Развитие ребенка в 9 месяцев родная тропинка

Развитие ребенка в 9 месяцев родная тропинка thumbnail

Автор: Ася Валасина

Развитие ребенка в 9 месяцев родная тропинка

Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь  развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.

razvitie novorozhdennogo

Здравствуйте, дорогие читатели «Родной тропинки». В этой статье я даю очень краткий схематичный календарь основных достижений в развитии малыша на первом году жизни. Подробнее об играх и упражнениях с ребенком, об основных направлениях его развития, о  гимнастике, о помощи малышу в овладении ползанием, ходьбой, речью Вы найдете практическую информацию по месяцам и интересные советы специалистов в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года».  

Календарь развития новорожденного по месяцам.

Первый месяц жизни.

10-15 дней

  • Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).

20 дней

  • Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.

1 месяц.

  • Появляется первая улыбка.
  • Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
  • Он реагирует на звук колокольчика.
  • Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
  • Переводит взгляд с одного объекта на другой.

2 месяца

  • Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
  • Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
  • Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяца

  • Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
  •  Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.

4 месяца

  • Младенец по звуку может определить расположение предмета.
  • Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
  • Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
  • Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
  • Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Ребенок поворачивается на бок.
  •  Малыш начинает гулить.

5 месяцев

  • Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
  • Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
  • Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
  •  Малыш поворачивается со спины на живот.
  • Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
  • Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
  • Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
  • Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.

6 месяцев

  • Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
  • Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
  • Ребенок поворачивается с живота на спинку.
  • Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
  • Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.

7 месяцев

  • Ребенок подолгу лепечет.
  •  Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
  • Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.

8 месяцев

  • Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
  •  По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
  • Ползает много, быстро и в разных направлениях.

9 месяцев

  • Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
  •  Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
  • Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
  • Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
  • Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.

10 месяцев

  • Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
  • Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
  • Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
  •  Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
  • Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
  • С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.

11 месяцев

  • Малыш произносит первое детское слово –  «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
  • Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
  • Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.

12 месяцев

  • Малыш понимает несколько имен близких людей ( «Где Ваня?»),
  • знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
  • знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
  • Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить  первые слова (в пределах 10 слов).
  • Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
  • Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.
Читайте также:  Моторное развитие ребенка с аутизмом

Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.

Много полезной и интересной информации о  развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике «Развитие малыша от рождения  до года». В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать :

Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.

Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для умывания, переодевания, кормления, пробуждения, игры, укладывания спать.

Тексты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье мамы и малыша.

Пестушки: русские традиции пестования младенцев.

Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Источник

Занятия с матрешками: знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры  с матрешками.

Развитие ребенка в 9 месяцев родная тропинка

Какие развивающие задачи решают игры с матрешками для малышей?

Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?

  • Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
  • Дети на занятиях с матрешками  осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
  • Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий , а затем повторить действия взрослого).
  • Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками». Есть даже специальные матрешки, изображающие семью – дедушку, бабушку, маму, папу и их деток. С матрешками можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.

Покупая матрешку, проверьте чтобы все детали игрушки  можно было достаточно легко снять  и надеть ( бывает, что верхняя часть матрешки слишком «туго» надевается на ее нижнюю часть, что вызовет затруднения у малыша). Можно купить многоместную матрешку, но не давать ребенку все ее детали сразу.

Примерно в 1 год 2 месяца — полтора года можно начать учить ребенка самостоятельно собирать двухместную матрешку, отличать понятия «большая» и «маленькая», «поменьше», «побольше». Примерно в 1 год 9 месяцев – 2 года малыш уже может самостоятельно действовать с двухместной матрешкой и осваивает трехместную игрушку-матрешку, а затем четырех-пятиместную.

Примерная последовательность игр с матрешками – умение ребенка ориентироваться в величине:

Что может ребенок сделать сам, занимаясь с матрешками? Какая матрешка соответствует его уровню развития? Как отобрать из многоместной матрешки нужные детали для игры ребенка, чтобы он сам мог сделать задание? Это во-многом зависит от возраста малыша и его умений.

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).

С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъмная.

С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.

С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.

С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка соединять двухместную матрешку?

В первой игре с матрешкой  с малышом в возрасте полутора лет лучше всего дать малышу две матрешки – одна большая (из двух частей), а другая – маленькая неразъемная. Мы не только научим малыша складывать матрешку, но и познакомим со словами «большой», «маленький».

Шаг 1. Сначала мы знакомим малыша с матрешкой. Покажите ребенку большую матрешку, расскажите, какая она красивая, яркая, нарядная, в платочке и кофточке (комментированием своих действий мы закладываем основу для накопления слов в словаре ребенка, даже если он еще не говорит). Встряхните матрешку – Ой, гремит! Что же гремит? Откройте матрешку и покажите матрешку – малышку. Закройте матрешку и поставьте две матрешки рядом перед малышом.

Шаг 2. Поиграйте с матрешками в прятки – спрячьте в ладони маленькую матрешку. Где матрешка? Нет матрешки! Раскройте ладони – Вот матрешка! Затем пусть малыш попробует спрятать в ладошках матрешку. Где она? Нет! Где же матрешка? Вот она!

Затем возьмите большую матрешку и попытайтесь ее спрятать в своих ладонях. Большая! Не спрячешь в ладошки!

Попросите малыша показать Вам маленькую матрешку и большую. Маленькую матрешку мы можем спрятать в ладошки, а большую – нет.

Интонационно помогаем ребенку: про большую матрешку говорим более низким голосом, про маленькую – высоким и тонким.

Шаг 3. Откройте большую матрешку, предложите малышу поставить  в нее маленькую матрешку. Попросите ребенка закрыть матрешку второй половинкой. Сами повращайте матрешку, чтобы совместить рисунок на ней. Похвалите матрешку, порадуйтесь вслух — Красивая матрешка.

Читайте также:  Программы для развития речи годовалого ребенка

Шаг 4. Дайте малышу матрешки для его самостоятельной игры. Пусть он попробует достать маленькую матрешку. Затем закроет большую. Поиграет с ними.

Можно разыграть небольшую сценку. Очень важно, чтобы взрослый сопровождал действия с матрешками простыми слогами, которые малыш может повторить, например:  «матрешка ходит топ-топ-топ, матрешка поет ля-ля-ля,  матрешка прыгает скок-скок-скок, матрешка едет на машине биииии- би- би, матрешка упала бух! Бух! Матрешка спряталась ку-ку. Давай позовем матрешку иди-иди, иди-иди» или любое другое действие, которое будет интересно Вашему малышу. Пусть ребенок покажет Вам где большая матрешка, где маленькая.

Стишки и песенки для таких инсценировок даны ниже

Шаг 5.  Матрешку собираем и она уходит гулять или уходит домой: «топ-топ-топ».

Так можно заниматься с матрешками начиная примерно с 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев. Одна такая игра – занятие с ребенком занимает не больше 5-7 минут, и лучше ее повторить несколько раз с разными действиями матрешек в шаге 4.

Если ребенок проявляет интерес к игрушке и легко справляется с заданиями, то можно дать ему в следующей игре трехместную матрешку.

Обыграть игрушку-матрешку  Вам помогут стишки для малышей:

При обыгрывании матрешке используются небольшие песенки, а также стишки со слогами, которые уже может повторить ребенок, договаривая их за взрослым.

Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки
Топ-топ-топ. Топ-топ-топ.
И домой спешили
Маленькие ножки

Дома танцевали
Маленькие ножки
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.

На машине ехали –
До (название игрушки) лошадки доехали.
Би-би-би! Би-би-би!

На машине ехали –
До мамы доехали
Би-би-би! Би-би-би!

На поезде поехали
До папы доехали
Ту-ту-ту!Ту-ту-ту!

На поезде поехали
До мячика доехали
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!

Дождик- дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы намочим ножки.

Солнышко – солнышко!
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть

Мы матрешки – все мы крошки, У нас чистые ладошки.
Посмотри, посмотри – на ладошки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – у нас новые сапожки,
Посмотри, посмотри – на сапожки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – вот как пляшут наши ножки.
Посмотри, посмотри – ты на ножки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки, ох, устали наши ножки,
Отдохни, отдохни, посиди, отдохни.

Мы матрешки, все мы крошки, снова пляшут наши ножки,
Посмотри, посмотри, ты на ножки посмотри.

Как научить ребенка собирать трехместную матрешку?

Обычно трехместную матрешку малыши учатся собирать в возрасте с  1 года 9 месяцев — 2 л ет .

Нам понадобятся три матрешки с разницей в величине в 3-4 см. Например, маленькая матрешка может быть величиной 4-6 см, побольше – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если малыш ранее никогда не играл с матрешками, то лучше использовать как самую маленькую неразъемную матрешку из комплекта.

Если малыш легко справляется с таким заданием, то тогда усложните его, и дайте матрешки, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1.  Дайте ребенку три матрешки и попросите показать Вам большую, поменьше, самую маленькую. Пусть малыш рассмотрит их внимательно. Попросите его поставить матрешки в ряд: сначала маленькую, потом побольше, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите малышу раскрыть матрешки и попросите каждой матрешке дать ее «юбочку» (расположить нижние части матрешек – их «юбочки» напротив верхней части). Покажите сами в случае затруднений, как это сделать.

Скажите, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки» и просят малыша помочь им. «Где у нас юбочка для самой большой матрешки? Давай поможем  и наденем юбочку на матрешку. А где юбочка для матрешки поменьше? Найди юбочку для самой маленькой матрешки. Вот какие матрешки – красавицы!»

Шаг 3. Дальше предложите малышу «спрятать матрешки» (т.е. собрать матрешку). Сначала у малыша возможны затруднения – тогда ему потребуется Ваша помощь и показ. Иногда возможно нужно будет взять его руку в свою руку и сделать рукой малыша нужное действие.

В дальнейшем при повторении игры с матрешками малыш уже будет более самостоятельным. Нужно учесть, что детки раннего возраста очень быстро забывают то, чему научились, и поэтому необходимо многократное повторение (как минимум 2-3 раза одно и то же задание).

В следующий раз занятие с матрешкой можно провести немного по-другому, например, так:

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Поставьте три матрешки в один ряд: большая, маленькая, а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 4. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста:

Игра 1. Матрешка потерялась.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

Игра 2. Чаепитие.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

Читайте также:  Аудиокниги по раннему развитию ребенка

Игра 3. Прятки.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Игра 4. Солнышко и дождик

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) —  кроватки для матрешек.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте  из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

Игра 6. Сюрпризы.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

Игра 7. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой  платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игра 8. Матрешки перепутались.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку  нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

Игра 9.  Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса.

Игра 10. Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня  развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.

Игра 11. Учимся считать.

Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.

Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.

Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.

Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание —  взять для игры 8 матрешек.

Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.

Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте  матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.

Игра 14. Отгадай матрешку.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Уверена, что Вы тоже придумаете много занимательных развивающих игр с матрешками для малышей! Желаю успехов!

Еще об играх и занятиях с малышами Вы можете почитать:

Пирамидка — обучающая игрушка: какие бывают пирамидки, как их выбирать, 15 идей для занятий с пирамидками, как научить малыша собирать пирамидку.

Лепка для малышей: основные способы лепки, система игровых занятий для детей с 1 года до 3 лет.

Развитие мелкой моторики — игры и упражнения для маленьких

Рассказы для самых маленьких: что и как читать ребенку

Детская книжка своими руками.

Развитие ребенка в год.

20 самых необычных и интересных предметов и игрушек для развития мелкой моторики детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Источник