Развитие ребенка с особыми нуждами
Светлана Лебедева
Ребенок с особыми образовательными потребностями
Консультация для родителей
«Ребенок с особыми образовательными потребностями»
Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.
Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.
В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.
Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.
Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.
Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»?
Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.
Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.
Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.
Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
Дети с особенностямипсихофизического развития разделяются по следующим категориям:
— с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
— с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
— с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
— с речевыми нарушениями;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
— с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г.Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».
Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.
Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.
Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.
• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)
• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;
• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
• Особая организация обучения.
— К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
— Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.
— Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
— Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
Источник
Ольга Филиппова
Консультация «Развитие мышления у детей с особыми нуждами»
Развитие мышления у детей с «особыми нуждами».
Подготовила:
учитель-дефектолог ГБУ СО «ЦППМС» г. Саратов Филиппова О. Ю.
Ранняя диагностика и исправление недостатков развития ребенка становятся все более актуальной проблемой педагогики и специальной психологии. Статистические исследования показывают постоянное увеличение числа детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, развития и поведения. Их количество в мире и в России сейчас вдвое превышает цифру, предсказанную десять лет назад Всемирной организацией здравоохранения. Эти дети нуждаются в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной работе. Условно их принято объединять в группу детей «с особыми нуждами». Среди них есть дети с задержкой психического и речевого развития, сенсорными и двигательными дефектами, «разлаженным поведением». Особую группу составляют дети со сложными, комплексными нарушениями развития, у которых имеются несколько отклонений или заболеваний, например, сочетание отставания в умственном развитии с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения и т. п.
Современная дефектология уделяет повышенное внимание проблемам комплексной помощи. Одним из примеров такой помощи являются коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности детей, важнейшим звеном которой является мышление.
Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности в понятиях, «умозаключениях». Мышление неразрывно связано с практической деятельностью человека. Оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Обычно дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Во время игры, общения с родителями и детьми они постоянно исследуют и изучают мир, перерабатывая поступающую к ним информацию и получая таким образом новые знания о мире. Ребенок живо откликается на все новое. Ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные знания и навыки в различных ситуациях.
Для детей с «особыми нуждами» все обстоит не так гладко. Чтобы учиться и развиваться, всем им в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. Их требуется «подталкивать», чтобы помочь им применить уже освоенный навык в новых условиях или подняться на новый уровень развития. Таким образом, родители «проблемного» ребенка должны хорошо понимать, на какой стадии развития находится их ребенок и каковы его ближайшие задачи, чтобы иметь возможность шаг за шагом вести его к полноценному осуществлению его потенциала. Следует понимать необходимость (желательность) постоянного присутствия рядом с ребенком его родителей или наставников, учителей. От возможности осуществления этого обстоятельства зависит успех всего педагогического процесса.
Родители по отношению к ребенку занимают уникальное положение. Они больше, чем другие, находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо иной. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятия. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что вам помешают.
Мышление – это процесс, развитие которого происходит с первых месяцев жизни ребенка. Следует всегда помнить, что действия, которые нам кажутся простейшими, для ребенка с особенностями в развитии крайне сложны и непонятны.
Не пытайтесь обучить ребенка новому виду деятельности за один прием. Например, если вы хотите научить его есть ложкой, начните с того, чтобы набирать на ложку еду. Потом учите его подносить ложку ко рту (можете использовать метод «рука в руке», т. е. водить рукой ребенка). Когда ребенок уже справляется с этим, учите его опускать ложку в тарелку за новой порцией еды. Когда вы осваиваете с ребенком использование ложки, начинайте с блюд вроде йогурта, которые сами удерживаются на ложке, а «сложные» кушанья, например суп, оставьте на потом.
Такие знакомые действия, как ежедневный прием пищи, умывание, одевание и есть практическая сторона мышления.
Если вы хотите научить ребенка умываться, можно использовать метод «прямой последовательности». Пусть ребенок сам подставит ладошки под струю воды, а родитель, взяв его за руки, сделает все остальное. Постепенно ребенок научиться подносить мокрые руки к лицу, умываться и вытираться полотенцем.
Если ребенок строит башню из кубиков, пусть положит первый кубик, а взрослый продолжит строительство. В следующий раз ребенок может сам положить на нижний кубик еще один, а остальное достроит взрослый. Поощряйте его класть все больше кубиков, пока он не сумеет выстроить башню целиком.
При оценке познавательной деятельности детей существуют четкие возрастные нормы, но когда речь идет об «особенных детях», чрезвычайно важен индивидуальный анализ возможностей малыша. Каждый «особенный ребенок» развивается по- своему. Следите за тем, на каком уровне развития находиться именно ваш ребенок и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ему предложить задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытает досаду, начнет скучать и, следовательно, потеряет интерес к самому процессу.
Дети с «особыми нуждами» чаще всего не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира, их сложно заинтересовать. Успех зависит от того, найден ли удачный способ обучения. Например, класть предметы в коробку – важное умение, но не слишком увлекательное. А можно бросать прыгающие мячики в коробку или класть в нее предметы, издающие при ударе интересные звуки. Если ребенок любит смотреть на разноцветные движущиеся предметы, лучше использовать разноцветные шарики небольшого размера. Их можно использовать следующими способами:
— класть в коробку
— выкладывать различные фигуры
— соблюдать очередность цветов
— тренироваться в различении цветов
Предоставьте ребенку возможность исследовать окружающий мир со всех его сторон. Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно, носите его по комнате, подносите к окну, усаживайте в угол, загляните под стол. Разнообразьте позы ребенка во время сна и еды.
Практически все наши действия – это отражение причинно-следственных отношений,например:
—«говорящие книги», которые начинают светиться или издавать звуки при нажатии на кнопку,
-книги с «встающими» картинками,
— детские клавишные инструменты
Чрезвычайно важно усвоение понятий с соотношениями предметов. Покажите малышу, как можно поставить меньший предмет на больший и как весело потом обрушить получившуюся башню. Большой интерес у детей вызывает игра «стаканчики».
Первоначальный вид развития мышления – это наглядно – действенный вид. Сначала дети учатся осознавать сходство и различие реальных предметов, затем распространяют свой навык на изображения (наглядно-образный вид) и лишь затем овладевают абстрактными понятиями (словесно-логический вид).
Очень важны занятия по подбору реальных сложных предметов. Перед ребенком кладется набор хорошо знакомых ему предметов (яблоко, мяч, ложка, затем поочередно дается один из аналогичных предметов второго набора – «Найди пару».
После усвоения описанного вида деятельности можно переходить к поиску сложных предметных изображений, затем по сходству очертаний.
Следующим видом учебы может быть выбор предметов по признакам и называние предметов. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект (машина, книга, чашка – «дай машину»). Тренируйтесь сначала с реальными предметами, затем с картинками. Далее, вместо названия предмета называйте его цвет, форму или размер (игра «Магазин»).
Следующий этап – сортировка и группировка предметов. Вначале предметами сортировки могу служить игрушки, книги, одежда и посуда. Как и ранее, целесообразно начинать с реальных предметов, затем перейти к изображениям предметов. В дальнейшем рассматриваются игры «дарите картинки», «что к чему».
Необходимо соблюдение последовательности учебных методик. Работу следует начинать с простого чередования цветов, форм, размеров.Значительно позже можно говорить о последовательности событий: «Что за чем?», «что в начале, что потом». После усвоения основных лексических понятий, выработке умения их классифицировать, можно переходить к заданиям «четвертый лишний».
Подводя итог занятию и обобщая все вышесказанное следует еще раз подчеркнуть, что успех в улучшении мышления, как основы познавательной деятельности, приобретении навыков и умений, столь необходимых в жизни детей с «особыми нуждами» может быть достигнут только постоянными, упорными совместными усилиями родителей и направляющих их специалистов.
Источник
Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Они живо откликаются на все новое, пробуют, рискуют, у них есть внутренние стимулы, которые помогают им двигаться вперед. Ребенку же с нарушениями развития — независимо от его диагноза — необходима дополнительная стимуляция, помощь со стороны взрослых, чтобы осваивать новые навыки и исследовать мир.
Для того чтобы эта помощь была действительно эффективной, родителям стоит учесть несколько важных принципов взаимодействия с таким ребенком. О них рассказывает Сара Ньюмен, которая сама вырастила сына с нарушениями развития и написала одно из лучших практических руководств в этой области — «Игры и занятия с особым ребенком».
1. Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным
Задавая ребенку вопрос, все родители ждут некоторое время ответа. Они делают это бессознательно. Исследования показали, что «время ожидания» у большинства из них примерно одинаково. Однако ребенку с особыми нуждами требуется больше времени, поэтому родителям следует ждать дольше, чем подсказывает инстинкт.
Дети с церебральным параличом испытывают затруднения в управлении лицевыми мышцами: чтобы ответить улыбкой на улыбку, им требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реакции, подождите столько, сколько подсказывает вам интуиция, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будьте терпеливыми.
2. Настойчиво повторяйте свои слова и действия
Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, придется повторять снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.
3. Привлекайте внимание ребенка
Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недостатком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чрезвычайно тяжело постоянно отдавать ребенку любовь, время, внимание и заботу и ничего не получать взамен. Все, что вам остается, — не сдаваться и продолжать любить его. Рано или поздно вы получите свою награду, пусть и скромную.
Чтобы привлечь внимание ребенка, когда вы собираетесь с ним играть или заниматься, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык. Попробуйте сделать свое лицо «интересным», нескучным для ребенка. Вы можете, например:
- Широко и часто улыбаться.
- Строить рожицы — морщить нос, поднимать брови.
- Издавать забавные звуки.
- Надеть на себя что-то необычное: экстравагантную шляпу, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос, маску.
- Раскрасить лицо.
Еще вы можете легонько подуть ему в щеку. Или даже просто сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем бурная активность. Никогда не заставляйте ребенка силой смотреть на вас, как бы трудно и долго он ни шел на контакт.
4. Задействуйте все его органы чувств
Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, если взрослые стараются задействовать все их органы чувств. Это особенно важно для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.
Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о каком-то предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.
Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие. Можно использовать метод «рука в руке» — взять руки ребенка в свои и помочь ему.
Даже взрослые нередко сталкиваются с этим: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали, — словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения в памяти.
Используйте:
1. Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники).
2. Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.
3. Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни. Играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки, берите его на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов.
4. Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии.
5. Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.
5. Будьте последовательны и предсказуемы в своих действиях
Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обстановки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности.
Если ребенок страдает нарушениями восприятия или недостатком коммуникационных навыков, ему может быть трудно понять, что происходит вокруг. Тем более важно организовать его жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства.
Избегайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квартире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное).
Создайте для него расписание: ребенок должен вставать, ложиться, обедать в одно и то же время. Соблюдайте четкие правила поведения: например, «есть и пить можно только сидя за столом». Однако расписание не должно мешать жить, поэтому некоторые вариации в нем допустимы и даже необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фиксацию на расписании, свойственную некоторым детям.
6. Обобщайте приобретенные навыки
Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что он способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посторонними людьми. В частности, врачи и психологи всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом.
Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором, на котором тренировался дома, но и с незнакомыми вещами. Чаще давайте ему возможность проверить себя: предлагайте незнакомые предметы для игры, побуждайте играть в разной обстановке.
7. Не «застревайте» на одном навыке
Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и развивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребенка. Это может произойти оттого, что окружающие постоянно спрашивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» или может быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно.
В любом случае, подобное «застревание» вредно. Ребенок — целостная личность, его навыки развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от остальных.
Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить
Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овладеть и физическими навыками — умением брать и отпускать предмет, и интеллектуальным навыком — способностью сопоставить размеры коробки и предмета. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если связь между ними не очевидна. Развитие навыков общения помогает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение.
8. Всегда доводите дело до конца
Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда мама сделает». Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему никому не нужен.
Читайте также
«Степа у меня единственный ребенок, мне не с чем было сравнивать. Я все принимала как есть. Например, одна знакомая мама организовывала домашние музыкальные занятия. Степа никогда ни в чем не участвовал, ни за кем не повторял, на детей не обращал внимания. Сейчас-то я понимаю, что все это были признаки. Но тогда мне просто казалось, что у меня необщительный ребенок. А что не разговаривает — ну так мальчики всегда позже начинают».
Пожалуй, каждая пара мечтает о здоровых и счастливых отношениях. Но почему одни союзы способны преодолеть любые трудности, тогда как другие распадаются при первом же столкновении с препятствиями? Шансы на долговечный брак значительно повышаются, если оба супруга обладают определенными качествами, уверен коуч и консультант по личностному развитию и искусству отношений Кит Дент.
Источник