Развитие ребенка школьного возраста
Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.
Что особенного происходит с ребенком
Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.
Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл — он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.
Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.
С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.
Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.
Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.
Развиваем память у детей
Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память — это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.
Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.
Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.
В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.
К приемам управления памятью относят такие:
- повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
- организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
- осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
- формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
- поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
- создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.
Особенности психологии детей
Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.
Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.
Воспитание в детях чувства собственной значимости
Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.
К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.
Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.
Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.
Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.
Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.
Источник
Возрастные особенности развития детей школьного возраста
При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. Полная свобода движений сменяется многочасовым сидением. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активности и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподинамия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ухудшается работа сердца и сосудов, желез внутренней секреции, нарушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса скелетной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление позвоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожирение, близорукость.
В то же время умеренные физические нагрузки, использование специальных комплексов корригирующих упражнений способны приостановить прогрессирующие заболевания, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.
Правильная организация физического воспитания с учетом индивидуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников.
Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей
Младший школьный возраст (6—11 лет). В этом возрасте отмечается значительное развитие ЦНС, но еще далекое от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением приводит к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрой утомляемости. Вместе с тем дети в этом возрасте легко овладевают сложными по координации движениями, что обусловлено высокой пластичностью нервной системы. Однако при сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устойчивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможение. В связи с этим необходимо в двигательный режим включать больше разнообразных физических упражнений и игр.
Большие изменения отмечаются в сердечно-сосудистой системе — увеличивается объем сердца, снижается частота сердечных сокращений. Если в 7—8 лет частота пульса 80—92 уд/мин, то в 9—10 лет — 76—86 уд/мин, а в 11 лет — 72—80 уд/мин. Деятельность сердца малоэкономна, его функциональные возможности невелики, артериальное давление относительно низкое. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение. Передозировка физическими упражнениями может привести к нарушению сердечного ритма, резкому изменению давления крови.
Дыхательные возможности младших школьников невелики. Объем легких в 11 лет составляет примерно половину объема взрослого человека. Глубина дыхания составляет 160—250 мл, частота дыхания высока, но постепенно снижается с 23 до 19 циклов в минуту, минутный объем дыхания в покое находится в пределах от 3,5 до 4,4 л/мин. У младших школьников ограничена способность работать в долг, поэтому необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными нагрузками.
При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе кровообращения и дыхания и быстрым восстановлением.
Подростковый возраст (12—15 лет) характеризуется бурным ростом всего организма и повышением функциональных резервов, половым созреванием. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, но в то же время отмечается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные реакции, свидетельствующие о недостаточной силе тормозных процессов. Двигательные функции в этом возрасте достигают высокой степени развития, что является следствием развития ЦНС, увеличением общих размеров тела, развития скелета, мышечной массы. В этом возрасте начинает проявляться акселерация, характеризующаяся увеличением тотальных размеров тела, ускорением темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.
Большие изменения происходят в деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс понижается до 70—76 уд/мин, увеличиваются размеры сердца, но несовершенство нейросекреторной регуляции приводит к нарушению сердечного ритма, увеличению артериального давления. Это закономерные нарушения для этого возраста и они временны. В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.
Глубина дыхания повышается с 260 до 375 мл, минутный объем дыхания — с 4,7 до 5,4 л/мин, ЖЕЛ — с 2200 мл до 3200 мл. В период полового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности и кратковременной очень интенсивной.
Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а рационально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.
Юношеский возраст (16—18 лет). Происходит завершение развития ЦНС, совершенствование деятельности мозга, развитие процессов торможения, хотя остается некоторое преобладание процессов возбуждения. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближаются к уровню взрослого человека. Необходимо иметь в виду, что ЧСС во всех возрастных группах, а особенно в юношеской, у девушек выше, чем у юношей. Часто может наблюдаться временное повышение артериального давления (юношеская гипертония). Частота дыхания сохраняется как у подростков, но увеличивается глубина дыхания (до 420 мл). Показатели ЖЕЛ приближаются к уровню взрослого человека.
Повышается способность к выполнению длительной работы, увеличивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности. У девочек, начиная с младшего школьного возраста, функциональные возможности организма и общая физическая работоспособность ниже, чем у мальчиков, причем в юношеском возрасте эти различия более выраженнее.
Систематические занятия физической культурой приводят к изменению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются.
Школьники спортивных классов заметно отличаются от сверстников не только физическим развитием, но и более высокой умственной работоспособностью. В чем же проявляется влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей? Силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. Сложно координационные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражнения на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Выносливость — это дар природы, которым люди наделены с детства. Ребенок 6—8 лет способен за 90 мин преодолеть с перерывами расстояние до 6—7 км. Это объясняется высоким уровнем потребления кислорода у детей. Однако с возрастом человек снижает объем двигательной активности и способность к проявлению качества выносливости ухудшается.
Средствами компенсации дефицита двигательной активности являются физические упражнения на уроках физической культуры и во внеурочное время, домашние задания по физической культуре (прыжки со скакалкой, подтягивание, приседания на одной ноге и т. п.), тренировки по видам спорта.
Одним из показателей состояния здоровья школьников является осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Чрезмерное увеличение или уменьшение выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах приводит к таким нарушениям, как выпрямленная, сутуловатая, кифотическая и лордическая осанка. Кроме нарушений осанки в сагитальной плоскости нередко выявляются искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз), обусловленные слабым развитием отдельных групп мышц. Плохая осанка не только портит фигуру, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, отсюда и ухудшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для коррекции осанки необходимо выполнять специальные корригирующие упражнения, ходьбу с предметами на голове, упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, ног, грудных и подошвенных мышц. Воспитанию правильной осанки необходимо уделять больше внимания на уроках, своевременно проводить физкультминутки, микропаузы физических упражнений.
Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопившейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника являются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.
Литература:
Тимушкин, А. В.
Т41 Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А. В. Тимушкин. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 120 с.
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 7-12 лет
- младший школьный возраст
Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.
В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.
По традиции Я – Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.
Развитие ребенка в 7–10 лет
Физическое развитие ребенка
Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.
Интеллектуальное развитие ребенка
В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.
Психологическое развитие ребенка
Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей. Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным. В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.
10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста
Я – Родитель предлагает вам десять рекомендаций по воспитанию ребенка младшего школьного возраста, которые помогут ему успешно пройти к новый жизненный этап.
1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе
Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала хорошая физическая нагрузка: активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.
2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке
Проконсультируйтесь с грамотным психологом, который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития. Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно. Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.
3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога
В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.
Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.
Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно. Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой. Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.
4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению
В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и читает самостоятельно. Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.
Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями. Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.
Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.
5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру
В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.
Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.
К тому же, игра помогает сохранить детскую непосредственность, раскованность, которые часто теряются под гнетом новых жизненных обстоятельств и психологических переживаний в возрасте от семи лет.
Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.
6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл
В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его «главный взрослый». Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.
7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать
Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.
Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.
8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка
В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и нравственных идеалов должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.
9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома
В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.
То же касается и самообслуживания. Ребенок в возрасте семи–десяти лет способен сам проконтролировать, чистил ли он зубы, собрал ли портфель, сделал ли домашнее задание. Также важно, чтобы ребенок имел свои обязанности по дому и выполнял их.
10. Следуйте за интересами ребенка
Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать творческие интересы ребенка и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.
Екатерина Коробкова
Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.
Пройти тест
Источник