Развитие ребенка в 3 недели зрение

Развитие ребенка в 3 недели зрение thumbnail

3 недели новорожденному — это время, когда у малыша появляется первая мимика. Кроха становится еще милее и красивее, у него проходит физиологическая желтуха, кожа становится естественного оттенка. Правильный уход, питание, забота помогают быстрее развиваться его физическим и эмоциональным навыкам.

Развитие ребенка в 3 недели зрение

Что умеет новорожденный в три недели

К трем неделям у деток подживает пупочная ранка, они становятся крепче, выносливее, подрастают (до 1 см) и прибавляют в весе до 250 г. Череп малыша, чуть измененный при прохождении через родовые пути, принимает свою нормальную форму. Ребенок не только спит и кушает, но и проявляет все больше активности. К вечеру бывают капризы из-за переизбытка эмоций и усталости.

Движения

Движения ручек и ножек крохи становятся более упорядоченными. Мышцы тела более крепкие, чем при рождении. Что умеет трехнедельный ребенок:

  • лежа на спинке, малыш хватает и сжимает ваши пальцы, пытается подтянуться, держась за них;
  • удерживает голову до 15 секунд, потом роняет ее, отдохнув, пытается снова поднять голову;
  • ему уже комфортнее лежать на животе, выкладывание на животик тренирует мышцы малыша;
  • произносит звуки, гулит;
  • появляется первая мимика;
  • малыш двигает ножками, «бежит», если, придерживая, дать ему опереться о твердую поверхность.

Слух

После рождения детки почти не реагируют на звуки. К трем неделям они начинают реагировать на шепот, тихую речь. Непривычные звуки настораживают ребятишек, они замирают, прислушиваются. Громкие звуки их пугают: малыш может вздрогнуть, расплакаться. Для развития слухового аппарата ребенка разговаривайте с ним, пойте песенки, говорите с разной интонацией и скоростью.

Малыш уже отличает голос мамы от других голосов. Спокойная разговорная речь других членов семьи, обращенная к крохе, обогащает, ускоряет его развитие.

Зрение

В три недели детки видят расплывчато, нечетко. Они хорошо различают крупные яркие предметы. Легче всего им распознать четкие черно-белые силуэты, картинки и крупные игрушки красного цвета. Ребенок умеет следить глазами за предметом: если вы медленно будете водить погремушку на расстоянии 20-30 см, он следит за ней глазками.

Для развития зрения рекомендуется закрепить над кроваткой крупную яркую игрушку, периодически меняя ее на другую. Или установить музыкальную карусель — так вы поможете развитию слуха и зрения одновременно.

Ощущения

Малышу нравится, когда его гладят, нежно делают массаж ладошек, ножек. К трем неделям детки любят купаться, это уже не стресс, а удовольствие.

Ребятишки чутко различают запахи. Запах мамы успокаивает его. Не рекомендуется использовать дома ароматизаторы, бытовую химию с резкими запахами. Маме лучше отказаться от духов и кремов с сильными отдушками.

Занятия с малышом

В этом возрасте особо ярко развиваются осязательные способности. Полезными будут тактильные занятия, массаж, ласковые поглаживания, купание. Хорошо выкладывать малыша голеньким на животик, воздушные ванны закаливают и укрепляют организм.

Полезные упражнения:

  1. Показывайте малышу игрушки, рассказывайте о них. Медленно водите на расстоянии 20 см из стороны в сторону, чтобы малыш учился фокусироваться и следить глазками за предметом.
  2. Чаще выкладывайте ребенка на животик.
  3. Делайте легкий массаж, поглаживайте, слегка похлопывайте ручки и ножки.

Полезные игры и игрушки

Время для игр в этом возрасте совсем непродолжительное. Каждому занятию уделяйте не больше двух минут, иначе малыш переутомится, с трудом расслабится и уснет.

Полезные игрушки:

  • музыкальные карусели (мобили);
  • развивающие картинки в черно-белом исполнении;
  • блестящие, красные, черно-белые крупные погремушки;
  • колокольчики с приятным нежным тоном;
  • небольшие яркие игрушки, которые удобно захватить рукой.
  • небольшие предметы (но не мелкие, чтобы ребенок не потянул их в рот и не проглотил) вкладывайте в ручку малыша;
  • чередуйте ручки, чтобы оба полушария мозга развивались гармонично;
  • давайте прикоснуться ручками к предметам разной текстуры;
  • вкладывайте в ручку малыша погремушки с разным звуком и текстурой.

Уход за малышом

В трехнедельном возрасте не забывайте следить за гигиеной малыша. Правильный уход включает:

  • соблюдение режима дня новорожденного;
  • купание крохи;
  • выкладывание на животик;
  • ежедневная гигиена ушек, носика, складочек;
  • воздушные ванны;
  • массаж всего тела;
  • массаж животика, если малыша беспокоят кишечные колики;
  • пеленайте кроху, это дает ему ощущение спокойствия (туго пеленать не стоит).

Рекомендуемые ткани для постельного белья малыша и его одежды: натуральные, легкие, дышащие. Стирают вещи новорожденного отдельно от взрослых, гипоаллергенными детскими средствами для стирки.

Питание

В три недели новорожденному достаточно съедать в сутки до 500 мл молока или смеси. Детки на грудном вскармливании прибавляют от 150 до 200 г в неделю. Если прибавка в весе меньше 100 г, малыш плохо кушает, отказывается от груди, обратитесь за консультацией к специалисту.

Стул новорожденного в 3 недели

Детки на грудном вскармливании какают от 2 до 8 раз в сутки. Цвет кала в норме у грудничка желтый, горчичный, кашицеобразный, с белыми хлопьями непереваренного молочка. Запах кисловатый, но вполне терпимый, не резкий.

У ребятишек на искусственном вскармливании кал более оформленный, он твердый и намного темнее, чем у деток на ГВ. Цвет кала зависит от смеси, бывает коричневым или горчичным. Запах тоже отличается, он более неприятный. Искусственники какают в два раза реже деток на грудном вскармливании.

Как помочь малышу, если у него проблемы со стулом:

  • массаж живота по часовой стрелке — хороший способ помочь наладить пищеварение;
  • упражнение «велосипед» улучшает перистальтику кишечника;
  • теплая пеленка на животик или выкладывание малыша на теплый голый живот маме — одно из средств расслабления спазма в животике.
Читайте также:  Рождение шестимесячный ребенок развитие

Срыгивания

Примерно до полугода детки иногда срыгивают после кормления. Это происходит от того, что еще полностью не сформировался пищевод. Срыгивание никак не связано с рвотой или тошнотой, это нормальное явление, оно не доставляет малышу дискомфорта. Отличительные черты срыгивания:

  • они происходят сразу после того, как малыш поел;
  • объем срыгиваний — небольшой;
  • в нем нет примеси желчи;
  • это однократное явление после еды;
  • малыш чувствует себя хорошо, срыгивания его не беспокоят.

Сон трехнедельного малыша

Нормальный сон трехнедельного новорожденного длится от 18 до 20 часов в сутки. Малыш бодрствует чуть больше, чем раньше, и это время все больше увеличивается. Деткам сложно перейти из состояния бодрствования ко сну, если они слишком перевозбудились или устали. Не перегружайте малыша общением с большим количеством людей, старайтесь реже бывать в шумных многолюдных местах.

Приучайте ребенка к смене дня и ночи — не затеняйте окна днем и не шумите ночью.

Общие рекомендации

Прикладывайте все усилия, чтобы сохранить грудное вскармливание. Это лучшая защита и помощь в гармоничном развитии ребенка.

Следите за гигиеной: мойте руки перед тем, как взять малыша, и следите за тем, чтобы ваши гости делали так же.

Поддерживайте чистоту в доме, влажная уборка и регулярные проветривания снижают риск развития инфекций и аллергий.

Не оставляйте малыша без присмотра на высоких поверхностях.

Общайтесь с малышом, носите на руках, ласкайте, пусть он чувствует вашу любовь и заботу. Это лучшая среда для быстрого эмоционального, интеллектуального и физического развития крохи.

Источник

Многих родителей сразу после рождения ребенка, волнует вопрос: какое зрение у их новорожденного малыша, видит ли он и как происходит становление и созревание глаза и возможности видеть у детей первого года жизни. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Формирование зрительного анализатора начинается  с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности.

К моменту родов глаз новорожденного уже полностью анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

В связи с этим зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • неполным формированием нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом; незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Поэтому учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. И только по мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам:

Новорожденный

  • различает только свет и тень — светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия (это вариант нормы).

1 месяц

  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.

2-3 месяц

  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота); начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги); начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке; пытается следить за движущейся игрушкой; начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.

4-6 месяц

  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета; задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.

7-12 месяц

  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

В дальнейшем по мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.

Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно знать: если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, но если еще в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста раньше.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование.

При офтальмологическом осмотре в раннем грудном возрасте врач обращает внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок.

До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево).

Читайте также:  Центр сопровождения развития ребенка приморского района

Также определяют:

  • наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции.

Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Как определить зрение ребенка дома

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях.

Для этого нужно пристально следить за развитием малыша: смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие; у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Особенности формирования зрения у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения.

Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов. Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Читайте также:  Развитие ребенка во временном коллективе

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник