Как узнать что с развитием ребенка все нормально

Как узнать что с развитием ребенка все нормально thumbnail

Тема развития ребенка – одна из самых болезненных для большинства мам. Многие тревоги начинаются уже с момента беременности. В животе растет ребенок, его невидно, невозможно контролировать происходящее, и мать уже тогда переживает, прислушивается к себе, своим ощущениям, думает, все ли нормально, с трепетом встречает первые шевеления малыша. Радость и тревога идут рука об руку. Например, плановые обследования, скрининги, УЗИ. С одной стороны, они успокаивают будущую маму, с другой – вгоняют в волнение, ведь многие боятся услышать, что с ребенком что-то не так. И тревоги о развитии ребенка во время беременности – это только начало в череде различных переживаний, через которые предстоит пройти матери.

Что такое развитие, и где норма?

Развитие ребенка – сложный процесс, который включает в себя много составляющих. Так, под развитием имеется в виду прежде всего физическое развитие, когнитивное (познавательные процессы), эмоциональное. При этом норма в данном случае есть, но она немного расплывчата, поскольку у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития.

В первые месяцы после рождения ребенка консультантами для матерей становятся неврологи. И если есть какое-либо отклонение от нормы, родители про это сразу узнают. Постепенно контакт между ребенком и мамой становится более осознанным, мама научается лучше понимать и чувствовать малыша и его состояние, тревог становится меньше. Но начинается нечто другое. Мамы сравнивают развитие своих детей с другими.  И если у кого-то ребенок раньше начал сидеть, ходить, говорить, все это становится поводом для тревоги. «Почему мой не ходит?», «Он уже должен говорить слова, а пока только повторяет звуки», «Все дети уже сами ходят на горшок, а мой еще нет» и т.д. Часто норма в восприятии матери связана не только с детьми подруги или соседки, но с какими-то собственными представлениями. Мать решает, что ребенок уже должен что-то уметь к определенному возрасту, но если этого не случается, впадает в тревогу. Ситуация усложняется, если вмешиваются бабушки, которые убедительно говорят о том, что их-то дети уже до года и говорили, и сами на горшок ходили, и много чего еще делали… Но опять же важно понимать, что ребенок с реальными проблемами отличается, и если что-то не так, неврологи это обязательно распознают. Так что, если ваш ребенок к году не ходит или не хочет сидеть на горшке, это еще ничего не значит.

То, что разные дети по-разному осваивают навыки – это нормально. Есть, конечно, условные нормы, но реальность намного многограннее. Например, одни дети долго ходят за руку и потом уже начинают ходить, другие – долго ползают, а потом начинают ходить, третьи – начинают ходить очень рано и почти не ползают… У детей разные «темпы», темпераменты, допустим, одни долго «тренируются», а другие сразу «бросаются в бой» и научаются чему-то новому. И это нормально. Одни начинают ходить в 10 месяцев, а другие в 1 год, одни составляют предложения уже к 2 годам, а другие – позже. Но в целом ближе к школьному возрасту происходит определенное выравнивание, это, как если бы люди шли разными путями к одной цели и примерно в одно и то же время дошли.

 Если вас что-то тревожит  в том, как ребенок осваивает те или иные навыки, то сейчас помощь могут оказать разные специалисты: детские неврологи, нейропсихологи,  просто психологи. Достаточно обратиться за консультацией. Это что касается развития когнитивного. Далее речь пойдет про психологическое развитие в большей степени эмоциональное.

Когда действительно нужно тревожиться?

Есть многие вещи, которые мама может почувствовать в эмоциональном контакте с ребенком и потом обратиться  к специалистам. Вот несколько признаков, которые должны насторожить:

  1. Ребенок утерял любознательность. Ребенок ничем не интересуется, изолируется от всех, не проявляет внимания к чему-то новому. Или интересуется строго чем-то одним на протяжении долгого времени, не замечая ничего вокруг.
  2. Ребенок не стремится контактировать с другими. Он не встречается с вами взглядом, не стремится к контакту.
  3. Ребенок теряет уже освоенные навыки. Например, он уже научился ходить, говорить, но вдруг он словно «проваливается» в более маленький возраст, и это происходит на протяжении долгого периода. Продолжительность здесь является главным критерием.
  4. Ребенок избегает телесного контакта.
  5. Кажется, что ребенок изменился, с ним «что-то не так».

Тут перечислены некоторые признаки начинающегося аутизма у ребенка. Но кроме этого, данные кардинальные изменения в психическом состоянии ребенка могут предшествовать различным заболеваниям, и просто необходимо в этих случаях обратиться к специалисту.

Важно понимать, что здесь речь не идет о вещах, которые вполне укладываются в возрастные нормы. Например, дети могут в какие-то периоды как бы становиться по поведению более «маленькими». Такое часто происходит во время болезней, при каких-то стрессах, после рождения сиблинга и пр. Или есть кризис после года, когда дети могут стать более капризными, требовательными, проявлять упрямство, периодически впадать в истерики и нуждаться в успокоении. Это все укладывается в грани нормы с оговоркой, что этого не слишком много и не происходит сильного психического истощения малыша. Иногда детям может не хотеться телесного контакта или общения с кем-то. И такое тоже нормально, и это не повод переживать из-за отставания ребенка в развитии.   Насторожиться нужно, когда перемены действительно кардинальные.

Читайте также:  Статистика развития ребенка до года

Резюмируя вышесказанное, еще раз нужно подчеркнуть, что норма – понятие относительное. Относительна она в том смысле, что у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития, и очень важно, чтобы родители могли принять индивидуальные темпы развития своего малыша и подстроиться под них. В то же время есть какие-то общие возрастные нормы, на которые можно ориентироваться. Одновременно с этим родителям стоит быть чувствительными к своему ребенку,  к тому, какой он в контакте, и если есть глубокое ощущение, что что-то не так, проконсультироваться со специалистами. 

Источник

Первый год жизни крайне важен для будущего здоровья ребенка, т.к. на протяжении всего этого периода продолжают развиваться некоторые системы в организме малыша. В первую очередь, огромный скачок происходит в нервной системе.

Неопытные родители могут не знать, на какие особенности развития младенца следует обращать внимание, чтобы вовремя предупредить возможные отклонения.

Поэтому мы составили краткую «шпаргалку» для родителей малышей до 12 мес., по которой можно отследить, в норме ли развивается Ваш младенец:

???? 1 мес

Ребенок уже может задерживать взгляд на каком-то близком предмете и следить за его перемещениями.

Малыш уже узнает лица мамы и папы и даже начинает им улыбаться.

Ребенок поворачивает головку в сторону громкого звука.

???? 2 мес

Малыш сам поднимает руки, пытаясь дотянуться до близкого предмета, разводит ручки в стороны, потягивается.

Ребенок может удерживать в руке игрушку (если Вы вложите ее в ручку, т.к. сам ухватить ее он еще не может) и тянет ее в рот.

Малыш начинает оглядываться по сторонам и поднимать головку, пытаясь ее удержать.

Новорожденный уже начинает гулеть и произносить различные звуки (обычно в ответ на речь мамы, обращенную к нему).

???? 3 мес

Ребенок пробует переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот.

Малыш уже уверенно поднимает и держит голову.

Кроха делает попытки дотянуться и схватить лежащие рядом предметы, и у него начинает это получаться.

???? 4 мес

Ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.

Малыш пробует садится с поддержкой за руку.

Движения рук становятся более четкими и точными, и у ребенка лучше получается захватывать и удерживать предметы.

???? 5-6 мес

Ребенок становится более активным, у него просыпается тяга к познанию окружающего мира и он начинает все «пробовать на зуб» .

Малыш начинает и более эмоционально реагировать на окружающих людей, лепетать и произносить много новых звуков и слогов («ма», «па», «ба» и т.д.).

Младенец уже пробует переворачиваться на бок и, опираясь на руку, садиться самостоятельно.

???? 7-8 мес

Малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук.

Ребенок начинает принимать положение для ползания и с помощью рук подтягивается вперед. Некоторые дети уже делают попытки ползать.

При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит.

Реакции малыша на окружающих становятся все более яркими и разнообразными. Ребенок начинает подражать взрослым, может проявлять радость и недовольство, а также начинает иногда негативно реагировать на чужих людей.

???? 9-10 мес

Ребенок начинает ползать на четвереньках и подниматься с пола, держась за опору.

Малыш стоит и переступает ногами, держась за опору. Некоторые дети уже делают первые самостоятельные шаги.

Ребенок с удовольствием перебирает игрушки, играет в «ладушки», «сороку», «прятки».

Малыш начинает произносит отдельные простые слова «мама» или «папа», активно подражает жестам и мимике взрослых.

???? 11-12 мес

Ребенок уже переступает ногами, держась за опору или за руку взрослого.

Некоторые дети уже уверенно ходят самостоятельно.

Малыш может наклониться и поднять какой-то предмет с пола, при этом удерживая равновесие.

Ребенок начинает пробовать есть и пить самостоятельно, держать в руках ложку или чашку.

Кроха уже хорошо понимает речь и просьбы взрослых. Например, принести игрушку или позвать маму.

В речи появляются новые слова!

Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???? 5 занятий, которые нужно каждый день делать с ребенком до 1 года !

???? 13 привычек, которые нужно привить ребенку до 3 лет!

???? 5 самых глупых ошибок неопытных родителей

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

Читайте также:  Наиболее важное направление развития ребенка

Книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — всего 299 руб.!

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).

Источник

На самых ранних этапах развития беременности, когда будущий малыш еще совсем маленький и называется эмбрионом, оценить его состояние помогает ультразвуковое исследование. С помощью УЗИ врач может убедиться, что плодное яйцо прикрепилось правильно, в нем появился эмбрион, оценить частоту сердцебиений малыша. Обязательно сходить на УЗИ будущей маме надо при кровяных выделениях из половых путей (даже скудных), болях в животе, резкой дурноте, головокружении – все это может быть проявлениями ряда осложнений, в том числе внематочной беременности (состояния, крайне опасного для жизни женщины). Неоднократно приходится контролировать с помощью ультразвука беременность, наступившую после проведения процедуры ЭКО (оплодотворения «в пробирке»).

Нет ли нарушений развития плода?

В 11–14 недель беременности проводится первый пренатальный скрининг – комплекс исследований для выявления нарушений развития плода, в частности, генетических аномалий. При выполнении полного пренатального скрининга – ультразвуковое исследование, определение гормона ХГЧ и белка РАРР-А в крови будущей мамы и анкетирование беременной женщины, – рассчитывается риск наличия у малыша синдрома Дауна и/или синдрома Эдвардса. Родители больных детишек в 99% случаев абсолютно здоровы, поэтому исследование нужно провести каждой будущей маме. 

Скрининговое ультразвуковое исследование в 11–14 недель уже позволяет оценить развитие плода. Несмотря на то что малыш еще совсем крошечный – весит он всего около 50 г и рост, как правило, не больше 8 см, – у него уже заложены все органы. Поэтому врач оценивает соответствие размера плода сроку беременности, правильность развития его органов, наличие косточек носа, нормально ли циркулирует кровь в его сердце и сосудах, обязательно измеряет воротниковую зону на шее (она увеличивается при генетических нарушениях, тяжелых пороках сердца или внутриутробной инфекции). На этом этапе очень важно определить, правильно ли формируется плацента. Если доктор обнаружит, что что-то идет не так, то своевременная коррекция таких проблем может спасти здоровье и даже жизнь малыша.

Второе обязательное УЗИ проводится на 18–21-й неделе беременности. Это основное обследование плода в течение всей беременности. Сам плод и его внутренние органы на этом этапе развития уже достигают тех размеров, которые позволяют их хорошо исследовать. Например, на этом сроке можно проводить УЗИ сердца плода при подозрении на пороки его развития. Врач обязательно оценивает также состояние и зрелость плаценты и количество околоплодных вод. 

Как узнать что с развитием ребенка все нормально

На третье УЗИ всех будущих мам направляют в 30–34 недели беременности. Врач измеряет окружность головы и живота крохи, длину костей его ручек и ножек, вычисляет предполагаемый вес плода. Такое «любопытство» доктора совсем не случайно. Эти измерения позволяют врачу убедиться в том, что малыш развивается нормально. Ведь при кислородном голодании замедляются темпы роста плода и размеры его начинают отставать от нормы для каждого срока беременности. Также имеет значение строение плаценты – врач проверяет, нет ли в ней признаков старения. Ведь вследствие таких изменений она обычно перестает полноценно снабжать малыша кровью, а, значит, ему начинает не хватать кислорода и питательных веществ, и развитие ребенка нарушается. Во время УЗИ оценивается количество и вид околоплодных вод, которые также могут изменяться при внутриутробном страдании плода. 

Развитие плода: исследуем околоплодные воды 

Для оценки состояния плода могут быть использованы исследования околоплодных вод, ведь в них накапливаются продукты обмена веществ, кислород и углекислый газ, ферменты и гормоны, анализ которых помогает оценить, как чувствует себя малыш:

Амниоскопия – это осмотр околоплодных вод с помощью специального аппарата – амниоскопа. Проводится исследование после 37 недель беременности. Оно показано при подозрении на хроническую гипоксию плода (длительную нехватку кислорода), при конфликте по резус-фактору или группе крови мамы и плода, при перенашивании беременности. 

Амниоцентез – это диагностическая процедура, целью которой является получение околоплодных вод для последующего их исследования. Эту процедуру проводят:

  • при подозрении на наличие генетических заболеваний у плода;
  • при несовместимости крови мамы и плода по резус-фактору; 
  • при хронической недостаточности поступления кислорода к малышу: это чаще всего случается во время перенашивания при гестозе (осложнении второй половины беременности, при котором повышается давление, появляются отеки и белок в моче). В этом случае амниоцентез позволяет оценить степень внутриутробного страдания плода; 
  • при некоторых хронических заболеваниях мамы (заболевания печени, сердечно-сосудистой системы, болезни крови);
  • при подозрении на внутриутробное инфицирование плода. 

Амниоцентез дает возможность установить степень зрелости ребенка и решить вопрос о возможности родоразрешения.

Существует и еще несколько анализов околоплодных вод, которые помогут разобраться врачам, как себя чувствует малыш. Так, например, при подозрении на гемолитическую болезнь плода при резус-конфликтной беременности (когда разрушаются красные клетки крови малыша), для диагностики возможных врожденных заболеваний, а также для оценки зрелости плода проводят биохимический анализ околоплодных вод.

Читайте также:  Карта индивидуального личностного развития ребенка

Цитологический анализ жидкости, окружающей малыша, позволяет определить степень зрелости легких плода и, соответственно, его готовность появиться на свет.

Как узнать что с развитием ребенка все нормально

А вот при подозрении на внутриутробное инфицирование ребенка или оболочек плодного пузыря проводят бактериологические исследования околоплодных вод. Эти анализы помогают выявить различных возбудителей инфекций в амниотической жидкости, их количество и чувствительность к антибиотикам, чтобы  назначить правильное и эффективное лечение.

Оценка состояния плода: считаем движения малыша

Надо сказать, что шевеления малыша в мамином животике тоже позволяют контролировать его самочувствие. Наиболее активно ребенок двигается с 24-й по 32-ю неделю беременности. В это время частота и интенсивность его шевелений становятся важными показателями нормального развития плода. После этого срока активность крохи начинает потихоньку снижаться, так как ему становится тесновато для свободного перемещения. 

Существует несколько способов оценки «достаточности» шевелений плода. Самый распространенный метод называется «считай до десяти». Его можно проводить после 28 недель беременности. Суть его заключается в том, что будущая мама подсчитывает шевеления плода за 12-часовой интервал времени, например, с 9 утра до 9 вечера. Если плод совершает менее 10 шевелений – это повод обратиться к врачу для проведения обследования. 

Если после 28 недель беременности мама не чувствует шевелений малыша в течение 3–4 часов, возможно, он просто спит. В этом случае ей нужно съесть что-нибудь сладкое и полежать на левом боку в течение получаса. Если это не активизирует ребенка, стоит повторить то же самое еще раз через 2–3 часа. Если малыш продолжает находиться в затихшем состоянии, стоит обратиться к врачу. Редкие и слабые шевеления также могут свидетельствовать о том, что ребенку не очень хорошо, например, если ему по каким-то причинам не хватает кислорода.

Для определения состояния плода врач проводит ряд дополнительных обследований. Самое простое – это аускультация (выслушивание с помощью специальной деревянной трубочки (акушерского стетоскопа или специального аппарата, улавливающего сердцебиения плода), когда врач выслушивает биение сердечка малыша. В норме оно делает около 120–160 ударов в минуту. Снижение частоты сердечных сокращений менее 120 или увеличение более 160 свидетельствует о неблагополучном состоянии ребенка.

Доплерометрия

Доплерометрия сосудов плаценты и пуповины (метод исследования скорости кровотока в этих сосудах) также позволяет оценить самочувствие малыша. Доктор оценивает кровоток в артериях матки, пуповины, сердца и мозга ребенка. Это исследование позволяет определить, хорошо ли работает плацента, нет ли признаков нехватки кислорода у малыша или развития гестоза у мамы. При снижении скорости кровотока в каком-либо сосуде можно говорить о нарушениях питания плода различной степени тяжести. Вовремя проведенное обследование позволяет выявить начальные стадии дефицита кровоснабжения. 

В таких случаях лечение сможет предотвратить грозные осложнения, такие как гипоксия и внутриутробная задержка развития малыша. Доплерометрию проводят в 20–21 неделю и в 30–32 недели беременности. При наличии отклонений от нормы количество исследований, конечно же, увеличивается.

Кардиотокография (КТГ)

Как узнать что с развитием ребенка все нормально

Это важный метод оценки состояния плода. Проводится КТГ в 33 недели беременности и позже, поскольку только на этом этапе внутриутробного развития малыша устанавливается полноценная регуляция деятельности его сердечно-сосудистой системы центрами спинного и головного мозга. 

Запись сердцебиений плода проводят в течение 20–40 минут, а при необходимости исследование может быть продлено до 1,5 часов. Аппарат регистрирует и записывает частоту сердцебиений малыша. Врач акушер-гинеколог оценивает запись сердцебиений, эпизоды урежения и резкого учащения частоты сердечных сокращений плода, и на основании этих данных делает заключение о том, насколько комфортно малыш чувствует себя в животе у мамы. К примеру, при снижении концентрации кислорода в крови плода уменьшается и его поступление к клеткам нервной системы, что, в свою очередь, отражается на частоте сердечных сокращений. При нормальном течении беременности КТГ проводят после 33-й недели 1 раз в 10–14 дней, иногда чаще. 

Если во время проведения исследований состояния плода выявляются начальные нарушения поступления кислорода к малышу, назначается медикаментозное лечение, направленное на увеличение притока крови через плаценту и обязательные контрольные обследования для проверки эффективности проводимой терапии. Если же изменения серьезные, малыш испытывает выраженный дефицит кислорода и питательных веществ и состояние его страдает, то в таких случаях принимается решение об экстренном родоразрешении. 

В полном объеме

В настоящее время кроме обычного УЗИ широко применяются 3D- и 4D-исследования. Объемные методы осмотра позволяют уточнить выраженность нарушений у малыша (если они обнаружены ранее) и наиболее понятно продемонстрировать родителям, что не так с ребенком. Существуют, например, высокотехнологичные программы для детальной оценки сердца малыша. Кроме того, осмотр в режиме 4D по-настоящему знакомит родителей с их будущим ребеночком.

В некоторых клиниках в настоящее время предлагается услуга постоянного КТГ-мониторирования в последние недели беременности. Беременной женщине выдается мониторчик, который регистрирует изменения сердечной деятельности малыша, и эти данные по Интернету передаются лечащему врачу.

Источник