Развитие ребенка со сверстниками младший школьный возраст
Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте
Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются меж личностные отношения с одноклассниками и учителем. Однако вначале у пер воклассников общение со сверстниками отступает на второй план, т. к. они только начинают адаптироваться к школе, привыкать к новому укладу жизни, социальному положению и новому коллективу. Теперь основной деятельностью и обязанностью ребенка становится учение, которое требует от него дисципли ны, организованности, воли, приходится делать то, что надо, а не то, что хочет ся, считаться с чужими желаниями и интересами. Дети могут быть настолько поглощены своим новым статусом, что иногда просто не замечают однокласс ников и не могут ответить на вопрос, кто сидел с ними рядом. Они избегают об щения друг с другом, существуют сами по себе. Контакты между первоклассни ками осуществляются посредством педагога. Я. Л. Коломинский приводил при мер из школьной жизни первоклассников: у ребенка не было ручки, но он не по просил ее у товарищей, а привлек внимание учительницы плачем. Когда учи тельница спросила ребят, есть ли у кого-нибудь лишняя ручка, то тот школьник, у которого она была, отдал ее не лично товарищу, а учительнице.
Адаптировавшись в школе, ребенок начинает активно устанавливать дру жеские контакты. Если к 9-10 годам у ребенка сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников, можно сделать вывод, что он умеет налаживать контакт с ровесником.
На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отно шение к друзьям меняется. Для ребенка 6-7 лет друг- это тот, с кем он играет, сидит за одной партой или живет в одном доме. В выборе друга ребенок ориен тируется не на качества личности, а на поведение. Ему важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело. Дружеские отношения недолговечные, они легко возни кают и так же легко заканчиваются.
Дети 8-11 лет считают друзьями тех, кто помогает им, выполняет их просьбы, разделяет их интересы. Для них становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.
Среди младших школьников, так же, как и у дошкольников, появляются лидеры («звезды»). Лидеры, как правило, общительны, инициативны, имеют хо рошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хо рошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками; если это девоч ки, то имеют привлекательную внешность. Если воспитательная работа в школе находится в запущенном состоянии, то лидером может стать ученик с плохим поведением. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы, замкнуты, неаккуратны, неряшливы; могут ябедничать, зазна ваться и жадничать.
Все эти качества по-разному проявляются на различных этапах младшего школьного возраста. Для первоклассников у лидеров наиболее важными осо бенностями являются красивая внешность, активность, готовность поде литься вещами и сладостями, хорошая успеваемость, физическая сила у мальчи ков. А у «непривлекательных» детей- неактивность, неопрятность, плохая учеба и поведение, дружба с нарушителями дисциплины, непостоянство в дружбе, плаксивость. Следовательно, первоклассники при оценке своих сверстников прежде всего обращают внимание на качества, которые проявляются внешне, и на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста на первый план при оценке сверст ников выходят организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Показатели, связанные с учением. Отходят на второй план. Для «непривлекательных» детей в этом возрасте характерны такие качества, как об щественная пассивность, недобросовестное отношение к труду и к чужим ве щам.
Такие критерии оценки одноклассников связаны с особенностями восприя тия младших школьников и понимания ими другого человека, а именно со слабой способностью выделять главное в предмете, ситуативностью, эмоцио нальностью, опорой на конкретные факты и трудностями установления причинно-следственных отношений.
Первое впечатление о другом человеке у младших школьников также си туативно, стереотипно, ориентировано на внешние признаки.
Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Но в третьем классе происходит пере стройке межличностных отношений и их осознания. Адекватность восприятия своего социального статуса снижается: дети, занимающие благополучное поло жение в классе, недооценивают его, а имеющие неудовлетворительные показа тели-считают свое положение приемлемым. Это связано с тем, что в этот воз растной период возникает потребность занять определенное положение в груп пе сверстников. Также в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми и стесняются не только незнакомых взрослых, но и незна комых детей. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором, нередко требующим психотерапевтического вмешательства.
«Непривлекательные» для сверстников дети очень остро переживают свое положение, и часто у них могут возникать неадекватные аффективные реакции. Но, если у ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он переживает меньше. Эта привязанность является для него психологической защитой.
Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них выс шим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его «любимчиком». Но педагог может и помочь «изолированно му» ребенку стать своим в коллективе. Это должна быть сугубо индивидуальная работа, зависящая от конкретной ситуации. Но есть и общие рекомендации: нужно вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодо леть его аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе; предложить авторитетным сверстникам поддер жать ребенка.
Родители тоже могут помочь младшему школьнику наладить контакты со сверстниками. Для этого они должны быть приветливы и гостеприимны, когда ребенок приводит друзей домой, угощать их блюдами, которые им нравятся, приглашать их на совместные прогулки, экскурсии, походы в кино, помогать ре бенку делать первые шаги к установлению отношений с одноклассниками.
В младшем школьном возрасте у ребенка складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Для того, чтобы самооценка была достаточно высокой и адекватной, он должен знать свои способности и иметь возможности для их реализации. Ребенок в этом возрасте стремится овладеть различными умениями, делать что-то лучше всех. В случае успеха у него развивается чувство собственной умелости, полно ценности, а в случае неудачи-чувство неполноценности. Ребенку важно., чтобы его умение оценили и взрослые, и сверстники. Он должен чувствовать свою ценность и неповторимость. Задача взрослых-помочь ребенку реализовать свои возможности и раскрыть ценность его умений для одноклассников. Например, если школьник плохо учится, но хорошо рисует, можно организовать в школе выставку его работ. Это может изменить и отношение ребенка к учебе и классу, и отношение одноклассников к нему.
Знание ребенком своих сильных и слабых сторон способствует формиро ванию его самостоятельности, уверенности в себе, независимости, компетент ности в общении со сверстниками.
Кроме того, что общение со сверстниками влияет на самооценку и помо гает социализации детей, оно еще и стимулирует их учебу. К концу 1 класса дети способны воспринимать учебные задачи как стоящие перед всем классом. Они замечают, кто из детей мешает работать, кто хорошо усваивает учебный ма териал, а кто плохо. Доказано, что равноправное общение дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Если взрослый организует работу, а дети работают самостоятельно, они лучше учитывают позиции сверст ников, их точки зрения. Благодаря этому развиваются рефлексивные действия (рефлексия-это способность воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы). Также в процессе совместной работы дети учатся обращать внимание не только на результат, но и на способ своих и чужих дей ствий.
Постепенно у младших школьников появляется общественная направлен ность личности, заинтересованность делами одноклассников. Вначале обще ственная направленность проявляется в стремлении делать все сообща со сверстниками, делать то, что делают другие. Именно поэтому младшие школь ники часто подражают друг другу (например, если один ребенок поднимает руку, это делают и другие). Постепенно общественная направленность получает развитие. Дети начинают чувствовать себя частью коллектива.
Отношения со сверстниками формируют у детей стремление удовлетво рять нужды и потребности других людей. Это подтверждает эксперимент, про веденный В. Г. Яковлевым: детям прочитали рассказ В. П. Катаева «Цветик-семицветик», после чего они должны были анонимно в письменной форме отве тить на вопрос, как бы они истратили волшебные лепестки. У большинства де тей в ответах имелись желания, направленные на удовлетворение потребностей и интересов других людей (стать врачами, «чтобы не было больных», быть сильными, «чтобы защищать всех маленьких и слабых»).
Общественная направленность является одной из предпосылок усвоения ребенком требований, предъявляемых ему детским коллективом. Но для того, чтобы лучше усваивать эти требования, коллективу необходим организатор. Роль организаторов выполняют старосты, дежурные. Формируются так называе мые «отношения деловой зависимости» (по выражению А. С. Макарен ко).
Младшие школьники стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение товарищей. Для этого они вынуждены считаться с мнением коллекти ва, подчиняться его правилам и традициям. Благодаря этому формируются нрав ственные чувства и стремления.
Так же, как и дошкольники, младшие школьники много жалуются друг на друга. Мотивом этих жалоб является стремление ребят добиться правильного поведения со стороны всех учеников. В первом классе дети открыто жалуются учителю друг на друга, и тот, на кого жалуются, не обижается. В 3-4 классе уче ники начинают обсуждать поступки и действия товарищей между собой и влиять на них путем общественного мнения. Если кто-то из учеников жалуется учителю, его начинают осуждать и воспринимать как ябеду. В случае непра вильной воспитательной работы возникает тенденция покрывать товарища, даже если он совершил плохой поступок. Это говорит о создании учениками 3-4 классов собственных норм поведения, регулирующих взаимоотношения в клас се. В этом возрасте мнения товарищей легче усваиваются и часто оказывают большее влияние на каждого отдельного ученика, чем мнение учителя.
Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников на выков общения со сверстниками можно использовать шкалу развития социаль ных отношений, разработанную А. Гезеллом. В этой шкале приведены профили социального поведения для детей 6 и 9 лет. Согласно шкале Гезелла, в 6 лет дети проявляют явный интерес к заключению дружеских отношений; хорошо ладят с друзьями, но без надзора взрослого долго вместе не играют; спорят, фи зически борются, стремятся настоять на своем; часто жалуются; могут прояв лять властолюбие по отношению к некоторым детям, исключать из игры третье го; не умеют проигрывать и жульничают ради выигрыша. Для детей 9 лет харак терны следующие признаки: у большинства детей есть хороший друг од ного с ним возраста и пола, они принадлежат к определенной группе детей; хо рошо ладят с друзьями, несмотря на встречающиеся ссоры и разногласия; в большей степени проявляют интерес к деятельности, чем к собственному отно шению к другу, присутствует кооперативная деятельность; могут подавлять свои собственные интересы ради других членов своей компании, стараются соблюдать правила группы и критикуют тех, кто их нарушает; девочки начина ют проводить вечера вместе; начинается период обожания старшего ребенка или взрослого; начинается оценка, а не только обсуждение других; мальчики ча сто шумят и борются, а девочки хихикают и шепчутся.
Список использованной литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Пи тер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
2. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстни ков: Автореф. докт. дис. – М., 1981.
3. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Про свещение, 1980. – 352 с., ил.
4. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы пси хологии. – 688 с.
5. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
6. Спок Б., Розенберг М. Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ.; Худож. обл. М. В. Драко. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 848 с.: ил.
7. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.
Источник
Важность общения со сверстниками для детей младшего
школьного возраста.
Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две большие группы таких чувств:
— конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.
— дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.
Интенсивность того или другого чувства может быть различной, и это сказывается на деятельности группы. Однако практические отношения между людьми не складываются только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает ряд отношений, опосредованных ею.
Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов имеющих нечто общее. Существует несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые.(Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. — М.: Новое знание, 2003. — 380 с.)
Маркс отметил: «Общение — одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…» [2, с.36].
Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви.( Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология с. 105)
Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста.
Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. (Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология с. 423) Чуть выше я уже описала как делать ссылки на литературу
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.(Раттер М. Помощь трудным детям с. 74)
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.(Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений с. 227)
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.
Ко 2-му и 3-му классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III — IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности. Около 75% учащихся III классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей.(Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие с. 323)
Материалы социометрических исследований подтверждают то, что успехи в школе принимаются учениками как главная характеристика личности. Отвечая на вопросы, с кем ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его?
— 85% учащихся I класса и 70% — II класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстниками в учебе, причем если выбор пал на неуспешного ученика, то предлагалась помощь. Очень часто в своих оценках ребята ссылались на учителя.(Возрастная и педагогическая психология с. 154)
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение — эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское — как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом.(Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология с. 303)
Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.
Типичными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются (по Ю.С.Митиной):
— отношение мальчиков к девочкам: развязность, драчливость, грубость, заносчивость, отказ от каких-либо отношений…
— отношение девочек к мальчикам: застенчивость, жалобы на поведение мальчиков…или в отдельных случаях противоположные явления, например, детский флирт.
Отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе.(Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология с. 221)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.
В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.
Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют дуг для друга второй круг желаемого общения.
Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.
В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием.(Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов с. 113)
Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.
На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.
Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.
Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.
Таким образом, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце 3-4 класса и индивидуальные нравственные качества.
Источник