Развитие ребенка разрезные картинки

Развитие ребенка разрезные картинки thumbnail

Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов, формирования логического мышления, внимательности, наблюдательности и многих других не менее важных качеств.

Суть занятия с разрезными картинками в том, что из частей ребенок собирает единое целое. Этим дети занимались исстари, а кто впервые додумался до того, чтобы дать малышам разделенное на части изображение, неизвестно. Методикой же в данном случае называется набор конкретных картинок, разделенных определенным способом и подобранных в соответствии с возрастной группой и поставленными целями.

В чем цели использования разрезных картинок?

Картинки по теме "Морские жители"

Основная цель, которой помогает достичь любая существующая методика разрезных картинок — всестороннее развитие ребенка. Помимо основной цели, методики применяются и для выявления каких-либо нарушений, диагностики состояния умственного развития ребенка.

Во время занятий малыши применяют наглядно-действенное мышление, ассоциативные навыки, моторику и многое другое. Также каждая существующая методика разрезных картинок оказывает влияние на представление ребенка об окружающей среде, на формирование его эстетического восприятия. Поэтому при выборе картинок для занятий нужно обращать внимание не только на уровень сложности заданий и рекомендации по возрастному применению, но и на содержание и качество рисунков.

Что представляют собой эти картинки?

Любая существующая методика разрезных картинок использует изображения, разделенные на части. Чем старше ребенок, тем сложнее рисунки применяются в качестве методического материала. Разумеется, увеличивается и число линий, означающих разрезы, на картинке.

К примеру, для занятий с самыми маленькими детьми выбирается максимально простое изображение одного предмета, вещи или чего-то иного. Это может быть домик, машинка, ложка, тарелка или чашка, дерево, вязаная шапочка и прочее. Основное требование к картинке — одно простое изображение легко узнаваемого маленьким ребенком предмета. Рисунок разделяется на две равные части по горизонтали либо по вертикали.

Так выглядят методические материалы, которые использует любая существующая методика «Разрезные картинки» для детей в возрасте двух лет. Как правило, в отделах магазинов с развивающими играми представлены наборы картинок, посвященных определенным тематикам: водные процедуры, посуда, окружающая среда, кораблики, животные и так далее.

В чем отличие этих картинок от пазлов?

Дети рисуют

Подобным вопросом задаются все родители, интересующиеся развивающими играми и занятиями с малышами. Любая существующая методика собирания разрезных картинок имеет кардинальное отличие от занятий с пазлами или другими составными изображениями. Оно заключается в том, что пазл не оставляет права на ошибку, ее самостоятельное осознание и исправление. Другими словами, пазлы не дают развиваться фантазии, не формируют аналитическое мышление и не стимулируют потребность сравнения результата сборки с прототипом используемого изображения.

Означает ли это, что методика «Сложи разрезную картинку» лучше, чем занятие «Собери пазл»? Разумеется, нет. Эти методики развивают различные навыки и умения. К примеру, пазлы намного эффективнее разрабатывают мелкую моторику, прививают дисциплину, усидчивость, чем разрезанные по ровным контурам изображения. Соответственно, необходимы малышам как картинки, так и пазлы.

Методики каких авторов используются чаще всего в дошкольных учреждениях?

Развивающая игра для малышей

Одним из наиболее востребованных авторов методик развития детей, в основании которых лежат игры и занятия с использованием разрезанных на части картинок, является Софья Давыдовна Забрамная. Под ее авторством выпущено более ста сорока различных методик, позволяющих максимально эффективно заниматься с детьми младшей возрастной группы. Не только для развития обычных детей этим педагогом рекомендуется методика «Разрезные картинки». Забрамная является автором методических пособий, помогающих заниматься с малышами, имеющими некоторые специфические особенности и различные отклонения.

Софья Давыдовна начала свою трудовую деятельность в школе в середине прошедшего столетия на должности учителя русского языка и литературы. Она постепенно достигла звания профессора кафедры олигофренопедагогики в педагогическом университете Москвы. За это время Забрамная не только опубликовала множество работ, но и не переставала вести практические занятия.

Как методика используется при диагностике уровня развития?

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок» в применении на практике не имеет отличий от развивающих игр или занятий. Как правило, целью диагностического использования методики является определение степени развитости у малышей представлений о целостности, завершенности образов. Также становится понятным наличие адекватности имеющихся у них фантазий, степень владения навыками логического мышления и многие иные аспекты.

Тестирование осуществляется следующим образом: ребенку предлагается комплект из разделенных на части карточек с различными изображениями, из которых он должен составить законченные картинки и назвать их.

Изначально карточки находятся в перемешанном, хаотичном и бессистемном положении. Ребенок достает из этой «кучки» одну карточку, озвучивает свое предположение по поводу того, часть какого предмета на ней изображена. После этого он разыскивает оставшиеся части рисунка и соединяет их в единое целое.

Меняется ли методический материал в зависимости от возраста?

Картинка для темы "Смена сезонов"

Каждая существующая и применяющаяся на практике методика «Разрезные картинки», автор которой имеет педагогическое образование и опыт работы с детьми, задействует разные изображения для каждой возрастной группы.

Для детей от двух до трех лет обычно используются картинки, разделенные на пару частей. Малышам, перешагнувшим трехлетний рубеж, задания даются более трудные. Картинки для них делят на три или четыре части. Для ребят старше четырех лет задания подбирают более сложные. Изображения делятся на 4-6 элементов.

Помимо количества частей, на которые делится карточка, меняется и сам характер изображения. Если детям в возрасте 2-3 лет предлагается простой однокомпонентный рисунок, изображающий какой-либо легко узнаваемый предмет, то тем, кому исполнилось пять лет, уже по силам изображения с несколькими составляющими, к примеру, жилище с забором и человеком.

Как интерпретируются результаты?

Разрезная картинка "Фигуры"

Диагностическое применение разрезанных на части картинок не только позволяет сделать выводы об уровне развития малышей, но и заметить у них наличие определенных навыков. Малыши в три года с нормальным умственным развитием при формировании разделенной на пару частей картинки используют методику проб, соединяя кусочки до тех пор, пока не получится верный результат.

Дети, перешагнувшие четырехлетний возрастной порог, пользуются способом визуального соотнесения. Это означает, что из общей «кучки» они берут не все подряд, проверяя после на совпадение, а стараются изначально выбирать нужные элементы.

Малыши с различными нарушениями в психическом развитии справляются со сбором картинки из двух кусочков только к четырем годам. Задания по сбору изображения, разделенного на четыре части, способно вызвать у них затруднения и в пятилетнем возрасте.

Умственно отсталые дети изначально не понимают сути задания и просто перекладывают кусочки изображений, не пытаясь что-либо соединить в одно целое.

Как оцениваются результаты в баллах?

методика собирание разрезных картинок

Как правило, педагогами для оценки используется шкала в четыре балла. Ее значения следующие:

  • 1 — не в состоянии понять требования, уловить суть задачи, неадекватные хаотичные действия при обучении и демонстрации примера;
  • 2 — принимает участие в обучении, но не справляется самостоятельно, ошибается, не видит различий в верном и неправильном образе;
  • 3 — не испытывает проблем в осознании цели занятия, осуществляет соединение перебором вариантов;
  • 4 — полностью выполняет.
Читайте также:  Карточки для развития ребенка умный ребенок

Балл «4» не означает то, что ребенок не ошибается ни разу. Родителям, занимающимся по таким методикам со своими малышами, нужно понимать, что дети — не роботы. Более того, ребенку любознательному иногда хочется не просто выполнить условия поставленной перед ним задачи, но и посмотреть, что получится, если рисунок сложить иначе, нежели требуется.

В чем преимущества разрезных картинок перед другими развивающими занятиями?

Разрезная картинка "Заяц"

Основным преимуществом использования различных вариантов занятий с разрезанными на кусочки картинками перед другими развивающими играми является то, что они позволяют ребенку ошибаться, экспериментировать и фантазировать. Другими словами, подобные методики предоставляют малышам полную и практически ничем не ограниченную свободу для манипуляции частями целого образа. Это крайне важный момент, поскольку манипуляция в данном случае является одним из способов познания окружающего мира.

Данные методики также предоставляют малышу возможность ощутить контроль над результатом и нести ответственность за него. Ведь только от ребенка зависит, какой вид примет дерево, домик, шапка или любое другое изображение.

Основная задача родителей — не мешать ребенку в его экспериментах, но наряду с этим добиваться от него адекватного завершения задания. Важно, чтобы малыш понимал разницу между фантазией и объективной реальностью.

Пример развивающего занятия по такой методике

Развивающая методика «Разрезные картинки» для дошкольников, по которой легко заниматься в домашних условиях, должна содержать несколько заданий, меняющихся от простых к трудным.

Безусловно, при выборе материала нужно учитывать возраст малыша. Нет необходимости включать в задания для шестилетних детей картинки, разделенные на пару частей. На первых этапах двухлетним детям нужно не только предоставлять разделенные на части простые изображения, но и выкладывать перед ними образец, то есть целый вариант того, что должно получиться. Детям старше пяти лет можно усложнить задачу, добавив к изображению буквы или слоги, чтобы при сборе целого образа получалось слово.

Пример простого занятия:

  • ребенку предлагается 8 или больше разрезанных на части карточек и столько же целых;
  • разъясняется суть задачи, и показывается выполнение;
  • ребенок собирает картинки, помещая их под образцы и называет то, что на них нарисовано.

По такой схеме проходят занятия. Сами карточки разделяются на то количество частей, которое соответствует возрасту ребенка.

Источник

Лидия Комелина
Дидактическая игра «Разрезные картинки»

На занятиях с детьми я часто использую дидактическую игру «Разрезные картинки». Так же ребята сами играют в нее в свободной деятельности. Мной разработаны игры по разным темам: «Народные промыслы», «Предметы русского быта», «Осторожно! Огонь!», «Обложка книги», «Лиса в сказках» и т. д.

Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Оборудование: конверты-карточки с изображением предметов; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках

Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.

Можно предложить детям собрать картинку «в паре», что усложнит игру.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»Развитие ребенка разрезные картинкиРазвитие ребенка разрезные картинкиРазвитие ребенка разрезные картинкиРазвитие ребенка разрезные картинкиРазвитие ребенка разрезные картинкиРазвитие ребенка разрезные картинкиРазвитие ребенка разрезные картинки

Публикации по теме:

«Игра в настроения». Дидактическая игра для детей дошкольного возраста«Игра в настроения». Дидактическая игра для детей дошкольного возраста
Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Настольно-дидактическая игра «Посчитай-ка»
Пояснительная записка. Цель игры: закреплять навыки счета в пределах десяти. Задачи: закреплять умение сравнивать числа в пределах десяти.

Дидактическая игра
Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, дети реагируют на них с огромным интересом,.

Дидактическая игра «Мягкие напольные разрезные картинки» Черепашка « (многофункциональные) …»Дидактическая игра «Мягкие напольные разрезные картинки» Черепашка « (многофункциональные) …»
Дидактическая игра «МЯГКИЕ НАПОЛЬНЫЕ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ «ЧЕРЕПАШКА» (Многофункциональные) Данная игра предназначена для детей от трёх.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Разрезные картинки. Наши защитники, военная техника» для детей 2–3 летДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Разрезные картинки. Наши защитники, военная техника» для детей 2–3 лет
Дидактическая игра: «Разрезные картинки. Наши защитники, военная техника» для детей 2-3 лет (по патриотическому воспитанию) Цель: — формировать.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» по профориентации на рабочие профессииДидактическая игра «Разрезные картинки» по профориентации на рабочие профессии
Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию настольную игру,разработанную мной для ознакомления детей с рабочими.

Дидактическая игра «Таинственные картинки» (дифференциация звуков [С]-[С’] для детей-логопатов подготовительной группы …)
Цель: Дифференциация звуков «С-Сь» в словах. Задачи: 1. Развитие фонематического слуха, умение различать твердый и мягкий звук. 2. Активизировать.

Игра для развития дыхания «Волшебные картинки»Игра для развития дыхания «Волшебные картинки»
Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Маленьким детям оно дается.

Подвижная игра «Вот такой теремок», дидактическая игра «Сундучок сказок»Подвижная игра «Вот такой теремок», дидактическая игра «Сундучок сказок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Подвижная игра «Вот такой теремок» Бунакова Е. А. ,.

Конспект игры «Разрезные картинки»
Разрезные картинки! Цели игры: 1. Учить собирать сюжетную картинку из отдельных разрезных частей с опорой на образец. 2. Развивать мышление.

Источник

Методика «Разрезные картинки»

Методика складывания разрезных картинок используется для исследования перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).

Методика представляет собой четыре комплекта рисунков, каждый из которых состоит из трех одинаковых изображений. В качестве изображений взяты апробированные в долголетней работе цветные изображения: мяч, кастрюля, варежка, пальто. В этих изображениях дополнительным ориентиром является цвет фона.

Каждое из эталонных изображений в комплекте не предназначено для разрезания, в то время как остальные должны быть разрезаны по указанным линиям. При этом изображения каждого комплекта разрезаются по-разному и представляют тем самым задания различной сложности. Задания усложняются не только числом «деталей», но и конфигурацией разреза, а также характером самого изображения.

Перед ребенком на стол кладут эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладывают детали такого же изображения, но разрезанного. Инструкция подается, как правило, в словесной форме. Ребенка просят сложить из кусочков, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная. Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить её без затруднений.

После этого необходимо предъявить ребенку другую картинку, разрезанную точно таким же образом, чтобы убедиться в доступности задания для выполнения.

Наличие четырех комплектов позволяет выявить не только актуальный уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, но и оценить обучаемость ребенка, дозируя помощь или обучая новым для него видам деятельности.

Читайте также:  Синквейн на тему развитие ребенка

Анализируется не только успешность выполнения, но, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка.

Анализируемые виды стратегии деятельности:

 — хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);

— метод «проб и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

— целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;

— выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца.

Возрастные показатели выполнения задания. Дети 3-3,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам. Дети 4-4,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперек него), на четыре равные части (имеются в виду прямые разрезы под углом 90°). Дети 5-5,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три-пять неравных частей (вдоль рисунка и поперек него), на четыре равные диагональные части (имеются в виду прямые разрезы под углом 90°). Дети старше 5,5-6,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей различной конфигурации.

Источник

Сегодня уже невозможно представить
себе детскую игровую без составных картинок —
пазлов, картинок на кубиках и т.д. Они продаются и
в магазинах игрушек, и в книжных киосках.
Особенной популярностью пользуются пазлы в
коробках с многообещающими надписями:
«Развивают внимание, зрительное восприятие,
образное
и логическое мышление, зрительную память,
усидчивость, целеустремленность…» и много что
еще. Складывается представление, что составные
картинки могут все. Без них развитие ребенка
просто невозможно. Действительно ли это так, и
зачем нужны составные картинки и нужны ли?
Попробуем разобраться.

Составные картинки развивают
«внимание,
восприятие, образное и логическое мышление,
память, воображение…».
Казалось бы, надпись не обманывает
заботливого родителя. Но эти же самые слова можно
написать на коробке с конструктором, куклой,
пирамидкой. Они относятся к любой существующей
игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.
Внимание, восприятие, память, мышление,
воображение — психические процессы, с помощью
которых мы познаем мир. Они не существуют
отдельно друг от друга, каждый по себе, и
находятся в сложных динамичных отношениях. Это
единая, целостная система, необходимая человеку
для жизни. Например, приступая к приготовлению
супа, нужно учитывать, кто его будет есть, по
какому случаю, в каких обстоятельствах.
Нужно выбрать определенный рецепт,
соотнести его с наличием имеющихся продуктов,
рассчитать необходимое время приготовления и
т.д. Можно точно следовать рецепту из «Поваренной
книги», а можно добавлять новые ингредиенты. И
еще можно представлять, в каких тарелках этот суп
подавать и какой скатертью накрыть стол!
Прочитаешь это описание и подумаешь: а
суп-то, пожалуй, сложновато варить. Тут столько
психических процессов задействовано: и внимание,
и память, и мышление! И всякие социальные навыки
вроде способности учитывать вкусы других, и еще
эстетическое чувство, и терпение, и воображение.
Внутри той или иной деятельности
какая-то психическая функция оказывается
доминирующей. Успешность деятельности напрямую
зависит от того, насколько хорошо работает
«ведущее звено». Например, если вы варите суп,
строго придерживаясь заданного рецепта, вам
необходимы умение ориентироваться на образец и
хорошая память. А если суп «сочиняется», такое
умение будет иметь минимальное значение. Если вы
вычитали рецепт в книге — работает зрительная
память, если своим кулинарным секретом с вами
поделилась соседка, включается память слуховая.
Если же в ходе «сочинения» супа вы пробуете
ингредиенты на вкус, будет работать память,
основанная на воображении и опыте, позволяющих
выстроить нужную цепочку действий.
Так, меняя цели, условия и средства
деятельности, мы меняем качество психической
деятельности, влияем на развитие, задаем его тон.
Иными словами, не суп развивает наши внимание,
восприятие, память, а наши отношения с этим супом,
обусловленные различными обстоятельствами.
Вернемся к составным картинкам. В
зависимости от того, какую картинку мы предложим
ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет
меняться характер его умственных действий. При
этом действия будут влиять на психику в целом —
только с опорой на ведущие звенья.
Так на что же в действительности
направлены занятия с составными картинками? Они
развивают способность к аналитико-синтетической
умственной деятельности: картинка разбита на
множество частей, каждую из которых надо
осмыслить и объединить в целое изображение.
Кроме того, фрагменты сюжетных картинок
— не просто детали. В этом их главное отличие от
деталей настольных игр вроде «Доски Сеггена» или
плоскостных конструкторов. Картинка — это знак
предмета
, его изображение. Поэтому составление
картинок способствует развитию знаково-символической
функции
(и неважно, что это лишь самое начало ее
развития).
Поскольку в результате деятельности с
фрагментами картинок получается продукт, эта
деятельность способствует развитию чувства
успешности, самостоятельности.
Кроме того, в
собирании картинок есть и сюрпризный момент,
следовательно, развиваются познавательные
эмоции
: удивление, интерес, удовлетворение
результатом деятельности и др.
Отдельно стоит сказать о релаксационном
эффекте
, возникающем в ходе занятий с
картинками. Это позволяет использовать их в
качестве успокаивающего средства (например,
перед сном).
Описанные качества относятся ко всем
сюжетным картинкам. Однако различные их виды
имеют свои особенности и оказывают
специфическое влияние на развитие ребенка.

Многие родители думают: если
ребенок
собирает картинку из большого количества
деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так.
Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка
сформирован способ действия с данными пособиями.
Он способен поставить себе цель; знает, как ее
достичь, удерживает ее, контролирует процесс и
адекватно оценивает результат.
Но умение собирать картинки вовсе не
гарантирует подобной успешности в рисовании,
письме или математике. Возможно, многие родители
и сами замечали: «развитый» малыш, т.е. умеющий
складывать картинки, оказывается «неумехой» в
других видах деятельности. Собирает пазл из
сотни деталей, но не может нарисовать человечка,
взять на себя роль в игре, придумать рассказ по
картинке.
Существует риск, что в погоне за
возрастанием количества деталей, составляющих
пазл, будет упущено из виду качество
деятельности. Даже достижения рекордной сотни не
гарантируют качественного скачка в развитии
ребенка: происходит всего лишь тренировка уже
имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6
деталей и картинка из 60 деталей составляются
по-разному: большое количество частей требует
другой самоорганизации, гораздо больших волевых
усилий и хорошо развитого распределения
внимания. Однако есть некоторый рубеж (условно —
сотня деталей), после которого новый способ
действий уже не будет вырабатываться. Приведем
пример. Вы понимаете, что такое число, имеете
представление о количестве, о разрядном строении
числа. Естественно, вы умеете считать. Постоянно
делая это в уме, вы поддерживаете навык счета на
необходимом уровне. Однако это не приведет к
тому, что вам откроется суть действий с
логарифмами.
То же можно сказать и о составных
картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не
более чем тренирует навык. А вот если среди его
игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией
разреза, и картинки на кубиках с разными по
сложности изображениями и т.д., то вы можете быть
уверены, что данный вид деятельности полноценно
присутствует в жизни вашего ребенка.
Таким образом, главное — не количество
деталей пазла, а разнообразие видов
составных
картинок, их особенностей.

Читайте также:  Развитие у ребенка способности к сопереживанию

К сожалению, интеллектуальное
развитие
детей часто понимается в узком смысле слова —
как формирование навыков. Но называть это
развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий
читать, писать, считать, считается умным и не по
годам развитым. Его этому целенаправленно учили,
не уделяя достаточного внимания важнейшим и
специфически детским занятиям: игре, рисованию,
прогулкам. В результате попытка ускорить
развитие ребенка ведет к искажению развития.
Если ребенок предпочитает составление
картинок всем другим играм, общению со
сверстниками, беготне, это говорит не о
выдающихся умственных способностях, а об
особенностях личности, на которые стоит обратить
внимание. Очень часто такое поведение связано с
чрезмерным напряжением ребенка, сниженным
настроением, желанием уйти от действительности,
спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться
вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на
улице, играть с другими детьми в подвижные игры,
рисовать, лепить, танцевать и т.д. Иными словами,
очень важно способствовать обогащению жизни
ребенка, пытаться разнообразить ее. Если такие
попытки окажутся малоуспешными, нужно
обратиться за консультацией к психологу.

Составные картинки бывают разных
видов.
Ребенок действует с разными видами таких игр
по-разному. Поэтому и на его развитие разные
картинки оказывают разное воздействие.

Разрезные картинки

Разрезные картинки характеризуются
определенной линией разреза изображения.
Картинка может «разрезаться» на прямоугольные
части. Или из нее «вырезаются» отдельные
предметы по контуру. Контурные разрезы
минимально контролируют действия ребенка: можно
прикладывать кусочки картинки друг к другу
любыми сторонами, но поверхность будет все равно
оставаться сплошной (в отличие от пазлов, где
поставленный не на свое место кусочек просто не
позволит добиться ровной поверхности, более того
— форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки
ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки,
сплошной поверхности не будет — то есть нужно
ориентироваться только на собственные
представления.

 Разрезные картинки

Подобные особенности разрезных
картинок делают их максимально открытыми для
игровой деятельности — предоставляют играющему
свободу для манипуляций, возможность ошибаться и
самому контролировать результат, опираться на
собственные представления в построении
изображения. Вместе с тем, они предусматривают
довольно сложные для ребенка действия и подходят
для детей всех возрастов.

Пазлы

Пазлы с разрезом «ключ-замок»

В отличие от разрезных картинок пазлы
имеют фигурный разрез. Пазл с разрезом
«ключ-замок» можно успешно собирать, действуя
автоматически, не думая, методом перебора. В этом
серьезный недостаток пазлов с точки зрения
стимулирования интеллектуальной активности.

К тому же за огромным количеством
деталей исчезает картинка. На первый план
выступают полоски и цветовые пятна. Собирание
такой картинки противоречит самой сути
дошкольной жизни: этот возрастной период
подчинен поиску ответа на вопросы «почему?» и
«зачем?». Для малыша неестественно прикреплять
одну деталь к другой, потому что «здесь красная
полосочка и здесь такая же». Для него важно, что
«летящий самолет должен быть где-то вверху».

Самым слабым развивающим потенциалом
среди всех составных картинок обладают пазлы с
разрезом «ключ-замок». Они вынуждают
ориентироваться главным образом на форму детали,
а не на то, что на них нарисовано. И это важный
недостаток.

Пазлы с разрезом «ключ-замок»

Одно из базовых свойств восприятия —
стремление к завершенности, замкнутости формы.
Поэтому любая незавершенная форма вынуждает нас
ее завершить: нарисованные по кругу пунктирные
линии мы воспринимаем как круг, повторяющиеся
элементы — как узор, половинку чайника —
чайником и т.п. Именно это свойство нашей психики
заставляет нас, не думая, соединять детали
пазлов. И если взрослый человек еще способен
отвлечься от формы кусочков и обратить свое
внимание на рисунок, то ребенку это сделать
невероятно сложно: подавляющее большинство даже
старших дошкольников действуют с пазлами
методом перебора, и только помощь взрослого
приводит к осмысленной деятельности по
составлению картинки, а не просто сплошной
поверхности.

Однако для детей в возрасте до 3–3,5 лет
пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать
полезными. За счет заложенного в них принципа
контроля над деятельностью они помогают малышам
понять суть необходимых манипуляций с деталями и
справиться с задачей по составлению картинки.

Есть у этих пазлов и другое достоинство.
Работа по завершению формы успокаивает,
расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение
для общего познавательного развития, пазлы с
разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным
эффектом. Это их достоинство можно использовать,
когда ребенок чрезмерно возбужден, время
близится ко сну и т.п.

Пазлы с неопределенным разрезом

Но для решения других задач лучше
подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие
картинки выглядят так, словно их просто порвали,
поэтому разрез получился «как попало». В этом
случае форма детали тоже контролирует действия
ребенка, но контроль увеличивается по мере
составления картинки, а деталь сама по себе не
вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это
дает ребенку большую свободу действий. За счет
такой особенности пазлы с произвольным разрезом
могут быть использованы на протяжении всего
дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с
сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна»
отдельному образу. Это позволяет в ходе
выкладывания общего панно придумывать рассказ:
добавил новый кусочек — продолжил
повествование.

Пазл, где каждая деталь «равна»
отдельному образу
Пазлы с неопределенным разрезом

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши характеризуются
наличием рамки, внутри которой из отдельных
деталей выкладывается изображение. Они гораздо
сложнее простых вкладышей.

Собрать в рамку картинку из частей —
довольно сложная задача для детей, не достигший
3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать
это осмысленно. Большинство детей хаотично
вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки
сложить гораздо легче: дети ищут определенный
фрагмент, его место, не совершая при этом
хаотичных проб. При работе с рамками ребенку
требуется помощь взрослого. Если взрослый
помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок
справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши
в отношении детей младшего дошкольного возраста
обладают высоким развивающим эффектом.

Картинки-вкладыши

По достижении 4 лет ребенку можно
предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом
или вообще на время отложить этот вид сюжетных
картинок. Новый интерес к ним пробуждается у
детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают
картинки-вкладыши с сюжетным изображением.

Источник