Развитие ребенка роль взрослого

Роль  взрослого  в  воспитании  ребёнка  раннего  возраста.

С  момента  появления  на  свет  младенец  нуждается  в  тесном  эмоциональном  телесном  контакте  с  матерью.  Он  жаждет  чувствовать  её  прикосновения,  ласку,  постоянную  заботу  и  внимание,  всеми  имеющимися  у  него  средствами  старается  удержать  её  возле  себя,  вступает  с  ней  в  диалог.  Чуткое  и  ласковое  поведение  матери,  симбиотическая  связь,  эмоционально-личностное  общение  с  ней  способствуют  формированию  у  ребёнка  чувства  безопасности,  защищённости,  доверия  к  миру.  Эти  же  чувства  он  со  временем  переносит  на  тех  взрослых,  с  которыми  вступает  в  тесный  эмоциональный  контакт.  От  того,  сформированы  эти  базисные  новообразования  или  нет,  в  будущем  зависит  уверенность  малыша  в  себе,  в  свои  силы,  возможность  совершать  самостоятельные  поступки.

Маленький  ребёнок  безгранично  доверяет  взрослому.  Рядом  с  ним  малыш  не  испытывает  страха,  чувствует  себя  в  безопасности.  В  новой  обстановке,  оценивая  степень  опасности,  он  в  первую  очередь  ориентируется  на  взрослого:  обращает  внимание  не  его  внешние  проявления,  старается  вникнуть  в  суть  его  высказываний.  Доверяя  ему,  малыш  приобретает  доверие  к  миру.  Свои  привычки,  стиль  поведения  он  выстраивает,  подражая  любимому  взрослому.

Ребёнок – существо  деятельное,  любознательное.  Наблюдая  за  происходящим  вокруг,  он  сразу  же  вычленяет  для  себя  что-то  новое,  стремится  понять  его,  проявляя  самостоятельность,  инициативность.  Но  без  взрослого  ему  не  обойтись.  В  первые  годы  жизни  происходит  становление  индивидуальности  ребёнка,  поэтому  чрезвычайно  важно,  чтобы  взрослые  создавали  оптимальные  условия  для  развития  его  личности.  Только  в  тесном  взаимодействии  со  взрослым  ребёнок  начинает  усваивать  огромное  количество  специфических  действий  с  предметами  согласно  их  общественному  назначению,  учится  играть,  жить  в  социуме.

Взрослый  не  должен  скупиться  на  щедрые  похвалы  ребёнка.  Следует  отмечать  даже  незначительные  успехи  малыша.  Воспитание  любовью  —  эффективный  метод  воспитания  детей  первых  лет  жизни.  В  атмосфере  любви  и  заботы  малыш  растёт  спокойным,  активным,  уверенным  в  себе,  открытым  и  доброжелательным  к  окружающим.  Любовь  ускоряет  процесс  социализации  ребёнка.  При  недостатке  любви  малыш  постоянно  испытывает  дискомфорт,  растет  хмурым,  замкнутым,  неуверенным  в  себе.

Умение  ребёнка  обращаться  ко  взрослому  с  вопросом,  за  помощью —  прямое  отражение  того,  как  взрослый  общается  с  малышом.

Любовь  к  ребёнку  не  означает  вседозволенность.  Спокойно,  доброжелательно  высказанное  замечание,  ограничение  в  нежелательных  действиях – это  тоже  проявление  любви.  Для  малыша  это  и  расстановка  ориентиров,  и  осознание  понятий  «хорошо – плохо»,  и  уверенность  в  том,  что  о  нем  помнят,  а  значит,  любят.

Взрослый  должен  выступать  в  роли  внимательного  помощника  и  доброжелательного  учителя.  Такой  взрослый  в  глазах  ребёнка  становится  настоящим  авторитетом,  на  которого  хочется  походить  во  всем.  Развивающая  роль  взрослого  заключается  в  грамотном  сопровождении  малыша  в  окружающем  мире.

Категорически  запрещается  высмеивать  ребёнка,  унижать  его  достоинство.  Следует  помнить,  что  у  ребёнка  в  этом  возрасте  формируется  самооценка.

Запрещая  что-то,  следует  спокойно,  в  доступной  форме  объяснить  малышу,  почему  нельзя  совершать  то  или  иное  действие,  доходчиво  разъяснить  смысл  его  поступков.  Ни  в  коем  случае  нельзя  запугивать  ребёнка,  угрожать  ему.  Если  что-то  запрещается  категорически,  то  следует  предложить  малышу  альтернативу.  Запретив  одно,  нужно  сразу  же  предложить  что-то  другое,  нельзя  ребёнка  оставлять  в  бездеятельном  состоянии.  И  все  же  ребёнок  может  расшалиться,  перестать  слушать  взрослого.  В  этом  случае  для  малыша  первого  и  второго  годов  жизни  действенным  будет  метод  отвлечения:  «Смотри,  к  на  птичка  прилетела!».

Задача  взрослого – донести  до  сознания  детей  мысль  о  том,  что  есть  запреты,  которые  даже  не  обсуждаются.

В  воспитании  малышей  могут  иметь  место  порицания,  но  не  суровые  наказания.  Шлепок  демонстрирует  бессилие  взрослого,  бессмысленное  усаживание  на  стул  также  не  имеет  эффекта.  Ребёнок  в  силу  особенностей  возраста  не  сможет  долго  усидеть  на  стуле  и  найдет  для  себя  занятие  под  стулом,  а  то  и  вовсе  сбежит,  забыв  о  первопричине  наказания.  Ещё  хуже,  когда  взрослый  пытается  наказать  ребёнка  трудом:  «Что  ты  все  бегаешь  и  бегаешь!  Лучше  иди  покорми  рыбок!»

Останавливая  нежелательные  действия   малыша,  взрослый  не  должен  поддаваться  эмоциям.  Следует  спокойно  и  грамотно  разобраться  в  происходящем.  При  этом  важен  стиль  порицания:  взрослый  должен  выражать  не  гнев,  а  огорчение  (малыш  чутко  улавливает  разницу).  Сочувствуя  огорчению  взрослого,  ребёнок  искренне  раскаивается  в  содеянном,  надолго  запоминает  этот  эпизод.  Гневные  слова  в  адрес  малыша  могут  привести  к  неожиданным  результатам.  Ребёнок  второго  года  жизни  начнет  удивленно  рассматривать  лицо  разгневанного  взрослого,  прислушиваться  к  возбужденному  голосу,  не  вникая  в  суть  происходящего.

Читайте также:  Индивидуальная работа с ребенком по развитию движений

Порицание  должно  сразу  же  следовать  за  проступком,  чтобы  ребёнок  понял  его  справедливость.  Педагогическая  ценность  порицания  пропадает,  если  взрослый  говорит:  «Вечером  придет  папа,  я  ему  расскажу!..»  К  вечеру  малыш  напрочь  забудет  о  своем  поступке,  так  как  память  его  кратковременна.

В  ходе  воспитательного  процесса  важно  дозировать  запреты  и  наказания.  Частые  ограничения  сковывают  детскую  активность,  замедляют  развитие  интеллекта.  У  одних  детей  резко  снижается  эмоциональный  тонус,  пропадает  интерес  к  окружающему.  Дети,  находящиеся  в угнетённом  состоянии,  довольно  длительное  время  могут  отказываться  от  игры  и  т.п.  Другие  бунтуют,  кричат,  протестуют  против  ограничения  свободы  собственных  действий,  становятся  раздражительными,  обидчивыми.

Раннее  детство – самоценный  период,  наполненный  богатым  содержанием,  познавая  которое  взрослый  совершенствует  свое  мастерство.  Постоянно  помня  о  том,  что  организм  малышей  хрупок  и  раним,  взрослый  должен  чутко  реагировать  на  изменения  самочувствия  и  настроения  детей.  

Источник

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольников

Мостовая Людмила Игоревна,

методист, педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Известно, что ребенок развивается в деятельности, в его взаимодействии с миром людей и предметов. Для того, чтобы младенец чему-то научился, нужна работа и восприятия, и памяти, и мышления, нужна и потребность в достижении результата. Поэтому ребенок развивается в процессе усвоения социального опыта.

Готовность к школе определяется несколькими критериями. И, хотя многие родители считают, что достаточно ребенка научить читать и считать, чтобы подготовить к школе, это далеко не так. Главный критерий школьной готовности – это развитие произвольной сферы.

Особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы

Память и внимание дошкольника непроизвольные, т.е. не подчиняются воле. Внимание часто перескакивает на любой другой предмет, который привлек ребенка движением, звуком (машина проехала, муха пролетела, музыка зазвучала, карандаш упал). Поэтому для развития ребенку обязательно нужна помощь взрослого, который ненавязчиво направит внимание малыша, покажет свою заинтересованность в том, чтобы малыш что-то узнал, запомнил, рассказал другим.

 Почему же взрослым так часто трудно понять малышей? В основном у взрослых дискретное восприятие окружающей действительности: они все знают, понимают. А дети чувствуют. У них в основном развита 1-ая сигнальная система (вижу, слышу, ощущаю). Дети младшего возраста эмоциональны и в том смысле, что их умственная деятельность, и в частности суждения, окрашены эмоциями. Подкорковые узлы, являющиеся центрами примитивной эмоциональности, или аффективности, в дошкольном и младшем школьном возрасте часто с трудом затормаживаются под влиянием регулирующей работы коры. В этом случае реакция на наглядные пособия может быть неадекватной: «Ох, какая таблица!». Дети эмоциональны и в том смысле, что еще не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих чувств. Эмоциональность этого возраста выражается в большой податливости аффектам, кратковременным вспышкам радости и печали, при этом дети прыгают, громко смеются или плачут, бурно негодуют. Эти состояния бывают кратковременными, часто переходят в противоположные. Большая подвижность, обусловленная физиологическими особенностями, и эмоциональность младших школьников может отрицательно влиять на их волю и выдержку. Объясняется это особенностями развития мозга: отставанием развития процессов торможения от возбуждения. Часто, организуя праздники, взрослые ограничиваются подбором различных конкурсов: кто первый, кто меткий и т.п., что чрезмерно возбуждает детей, особенно с симптомами гиперактивности, чего не стоит допускать, т.к. дети становятся неуправляемыми, агрессивными или вдруг начинают плакать. Знания об особенностях развития детской психики помогут родителям и педагогам правильно организовать занятия и развлечения, не допуская перевозбуждения малышей.

В качестве одной из причин недисциплинированности младших школьников педагоги отмечают наличие у них неприятных эмоциональных переживаний, вызывающих обидчивость, вспыльчивость, неадекватное реагирование, конфликты с взрослыми и товарищами. Важно не запрещать детям выражать свои чувства, а проявление их вводить в такие рамки, чтобы не снижалась дисциплина. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит. Поэтому помощь взрослого, подоспевшая вовремя, поможет ему проговорить вслух о том, что его беспокоит и постепенно успокоится. На вопрос: что случилось? – вы не получите ответа, т.к. действительно ничего не случилось, действия не произошло. Но ваши слова: тебе грустно, ты обижен, ты злишься, — обязательно найдут отклик у ребенка и помогут найти причину переживаний. Часто простое прикосновение ладони к плечу, мягкое поглаживание по спинке дает лучший результат, чем все увещевания.

Читайте также:  Развитие ребенка в кратце

Бесполезно ребенку читать нотации о плохом поведении, он в результате может понять, что взрослый чем-то недоволен, но так как понятийное мышление еще не сформировано, то такие фразы, как: «Как тебе не стыдно; как ты мог так поступить; ты что, не знаешь, как на уроке себя ведут и т. п.» — не имеют смысла, он их не поймет. У дошкольника основной тип мышления – наглядно-образный. И если вы хотите ему что-то объяснить, создайте яркий образ.

Часто дети не соотносят общее замечание, обращенное ко всем, лично с собой, пока не назовут его по имени. Важно говорить о действии, а не о личности (Мне не нравится, что Костя вертится; Ваня очень громко разговаривает и т.д.).

Еще раз подчеркнем, что развитие ребенка происходит наиболее успешно при непосредственном участии взрослого. А многократные беседы с детьми позволяют отметить неприятный факт, что родители в основном делают с малышами «уроки», считая это занятие общением, что далеко не так.

Мы уже отмечали, что дошкольники реагируют на яркий образ. И где же еще ему возникнуть, как не в совместной игре, чтении любимой сказки, разговоре по душам. Часто взрослые не следят за своей речью в присутствии детей, а ребенок воспринимает любой поступок и слово значимого для него взрослого за пример для подражания. Последите за речью своего малыша – и вы узнаете себя.

Роль игры в развитии дошкольника

Весьма распространены в этом возрасте подвижные игры, которые предоставляют возможность выхода накопившейся и заторможенной во время занятий за столом двигательной энергии детей. Часто малыши предпочитают игры с правилами, с распределением ролей. Взрослым подобные игры стоит поощрять и активно в них включаться, т.к. такая игра позволяет вниманию ребенка сосредоточиться на результате, приобрести целенаправленный и организованный характер. Воспитательное значение игр у детей этого возраста заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые черты. В играх происходит и как бы примеривание и проигрывание  морально-нравственных качеств. Взрослые могут этим пользоваться, вводя игру в процесс научения и общения, что позволит сделать учение более интересным, а взаимоотношения более легкими и добрыми.

Вспомните свое детство. Какие события помнятся? Наверное, яркие, эмоциональные, которые были пережиты совместно с мамой и папой. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители показывали свою заинтересованность в деятельности ребенка, давали положительный пример взаимоотношений в семье. Именно сотрудничество между взрослыми и детьми – залог дальнейшего продуктивного развития ребенка в любом возраст. Не опека, а сотрудничество!

Источник

Определение 1

Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.

Общение между взрослым и ребенком и его роль

Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:

  1. Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
  2. Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
  3. Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.

Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.

Читайте также:  Карта развития ребенка в норме

Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.

Функции взрослого в жизни ребенка

От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.

Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.

С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.

Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:

  • организацией совместной деятельности,
  • педагогическими ситуациями,
  • показом.

В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.

Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.

Замечание 1

Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.

Влияние взрослого на развитие ребенка

Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.

К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.

Замечание 2

Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.

Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.

Источник