Развитие ребенка с дисплазией

Развитие ребенка с дисплазией thumbnail

Первыми моими пациентами с диагнозом дисплазия тазобедренных суставов (тбс) были мои пятеро детей. Сейчас у них есть уже свои детки. Старшей дочери диагноз был поставлен 23 года назад, было назначение – стремена. Уже тогда был не согласен с тем, что это единственный путь лечения. Это заставило меня искать альтернативные методы лечения и разработать свою методику для грудничков. Сейчас с уверенностью могу сказать, что такой путь есть. Результаты многолетней работы, статистика, истории болезней подтверждают это. Данную методику правильнее было бы назвать профилактикой, которая нужна абсолютно всем малышам. Профилактическое лечение сразу после рождения позволяет избавиться от многих сопутствующих болезней при заболевании сколиоз и остеохондроз во взрослом возрасте. И хоть многие родители считают, что сколиоза не избежать, могу с уверенностью сказать, что мои дети и пациенты, начавшие лечение с грудничкового возраста растут здоровыми, выносливыми и красивыми. Но каждый в праве сам решать какой метод лечения выбрать.

Что такое Дисплазия?

Дисплазия – это недоразвитие органа или ткани.
Дисплазия тазобедренного сустава (ТБС) – частая патология опорно-двигательного аппарата у новорожденных и детей грудного возраста, характеризующаяся недоразвитием, смещением, не центрированием, асимметрией элементов ТБС: вертлужной впадины, головки бедренной кости с окружающими мышцами, связками, капсулой.

Различают три вида дисплазии тазобедренных суставов:
1) предвывих
2) подвывих
3) вывих бедра.
Предвывих и подвывих встречается у каждого 2-3-го ребенка, бывает односторонним и двухсторонним протекает практически безболезненно в детском возрасте, ребенок при этом может свободно ходить, бегать и даже прыгать, родители при этом не замечают практически никаких отклонений, за исключением косолапости, вольгузности стоп, сколиотической осанки…
При предвывихе – головку бедренной кости можно свободно передвигать внутри сустава при этом окружающие сустав связки ослаблены, образуется нестабильность.
Подвывих – головка бедренной кости может выскакивать и возвращаться на свое место в сустав при этом, как правило, слышен глухой щелчок.
Вывих – крайне редкое явление, на 1000 рожденных детей у одного такая патология. При вывихе головка бедренной кости лежит вне сустава.

Причины дисплазии тазобедренных суставов (дисплазия ТБС):

1) Ягодичное предлежание плода, когда ножки согнуты в тазобедренных суставах и разогнуты в коленных, стопы находятся у плеч (часто исход родов – кесарево сечение).
2) Внутриутробное обвитие пуповиной.
3) Родовые и послеродовые травмы
4) Гинекологические заболевания у матери, которые могут затруднять внутриутробное движение ребенка.
5) Генетическая предрасположенность, если у родственников наблюдалась данная патология.
6) Гормональные нарушения у женщин во время беременности.
7) Недоношенные дети.
8) Воздействия внешних факторов окружающей среды.

Откуда же берется дисплазия?

В данном случае без терминологии не обойтись. Опишем один из механизмов происхождения дисплазии у детей. При функциональном блокировании в шейном отделе позвоночника (которое возникает при родах и после), напрягается верхняя доля трапециевидной мышцы, одновременно происходит напряжение и в нижней доле, в грудном отделе позвоночника впоследствии происходит блокирование в пояснично-крестцовом и подвздошно-крестцовом сочлениях. В результате этого, поднимается выше с одной стороны гребень подвздошной кости, происходит перекос таза (скрученный таз). О каких стременах в таком случае можно говорить, если с одной стороны нога выглядит короче другой. Соответственно головка бедра по отношению к другой расположена ассиметрично. Любые динамические нагрузки в таком случае болезненны. И никакой массаж и никакие ортопедические приспособления не исправят данной ситуации. Теряется каждый час, каждый день, не говоря уже о неделях и месяцах. А если еще напомнить о смещении в шейном отделе (читайте о кривошеи)- что приводит к нарушению мозгового кровообращения и вспомнить о гипоталамусе, который регулирует выработку гормонов другими железами, в том числе и выработку гормонов, отвечающих за нормальный рост и полноценное развитие, то становится страшно.
Как видите лечение должно проходить комплексно, благодаря применению методов мануальной диагностики и терапии, можно успешно исправить многие проблемы не ожидая усугубления процесса.

Симптомы.

Что должно насторожить родителей.
До 1 месяца. Повышенный тонус мышц спины, визуально одна ножка короче другой, дополнительная складка на ягодице, асимметрия ягодичных складок и ягодиц, не полное разведение ножек, при согнутых коленях. Положение туловища у ребенка С-образное, головку держит на одной стороне, часто на одной руке ребеночек держит сжатый кулачок.
3 – 4 месяца. При сгибании ножек в коленных и тазобедренных суставах часто слышен щелчок, плосковольгузная стопа (пяточка находится не на одной линии с голенью). Одна ножка визуально короче другой.
6 месяцев и старше. Привычка вставать и ходить на пальчиках, при походке вывернутые вовнутрь или наружу пальцы одной или двух ног, косолапость. Чрезмерное искривление позвоночника в поясничном отделе – горизонтальный таз, походка, «как у уточки». Визуальное легкое искривление позвоночника, сутулость. Одна ножка короче другой за счет скошенного таза.

Лечение.

Традиционное лечение дисплазии тазобедренных суставов
Даже среди врачей ортопедов, травматологов, хирургов нет единого мнения и взаимопонимания о дисплазии. Дисплазия проявляется у всех детей по-разному и не всегда определяется сразу после рождения. Суставы могут быть «нормальными» при рождении и в первые несколько месяцев развития, но позже диагностироваться как аномальные-патологические к 6 -12 месяцам.
При первичном осмотре сразу после рождения дать точную диагностику не может даже очень опытный ортопед, хотя предрасположенность к дисплазии тазобедренных суставов можно спрогнозировать с первого дня. Если обратить внимание на кривошею, при которой ребенок голову постоянно держит в одну сторону.

Читайте также:  Что такое индивидуальные особенности развития ребенка

Каждый ребенок индивидуален и развивается согласно генетических особенностей родителей. Родителей не пугает то обстоятельство, что у ребенка в 7-8 месяцев еще нет зубов и, к примеру вовремя не «закрылся» большой родничок. Родители уверены, что и зубы вырастут и родничок затвердеет, хотя эти два состояния можно сравнить с «дисплазией рта» и «дисплазией черепа».
Но признаки дисплазии тазобедренных суставов нужно постоянно держать на контроле, ведь по сути, дисплазия у детей – это слабое, неполное развитие сустава, в большинстве случаев оно является естественной особенностью организма маленького ребенка, и гораздо реже признаком заболевания – истинного вывиха.
За последние 30-40 лет в лечении дисплазии тазобедренных суставов ничего не менялось, за исключением, различных ортопедических приспособлений и испытании их на детях. Стремена Павлика, шина Фрейка, ЦИТО, Розена, Волкова, Шнейдерова, аппарат Гневковского… – эти ортопедические приспособления нужны только при истинном вывихе бедра. А их назначают почти каждому ребенку от одного месяца до одного года постоянного ношения за исключением купания. Зачастую при этом психика ребенка нарушается – в первое время он плаксивый, беспокоен, а затем подавленный, угнетенный, замкнутый, безразличный ко всему. Ко мне неоднократно приносили детей в аппаратах в возрасте 2,5 года, они резко отличаются в физическом и психическом развитии. Хотя были и такие, которые приспосабливались и прыгали-бегали в аппарате наперегонки с ровесниками.

Современное лечение дисплазии у детей методами мануальной медицины

Для того чтобы пойти на прием к врачу необходимо взять с собой ксерокопии выписки из роддома, заключения и выводы ортопеда, рентгеновский снимок или УЗИ и ксерокопию их описания.
Если подойти к проблеме дисплазии у грудных детей по-новому, то следует признать: традиционное лечение зачастую только мучает малышей. Для того чтобы установить первопричину, будь то вывих, подвывих или предвывих. На самой ранней стадии не стоит мучить малыша ортопедическими приспособлениями. Ребенок с каждым днем должен познавать мир, испытывать динамические нагрузки на тазобедренные суставы, при которых улучшается кровообращение, восстанавливаются все функции, происходит нормальное физиологическое развитие тазобедренных суставов и тканей окружающих его.
Подходят к этой проблеме однобоко только лишь со стороны ортопедии, рассматривая только нарушения в тазобедренных суставах, забывая о целостности всего организма, как единой функциональной системе нельзя.
Большинство узких специалистов очень критически подходят к новшествам лечения – применении мануальной медицины, я считаю что если методика действует значит ее нужно применять. Я был приятно удивлен, побывав в 2002 году на Международной конференции по мануальной терапии, что я не один являюсь противником устаревших методов лечения дисплазии. Уже есть ортопеды, которые учатся приемам мануальной терапии, но на Украине это еще вопрос будущего.
Мануальная терапия в руках «не специалиста» может нанести непоправимый вред здоровью пациента.
Есть выбор – массаж и «ортопедические приспособления». К примеру, различные стремена, стельки от плоскостопия, приспособления – корсеты от сколиоза, воротник «шанс», корсетные пояса от радикулита, костыли, инвалидная коляска.
Либо мануальная медицина, но при этом должны помнить, что каждый потерянный день в детстве невосполним. На каждом этапе развития ребенка постоянно происходит формирование, как органов, так и тканей. Не давайте организму приспосабливается к проблемам – ищите пути решения их. «Таблетка под язык – самое простое». Движение – это жизнь. И если что-то в биомеханике не так, то это надо устранять, а не обезболивать и оттягивать время. Организм вам подскажет на первом этапе острой болью, о которой не может сказать малыш, но по тоническому напряжению мышц можно это определить. Ищите причину, от чего эта боль исходит, а не глушите эту боль.
В тяжелых случаях – истинном вывихе бедра – я за то, чтобы лечение проводилось комплексно, применяя совместно мануальную терапию и ортопедию, в крайних случаях и хирургию.
Каждый выбирает путь к решению проблемы, т. е. лечению, сам. И что было заложено в детстве, то и вырастет. В данном конкретном случае речь идет о детях, выбирают родители, так как с мнением грудничка, никто не считается. Он может какое-то время кричать, устраивать бессонные ночи, давая понять, что не согласен с этим, но изменить ничего не может – решают родители.
Если Вам говорят, что ребенок с дисплазией не будет ходить или будет хромать, то это не так. Вероятность хромоты есть только при крайней форме дисплазии – при истинном вывихе бедра. Остальные дети ходят нормально и внешне практически не отличаются от своих сверстников до определенного возраста. Но этим детям гарантировано не менее страшное заболевание – сколиоз, остеохондроз со всеми сопутствующими заболеваниями. К сожалению, сколиоз ждет и тех детей, которых мучали, одевая в детстве в стремена, различные приспособления, делали массажи, ультрафорезы, занимались плаванием и не провели действительно правильное лечение, т.е. не устранили изначально причину из-за чего это все произошло.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка

Источник

Многих родителей беспокоит вопрос, как обеспечить своему ребенку, которому прописали ношение специальных приспособлений, такие же благоприятные условия для развития, как у других детей.

Ребенок на руках

Ребенку с ограничениями надо как можно больше быть на руках.

Чаще всего, лечение дисплазии происходит в первые месяцы жизни ребенка, когда самое важное условие развития для него — находиться рядом с мамой, у неё на руках, в слинге или в непосредственной близости. Ношение на руках — это то что нужно любому ребенку на первом году жизни, и чем больше ребенка на руках носят — тем гармоничней он развивается. Даже в условиях детского дома малыши намного лучше развиваются, если персонал, ухаживающий за ними, носит малышей на руках, тогда они в первые месяцы даже почти не отстают от сверстников в развитии.

Ношение на руках обеспечивает мозгу ребенка базовую стимуляцию, благодаря которой мозг растет и развивается — это вестибулярная стимуляция, тактильная стимуляция и стимуляция костно-мышечной системы. Прикосновения, покачивания и наклоны при движении, крепкие объятия маминых рук, удерживающие ребенка, возможность карабкаться по маме и цепляться за неё — это все самые сильные развивающие стимулы для ребенка в первые месяцы жизни.

Так что в первые месяцы жизни фиксирующее ножки приспособление — вовсе не такая большая помеха развитию, как может показаться на первый взгляд. А может даже вовсе не помеха, если позволяет родителям отказаться от рекомендаций «не приучать к рукам», которые можно услышать от некоторых врачей и родственников, относящихся к старшим поколениям.

Если необходимость лечения возникла во втором полугодии жизни ребенка, когда он уже стремится ползать и вставать, то конечно, ребенку будет несколько сложнее адаптироваться. Но все-таки, ношение на руках и во втором полугодии жизни ребенка остается базовым условием для гармоничного развития. После того, как вашему ребенку исполнится полгода, большое значение для развития ребенка может сыграть…. пол. Обыкновенный пол вашей квартиры, достаточно чистый, теплый и комфортный, чтобы можно было положить на него ребенка. Ползание — следующий этап развития после постоянного нахождения на руках, и этот этап не менее важен. С помощью специальных занятий, имитирующих ползание или занятий непосредственно ползанием реабилитируют детей с различными заболеваниями, ползание отлично развивает и мозг и владение телом, с помощью занятий где надо ползать и имитировать движения маленького ребенка реабилитируют даже взрослых людей, а для школьников такие занятия проводят для того, чтобы преодолеть проблемы с обучением.

В общем, много чего важного заключается в умении ребенка ползать, а все потому, что это снова — базовая способность тела, базовая часть развития, на которой, как на фундаменте потом будет расти все остальное. Для того, чтобы пойти правильным перекрестным способом(когда при движении части тела согласуются перекрестно — правая нога и левая рука двигаются одновременно и т.п.) — вначале надо этим перекрестным способом поползти. Так что смело кладите ребенка на пол и пусть ползает и развивается! Если не ползает пока — тоже кладите на пол, и ребенок вскоре обязательно поползет, ведь позиция лежа на животе- это самый первый шаг к движению, а пол с его бесконечными просторами и отсутствием края, с которого можно упасть — прекрасный развивающий тренажер, сначала для мышц шеи и спины, чтобы научиться удерживать верхнюю половину тела. Лежать на полу намного, намного лучше для развития, чем полулежать или сидеть в шезлонге с развивающими игрушками.

Если необходимость ношения специальных приспособлений, ограничивающих подвижность, сохраняется и после того, как ребенку исполнился год — действительно, ношение приспособлений может повлиять на психоэмоциональное развитие ребенка.(но не на интеллектуальное)

Дело в том, что примерно с года до трех лет ребенок активно осваивает окружающую среду через телесные ощущения(проприоцептивный канал восприятия). Особенно активно — в период с года до двух. И любые двигательные ограничения в этом возрасте действительно отражаются на психоэмоциональном развитии(мне как психологу, приходится встречаться с результатами у вполне взрослых людей, особенно если им не повезло в этот нежный период посещать дошкольное учреждение, где двигательные ограничения для детей применяются постоянно и порой очень жесткие).

Ребенок в гипсе

Гипс — не помеха для прогулок!

Проблемы здесь могут возникнуть с двух сторон — с одной стороны, нижняя, ограниченная в подвижности часть тела, может оказаться хуже прописана в карте тела, которую в этот период активно строит растущий мозг. Недостаточно развитая карта нижней части тела в мозге может проявляться в худшей чувствительности, что например может приводить трудностям с освоением туалета или проблемам с контролем мочевого пузыря в более старшем возрасте. Или как вариант, подросшему и давно забывшему о дисплазии ТБС, ребенку может быть сложно научиться крутить педали велосипеда или танцевать. Вероятность такого рода проблем не так уж велика, ведь как правило мозг успевает «достроить» карту тела, так как необходимость в ношении приспособлений исчезает раньше, чем мозг ребенка заканчивает самую активную первую фазу своего роста и развития(первые три года жизни). Но если есть подозрения что что-то подобное у вашего ребенка проявляется и он продолжает уже после успешного окончания лечения избегать определенных видов двигательной активности — для помощи развитию есть специальные занятия, помогающие достроить эту карту даже во взрослом возрасте(например, для детей — занятия по системе М. Фельденкрайза, а для взрослых — соматика Томаса Ханны или некоторые виды телесно-ориентированной психотерапии)

Читайте также:  Методика оценки развития ребенка

Вторая сторона развития, с которой могут возникнуть определенные проблемы — психо-эмоциональное самоощущение ребенка, у которого подвижность была ограничена в определенном возрасте. Для ребенка в возрасте от года до двух есть одно простое общее правило — «на каждое «нельзя» должно быть своё «можно». Нельзя в розетку засовывать палец, но можно — вилку от зарядки телефона. Нельзя плескаться в унитазе, но можно потереть его специальной щеткой. И т.п. Это простое на первый взгляд правило обеспечивает важное для ребенка условие развития — оно определяет пространство возможностей.

У ребенка, который проходит лечение ТБС с ограничением подвижности — есть некий набор дополнительных «нельзя». И к сожалению, запреты касаются двигательных возможностей — то вставать нельзя, то ходить, то прыгать( а прыжки тоже важная базовая часть двигательного развития, прыгать двумя ногами вместе — это следующая качественно новая ступень после ходьбы).

Для того, чтобы преодолеть негативный эффект от этих «нельзя» родителям важно обнаружить для себя в первую очередь — что же ребенку «можно». И каждый раз, когда ребенок вынужден столкнуться с каким-то «нельзя» не забывать предлагать ему пространство возможностей, предлагать то, что ребенку можно. Если ребенок хочет вставать, а ему нельзя — поищите для него возможность находиться в вертикальном положении не вставая. Если ребенок хочет прыгать — покачайте его на качелях. Постарайтесь понять, в чем нуждается ваш ребенок в тот момент, когда хочет чего-то, чего ему нельзя, и дать ему необходимое другим способом. Так ваш ребенок получит оптимальные условия для развития во всех сферах.

Психо-эмоциональные проблемы также могут выражаться в робости ребенка перед новыми занятиями, особенно двигательными, в неуверенности в собственных силах, в повышенной потребности в одобрении и в повышенной потребности быть послушным, не выражать своего мнения, и не настаивать на своих желаниях, а подстраиваться под окружающих. Напрямую с тем, приходилось ли ребенку проходить через какое-то лечение, такие психо-эмоциональные проблемы не связаны, зато очень тесно связаны со стилем воспитания и с индивидуальной чувствительностью ребенка. Дети с повышенной чувствительностью могут тяжелее адаптироваться к ограничению подвижности. Особенно я была бы внимательна к детям, которые не проявляют «характера», как у нас принято говорить, родители которых не знают что такое «кризис года» или «кризис двух» и дети всегда одинаково добродушные, радостные, мужественно переносят трудности лечения и опережающими темпами развиваются интеллектуально. У таких детей выше риск развиться так называемой стратегии адаптивного ребенка, когда ребенок на первый взгляд успешный и оптимистичный, его легко воспитывать и он хорошо учится, но в подростковом или уже во взрослом возрасте вдруг начинает переживать тяжелейшие кризисы, связанные с тем, что не чувствует, чего хочет, не знает как себя защитить от других людей, не чувствует своих границ или границ других людей и т.п.

В принципе, стратегию адаптивного ребенка легко и в детском возрасте заметить, как раз по излишне разумному, «взрослому» и беспроблемному поведению ребенка, просто родители редко обеспокоены такими проявлениями, наоборот, как правило такой ребенок льстит родительскому самолюбию.

Чтобы ребенок не приобрел себе эмоциональных проблем на втором-третьем году жизни из-за ношения специальных приспособлений, очень важно для взрослых, которые о нем заботятся, быть внимательными к его потребностям, даже если ребенок не требует к себе внимания громким криком или плачем. И конечно , обязательно уделять внимание — если требует. Развитие ребенка в этом возрасте очень пластично и обладает большими возможностями для компенсации. Каждый ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно, для того чтобы развиваться эмоционально и интеллектуально. В этом смысле полезно следовать за ребенком, давать ему все что он просит и даже чуть больше. Полезно также знать какие-то основные вещи о развитии ребенка из детской психологии — что-такое «кризис года», «кризис двух» или «кризис трех лет», какие задачи решаются на этих этапах и что может стоять за тем или иным поведением.

Автор статьи:
Ольга Фролушкина
психолог

Обязательно к прочтению:

— Эмоциональное состояние родителей

— Ребенок в гипсе

Источник