживать голову по срединной линии, периодически поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. Без особых усилий меняет положение тела. Кулачки разжаты. Взгляд четко фокусируется и следит за движущимися руками малыша. Удерживает игрушку, трясет ее всей рукой (самостоятельного движения кистью пока нету). Тянет в рот пальцы, сосет их.
Периодически полностью выпрямляет ножки, но, преимущественно, они слегка согнуты в коленях (коленные суставы отведены кнаружи). Стопы поочередно сучат по поверхности, на которой лежит ребенок.
Речь и социальный контакт
Чем ярче эмоции ребенка, тем выразительнее и разнообразнее его речь. Лепет становится четким, громким, напоминает обрывки слов какого-то языка. Появляются радостные вскрикивания как проявление радости, восторга. Малыш громко смеется, поворачивает голову к «собеседнику».  Прислушивается к источнику звука. Радуется удачному «слову», старается сразу же повторить его. По-прежнему требует желаемого путем крика, плача.
Ребенок четко дифференцирует мамин голос, чувствует эмоциональное состояние взрослых, активно участвует во всем происходящем, желая не только принимать новую информацию, но и взаимодействовать.
Маленькая личность способна познать собственные возможности и чувства исключительно опытным путем. Недостаточное внимание, скудное общение с малышом могут обернуться серьезными психологическими нарушениями в более старшем возрасте.

Если ребенок соматически здоров и для него созданы комфортные условия, можно смело ожидать хорошего самочувствия и максимальных результатов в его достижениях.

Развитие ребенка в четыре пять месяцев

Оптимальные условия для развития ребенка четырех месяцев

Зачастую, к четырем месяцам заканчивается период непростой адаптации пищеварительной системы, что означает не только сокращение периода кишечных колик и снижение выраженности болевого синдрома, но и, соответственно, снижение нагрузки на нервную систему. Возникают колики как и прежде, в вечернее время, но теперь занимают по времени от часа до 10-ти минут.

Важно понимать, что постепенное угасание болевого синдрома дает «зеленый свет» крохе для полноценного познания окружающего мира. Теперь дело за внимательностью родителей. Именно они должны контролировать «дозировки» полученного «материала для обработки», так как сам ребенок еще не способен определять объемы задач, на которые у него имеется ограниченный запас энергии.

Детская комната с первых дней служит малышу чем-то вроде небольшой крепости, что предполагает безопасность, уют, комфорт. От этого во многом зависит общее самочувствие и здоровье малыша. Именно в детской, во время сна, организм должен максимально восстановиться, не смотря на то, что обработка полученной за день информации осуществляется в том числе в часы сладкого, глубокого сопения. Если эти знания компактно улягутся по нужным ячейкам, «накопитель» снова будет готов к получению свежих гигабайтов информации.

Следующие условия крайне важны для оптимизации процессов труда и отдыха центральной нервной системы и организма в целом.

Оптимальными условиями для развития ребенка являются:

Сбалансированный режим сна и бодрствования
o Своевременное укладывание малыша предотвратит сильное перевозбуждение, к которому расположены нетренированные структуры головного мозга.
o Если с ночным сном все более или менее понятно (укладываем в одно и то же время), то дневной сон, в этом возрасте, не так легко поддается режимным моментам.
o Ребенок должен укладываться своевременно!
o Маме просто необходимо быть внимательной: когда центральная нервная система ощущает начало перенасыщения, это проявляется изменением поведения малыша. Он будто становится рассеянным: теряет интерес к тому, чем занимался, трет глаза, хаотично перемещает взгляд по комнате, зевает. Если уложить его в ближайшие 5-10 минут – малыш быстро погрузится в состояние отдыха и восстановления. Но если момент был упущен – ожидаем слезы, крик, истерику, крайне неприятное, длительное укладывание.
o Период бодрствования должен включать кормления, развивающие игры, массажи. Абсолютно каждое мероприятие способно утомить кроху, подводя его к потребности дневного сна.
o Дневной сон может приходиться на время прогулок. Это отличный вариант – дети крепко спят на свежем воздухе. Что касается ночного сна, папе и маме необходимо позаботиться об элементарных благоприятных условиях в помещении, где находится малыш.
  Условия для качественного ночного сна
Для того, чтобы отдых был полноценным, а восстановление продуктивным, в детской комнате необходимо обеспечить следующие условия:
o   оптимальный температурный режим (от 20 до 22°С);
o   оптимальный уровень влажности (от 50 до 70%);
o   проветривание перед сном;
o   приглушенный свет;
o   тишина;
o   отсутствие посторонних, резких запахов.
Также, важно помнить, что ребенок не сможет отдыхать, если он одет в некомфортную одежду, голоден, либо его подгузник наполнен.

Развитие ребенка в четыре пять месяцев

   Режим кормлений
o В 4 месяца ребенок требует грудь/бутылочку еще достаточно часто. Если мама придерживается режима, это примерно каждые 3-4 часа. Ночные кормления по-прежнему актуальны. Малыш, порой, даже не открывает глаза в момент кормления. Ему достаточно своевременно подкрепиться и снова погрузиться в крепкий сладкий сон.
o Важно подчеркнуть, что возраст 4 месяцев не является возрастом для введения прикорма. Пищеварительная система еще не готова к этому, и может непредсказуемо среагировать на провокацию.
o Максимум, что может предложить мама – несколько ложечек кипяченой, остуженной детской воды, между кормлениями.
      Прогулки
o Прогулки на свежем воздухе должны осуществляться ежедневно. Чем больше времени ребенок проводит на улице, тем лучше его самочувствие, спокойнее поведение, продуктивнее – сон. Соответственно, развитие ребенка покажет лучшие результаты.
o Если позволяет погода, гулять с малышом можно в течение нескольких часов, 2 а то и 3 раза в день. Обязательным условием является комфортная одежда, своевременные кормления и смена подгузника.
     Игры и гимнастика
o Участие взрослых в процессе развития многих новых умений, облегчает малышу очевидные сложности познания, осваивания.
o Некоторые важные аспекты стоит рассмотреть подробнее.

 Развивающие игры и гимнастика для ребенка четырех месяцев

Ребенок хочет научиться всему и сразу. Поэтому, нередко приходится наблюдать его рассеянность, отсутствие сосредоточенности на конкретном занятии. Родители могут помочь малышу концентрировать и удерживать свое внимание правильно. В помощь им – развивающие игры, предназначенные для каждого периода развития.

Нехитрые мероприятия помогут правильно стимулировать развитие:
·         Слуха
Чтение сказок, напевание песенок, учит сосредотачиваться, дифференцировать интонацию и эмоции других людей.
Погремушки и колокольчики – чувствовать разницу между низкими и высокими звуками, определять источник звука.
·         Зрения
Сопровождение взглядом движущегося предмета – отличная гимнастика для глазодвигательных мышц. Помимо этого, ребенок учится фокусировать взгляд, удерживать внимание и сосредоточение. Расстояние между игрушкой и глазами – не менее 30 см.
·         Мелкой моторики
Пальчики жаждут новых познаний. Для этого, им достаточно предоставить несколько вариантов для сравнения. К примеру, в непрозрачные сосуды можно насыпать разные крупы, и дать малышу пощупать их. Малыш разомнет пальчики, а вскоре, начнет ощущать разницу между предложенными крупами наощупь. Игрушки должны быть разной формы, величины, из разных материалов. Можно показывать крохе, как хлопать в ладоши, сжимать-разжимать кулачки.
·         Социальной адаптации
Ежедневные разговоры, песенки, активные игры, предполагающие взаимодействие между младенцем и мамой, формируют предрасположенность к открытому общению с другими людьми. Несомненно, это благоприятно скажется на недалеком будущем ребенка.
Легкий массаж, в виде растирания, пощипывания, поглаживания, стимулирует кровообращение, снимает тонус нетренированных, быстро устающих мышц.
Совершенно все манипуляции, проводимые с ребенком, должны быть плавными, мягкими, неторопливыми. Это обеспечит полноценность выполняемых процедур и, прежде всего, безопасность.

 Что может навредить ребенку 4 месяцев?

Папы и мамы, изо всех сил пытающиеся помочь своему чаду в непростых испытаниях, должны помнить, что некоторые мероприятия, манипуляции необходимо исключить, собственно во благо малыша.

Речь идет о навыках, опережающих возрастные возможности ребенка. Порой, папы и мамы считают, что чужие дети позже начинают говорить, или сидеть, или читать только потому, что их родители ленились стимулировать их к развитию. От большого желания гордиться собственным ребенком, они пытаются вложить в его в голову крохи необъятное. Вот только стоит ли оно того? Нездоровый малыш вряд ли сможет стать объектом для гордости…

Природу не переспоришь. В пятилитровую емкость не налить 6 литров воды, на одной странице не поместится текст из 10-ти страниц, а в женскую сумочку не влезет базовый набор инструментов плотника (с последним, конечно, можно поспорить). Точно так и с детьми. Лишняя информация сначала истощает все имеющиеся резервы энергии, затем провоцирует ряд защитных механизмов, спасая тем самым гормональную, нервную, иммунную системы (которые давно сдались, размахивая белым флагом), а их просили «запомнить еще и это».

Бестолковые «игры разума» неграмотных родителей, чего от них ждать? Серьезных неврологических, психоэмоциональных расстройств, присоединения тяжело протекающих инфекционных заболеваний, и много других отрицательных эффектов, но никак не гениальных умений четырехмесячного (к примеру) малыша. Как правило, за этим следует задержка физического, психомоторного развития ребенка.

Крайне важно не торопиться и с базовыми навыками детей: не учить их сидеть, стоять или ходить. Самостоятельно, или с поддержкой взрослого – никакой из вариантов недопустим. О таких примерах говорит любовь родителей к «пешим прогулкам» ребенка, с поддержкой под мышки, или использование ходунков. Позвоночник пока что не готов, потому нужно взглянуть правде в глаза: это облегчение усилий для папы и мамы, но не польза для неокрепшего малыша.

Шея, в первые месяцы жизни ребенка, наиболее уязвимая часть тела. Потому, купания с «надувным воротником» вокруг шеи, также сомнительное мероприятие. Конечно, вода служит неким амортизатором во время купания крохи, тем не менее, является ли положение тела по отношению к голове физиологичным? Полностью ли покрывает вода нагрузку, припадающую на уязвимый, шейный отдел позвоночника? Использование таких воротников практикуется во всем мире, и мнения медиков по этому поводу расходятся. Потому, выбор за родителями.

Примерно к шести месяцам, снижается опасность применения подобных «игрушек», облегчающих жизнь родителям. Вот только какой в них теперь смысл, когда ребенок, уже по праву, учится сидеть самостоятельно?!

Хотелось бы напомнить папам и мамам, что важно воспринимать и принимать своего ребенка таким, каким он и должен быть в свои 3,6, и 10 месяцев. Взрослый человек не смог бы преодолеть ряд сложнейших испытаний, стресс подобного масштаба, через который, к примеру, проходит дитя в момент рождения. Ни один взрослый не способен освоить такой объем информации, который обрабатывает малыш за один день жизни. Да-да, в то время, как мы говорим: «Хорошо ему: спит и ест».

Принятие, помощь, безусловная любовь, терпение и участие – много ли надо малышу, на самом старте непроторенной дороги?

Материал подготовила

Врач-неонатолог — Скавинская В.

Источник

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 — 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом — на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
— Чей нос?
— Мокеев.
— Куда едешь?
— В Киев.
— Что продашь?
— Рожь.
— Что возьмешь?
— Грош.
— Что купишь?
— Блин.
— С кем съешь?
— Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
— Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ — приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки — ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток — говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку — разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики — так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, — пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому — кашки,
Этому — бражки,
Этому — пивца,
А этому — не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Источник