Развитие ребенка с нарушением зрения по месяцам

Развитие ребенка с нарушением зрения по месяцам thumbnail

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.
Читайте также:  Онтогенез развития ребенка с зпр

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник

Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения

По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.

А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.

Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее

1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.

По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.

Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.

Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.

В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.

Данные специальной психолого-педагогической литературы

(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого

отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.

Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,

Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.

Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).

Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).

Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.

Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности

Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)— одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.

Читайте также:  Формы общения ребенка со взрослыми понятие параметры развитие

Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.

В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.

Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).

В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.

Источник

Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения

Рейтинг
39

Полезные факты для родителей о развитии зрения у ребенка на разных возрастных этапах

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Ваш ребенок только что появился на свет. Его маленькие глазки, которые оглядываются вокруг – это самое прекрасное, что вы видели. Вы не знаете, что в этот момент видит ребенок и отличается ли чем-то его зрение от зрения взрослого человека. Поскольку этот вопрос интересует многих молодых родителей, попытаемся в нем разобраться.

Хотя при рождении зрение ребенка еще не полностью развито, он уже различает цвета. Его зрение развиваеется постепенно, этап за этапом.

Когда у детей развивается зрение?

К концу девятого месяца зрение ребенка такое же развитое, как у взрослого. Окончательно оно формируется к концу первого года жизни. В этот период малыша сильно привлекают яркие контрастные цвета.

Глаза ребенка готовы правильно воспринимать окружающий мир уже с рождения, но его мозг еще не готов обрабатывать и интерпретировать такую сложную информацию. Младенцы могут различать цвета при рождении, но на элементарном уровне. Их способность воспринимать различные оттенки цветов ограничены.

Только пройдя ряд этапов развития зрения, ребенок сможет увидеть окружающий мир во всех цветах и оттенках. Рассмотрим подробнее эти этапы, длящиеся в течение первого года жизни ребенка.

Развитие зрения у ребенка

Выделяют такие этапы развития зрения:

  • зрение при рождении;
  • 0–2 месяца;
  • 2–4 месяца;
  • 4–8 месяцев;
  • 8–12 месяцев.

Зрение новорожденного ребенка: что нужно знать родителям

1. Развитие глаз. На 22-м дне беременности глаза представляют собой две маленькие борозды на эмбрионе. На этом месте формируется зрительный нерв, а впоследствии – глаза.

2. Проверка на врожденные нарушения зрения. В момент рождения ребенка врач проверяет наличие врожденных нарушений зрения, которые могли возникнуть еще в утробе матери. Врач может вводить новорожденному глазные капли, чтобы препятствовать развитию глазных инфекций.

3. Как видят новорожденные. При рождении ребенок может видеть предметы только в черно-белом спектре и в оттенках серого. Это связано с тем, что нервные клетки мозга и органов зрения еще не развиты.

4. Неспособность фокусироваться. Новорожденный ребенок не может перемещать взгляд с одного предмета на другой и фокусироваться на объектах, находящихся на расстоянии 15–20 см от лица.

5. Дальнозоркость и близорукость. У новорожденных детей могут возникать дальнозоркость или близорукость. Из-за таких дефектов зрения взрослые вынуждены носить очки. Но у младенцев они не вызывают безпокойства. Дефекты зрения могут возникать из-за того, что у детей недостаточно развита сетчатка. Поэтому со временем они уменьшаются. Также вы можете заметить, что ребенок реагирует на яркий свет, моргая или закрывая глаза.

9 фактов о развитии зрения до двух месяцев

1. Какие цвета ребенок видит с рождения? При рождении ребенок может видеть все цвета, но неизвестно, какие из них он видит четче, чем остальные. Исследования показали, что дети с рождения могут различать основные цвета (красный, синий, зеленый). Некоторые дети демонстрируют предпочтение какому-то одному цвету. Однако в этом возрасте дети еще не могут различать похожие цвета (например, красный и оранжевый). Это означает, что ребенок распознает цвета, но не различает оттенки.

2. Отсутствие реакции. Ребенок может смотреть вам прямо в глаза, но его мозг еще не способен обрабатывать данные, полученные органами зрения, в полной мере. Поэтому не беспокойтесь, если вы улыбаетесь или подмигиваете малышу, а он никак на это не реагирует.

3. Расширенные зрачки. В течение первых двух недель зрачки у ребенка сужены, чтобы ограничить попадание света. Это связано с тем, что сетчатка глаз еще слишком чувствительна. Только после третьей недели зрачки ребенка начинают расширяться, чтобы в глаза попадало больше света. Через несколько недель вы заметите, что ребенок держит глаза открытыми в течение дольших промежутков времени.

4. Нечеткое зрение. В первый месяц жизни ребенок видит нечетко, как будто в тумане. Чтобы привлечь внимание ребенка, предметы должны быть большими и яркими.

5. Координация зрения и слуха. К концу первого месяца слух и зрение ребенка хорошо согласованы. Если вы, например, потрясете погремушкой, ребенок повернется лицом к источнику шума.

6. Развитие периферийного зрения. Ребенок в этом возрасте имеет хорошо развитое периферийное зрение и может фокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии полутора метров от него.

7. Ребенок учится фокусироваться. Взгляд ребенка может казаться блуждающим. Это нормально, потому что он еще только учится фокусироваться на предметах.

8. Четкое восприятие цветов. К концу второго месяца ребенок учится различать оттенки. При этом он отдает предпочтение более ярким оттенкам. Вот почему детские игрушки обычно такие яркие.

9. Мама улыбается! Ребенок может интерпретировать улыбку на лице матери. В двухмесячном возрасте он улыбается в ответ. Это свидетельствует о том, что его зрение развито настолько, что теперь он может состредотачиваться на определенных объектах.

Зрение ребенка в 2–4 месяца

1. Ребенок лучше воспринимает пространство. В этом возрасте у ребенка развивается восприятие глубины и пространства. Это означает, что он может оценить, насколько далеко от него находится предмет, который он видит. Это происходит потому, что в этот период у ребенка лучше развита координация между органами зрения и головным мозгом.

2. Ребенок следит за перемещением предметов. Если поменять расположение предметов в поле зрения ребенка, он начнет искать их глазами. Также он вниматтельно наблюдает за любыми действиями, происходящими возле него. Потрясите перед ним погремушкой – и вы увидите, как он станет смотреть на нее, не отводя глаз.

3. Ребенок различает больше цветов. Количество цветов и оттенков, которые он может воспринимать в этом возрасте, значительно увеличивается.

4. «Я тебя вижу». К концу четвертого месяца ребенок лучше видит отдаленные предметы. Теперь, если он сядет возле окна, он увидит то, что происходит за окном, а не сфокусирует взгляд на стеклянной поверхности.

Читайте также:  Карты индивидуального развития ребенка в детском саду образец

Развитие зрения в 4–8 месяцев

1. Разноцветный мир. В 5 месяцев ребенок уже хорошо видит цвета.

2. Ребенок различает лица. Ребенок лучше воспринимает глубину пространства и узнает знакомые объекты. Он узнает знакомые лица и предметы на расстоянии нескольких метров.

3. Постоянство объектов. Зрение ребенка становится все больше похожим на зрение взрослого человека. Он замечает мелкие детали и понимает то, что объекты постоянны и не могут исчезать. Поэтому, если вы спрячете игрушку, находящуюся перед ребенком, под одеяло, он будет понимать, что она где-то рядом.

Развитие зрения в 9–12 месяцев

1. Ребенок видит лучше. В этом возрасте ребенок уже видит практически так же, как и взрослые. У него уже полностью развито цветовое восприятие, а восприятие пространства значительно улучшается.

2. Цвет глаз. В этом возрасте цвет глаз у ребенка уже практически сформирован и остается таким на всю жизнь.

3. Ребенок может определять расстояние до объекта. Он способен различать близкие и дальние объекты, их цвета, узнавать знакомые лица и предметы.

4. Координация зрения и работы мышц. В возрасте одного года у ребенка значительно развивается координация, проявляющаяся в согласованном действии мышц и органов зрения. Ребенок может выглядеть слегка неуклюжим, но его координация все ще развивается.

Для правильного развития зрения у ребенка необходимо регулярно проходить медицинскую проверку. Также следует обращать внимание на проявление определенных симптомов, которые могут свидетельствовать о проблемах со зрением.

Признаки проблем со зрением

Родителям необходимо быть внимательными к любым отклонениям от нормального развития зрения. Обращайте внимание на следующие симптомы:

1. Красные или опухшие веки. Это может быть признаком инфекции или аллергии.

2. Слишком частые движения глазами. Зрительные мышцы ребенка еще развиваются. Поэтому ребенок может совершать частые движения глазами. Но если такие движения постоянны или чрезмерны, это может свидетельствовать о проблемах со зрением.

3. Сильная чувствительность к свету. Если ребенок закрывает глаза каждый раз, когда выходит на улицу в солнечную погоду, возможно, у него повышено внутриглазное давление или есть проблемы с сетчаткой.

4. Постоянно слезятся глаза. Слезные железы у ребенка еще формируются. Поэтому у него могут часто слезиться глаза или вообще не выделяться слезы.

5. Белые зрачки. Это может быть признаком различных болезней, от онкологических заболеваний до катаракты. Появление такого признака требует немедленного медицинского вмешательства.

Когда проводить ребенку медицинский осмотр?

Врачи рекомендуют регулярно показывать ребенка офтальмологу. Это поможет вовремя распознать и вылечить ряд заболеваний.

1. Катаракта. Хрусталик глаза у новорожденных чист, как и у взрослых. Но в некоторых случаях в нем может быть помутнение, которое называется катарактой. Педиатр обычно замечает катаракту во время осмотра сразу после рождения или через несколько недель. Катаракта у новорожденных, как и у взрослых, может быть исправлена хирургическим путем.

2. Перекрытые слезные протоки. Иногда дети могут рождаться с перекрытыми слезными каналами. Это может вызвать отек и покраснение вокруг век. Младенцы имеют слабую иммунную систему, и воспаленный слезный канал может стать благоприятной средой для размножения бактерий. Лечение антибиотиками поможет избежать риска потери зрения.

3. Амблиопия, или «синдром ленивого глаза». Ребенок иногда может использовать для зрения только один глаз и из-за этого терять способность видеть другим глазом. Причины амблиопии могут быть разными, часто это расстройство возникает из-за отсутствия координации между полушарием мозга и противоположным глазом. Амблиопию очень трудно обнаружить в раннем возрасте, поскольку оба глаза выглядят совершенно здоровыми. Регулярная проверка зрения может помочь в диагностике этого расстройства.

4. Косоглазие. В первые 4 месяца вам может казаться, что движения глаз ребенка не скоординированы и каждый глаз движется самостоятельно. Начиная с пятого месяца, глазные мышцы координируют движения глаз. Если вы наблюдаете у ребенка несогласованные движения глаз даже в шесть месяцев, возможно, у него развилось косоглазие. Это расстройство можно обнаружить во время осмотра у офтальмолога. Но, если вы сами заметите у ребенка такие симптомы, вам следует обратиться к врачу.

5. Ретинопатия. Это повреждение сетчатки, которое встречается у детей, которые родились преждевременно. Ретинопатия развивается из-за того, что у ребенка не сформированы кровеносные сосуды сетчатки или сформированы неправильно. Ретинопатию легко обнаружить во время медицинского осмотра.

6. Птоз. Эта аномалия заключается в том, что движения век ребенка сдерживаются мышцами, и из-за этого веки остаются неподвижными. Иногда дети рождаются с недоразвитыми мышцами век, и из-за этого веко невольно оказывается опущенным. Это состояние и называется птозом. Сам птоз не несет никакой угрозы здоровью, но может приводить к развитию амблиопии. К счастью, птоз легко поддается хирургическому лечению.

Как помочь ребенку развить зрение

Чтобы развить зрение ребенка на различных этапах его жизни, придерживайтесь следующих рекомендаций.

До 2-х месяцев

  • покупайте ребенку игрушки ярких и контрастных цветов. Размещайте их на расстоянии 25 см от ребенка;
  • используйте тусклое освещение в детской комнате. Яркий свет может его раздражать;
  • во время кормления ребенок обычно смотрит на лицо матери. Поэтому держите ребенка во время кормления с разных сторон, чтобы он мог видеть вас обоими гллазами;
  • когда ребенку полтора месяца, играйте с ним в такую простую игру. Держите его на расстоянии 20 см и смотрите ему в глаза. Когда он поймает ваш взгляд, перемещайте его влево-вправо. Это упражнение хорошо укрепляет зрение ребенка;
  • когда ребенку исполнится 2 месяца, он начинает реагировать на вашу мимику. Улыбайтесь ребенку и говорите с ним. Это поможет развить его внимание и визуальную память.

2–4 месяца

  • в этот период у ребенка развивается восприятие цветов. Окружите его яркими предметами, игрушками и т.д.;
  • когда ребенок лежит на спине, развесьте над ним погремушки. Позвольте ему рассматривать их и прикасаться к ним.

4–8 месяцев

  • дайте ребенку поиграть разноцветными кубиками;
  • принесите ему корзину с разными фруктами и позвольте рассматривать натуральные цвета;
  • играйте с ребенком в прятки и другие игры, в процессе которых он должен найти определенный предмет. Например, вы можете поиграть в поиск сокровищ. Это заставит малыша реагировать на визуальные стимулы;
  • ребенок до сих пор любит игрушки ярких цветов. Используйте это, чтобы привлечь внимание ребенка.

9–12 месяцев

  • играйте с ребенком в игры с движущимися объектами. Бросайте мячик, используйте игрушки на веревочке и т.д.
  • читайте ребенку красочные книги с картинками. Позвольте ребенку показывать на рисунки и называть, что на них нарисовано;
  • дети этого возраста любят смотреть на человеческие лица. Поэтому позвольте ребенку как можно больше контактировать с родственниками. Это научит его запоминать новые лица.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.33 из 5 на основе
9 оценок.

Развитие ребенка
04.12.2018

Источник