Развитие ребенка развивающие дидактические игры
Гермогенова Анастасия
Картотека дидактических игр в детском саду
Картотека дидактических игр для детей старшей группы
Выполнила: Гермогенова А. Г. – воспитатель МБДОУ ДСКВ «Сардана»
Дидактическая игра
Карточка № 1
Игры с предметами.
«Чудесный мешочек»
Цель: Развивать осязательное восприятие, учить выделять признаки предмета по структуре, поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. (металл, дерево, пластмасса). Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, умение чётко выполнять правила игры.
Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.
Игровые действия: Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».
Пособия и материалы: Чудесный мешочек, предметы, сделанные из разного материала.
Правила игры: Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.
Дидактическая игра
Карточка № 2
Игры с предметами.
«Кто что слышит?»
Цель: Развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит);
Развивать сообразительность, выдержку.
Игровое правило: Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.
Игровые действия: Оперировать звучащими предметами.
Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.
Пособия и материалы: Предметы,издающие звуки: колокольчик, книга, дудочка, ножницы, вода.
Правила игры: За ширму приглашается ребенок, который играет на дудочке или шуршит книгой и т. п. Дети, услышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выходит из – за ширмы с звучащим предметом в руках.
Дидактическая игра
Карточка № 3
Игры с предметами.
«Угадай, что изменилось?»
Цель:Выработать навык в определении пространственного расположения предмета: справа, слева, спереди, сзади, сбоку, около и др. ;
Развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.
Игровое правило: Изменение в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.
Игровые действия: За ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.
Пособия и материалы: Петрушка или кукла, разные игрушки и предметы.
Правила игры: Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации.
Дидактическая игра
Карточка № 4
Игры с предметами.
«Магазин»
Цель: Учить устанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова. Обозначающие величину предметов. Выполнять движения по их словесному обозначению. Продолжать учить ребенка рассуждать; развивать внимание.
Игровое правило: Дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.
Игровые действия: В игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети почувствовали «лёгкое» и «тяжёлое».
Пособия и материалы: Хозяйственная сумка, продукты.
Правила игры: Дети вместе с педагогом идут в «магазин» и словами обозначают, то, что они купили.
Пример: Я купила в овощном магазине помидор, огурец и положила овощи в сумку. Моя сумка стала тяжелая, я пришла домой, выложила из тяжёлой сумки овощи и моя сумка стала лёгкая.
Дидактическая игра
Карточка № 5
Настольно – печатная игра.
«Парные картинки»
Цель: Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках сходство и различие;активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; Развивать наблюдательность.
Игровые правила: Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибётся ни разу.
Игровые действия: Поиск одинаковых картинок.
Пособия и материалы: Предметные картинки (10-12 шт., все они разные, но среди них есть 2 одинаковые.
Ход игры: Педагог просит ког либо из ребят найти и показать одинаковые картинки и показать их всем детям. Парные картинки откладываются в сторону. Затем педагог перемешивает все картинки (они должны быть перевёрнуты) и незаметно подкладывает ещё 1 парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди картинок могут быть очень похожие, но не одинаковые,например: чашки, одинаковые по цвету, но другая без ручки. Дети рассказывают о предметах, отмечают, в чём они схожи, а чем отличаются.
Дидактическая игра
Карточка № 6
Настольно – печатная игра.
«Что лишнее?»
Цель: Учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Игровые правила: Закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.
Игровые действия: Находить и закрывать изображение ненужных предметов.
Пособия и материалы: Карточки с профессиями, предметные картинки с орудиями труда.
Ход игры: В больших квадратах люди разных профессий, в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда, среди них, те которые им не нужны. Ребёнок должен заметить и закрыть картонокой, листком ненужный предмет.
Дидактическая игра
Карточка № 7
Настольно – печатная игра.
«Когда это бывает?»
Цель: Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила: По слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он её поднял.
Игровые действия: Поиск нужной картинки.
Пособия и материалы: Сюжетные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак и т. п. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок.
Ход игры: Дети выбирают себе по картинке, на слово «утро», должны поднять и объяснить, почему он её поднял.
Дидактическая игра
Карточка № 8[/b]
Настольно – печатная игра.
«Домино»
Цель: Закреплять знания о домашних и диких животных, отмечать особенности животных, продолжать воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилами игры.
Игровые правила: Выигрывает тот, кто первый закончит подбор картинок,положит их по правилу: собака к собаке, медведь к медведю – и ни разу не ошибиться.
Игровые действия: Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.
Пособия и материалы: Настольная игра «Домино»
Ход игры: Играют 4 – 6 детей, кто первый положит последнюю карточку, тот и побеждает.
Дидактическая игра
Карточка № 9
Словесная игра.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: Учить называть действие словом; правильно употреблять форму глаголов (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.
Игровые правила: Все дети должны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.
Игровые действия: Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
Пособия и материалы: (нет)
Ход игры: Выбирают ведущего, он выходит, остальные договариваются, что они будут изображать действием, водящий должен отгадать, что за действие выполнили дети.
Дидактическая игра
Карточка № 10
Словесная игра.
«Так бывает или нет».
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровые правила: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Игровые действия: Отгадывание небылиц.
Пособия и материалы: (нет)
Ход игры: Педагог может рассказать, что — нибудь неправильное,например: «Летом, когда солнце светит ярко, мы вышли и слепили из снега снеговика».
Дидактическая игра
Карточка № 11
Словесная игра.
«Добавь слово»
Цель: Упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентацию в пространстве.
Игровые правила: Отвечает только тот, кому педагог бросит мяч.
Игровые действия: Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения предметов в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложение нужным словом.
Пособия и материалы:
Ход игры: Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребёнку и спрашивает, где стоит стол? Или шкаф? ребенок поймавший мяч,отвечает: Стол стоит позади меня.
Дидактическая игра
Карточка № 12
Словесная игра
Дидактическая игра «Найди ошибку».
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.Например: «Собака читает. Может собака читать?»Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
Источник
Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников
Дидактические игры детей дошкольного возраста
Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
— игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
— дидактические игры.
Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры «лото», получает карточку и выполняет задание.
Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать»воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.
Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.
Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.
Основные виды игр
— игры с предметами (игрушками, природным материалом,
— настольно-печатные игры,
— словесные игры.
Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.
Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.
Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.
Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших — на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.
Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:
1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др.
2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».
3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови одним словом», и др.
4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает»
Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих — внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления, «Отгадай что задумали» — наблюдательности, внимания.
Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.
Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»
Рекомендации по планированию дидактических игр:
— планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;
— дидактические игры кратковременны (10-20мин);
— предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.
Подготовила Авилова Е. С.
2017 год
Источник
Дидактические игры для детей — раздел, где вы найдете игры и игровые пособия изготовленные педагогами ДОУ и родителями с целью обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями. Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят.
Игры для детей своими руками
Включает в себя разделы:
- Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП
- Книги и книжки своими руками. Самоделки, малышки, тактильные
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Лото и домино. Настольные игры своими руками
- Настольные игры. Настольно-печатные детские игры своими руками
- Строительные игры. Конструирование из строительного материала, конструктора
- Пара. Игры из серии «Подбери пару», парные картинки
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шнуровки своими руками
- Прищепки. Развивающие игры с прищепками
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные, пальчиковые, сюжетно-ролевые
- «Кто где живет?». Дидактические игры и занятия
- ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры
- Развивающий коврик своими руками
- Обучению грамоте, буквы. Игры и дидактические пособия
- Экология. Дидактические игры и экологические пособия
- Перфокарты
- Математический планшет «Геометрик», игра «Геоконт»
- Пазлы. Игры и занятия с пазлами и разрезными картинками
- Фланелеграф, ковролинограф
- Дидактические и сенсорные юбки и фартуки
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Дидактические игры с клавиатурой
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 27968.
Все разделы
| Дидактические игры
Новое
План-конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego «Мебель для куклы Тани» для детей 2–3 лет
План-конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego. Тема занятия: «Мебель для куклы Тани» (ясельная группа, 2-3 года. Цель: Продолжать учить строить по образцу воспитателя, правильно называть детали при анализе образца, закреплять знания о предметах мебели,…
Дидактическая игра «Найди дверцу для малышей животных» в первой младшей группе Дидактическая игра «Найди дверцу для малышей животных» первая младшая группа. Цель: формировать представления о геометрических фигурах, и о основных цветах, развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительные операции. Оборудование: набор геометрических фигур, наклейки…
Дидактические игры — Дидактические игры и упражнения по предматематическому развитию детей 4–5 лет
Публикация «Дидактические игры и упражнения по предматематическому развитию детей…»
Игровое упражнение «Забавные котята» Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 10; развивать внимание, глазомер. Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски); рисунок с изображением котенка или его условное изображение. Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Дидактическая игра «Весы»
Для маленьких детей понятия тяжелее или легче могут вызвать сложности. Размер и вес не всегда связаны. Поэтому детям часто бывает непонятно, как что-то маленькое (например, камешек) может быть тяжелым, а что-то большое (например, воздушный шар) — легким. Но если вы будете…
Дидактическая игра для дошкольников по развитию мелкой моторики «Укрась морковку»
Мастер-класс «Укрась морковку» . Дидактическая игра для дошкольников . Цель игры: Развивать мелкую моторику пальчиков. А мелкая моторика – это основа для развития речи, памяти, мышления. Такие игры познакомят малыша с окружающим миром, помогут интеллектуально развить ребенка,…
Дидактическая игра «Кукла Катя и кукла Даша» для детей 4–5 лет
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Боровичок» п. Бор. Методическое пособие дидактическая игра: «Кукла Катя и кукла Даша». для детей 4-5 лет Автор: воспитатель первой квалификационной категории Кравцова Ольга Николаевна. Дидактическое…
Дидактические игры — Дидактическая игра «Кукла Катя» для детей 4–5 лет
Статья «Дидактическая игра «Кукла Катя» для детей 4–5…»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Боровичок» п. Бор. Методическое пособие дидактическая игра: «Кукла Катя». для детей 4-5 лет Автор: воспитатель первой квалификационной категории Кравцова Ольга Николаевна. Дидактическое пособие: «Кукла…
Методическое пособие дидактическая игра «Математические весы» для детей 4–5 лет
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Боровичок» п. Бор. Методическое пособие дидактическая игра: «Математические весы». для детей 4-5 лет Автор: воспитатель первой квалификационной категории Курочкина Татьяна Ивановна Дидактическое пособие:…
Дидактическая игра «Цветные крышки» для детей дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Боровичок» п. Бор. Методическое пособие дидактическая игра: «Цветные крышки» для детей дошкольного возраста Автор: воспитатель Куканова Галина Алексеевна Цель: учить детей различать и называть цвета,…
Пособие по распознаванию эмоций «Клоун Лицемер» для детей с 5 лет в помощь логопедам, родителям и воспитателям
У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания как специалистов, так и родителей. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с патологией…
В этом разделе собраны дидактические игры используемые в детском саду. Некоторые игровые занятия направленные на развитие связной речи, другие развивают творческое мышление, воображение. Есть материалы для развития у ребенка пространственных и временных представлений, другие, учат оказывать первую медицинскую помощь.
Существует три вида дидактических игр.
- Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
- Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
- Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.
Дидактическая игра-явление многоплановое, которая может быть методом обучения, формой обучения. Изготовленные руками педагогов, они позволяют ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.
Специалисты ДОУ практикующие образовательную деятельность не редко прибегают к изготовлению развивающих игрушек своими руками или совместно с воспитанниками группы из различного бросового материала. Самостоятельное изготовление позволяет разнообразить подачу программного материала с учетом возможностей детского контингента.
Все виды игр, возможно, создать или воссоздать руками воспитателей, сделав их красочными и интересными.
Источник