Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее thumbnail

В заданиях «Лишний в ряду», «Кто здесь лишний», «Что лишнее» в группе есть кто-то или что-то с явным отличием от других элементов набора. Нужно определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного.

«Найди лишнее слово»

Чтобы ответить, какое слово лишнее в каждой группе, нужно догадаться, какой признак объединяет остальные среди данных слов.

Пример задания: диван, шкаф, лампа, стол.

Предложите ребёнку поразмышлять вслух!

Пример ответа: Лишняя в этом ряду лампа. Потому что диван, шкаф и стол — мебель, лампа — предмет интерьера. Другой вариант объяснения: лампа может освещать комнату, другие предметы из группы — нет.

Вместе находите лишнее четвертое или пятое слово в каждой строчке и объясняйте свой выбор.

самолет, поезд, вертолет, ворона, шмель

километр, миля, миллиметр, дюйм, килограмм

арбуз, земляника, черника, слива, малина

Ученики 3-4 класса и старше без труда выполнят и десяток таких заданий. Дошкольникам и детям 7-8 лет гораздо больше понравятся задания в картинках.

На сайте дети в игровой форме развивают логику и учатся мыслить нестандартно. Выполняйте задания по очереди с ребенком, а потом обязательно предложите ему позаниматься самостоятельно.

«Четвертый лишний» в картинках

найди лишнее слово или предмет задания ЛогикЛайк для детей

Выбери животное, которое не подходит остальным по среде обитания.

кто лишний Рыба Кит Кролик Морской конек

четвертый лишний Вишня Абрикос Яблоко Слива

Подсказка: внутри каждого плода есть …

что лишнее Грузовик Велосипед Скутер Машина

Можно просто посмотреть ещё примеры заданий или начать онлайн-занятия на платформе ЛогикЛайк.

лишний предмет Телефон Блокнот Планшет Ноутбук

четвёртый лишний Флейта Скрипка Дудочка Труба

Источник

 Методика «Исключение неподходящей картинки»

ВАРИАНТ 1.

Источник: Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию». — /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. — 144 с.

Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Развитие ребенка тест что лишнее      Развитие ребенка тест что лишнее       Развитие ребенка тест что лишнее

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Развитие ребенка тест что лишнее       Развитие ребенка тест что лишнее       Развитие ребенка тест что лишнее

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

Развитие ребенка тест что лишнее      Развитие ребенка тест что лишнее      Развитие ребенка тест что лишнее

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. «Психология в 3-х томах». — М.: ВЛАДОС, 1995 год. — Том 3, стр. 148.

         Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Читайте также:  Развитие логического мышления у ребенка занятия

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов   — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов   — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов   — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла     — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл       — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов   — высокий
4—7 баллов   — средний
2
—3 балла   — низкий
0 — 1 балл — очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике «Что лишнее?»

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов — М.: КСП, 1996 г. — 400 с.

          Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из  серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал:   Бланк с напечатанными сериями из четырех — пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.
1.  Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2.  Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3.  Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4.  Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5.  Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6.  Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7.  Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8.  Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9.  Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10.  Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11.  Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12.  Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13.  Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14.  Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15.  Ненавидеть,   презирать,   негодовать,   возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17.  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18.  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19.  Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20.  Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

2 ВАРИАНТ.
1)    книга, портфель, чемодан, кошелек;
2)    печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3)    часы, очки, весы, термометр;
4)    лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5)   самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6)    бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7)    дерево, этажерка, метла, вилка;
8)    дедушка, учитель, папа, мама;
9)    иней, пыль, дождь, роса;
10)    вода, ветер, уголь, трава;
11)    яблоко, книга, шуба, роза;
12)    молоко, сливки, сыр, хлеб;
13)    береза, сосна, ягода, дуб;
14)    минута, секунда, час, вечер;
15)    Василий, Федор, Семен, Иванов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ  ОБОБЩЕНИЯ

Число баллов

Характеристика решения задач

1

2

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5
—-
5
1)  Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2)  «лишнего» предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4
—-
4
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5

2,5
1)  Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2)  «лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1

1
1)  предметов (слов) объединенных в одну группу;
2)  «лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения



0
1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
2)  «лишнего» предмета (слова).

           Если испытуемый справляется с первыми тремя — четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
         Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Развитие ребенка тест что лишнее           Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее              Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее                 Развитие ребенка тест что лишнее

Развитие ребенка тест что лишнее              Развитие ребенка тест что лишнее

Источник

Подборка развивающих заданий для детей «Найди лишнее», с помощью которых вы сможете подготовить своего ребенка к школе, а также, при желании, улучшить успеваемость по важным предметам.

Читайте также:  Движение в развитии ребенка

Развивающие задания «Найди лишнее» — это идеальный способ, в игровой форме, развить смекалку, наблюдательность и усидчивость ребенка дошкольного возраста. Такие задания также можно использовать в начальной школе, для того чтобы научить школьника правильно концентрироваться на поставленных перед ним задачами.

Развивающее задание «Найди лишнее на картинке»

Эта подборка развивающих заданий для детей подойдет для самых маленьких, тех кто пока еще познает окружающий мир визуально. А чтобы малышу было интересно заниматься, для начала позвольте ему сделать рисунок ярким при помощи красок и цветных карандашей, и только после этого предлагайте искать лишние предметы.

Развивающее задание «Найди лишнее на картинке»:

Пример №1Пример №2Пример №3Пример №4Пример №5Пример №6Пример №7Пример №8Пример №9Пример №10

Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»

ВАЖНО: Учитывайте, что подобные задания надо предлагать детям, которые умеют хорошо читать. Если ребенок пока только знакомится с алфавитом, остановите свой выбор на картинках с предметами. Также надо помнить, чем младше ребенок, выполняющий задание, тем проще должны быть слова.

Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»:

Ребенок должен вслух и вдумчиво прочитать все словаСлова могут иметь разное звучание, но относиться, например, к одному действию или предметуСлова синонимы прекрасно подходят для развивающих игрОбращайте внимание ребенка на формы, цвета, действияРазвивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»

Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»

Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»:

Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»

Развивающее задание «Найдите лишний ряд»

Цифры также могут использоваться для развивающих заданий «Найди лишнее». Но вы должны понимать, что подобные смысловые нагрузки под силу не всем детям. Если малыш не дружит с математикой, тогда подбирайте для него максимально простые задания.

Развивающее задание «Найдите лишний ряд»:

Расскажите ребенку, что в математические цифры могут иметь десятки и сотни. Обязательно приведите примерДля начала разберите с малышом пару примеровПопросите ребенка объяснить, чем выбранный ряд отличается от остальныхПри надобности помогайте дошкольнику разобраться в цифровых ребусахДля совсем маленьких ребят выбирайте самые простые числовые загадкиМатематические задания на начальных этапах не должны длиться слишком долгоКомбинируйте математические ребусы с поиском ярких предметовЗаинтересуйте ребенка яркостью

Развивающее задание «Найди лишнее и объясни простыми словами»

Если вы хотите, чтобы ребенок развивался достаточно быстро, старайтесь давать ему разноплановые задания. Так, например, периодически усложняйте задачки. Предложите малышу не просто найти лишнее слово, число или предмет на картинке, но и попросите логически объяснить свой выбор.

Развивающее задание «Найди лишнее и объясни простыми словами»:

Яркие картинки помогут привлечь внимание самого неусидчивого малыша

  • 1 ряд — лишний петух, он домашняя птица
  • 2 ряд — лишняя миска, столовый прибор, а не мебель
  • 3 ряд — лишние брюки, предмет одежды, все остальное овощи
  • 4 ряд — лишний стульчик, является предметом мебели

Не требуйте от дошкольника слишком объемных объяснений. Малыш должен использовать свой словарный запас

  • 1 ряд — лишний мальчик, все остальные девочки
  • 2 ряд — лишний картофель, он овощ
  • 3 ряд — лишние вишни, они не являются игрушками
  • 4 ряд — лишние кубики. Это игрушка, а не предмет мебели

Для дошкольников лучше выбирать двухрядные смысловые ребусы

  • 1 ряд — обратите внимание на яблоко, он является продуктом питания
  • 2 ряд — обратите внимание на машинку, все остальное еда

Для усидчивого малыша можно выбирать картинки с мелким рисунком, тем самым усложняя задание

  • 1 ряд — лишняя ель, не является цветком
  • 2 ряд — лишний комнатный тапочек, обувь, не столовый предмет
  • 3 ряд — лишняя шляпа, головной убор
  • 4 ряд — лишний чемоданчик, все остальное автомобили
  • 5 ряд — лишняя груша, она относится к фруктам

Акцентируйте внимание на живых и не живых предметах

  • 1 ряд — лишние очки, все остальное часы
  • 2 ряд — лишние ботинки, это обувь
  • 3 ряд — лишние брюки, они не являются головным убором
  • 4 ряд — лишняя лавочка, все остальное живые деревья

Периодически просите максимально красочно описать выбранный предмет

  • 1 ряд — лишний кролик, он животное
  • 2 ряд — лишний помидор, он является овощем

В игровой форме можно познакомить дошкольника с овощами и фруктами

  • 1 ряд — лишнее яблоко, это фрукт
  • 2 ряд — лишний картофель, относится к овощам
  • 3 ряд — лишний гранат, это фрукт
Читайте также:  Детская энциклопедия развития ребенка

Предметы на картинке должны быть хорошо знакомы ребенку

  • 1 ряд — лишняя земляника, это ягода, а не гриб
  • 2 ряд — лишний велосипед, все остальное относится к предметам мебели

Предмет может отличаться от остальных по форме, цвету, величине

  • 1 ряд — лишний сом, он не может жить на суше
  • 2 ряд — лишняя птица, она хоть и летает, но не является насекомым
  • 3 ряд — лишний поезд, он не может передвигаться по воде
  • 4 ряд — лишний самолет, он летает по воздуху

Иногда можно предлагать картинки, на которых предметы никак не связаны

  • 1 ряд — лишняя роза, это цветок, а не предмет одежды
  • 2 ряд — лишняя бабочка, она насекомое, а не фрукт
  • 3 ряд — лишний чайник, все остальное игрушки
  • 4 ряд —  лишний фартук, все остальное цветы

Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»

Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»:

Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»

Развивающее задание «Найдите лишнее предложение»

Если ваш малыш может вполне сносно читать, можете предлагать ему задания с предложениями. Так вы и чтение улучшите, и логическое мышление разовьете. Ниже вы можете найти примеры для подобных занятий.

Развивающее задание «Найдите лишнее предложение»:

  1. В поле растут нежные ромашки.
  2. В нашем саду расцвели пушистые пионы.
  3. После дождя я люблю бегать по лужам.

Правильный ответ — 3 предложение не подходит по смыслу, оно не о цветах.

  1. Я очень сильно люблю сладкие яблоки.
  2. Моя мама и дня не может прожить без ароматных груш.
  3. Папа часто покупает нам яблоки и груши.
  4. Сегодня бабушка решила угостить меня салатом из свеклы.

Правильный ответ — 4 предложение не подходит по смыслу, в нем упоминается овощ, а не фрукт.

  1. Я люблю праздновать день рождения со своими родными.
  2. Сегодня мы всей семьей славно потрудились в саду.
  3. Совсем скоро мы будем праздновать самый веселый праздник — Новый год.

Правильный ответ — 2 предложение не подходит по смыслу, в нем не упоминается о празднике.

Развивающее задание «Найди лишнее число»

Математические задания не очень популярны среди детей, но все же именно с их помощью лучше всего развивается внимательность и логика.

Развивающее задание «Найди лишнее число»:

Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»Развивающее задание «Найди лишнее число»

Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»

Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»:

Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»

Развивающее задание «Найди лишний предмет»

Развивающее задание «Найди лишний предмет»:

Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»Развивающее задание «Найди лишний предмет»

Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»

Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»:

Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»

Видео: Найди лишний предмет. Развитие мышления

Читайте также на нашем сайте статьи для развития детей:

  • Самостоятельное обучение скорочтению, тренировка, развитие быстрого чтения детей и школьников 7, 8, 9, 10 лет
  • Развивающие активные игры для детей от 8 лет, на эрудицию, логику, развитие музыкальных, математических навыков, воображения
  • Игры для детей 6 лет на развитие речи, математических способностей, логики, памяти, воображения. 
  • Развивающие игры для детей от 5 лет для развития внимания, памяти, логики, речи, слухового восприятия, умения воспринимать цвета. 
  • Развивающие игры для детей от 3 лет на развитие речи, фонематического слуха, мышления и логики, памяти

Источник