Развитие ребенка с рождения по карточкам

Развитие ребенка с рождения по карточкам thumbnail

Эта замечательная методика раннего развития ребенка появилась в середине 20 века.Молодой американский врач-нейрохирург Глен Доман и еще несколько ученых решили заняться совершенствованием методов лечения детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Однако, ранние исследования приводили к неудачам. Разочарованные, но не разуверившиеся ученые снова и снова анализировали развитие тысяч нормальных детей в сравнении с детьми, страдающими серьезными травмами мозга. Постепенно Глен Доман и его команда пришли к выводу, что активное стимулирование одного из органов чувств позволяет восстановить нарушенные функции большей части мозга. Первоначально в работу по методике Глена Домана включались здоровые клетки головного мозга, не затронутые болезнью, что приводило к существенному усилению активности мозга в целом. Занятия проводились ежедневно и по нескольку раз в день.

Методика раннего развития ребенка по Глену Доману заключалась в том, что детям начали демонстрировать карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом и громко произносили эти слова вслух. В скором времени, дети с тяжелыми отклонениями, занимающиеся по методике Глена Домана,уже могли читать и по многим показателям стали обгонять в своем развитии своих здоровых сверстников.

Почему же дети с нормальным здоровым мозгом начинают читать, иногда с большим трудом, только после 7 лет? Все очень просто – обучение чтению в школе начинают с шести лет – это слишком поздно. К шести годам способности к восприятию знаний быстро истощаются. Если мозг ребенка не был натренирован интеллектуальной деятельностью в течение первых лет жизни, ему очень трудно будет достигнуть высокого уровня понимания, особенно при зачастую просто отталкивающих методах школьного обучения. Малышей можно обучать не только чтению, но и математике, иностранным языкам, географии, музыке, истории, танцам и т.д.

Успех команды Глена Домана был ошеломляющим, а его центр в Филадельфии был назван «Институтом реализации человеческих возможностей». В центре Глена Домана в последствии были созданы институты:

 Институт максимальной реализации физиологических возможностей;

 Институт максимальной реализации физических возможностей;

 Институт максимальной реализации интеллектуальных возможностей;

Better Baby Institute, задачей которого является интенсивное воспитание родителей, заключающееся в раскрытии возможностей человеческого мозга и обучения родителей работе с детьми у себя дома.

С какого возраста начинать интеллектуальное развитие рабенка?

Ответ очень прост – с рождения. Интеллектуальное развитие мозга  ребенка не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств.

Общение и раннее развитие малыша способствует развитию его слухового аппарата. Используя яркие карточки в соответствии с методикой Глена Домана, можно сообщать малышу ту же информацию, но в визуальной форме. Практика показала, что показ ярких карточек дети воспринимают как увлекательную игру, требуя демонстрации новых карточек снова и снова. Такое обучение по методике Глена Домана (даже по несколько минут в день)стимулирует развитие у малыша различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, ребенок развивается гораздо быстрее сверстников и с рождения открывает для себя мир энциклопедических знаний.

Методика Глена Домана работает так хорошо в первую очередь потому, что мозг ребенка с самого рождения нацелен на познание, и во время его активного роста (до трёх-шести лет) ему не нужна никакая мотивация для обучения. Исследовать и узнавать что-то новое – самое важное и любимое занятие любого крохи. И задача родителей заключается в том, чтобы с самого рождения дать малышу неограниченные возможности развития, а уж что он выберет из длинного, предложенного ему списка занятий, – решать ему.

Как заниматься методикой раннего развития ребенка?

Для интеллектуального развития ребенка, по методике Глена Домана, следует выбрать время, когда малыш себя хорошо чувствует и способен заниматься. Его надо удобно усадить (уложить на животик), устроиться прямо перед ним, взять пять карточек первой серии и, держа их стопкой перед его глазами – на расстоянии 50-60 см. – сказать, например: «Сейчас я тебе покажу красивых птиц». Перекладывая карточки (последнюю вперед) громко и весело произносите то, что изображено на карточке. В первый день вы должны говорить: «Эта птица называется ворона», позже можно произносить только название – «ворона». Сами не заглядывайте на демонстрируемую карточку – это будет отвлекать ребенка. Заранее подпишите карточки с обратной стороны, чтобы вам было легче.

Все что нужно делать для интеллектуального развития малыша – быстро отводить 1 секунду на 1 карточку. Заканчивать занятие следует до того, как малышу оно наскучит, горячим и искренним выражением радости и похвал. «Урок» следует проводить три раза в день. Через пять дней одну карточку следует убрать, а другую добавить. Занятия нужно проводить каждый день, перерыв между «уроками» должен быть не менее получаса. Обязательно перемешивайте карточки после каждого показа.

Проводить занятия для раннего развития ребенка можно на любом языке. Однако очень важно не делать это вперемешку. Если вы хотите продемонстрировать карточки на иностранном языке, сообщите ребенку об этом (акцентируйте на этом его внимание!!!) и только после этого начинайте показ.

Улыбайтесь в процессе обучения, показывайте малышу, как вы его любите, радуйтесь его успехам! Не стоит просить малыша повторять за вами, демонстрировать результат обучения, верьте в него и это произойдёт в самый неожиданный для вас момент.

Все дети – лингвистические гении, поскольку они овладевают иностранным языком (первым) в два года. Годовалому ребенку легче, чем семилетнему освоить второй язык, научиться читать и еще многое другое.

Особое значение уделяет Глен Доман физическому развитию ребенка. Необходимо наряду с интеллектуальным развитием проводить и физическое стимулирование малыша. Новорожденные дети должны как можно больше двигаться. Надо поощрять любовь к спорту, как можно раньше начинать плавать, помогать ходить, а потом бегать, кататься на коньках, лыжах и т.п.

Главное, начните раннее развитие малыша, что вам больше всего нравится, в чем вы чувствуете себе уверенно.

Основное, что вы должны всегда помнить, – вам надо быть вместе со своим малышом. Школа постоянно находит возможность дать почувствовать детям, что у них не получается, совершенно не обращая внимания на то, что они знают. Радуйтесь тому, что уже сделано, ведь в любом случае путь, расстилающийся перед вашим ребенком, – это путь в бесконечность!

Читайте также:  Как узнать что с развитием ребенка все нормально

Если вы не уверены, что вести своего ребенка дорогой знаний – большое счастье, не делайте этого. Так будет лучше и для вас, и для него. Оставайтесь всегда веселы и не напрягайтесь. Следите за собой, хорошо спите и питайтесь. Обязательно доверяйте своему ребенку, никогда не обманывайте малыша. Выполняйте все данные ему обещания, поддерживайте его начинания. Исправляя ошибки, никогда не допускайте неприятных комментариев, а при каждом правильном ответе не забывайте похвалить. Всегда отвечайте на его вопросы, а если вы чего-либо не знаете, не бойтесь в этом признаться и покажите ребенку, где вы будете искать ответ. Высказывая свое мнение, всегда старайтесь обосновать его.

Где купить материалы?

О методике Глена Домана написано много книг, но найти в продаже готовые материалы, использующие эту методику довольно сложно. Теперь у родителей есть возможность заниматься со своими детьим по готовым и ярким карточкам «Вундеркинд с пеленок».

Авторы пособий разработали уникальные по объему и качеству информации компьютерные диски на русском, французском и английском языках, содержащие более 200 озвученных презентаций на самые разнообразные и интересные темы для показа детям от 6 месяцев. Для крохи просмотр красочных картинок быстро станет любимым занятием и даст ему поистине энциклопедические знания об окружающем мире, поможет освоить чтение и счёт, форму и цвет, птиц и рыб, животных и растения.

Презентации познакомят малышей с достопримечательностями мира, музыкальными инструментами, шедеврами известных художников и скульпторов, видами спорта, чудесами и явлениями природы; доступно расскажут о человеке, его анатомии, занятиях, окружающих предметах и явлениях; помогут развить интеллект ребенка и сформировать фотографическую память. Ни одного малыша не оставят равнодушными звуки живой природы и музыкальных инструментов, рычание льва и пение птиц, шум водопада и звучание скрипки.

Диски «Wunderkind baby», озвученные носителем британского английского, являются выдающимся пособием для обучения малышей английскому языку буквально с самого рождения. Диски «Le Bebe Genie®» помогут малышу заговорить на красивом французском.

Не стоит опасаться «приучать» малыша к компьютеру с самого раннего возраста – ведь одно занятие длится всего несколько секунд, а нагрузка на глазки минимальная – как при просмотре диафильма, т.к. нет присущей телевидению смены 24 кадров в секунду, а изображение и подпись к нему задерживаются на экране на 1-2 секунды.

«Есть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, – это корни и крылья» – Х.Картер.

Источник

Каждая мама считает своего ребёнка самым красивым и умным. И чтобы он ещё больше радовал окружающих своими успехами, многие взрослые обращаются к методикам раннего развития. Одна из наиболее популярных принадлежит американскому врачу Гленну Доману. Производители его дидактических материалов обещают родителям огромные перспективы развития крохи начиная с младенческого возраста. Но как же обстоит дело на самом деле?

Как появилась методика раннего развития Гленна Домана

Гленн Доман — врач из США. Отучившись на физиотерапевта, он впоследствии увлёкся изучением человеческого мозга, в частности, детского.

Исследования пришлось прервать из-за участия во Второй мировой войне. Там Доман даже получил награду — крест «За выдающиеся заслуги». Но возвратившись с фронта, врач продолжил начатое дело — основал Институт развития человеческого потенциала, где и проработал до конца своих дней.

Свою жизнь Гленн Доман посвятил исследованию человеческого мозга, стал основателем Института развития человеческого потенциала

Учёный разработал специальную программу реабилитации для детей-инвалидов с патологиями нервной системы. В процессе работы он пришёл к выводу, что мозг развивается лишь в условиях его постоянной стимуляции.

Применяя свою методику на маленьких пациентах, Доман добился положительных результатов — детский мозг (а точнее, его здоровые клетки) начал работать. Ребята с диагнозом «умственная отсталость» стали двигаться, садиться, говорить и даже читать.

Впоследствии врач решил опробовать свою методику и на здоровых детях. Всё началось с того, что здоровые братики и сестрички больных малышей с интересом присоединялись к занятиям и также достигали внушительных результатов. Ребята 2–4 лет свободно читали, считали, проявляли эрудицию в различных областях и были замечательно развиты физически.

Ключевое правило системы Домана — с ранних лет и даже месяцев жизни ребёнка следует заставлять как можно больше двигаться и напрягать мозг. Как результат интеллект станет развиваться быстрыми темпами. Двигательная же активность важна потому, что способствует развитию мозга.

Альтернативное мнение

Некоторые современные врачи и педагоги не согласны, что методику Домана следует применять на здоровых детях. Она изначально ориентирована на малышей с повреждениями мозга, то есть, тех, у кого в силу заболевания существует информационный дефицит. Вот его-то и надо восполнять.

Здоровые же, нормально развивающиеся дети не имеют такого информационного дефицита, поскольку они могут его удовлетворить самостоятельно (малыш сам может перевернуться, приподняться, сесть, подползти и пр., когда он этого хочет). А при его отсутствии добиться внимания к занятиям довольно сложно.

Что представляют собой карточки Домана и какие они бывают

Методика Домана у родителей прежде всего ассоциируется со специальными карточками. Именно с их помощью маленький ребёнок получает информацию. Карточки можно разделить на три группы:

  1. Энциклопедические. Это крупные картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты, профессии, транспорт, посуду, мебель и пр. Внизу к ним идёт подпись красного цвета.

    Среди карточек есть энциклопедические — картинки с надписями по тематическим группам, например, «Овощи»

  2. Для обучения чтению. Это карточки с напечатанными словами без картинок.

    Карточки для обучения чтению представляют собой напечатанные крупным шрифтом слова красного цвета

  3. Для обучения счёту (математические). На данных карточках изображены крупные красные точки в разном количестве. Доман использует не цифры, а именно точки, чтобы ребёнок смог почувствовать не символ, а реальное количество.

    Доман использует точки, а не цифры, чтобы малыш почувствовал реальное количество, а не символ

Чтобы обучение проходило успешно, карточки должны отвечать определённым требованиям:

  1. Довольно большой размер, для энциклопедических и обучающих счёту оптимально 28х28 см. Карточки, предназначенные для чтения, имеют уже другие идеальные параметры: 10х50 см, шрифт 1,5 см толщиной, буквы высотой 7,5 см.
  2. Желательно белый фон.
  3. Если изображён объект или предмет, то он должен быть только один, а все детали отчётливо видны.
Читайте также:  Лицензия для центра развития ребенка

Уже из самого описания карточек, понятно, что их должно быть очень много. Поэтому родители могут поступить следующим образом:

  1. Приобретать готовые наборы (конечно, это довольно дорого, если речь идёт о всех комплектах).

    Конечно, проще всего купить готовый набор карточек и заниматься с ними с малышом

  2. Скачивать их из интернета и распечатывать. Здесь обязательно понадобится цветной принтер (а это опять-таки расходы на картриджи).
  3. Рисовать карточки самостоятельно. Хотя это и самый экономный способ, но он отнимет массу времени, при этом энциклопедические картинки так сделать вряд ли получится — а вот карточки для чтения (слова) и счёта (точки) можно.

    Конечно, некоторые карточки можно делать и самостоятельно, но это займёт много времени

Некоторые родители выбирают такой способ занятий, как показ ребёнку электронных карточек — на экране планшета или ноутбука. Конечно, это экономно, но не слишком удобно: ведь при использовании бумажного варианта легче использовать системный подход. К тому же карточки можно положить на видное место, что в течение дня не забыть о занятиях.

Как развивать ребёнка по методике Домана

Прежде всего следует обозначить общие принципы методики Домана:

  1. Начинать обучение следует как можно раньше — это упростит процесс и увеличит эффективность.
  2. Самое главное в занятиях — регулярность.
  3. Весьма важно хвалить своё чадо.
  4. Учить чему-либо малыша нужно лишь тогда, когда он к этому расположен. Если кроха капризничает, ни в коему случае не нужно его принуждать к занятиям. Мама также должна быть в приподнятом настроении, чтобы ребёнок это чувствовал.
  5. Не нужно стремиться постоянно проверять знания ребёнка.
  6. Почаще вводить новый материал.

Главное в занятиях — желание ребёнка и позитивный настрой мамы, также очень важно чаще хвалить своё чадо

Основная суть методики Домана — это многократный показ ребёнку карточек. Система учёного этим не ограничивается, но всё же занятия с карточками получили наибольшее распространение.

С какого возраста работать с маленьким ребёнком

В процессе наблюдений Доман пришёл к выводу что максимум информации дети узнают за первые 6 лет жизни. К познанию мира малыш готов с рождения, его интересует буквально всё вокруг. И у родителей нет особой необходимости мотивировать ребёнка.

По мнению доктора, приступать к обучению можно уже с 3-х месяцев. Именно в этом возрасте младенец уже хорошо реагирует на предметы. В этом возрасте ему нужно показывать энциклопедические карточки (изображение самых разных объектов). Обучение же чтению и математике начинают чуть позже (ближе к году).

Суть методики Домана в том, что это именно раннее развитие. Поэтому занятия должны быть активными и регулярными (год активного показа в данном случае будет эффективнее, чем три года постепенных упражнений.

Как часто устраивать занятия

Демонстрировать ребёнку карточки можно до 10–15 раз в день.

Приступать к обучению следует, когда малыш сытый, отдохнувший. Само́й маме не нужно воспринимать показ карточек как ежедневную рутину — важно превратить всё это в увлекательную игру, быть эмоциональной, радоваться вместе с крохой.

Обучение чтению

Суть обучения — ребёнку несколько раз в день демонстрируются карточки со словами, которые проговаривает взрослый. Конкретные варианты здесь могут быть разными (каждый родитель подбирает себе подходящую систему).

Например, ключевым элементом может быть набор из пяти слов, объединённых по смыслу. Схема обучения чтению будет следующей (по дням):

  1. Ребёнку показывается один набор. Мама озвучивает все слова громко и чётко, повторяя каждое примерно 15 секунд. В день будут 3 занятия.
  2. К данному набору добавляется ещё один. Получается 6 занятий в день с двумя наборами.
  3. 3 набора и 9 занятий.
  4. 4 набора и 12 занятий.
  5. Добавляется 5-й набор (получается 15 занятий). При этом из предыдущих наборов исключается по одному слову, но добавляется по новому слову. Так и останется впоследствии: 15 занятий в день с удалением 5 изученных слов и добавлением 5 новых.

Вначале целесообразно знакомить ребёнка с существительными, причём, обозначающими знакомые ему понятия

Глядя на слово, маленький ребёнок, конечно, ещё не осознаёт его смысла. Но когда взрослый озвучивает его, то срабатывает механическое запоминание. Детский мозг связывает визуальную и слуховую информацию воедино. Таким способом малыш начинает понимать законы чтения.

Начинать обучение лучше всего с самых простых слов, которые кроха хорошо знает (мама, папа, бабушка, дедушка, также это могут быть знакомые названия одежды, блюд, домашних питомцев).

Обучение счёту

Занятия начинаются примерно с года. Вначале мама обучает ребёнка счёту до двадцати. Для этого ему демонстрируются соответствующие карточки с точками: 3 сеанса в день по 5 карточек (мама опять-таки чётко проговаривает название каждого числа). Каждый день добавляются 2 новые карточки и, соответственно, убираются 2 изученных.

Принцип обучения математике аналогичен обучению чтению. Вначале занятий уделяется внимание набору карточек от 1 до 5, затем от 5 до 10 и т. д.

С помощью точек также нужно осваивать основные математические действия. Например, карточка с тремя точками, знак «минус», карточка с двумя точками, знак «равно» и карточка с одной точкой. На последнем этапе ребёнок учится решать цифровые уравнения (конечно же, с объяснением родителя, а не интуитивно).

С помощью карточек можно не только учить с малышом числа, но и осваивать математические действия

Самые популярные карточки — энциклопедические

Аналогично малышу ежедневно быстро демонстрируются карточки с каким-либо предметами и объектами. При этом взрослый называет то, что изображено, и произносит о нём определённый факт (например, что это за животное, что оно ест, где живёт и пр.). Первые дни занятий включают в себя 3 сеанса по 10 карточек, постепенно количество карточек за один показ увеличивается. Картинки, которые демонстрировались 30 раз, убираются из комплекта и заменяются новыми.

Читайте также:  История развития ребенка и сведения о болезни

Естественно, здесь многое зависит от возраста ребёнка. Например, трёхмесячному малышу будет достаточно просто называния животного, растения, овоща и т. д. Малышу же после года уже стоит сообщать конкретные факты и предмете или объекте.

Суть обучения в том, что ребёнок получит знания из разных областей науки. И важно не то что он получит максимальное количество информации, а то, что его мозг будет развиваться, учиться анализировать объекты, делать выводы. Ведь любую энциклопедию мы также не прочитываем от корки до корки, а просто берём для себя полезные сведения.

Физическое развитие малыша — как оно должно соответствовать интеллектуальному

Методика Домана уделяет важное внимание и физическому развитию ребёнка, ведь оно напрямую влияет на интеллект. Учёный уверен, что младенец должен двигаться с самого первого дня своего рождения.

Так, родители в силах научить его понемногу ползать уже в первый месяц. Для этого используются специальное приспособление — трек под небольшим наклоном. Рекомендованное время пребывания в нём — 3–4 часа ежедневно. Благодаря регулярным занятиям младенец научится по-настоящему ползать уже к 4-м месяцам.

Доман считает незаменимой вещью специальные треки для ползания, с их помощью малыш может осваивать важный физический навык уже с первого месяца жизни

Конечно, большинство педиатров и детских хирургов одобряют такое раннее ползание ребёнка, считая, что всему должно быть своё время, и опорно-двигательный аппарат должен сам созреть для этого.

Также, по мнению Домана, необходимо развивать и другие врождённые рефлексы ребёнка: например, умение плавать, заложенное самой природой.

Методика Домана также делает акцент на развитии чувства равновесия (малыша допустимо специальным образом крутить и вертеть), умения преодолевать преграды (ставить ему на пути валики, лесенки и пр.), упражнениях на мануальные навыки (захватывание предметов).

Самые яркие недостатки методики Домана

Как уже было сказано, методика Домана имеет массу поклонников среди родителей, которые видят реальные результаты занятий: малыши, действительно, начинают читать, считать в раннем возрасте. Яркие изображения привлекают детское внимание, и кроха запоминает информацию, которую ему предлагают взрослые.

Однако далеко не все специалисты и родители считают методику такой уж совершенной. Так, можно выделить следующие её недостатки:

  1. Ребёнок воспринимает информацию пассивно, не учится сам искать её. В результате его любознательность притупляется. При этом факты мало знать — нужно уметь применять их в жизни.
  2. В раннем возрасте мозг малыша получает слишком большую нагрузку. А это чревато негативными последствиями: развитием излишней чувствительности, ранимости, повышенной тревожности, перепадами настроениям и даже психическими расстройствами.
  3. Не затрагивается фантазия, творческие моменты в обучении.
  4. У ребёнка остаётся мало времени на игры, общение со сверстниками, особенно если ему уже более трёх лет, когда большую роль приобретает социализация. Также страдает эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие (ведь у родителей много времени отнимает подготовка к занятиям — подбор карточек, рассортировка, а тем более их самостоятельное изготовление).
  5. В ходе обучения задействуются не все органы чувств. Так, не развиваются тактильные ощущения, обоняние, вкусовые рецепторы.
  6. Занятия чтением по сути представляют собой не чтение, а механическое запоминание. Ребёнок может не узнать слово, напечатанное другим шрифтом или не понять смысл текста, если там встретится незнакомое слово.
  7. Игнорируется развитие речи ребёнка — ведь обучение идёт без диалога.
  8. Карточки нужно постоянно менять. А у многих родителей быстро пропадает к этому энтузиазм. В результате пособия лежат «мёртвым грузом» на полочке.

Цитируя специалистов

…Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребёнок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребёнок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания).
Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире. Но, к сожалению, методика очень трудоёмка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребёнка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время…

Дело в том, что мозг ребёнка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребёнка может отклониться от нормы.

Методика опирается на способность маленького ребёнка запомнить большой объём информации. Предполагается, что ребёнок, получив колоссальный объём информации (я даже не стала подсчитывать количество задействованных в методике карточек — оно огромно), будет способен впоследствии этой информацией пользоваться. И это обеспечит ему преимущество перед теми, кого не обучали по этой методике. На практике этого не происходит. Ребёнок или просто ничего не помнит, или не пользуется этой информацией…

Видео: мама занимается с трёхмесячным мальчиком по методике Домана

Видео: 1,5-летний мальчик читает по методике Домана

Видео: Ева (1,5 года) читает слова по карточкам

Видео: мама объясняет, как занимается с дочкой-младенцем по методике Домана

Отзывы

Уникальная методика Домана — довольно противоречивая система развития. Многие врачи, психологи, педагоги относятся к ней без восторга, если не сказать негативно. Своё мнение они подкрепляют массой аргументов. С другой стороны, данная методика имеет много поклонников среди родителей. Занимаясь с малышом регулярно, они утверждают, что карточки, действительно, работают, и ребёнок успешно развивается.

Источник