Развитие ребенка средняя группа

Развитие ребенка средняя группа thumbnail

Направление организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с детьми средней группы (4–5 лет) определяется возрастными особенностями развития. Этот принцип отражается в стратегии образовательной деятельности детского сада. Поэтому, чтобы методически грамотно подготовить и провести развивающее занятие, педагогу следует учитывать психолого-педагогические нюансы работы с ребятами среднего дошкольного возраста.

Особенности развития детей 4–5 лет

Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы.

Воспитательница и сидящие полукругом дети

Методика занятий по развитию опирается на возрастные особенности детей

Таблица: психолого-педагогические характеристики детей среднего дошкольного возраста

Это интересно. Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.

Дети играют в кафе

В среднем дошкольном возрасте дети стремятся играть вместе, а не просто рядом, как в младших группах

Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития. Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:

  • формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
  • обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
  • воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.

Дети сидят в кругу с мячиками в руках

В среднем дошкольном возрасте у ребят активно развиваются мыслительные способности

Виды и задачи занятий по развитию в средней группе

Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:

  • ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
  • развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
  • физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
  • музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.

Кроме того, если в детском саду есть специалисты нужного профиля, список занятий в средней группе расширяется:

  • хореографией;
  • логопедическими занятиями.

Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).

Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:

  • навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
  • внимания;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • интеллекта;
  • инициативности;
  • нравственных качеств личности и патриотизма.

Дети на физкультуре идут по массажным коврикам

Формирование стремления к здоровому образу жизни является важной задачей образовательной деятельности в ДОУ

Таблица: задачи развивающих занятий в средней группе

Задачи развития игры по Эльконину

В постсоветском пространстве, рассматривая вопросы развития детей, методисты и педагоги опираются на концепцию советского психолога Д. Б. Эльконина, который считал ключевым фактором развития ребёнка ведущий вид деятельности. Согласно этому подходу, именно ведущая деятельность оказывается движущей силой развития, обеспечивающей преобразования в психике ребёнка, то есть изменения в личностных характеристиках малыша и определяющих понятие взросления. Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста, согласно этой теории развития, является сюжетно-ролевая игра. Д. Б. Эльконин выделял следующие задачи развития игровой активности для ребят 4–5 лет:

  • учить соответствию игрового и реального действий (расширять спектр действий с предметами, к примеру, играя в «Больницу» дети привлекают не только игрушки набора врача, но и блокноты, ручки для рецептов);
  • помочь в распределении функций каждой роли («учитель» не только ведёт урок, но и проверяет тетради, делает записи в дневнике, журнале);
  • расширять количество игровых действий («мама» кормит, одевает, гуляет, купает «ребёнка»).

Методика организации занятий по развитию с детьми 4–5 лет

В методической литературе одним из самых сложных вопросов оказывается разграничение терминов «метод», «средство», и «приём» обучения. Поэтому прежде чем рассматривать эти понятия в контексте занятий на развитие дошкольников среднего возраста, сделаем небольшой экскурс в теорию.

Метод — комплекс способов достижения поставленной образовательной цели (обучающей, развивающей, воспитательной или объединяющей все 3 направления).

Приём — элемент, шаг в осуществлении метода на практике.

Средство — система объектов, предметов и явлений, позволяющих реализовывать приём и способствовать освоению новых знаний, умений и навыков. К средствам относятся:

  • игрушки (в том числе конструкторы, пазлы);
  • дидактические материалы;
  • технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор и пр.);
  • краски с кисточками, карандаши, пластилин, глина и пр.;
  • книги;
  • явления природы (животные, растения);
  • речь.

В психолого-педагогической литературе можно встретить ещё один термин: методика. Этим понятием описывается система приёмов, реализующих метод. В практической деятельности методики представлены в двух видах:

  • комплексной программой, цель которой — формирование и развитие разносторонних способностей детей (развитие навыка чтения, письма, формирование умения сосуществовать в коллективе);
  • парциальной программой, то есть направленной на развитие узких способностей (например, изучение иностранного языка).

Что касается занятий по развитию в средней группе, то в них представлены как комплексные, так и парциальные программы.

Педагог с игрушкой на руке беседует с детьми

Педагог комбинирует образовательные методы и приёмы в зависимости от темы занятия

Таблица: методы и приёмы на занятиях по развитию в средней группе

Фотогалерея: практические приёмы на развивающих занятиях

Проведение занятия по развитию в средней группе ДОУ

С детьми пятого года жизни проводят 10 развивающих занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут.

Временной план занятия

Время НОД распределяется между четырьмя этапами:

  • вводным (педагог мотивирует ребят на работу над темой, используя загадки, рифмовки и пр.) — до 3 минут;
  • основным, на котором происходит разработка темы при помощи разных приёмов, а также проводится физкультминутка — до 10 минут;
  • этапом закрепления материала (отработка знаний, умений и навыков в практических упражнениях) — до 5 минут;
  • заключительным этапом — до 2 минут.

Это интересно. Основной этап и этап закрепления часто объединяются в один. Это происходит в том случае, если педагог закрепляет части материала отдельно, а не единым заданием.

Дети и педагог выполняют упражнение физкультминутки

Физкультминутка во время занятия предупреждает появление умственного перенапряжения дошкольников

Схема составления конспекта занятия

Составление плана урока — это 50% успеха его проведения. А ещё 15% даёт правильная структура конспекта.

Таблица: структура конспекта занятия по развитию в средней группе

Воспитательница показывает детям цифру три

Готовый конспект занятия позволяет увидеть целесообразность использования конкретных методов и приёмов в работе над темой

Таблица: конспект занятия по развитию (ФЦКМ) на тему «К нам весна шагает быстрыми шагами» в средней группе (фрагмент)

Видео: занятие по развитию речи «Весна проснулась» в средней группе

Видео: занятие по ФЭМП «В гости к Карлсону» в средней группе

Видео: физкультурное занятие в средней группе

Диагностика развития воспитанников средней группы

Мониторинг развития дошкольников проводится 2 раза в год: в сентябре и мае. Это позволяет оценить деятельность каждого ребёнка по всем образовательным направлениям в динамике (познавательное развитие, физическое, речевое, социально-коммуникативное и художественно-творческое). Алгоритм анализа установлен ФГОС. Перейдя по ссылке, можно ознакомиться с диагностическими картами и критериями оценивания показателей развития детей 4–5 лет.

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы

Диагностика позволяет увидеть прогресс во всех направлениях развития детей

Особенности развития детей средней группы являются определяющим фактором при формулировании целей и задач занятий. Формирование созидательного отношения к миру, завершение освоения речи, интерес к групповым играм со сверстниками — всё это помогает педагогу составлять полезные и интересные занятия по разным направлениям образовательного процесса. А регулярный мониторинг развития дошкольников позволяет увидеть результаты методической работы воспитателя.

Источник

Надежда Кубаткина
Возрастные особенности детей средней группы

Возрастные особенности детей средней группы

Читайте также:  Отсталое развитие ребенка 3 лет

(4 — 5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он

является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.

А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается

координация, движения становятся все более уверенными. При этом

сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается

моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и

быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные

особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно

дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие.

Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными,произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят

практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно -логическое.

Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить

небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются

произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение

непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают

условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры:

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для

малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним

возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин).

Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности:

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку,

понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое

воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи:

В течение среднего дошкольного периода происходит

активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается

звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее.

Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если

раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то

теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается

повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых

Читайте также:  Условия для проживания и развития ребенка

сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности.

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать

вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось,

одной из отличительных особенностей данного

возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ.Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Обучение детей 4–5 лет

Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре.

Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности

детей 4–5 лет.

В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что

на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет

благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более по

слушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья,поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены

семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области

психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ

охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет –родительское

собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

Семья–это главное

По мнению практикующих детских психологов, семья

играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями –первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родит

ели должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии, с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь.

Отец является олицетворением порядка защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь

.

Источник