Развитие ребенка средствами народного искусства
Районное методическое объединение для воспитателей по художественно-эстетическому развитию воспитанников
Сообщение по теме:
«Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»
Подготовила и провела:
Н.А. Городецкая,
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»
г. Семенов
2016 г.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства — симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.
Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни – оно нашло свою нишу в педагогике.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. А наш район (округ) богат мастерами! Издавна Семеновский уезд (район) знаменит Хохломой, Семеновской матрешкой, Федосеевской игрушкой, резными и инкрустированными соломкой деревянными изделиями, берестяной посудой. И кому как не нам, в воспитании наших детей, использовать приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству?
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, помогает видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Очень радует то, что в настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественно-эстетическом развитии детей в детских садах нашего города. Оно влияет на декоративно – прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно – практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно – прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.
Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, их свойствах, видах искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении.
Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно – прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения. В подтверждении этого Т.Я.Шпикалова, отмечая синкретичность народного искусства, говорит о необходимости включения в декоративно — прикладную деятельность других его видов.
Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно – прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.
Интегрирование разного содержания в воспитательной – образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества. И мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны (слитность, неразделенность.). Синкретизм мышления у дошкольников проявляется в нерасчлененности психических функций на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечают синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов.
Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно — часто в форме игры или манипулирования словами — переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.
Поэтому, народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми, используется в интегрированной форме как в непосредственно образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.
Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер декоративно-прикладного искусства присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).
Список литературы:
- Богуславская И.Я. Дымковская игрушк.Л.,Детство –пресс, 1988 -65с.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк 2 –е изд. – М.:1967.
- Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество,/Под ред. Т.Я.Шпикаловой,М.Владос, 2000. -105с.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
- Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., Просвещение 2004 -97с.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М., Владос, 2004 -107с.
- Домарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: 1995.
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке.
- Доронина Г.В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С –Пб. Детство — Пресс.1998 -98с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М .: 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:2006.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: 2005
- Кожахина С.К. Путешествие в мир искусства. – М.: 1996.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. – М .: 2006.
- Лыкова И.А. Развитие художественного творчества. М.Сфера.2005 -86с.
- Народное искусство в воспитании дошкольников/Под ред. Т.С.Комаровой. Педагогическое общество России, 2005 -256с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.
- Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М. Сфера.2005 -112с
- Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного искусства. М. Просвещение.2004. -168с.
- Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: 1981.
Источник
Марина Анатольевна Шомина
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педа-гогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных средств для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду. В про-цессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.
Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественно – эстетическом развитии детейдошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Данный вид изобразительной деятельности имеет большой пе-дагогический потенциал в развитии ребенка. Декоративное рисование является основой формирования у дошкольника чувства ритма, что необходимо при обу-чении письму. В декоративном рисовании ребенок упражняется и осваивает ори-ентировку на листе бумаги. Декоративное рисование является площадкой для формирования у ребенка планирующей деятельности т. к. сначала ему нужно придумать орнамент, подобрать выразительные средства,а затем выполнить и оценить его.
Многочисленные исследования ученых психолого-педагогической науки (Л. С. Выготского, Н. А. Ветлугиной, Л. А. Парамоновой, Г. Г. Григорьевой) подчер-кивают во-первых сензитивность периода дошкольного детства для развития детского воображения, творческого самовыражения воспитанников, во-вторых, значение непрерывного обогащения опыта, создания вариативного развивающего пространства для развития творческих способностей детей.
Эти идеи нашли логическое отражение в нормативно-правовых документах в сфере дошкольного образования. В частности в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования которые выделены в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отра-жение в содержании образования и воспитания сейчас когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь. быт мировозрение детей. Н. П.Сакулина говорила: «Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа»
Сегодня знакомство с культурой и традициями своего народа является неотъ-емлемой работой педагогов нашего МБДОУ. Главная задача любого взрослого – привить ребенку чувство уважения и любви к своей Родине. Наша идея состояла в том, что решая задачи художественно-эстетического развития, нами было ре-шено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, ко-торое будет направлено на развитие творческих способностей детей.
Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Конечно, чтобы развить в детях желание к самостоятельному творчеству необходимо познакомить их с историей возникновения каждого ви-да народного искусства. Сегодня я хочу представить опыт работы по ознакомле-нию детей с городецкой росписью.
Новизна опыта. Предлагаемый опыт относится к уровню усовершенствова-ния. Одним из главных элементов является сам подход к проблеме развития ху-дожественно — творческих способностей детей через систему непосредственно – образовательной деятельности, связанных с изучением традиционных и нетради-ционных способов изображения народного искусства на основе городецкой рос-писи и её применение в современных условиях.
Теоритический аспект. При решении основной задачи — развития творческой личности, я делаю упор на богатейшее теоретическое и практическое наследие талантливых педагогов, искусствоведов, художников. Особое внимание уделяю освоению материаловедения, спецтехнологии и приемов письма Городца.За ос-нову теоретической базы опыта я взяла труды:
— Емельновой Т. И. «Мастера Городецкой живописи»;
— «Наследие и современная творческая практика городецких мастеров»;
— Жегаловой С. К. «Русская народная живопись».
Воспитательная работа выстроена на основе дидактических принципов
обучения и воспитания, изложенные в трудах Л. С. Выготского и В. С. Мухиной.
Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале занятия и не желание творить, т. е. добавлять что-то свое новое, необычное, а это и есть недостаток творческих про-явлений.
Цель: создание благоприятных условий для выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования городецкой росписи в изобразительной деятельности.
Задачи:
— приобщать детей к истории городецкой росписи;
— формировать умение оригинально создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;
— формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы;
— развивать чувство цвета, композиционные умения;
— выявить качественные изменения, произошедшие в изобразительной деятельно-сти, проявление творчества в рисунках детей.
Проводимая нами система работы включала в себе три основных этапа:
Iэтап: Накопление непосредственных впечатлений.
IIэтап: «Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков де-тей в изобразительной деятельности».
IIIэтап: «Творческий»
На первом этапе педагогический процесс по развитию интереса у воспи-танников с народным городецким промыслом осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
Непосредственно организованная деятельность осуществлялась с мульти-медийным сопровождением. Тематика их интересна и разнообразна, воспитанники знакомились с историей возникновения городецкого промысла. С детьми была организована экскурсия, в музей Истории художественных промыслов Нижего-родской области. Дети имели возможность увидеть около четырех тысяч произве-дений народного искусства, Полученные знания нашли применение в занятиях по декоративно – прикладному искусству. которые способствовали эмоциональному обогащению воспитанников. Посещение музея помогло понять и полюбить народное творчество, которое хранит вековые традиции,передаваемые из поколе-ния в поколение.
Развитие представлений о профессиях связанных с народным искусством прошло через организацию досуга «Мастерами славится русская земля». Воспи-танники в рамках проведения игры-соревновния определяли предметы, которые необходимы для работы художника народных промыслов. Далее они презентовали свою профессию. А другие ребята оценивали правильность выбора.
Совместно с детьми были, организованы выставки предметов декоративно-прикладного искусства на тему «Веселый Городец».
Параллельно с этим проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными предметами народного про-мысла и различными изобразительными материалами для воплощения собствен-ного творческого замысла.
Для этого было сделано следующее:
1. В группе пополнили развивающую предметно – пространственную среду по ху-дожественно – эстетическому развитию предметами декоративно-прикладного искусства;
2. Центр художественно — эстетического развитияпополнили изобразительными материалами: бумагой разной фактуры, калькой,копировальной бумагой, клеем, гуашевыми,акриловыми и акварельными красками, тушью, ,кисти №1 .№2 плос-кие,№6 .8 –для нанесения грунта, восковыми мелками, пастелью, сангиной, уг-лем, тычками, трафаретами. Алгоритмами «Городецкий петух», «Конь». Алго-ритмами разного уровня сложности розана, купавки. Раскраски, силуэты предме-тов для раскрашивания. Создали альбом «Искусство – детям» (по видам росписи).
3. Центр познавательного развитияпополнили дидактическими играми: «Собери узор», «Отгадай, какая роспись», «Продолжи узор», «Мозаика».Причем некоторые игры: «Продолжи узор», «Мозаика» дети изготовили сами для себя.
4. Центр речевого развития пополнился: игра «Волшебный круг», художественная литература (стихи, пословицы о народных промыслах, труде народных мастеров). Книжки-самоделки с творческими рассказами о городецкой росписи.
В развивающей предметно — пространственной среде мы разложили мате-риал в доступном для детей месте. Ребята могут в любое время по желанию рисо-вать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспита-телям, мамам и папам, самые любимые свои рисунки дети складывают в свою папку – портфолио.
Работа с родителями проходила следующим образом. Родителям была дана консультация по вопросам организации изобразительной деятельности дома и в группе, где раскрывалась значение и методика работы с разнообразным изобрази-тельным материалом.
Мы старались, чтобы каждый ребенок мог реализовать свою потребность в свободных действиях с изобразительным материалом, приобрести свой опыт, свое представление об этих материалах. Создавая условия для творческих действий с материалом, мы предлагали, как знакомый им материал (гуашь, акварель, воско-вые мелки,так и менее знакомый: (тушь, пастель, уголь, канцелярский клей, пе-чати из овощей, поролона, ватные палочки). Мы побуждали детей к действию с различными материалами и их комбинациями,а также знакомили с новыми не-обычными техниками: граттаж, пальчиковый рисунок, печатанье трафаретами и руками (ладонью, боком, сгибом, кулачком, и т. д. Было видно, что дети дей-ствуют материалами с интересом. Очень радовались полученным результатам.
ВЫВОДЫ:
Дети накопили яркие эмоциональные впечатления;
Познакомились с нетрадиционными материалами, стали их использовать в свободной деятельности.
Эти достижения, позволили перейти ко II этапу работы.
IIэтап: «Владение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».
Данный этап включал в себя серию НОД, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-пространственной среде группы. Чтобы процесс был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества, в руководстве изобразительной деятельности мы старались использовать разнообразные методические приёмы (игровые ситуации, использование художественного слова, алгоритмов, образец воспитателя, показ способов изображения).
ВЫВОДЫ: Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки.
IIIэтап: «Творческий»
Данный этап включал в себя занятий, в процессе которых дети имеют возмож-ность творчески решать постановленные изобразительные задачи. Деятельность проводилась в игровой форме, и содержали в себе проблемные ситуации, решение которых завесило от самостоятельных творческих действий детей.
Мы предлагали детям отправиться в сказочные путешествия, в которых возникала необходимость стать мастерами, художниками, прийти на помощь по-павшим в беду или сделать подарок. Например, волшебное перо привело ребят в волшебный город, где ребята, увидев в предложенном – силуэты посуды и вспомнив различные элементы узоров росписи и способы их рисования, превра-тились дети в мастеров и выбрали понравившийся силуэт, материал и замыслили свой неповторимый узор. Процесс сопровождался яркими положительными эмо-циями и речевыми высказываниями. Особенно эффективны для развития инициа-тивы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумы-вают содержание своих работ.
Активность детей достигалась и путем их привлечения к анализу выполнен-ных работ. Причем, вопросы направляли детей не на сравнения рисунков, а на по-иски наиболее выразительных средств изображения.
Дети самостоятельно пришли к выводу, что гуашь придает — яркость, флома-стеры — четкость линий, различные тычки и печатки упрощают рисование округ-лых форм.
Иногда дети на одном занятии не заканчивали работу, тогда мы предлагали им подумать дома, что еще и как поможет улучшить их замысел. Такой прием под-держивал интерес и настроение детей и способствует развитию их творческого воображения.
Таким образом, творческие занятия одновременно способствуют осуществ-лению задач воспитания и развитию художественной способности детей. Мы от-мечали увеличение интереса к декоративному рисованию, причем дети в свобод-ной деятельности использовали нестандартный материал.
Окончание III этапа обусловлено не только применением разнообразных навы-ков в творческой деятельности, но и развитием творческих замыслов детей, уме-ний видеть зависимость выразительного образа от способов изображения. Дети стали более самостоятельными, инициативными, активными.
Параллельно с работой с детьми по развитию творчества в декоративном рисо-вании, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
Родительские собрания:Совместные мероприятия:Информирование:
*Показательные меро-приятия
*анкетирование
*Беседы
*Участие родителей в оснащении группы игро-вым материалом Совместные мероприятия:
*Праздники
* *выставки совместных работ
*фотовыставки
*посещение музея Информирование:
*Консультации
*Памятки
* *Оформление стендов для родите-лей народные узо-ры.
*Семейный клуб
Из сравнительных диаграмм обследования по методике Г. Г. Григорьевой «Выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замыс-ла», и «Обследование уровня интеллектуально-эстетического развития» по ме-тодике Т. С. Комаровой, Т. А. Ратановой.видно:
В начале нашей работы анализ результатов обследований показал, что те-матика детских работ отличается стереотипностью, стандартностью, однообра-зием. Причем в некоторых работах видна оригинальность, что предполага-ет развитие творческого воображения, но недостаточно качество техники вы-полнения изображения.
К концу нашей работы количественные и качественные изменения про-изошли у каждого ребенка. Дети стали использовать кистевое письмо, научи-лись сочетать несколько техник и приемов рисования, вписывают узор в любую форму, освоили приемы рисования росписи, ее элементы – прямая капелька, капелька с поворотом, листок, дуга, усик, точка, цветной замалевок, купавка
Таким образом, совместная работа с родителями способствует более глу-бокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию творчества детей.
Результатами проделанной работы стали:
— развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства на основе городецкой росписи;
— дети соединяют знания технических приемов с художественной фантазией присущей их детскому воображению. Создают красивые композиции.
Выбирают тему и технику исполнения самостоятельно. Реализуют замысел с использованием кистевого письма.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятель-ности. (на слайде).
Список литературы
1. Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование»Волгоград: Учи-тель, 2010г.
2. Гранкина М. В. Нетрадиционные изобразительные техники // Воспитатель ДОУ. – 2008. — №5. – С. 88-92.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников.- М: Изд. Центр «Академия», 1997
4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995
5. Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». — М., 1986.
6. Пантелеев Г. Н. — «Декоративное рисование — детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.
7. Парухина О. Н. Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творче-ству // Воспитатель ДОУ. – 2009. — №3. – С. 93
8. РазинаТ. М. Русское народное творчество. – М., 1970.
9. Хвастунова Т. А. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с современными требованиями// Воспитатель ДОУ. – 2009. — №2. – С. 28
Источник