Развитие ребенка раннего возраста в онтогенезе

Развитие ребенка раннего возраста в онтогенезе thumbnail

Онтогенез – это любое развитие, происхождение живого организма.

Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, в связи с развитием функций центральной нервной системы, оно зависит от многих факторов, и прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и окружающей среды.

Различные подходы к периодизации стадий развития детской личности показывают, что возраст раннего детства (от 1 до 3 лет) выделяется всеми исследователями, как важный период в развитии ребенка, когда он активно начинает познавать окружающий мир (А.Валлон, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд); когда начинает овладевать различными способами действий с предметами при помощи взрослых (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и чрезвычайно быстро развивается двигательная и познавательная активность, вербальные формы общения с взрослым. Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, но последовательно.

Можно выделить несколько этапов раннего психического развития ребенка:

1) младенческий — от рождения до года;

2) преддошкольный — от 1 года до 3 лет.

Рассмотрим, какие основные функции и новообразования в психомоторном развитии ребенка происходят в эти периоды.

1) В младенческом возрасте (от рождения до года) важно установление эмоционального взаимодействия матери и ребенка. В Период новорожденности, т.е. в первый месяц жизни (к 3-4 неделям) появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни имеет место его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года жизни реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые речевые просьбы. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.

К началу второго полугодия жизни к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения, манипулирует ей. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.

Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре с взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.

Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связано между собой. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития в младенчестве:

Первый этап (первые пять месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. В 4—6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине.

Второй этап (от 5-6 месяцев до 1 года) развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому-либо одному из заботящихся о нем лицу. Он следит за ним глазами, улыбается больше этому лицу, охотнее гулит или лепечет в его присутствии.

К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.

Период от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.

Совершенствование выпрямительных рефлексов туловища позволяет ребенку 6—7 месяцев быстро поворачиваться со спины на живот, свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами. Особенностью этого этапа является появление первых попыток к передвижению в виде ползания назад. Ползание назад сочетается с ползанием по кругу, и к 8 месяцам ребенок уже начинает двигаться вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.

В период с 8 до 12 месяцев двигательное развитие характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся повороты туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. В этом возрасте развивается «ручное хождение»: поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз, можно видеть, как он, опираясь на руки, начинает делать движение вперед.

Ползание является главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев. В возрасте от 8 до 12 месяцев у ребенка совершенствуется функция самостоятельного устойчивого сидения и формируется умение садиться из разных положений тела.

Важным новообразованием этого возрастного этапа является начало ходьбы. В этом возрасте у детей совершенствуются движения рук, формируется новый способ хватания с участием большого и указательного пальцев, появляется возможность произвольного отпускания предмета.

Читайте также:  Консультация по коррекции физического развития ребенка

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения.

2) После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, к началу третьего года жизни их число возрастает и достигает к концу третьего года 1000 — 1500 слов. К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование — обособление себя от окружающих, что имеет огромное значение для личностного развития ребенка.

Возрастной этап от 1 года до 1,5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук.

Благодаря развитию зрительно-моторной координации ребенок использует супинацию (поворот руки ладонью вверх по отношению к лицу) в таких игровых действиях, как перекладывание предметов в коробку, переворачивание страниц книги, и, наконец, при пользовании ложкой.

По мере развития разгибания пальцев их движения становятся все более изолированными. Постепенно совершенствуется функция захвата предметов. В возрасте от 1.5 до 2 лет ребенок легко встает без поддержки из положений на животе и на спине. В вертикальном положении он использует много усвоенных на предыдущем этапе навыков, требующих ряда взаимосвязанных движений.

Ребенку, находящемуся на данном этапе моторного развития, доступно выполнение различных комбинированных движений. Например, он учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Таким образом, о формировании психомоторных функций у детей судят по определенным онтогенетическим показателям нервно-психического развития, дающим представление об основных (базисных) умениях и навыках, включая познавательное развитие, эмоционально-социальное, физическое, моторное и речевое развитие. Именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к неблагоприятному внешнему воздействию, что может стать причиной серьезных недостатков психического развития. Именно в раннем детстве отмечается бурное развитие сферы общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой сфер. Эмоциональное общение с взрослыми при этом остается важным и основным условием полноценного психического развития ребенка этого возраста.

Список использованных источников

1. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова // М.: ЮКОС. – 2010.

2. Константинова Л.С. Психомоторное развитие ребенка / Л.С.Константинова // М. : ЮКОС. – 2009.

Источник

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

Читайте также:  Игры для развития речи неговорящего ребенка

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

— развитие предметной деятельности;

— развитие общения с взрослыми;

— развитие речи;

— развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

— развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Читайте также:  4 года ребенок развитие воспитание

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â ðàííåì îíòîãåíåçå

Âîñïèòàòåëüíûå è îáó÷àþùèå âîçäåéñòâèÿ âçðîñëûõ îïðåäåëÿþò ðàçâèòèå îðãàíèçìà è ëè÷íîñòè ðåáåíêà, åãî ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü è ýìîöèîíàëüíî-ïîòðåáíîñòíóþ ñôåðó. Ïðèñóòñòâèå ìàòåðè èìååò îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ ðåáåíêà ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ. Âàæíî âñå — îùóùåíèå òåëà ìàòåðè, åå òåïëà, çâóê åå ãîëîñà, áèåíèå ñåðäöà, çàïàõ; íà îñíîâå ýòîãî ôîðìèðóåòñÿ ÷óâñòâî ðàííåé ïðèâÿçàííîñòè. Ðàçâèòèå ðåáåíêà â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå, íà÷èíàÿ ñ ïåðèîäà íîâîðîæäåííîñòè, âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ ñîçðåâàíèåì ñåíñîðíûõ ñèñòåì, îáåñïå÷èâàþùèõ êîíòàêòû ðåáåíêà è åãî âçàèìîäåéñòâèå ñ âíåøíèì ìèðîì. Íåäîñòàòî÷íîñòü ñåíñîðíûõ êîíòàêòîâ, èíòåíñèâíî ôîðìèðóþùèõñÿ â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå, ïðèâîäèò íå òîëüêî ê íåäîðàçâèòèþ ñåíñîðíûõ ïðîöåññîâ, íî è ê íàðóøåíèþ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà ðåáåíêà. Õîðîøî èçâåñòåí «ñèíäðîì ãîñïèòàëèçìà», íàáëþäàåìûé ó ìëàäåíöåâ, ëèøåííûõ îáùåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè, è ïðåæäå âñåãî ñ ìàòåðüþ.  ïñèõîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèÿõ ïîêàçàíî, ÷òî âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñ ìàòåðüþ íà 1-ì ãîäó æèçíè îñóùåñòâëÿåòñÿ â äâóõ ôîðìàõ.  ïåðâîì ïîëóãîäèè ýòî ñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîå îáùåíèå, à ñî âòîðîãî ïîëóãîäèÿ â òå÷åíèå âñåãî ðàííåãî âîçðàñòà — ñèòóàòèâíî-äåëîâîå. Ïðè ñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîì îáùåíèè âçàèìîîòíîøåíèÿ âçðîñëîãî ñ ðåáåíêîì îïðåäåëÿþòñÿ åãî èíäèâèäóàëüíîé ýìîöèîíàëüíîñòüþ. Òåñíîå ýìîöèîíàëüíîå âçàèìîäåéñòâèå ìàòåðè è ðåáåíêà îáåñïå÷èâàåò ôîðìèðîâàíèå ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé. Óæå â ïåðâîì ïîëóãîäèè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïîÿâëåíèå òàê íàçûâàåìîãî êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå áûñòðûõ äâèæåíèé, ó÷àùåíèÿ äûõàíèÿ, ãóëåíèÿ, óëûáêè.

 êîíòåêñòå ìàòåðèíñêî-äåòñêèõ îòíîøåíèé áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà. Êîìïëåêñ îæèâëåíèÿ âîçíèêàåò ðàíüøå è ñèëüíåå âûðàæåí â îòâåò íà æèâûå ëèöà (ïðåæäå âñåãî, ëèöî ìàòåðè), ÷åì íà ïðåäìåòû. Åãî íàëè÷èå ñòèìóëèðóåò ðàçâèòèå ðåáåíêà. Îòäåëüíûå äåòàëè ëèöåâîãî èçîáðàæåíèÿ ñíà÷àëà çàìåíÿþò ñîáîé îáðàç, íî äîâîëüíî ñêîðî, íà 4-5-ì ìåñÿöå, íà÷èíàþò âûäåëÿòüñÿ åãî íàèáîëåå òèïè÷íûå ÷åðòû, äèôôåðåíöèðóåòñÿ âûðàæåíèå. Ôîðìèðóåòñÿ èíâàðèàíòíîñòü âîñïðèÿòèÿ ëèöà: ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò íåäîâîëüíîå, ðàäîñòíîå, ñ èçìåíåííîé ïðè÷åñêîé ëèöî ìàòåðè èìåííî êàê åå ëèöî. Òàêàÿ ñòàáèëèçàöèÿ âîñïðèÿòèÿ ñîçäàåò îùóùåíèå çàùèòû è êîìôîðòà. Îêðóæàþùèå ëþäè íà÷èíàþò äèôôåðåíöèðîâàòüñÿ ïî ñòåïåíè çíàêîìñòâà, à íåçíàêîìûå ëèöà ìîãóò âûçûâàòü íåïðèÿòèå, ñòðàõ, èíîãäà àãðåññèþ.

Ïðåîáëàäàíèå ïîçèòèâíîé èëè íåãàòèâíîé ðåàêòèâíîñòè ìëàäåíöåâ ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè èìååò âàæíîå ïðîãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ. Ñâîéñòâåííàÿ íåêîòîðûì ìëàäåíöàì íåãàòèâíàÿ ðåàêòèâíîñòü (ðàçäðàæèòåëüíîñòü, âûðàæåííàÿ õàîòè÷åñêàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ñîïðîòèâëÿåìîñòü óñïîêîåíèþ, ñèëüíûé êðèê, çàäåðæêà ãóëåíèÿ) ïðèâîäèò ê ïðåîáëàäàíèþ îòðèöàòåëüíîé ýìîöèîíàëüíîé ðåàêòèâíîñòè â 9 ìåñ è ñîîòâåòñòâåííî ê òðóäíîñòÿì ïåðâè÷íîãî ñîñðåäîòî÷åíèÿ, ÷òî îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà ðàçâèòèè, ïîâåäåíèè è ïñèõèêå ðåáåíêà.  òî æå âðåìÿ ñòåïåíü âûðàæåííîñòè êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ ïîëîæèòåëüíî êîððåëèðóåò ñî ñïîñîáíîñòüþ ê âíèìàíèþ è ñîñðåäîòî÷åíèþ â 2–3 ãîäà.  ýòîì æå âîçðàñòå âîçíèêàþò òðóäíîñòè ñîöèàëèçàöèè ïðè çàäåðæêå ïîÿâëåíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé. Îòñóòñòâèå âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûì, íåâîñòðåáîâàííîñòü êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ (äåòè-ñèðîòû â äîìàõ ðåáåíêà) ïðèâîäèò ê åãî óãàñàíèþ, ÷òî ìîæåò èñêàçèòü íîðìàëüíîå ðàçâèòèå (ñèíäðîì ãîñïèòàëèçìà).

Âçðîñëûé çíàêîìèò ðåáåíêà ñ ïðåäìåòàìè îêðóæàþùåãî ìèðà, è ýòî ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ñèòóàòèâíî-äåëîâîãî îáùåíèÿ. Íà îñíîâå êîìïëåêñíîé ñåíñîðíîé èíòåãðàöèè — çðèòåëüíî-ñëóõîâîãî è òàêòèëüíîãî îçíàêîìëåíèÿ ñ ïðåäìåòîì — â ñîçíàíèè ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ åãî öåëîñòíûé îáðàç (èñõîäíûé êîìïîíåíò ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå è ðàçâèòèÿ ðå÷è).

Ñóùåñòâåííûì â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ âçàèìîäåéñòâèå ñåíñîðíîé ôóíêöèè è ìîòîðèêè ðåáåíêà.

Îñîáóþ ðîëü èãðàåò ðàçâèòèå òîíêèõ äâèæåíèé ðóê, ñòèìóëèðóþùèõ íå òîëüêî ïðåäìåòíî-äåéñòâåííóþ ôóíêöèþ, íî è ðàçâèòèå ðå÷è.  ìëàäåí÷åñêîì è ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå ðåàëèçóþòñÿ äâå âàæíåéøèå ðå÷åâûå ôóíêöèè: íîìèíàòèâíàÿ, íà îñíîâå êîòîðîé ôîðìèðóþòñÿ âåðáàëüíûå ñèìâîëû ïðåäìåòîâ, è êîììóíèêàòèâíàÿ. Äëÿ ðàçâèòèÿ ýòèõ ôóíêöèé íåîáõîäèìî âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñî âçðîñëûìè. Ïîä âëèÿíèåì âçðîñëîãî ôîðìèðóþòñÿ îñíîâíûå ýòàïû êîììóíèêàòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ.

 3–4 ìåñ, îáùàÿñü ñî âçðîñëûìè, ðåáåíîê ó÷èòñÿ óëûáàòüñÿ, ïîâîðà÷èâàòü ãîëîâó íà çâóê ÷åëîâå÷åñêîãî ãîëîñà.  6 ìåñ ðåáåíîê, ïîäðàæàÿ âçðîñëîìó, íà÷èíàåò èçäàâàòü çâóêè, íàïîìèíàþùèå ðå÷ü îêðóæàþùèõ, ñîäåðæàùèå ýëåìåíòû äàííîé ÿçûêîâîé ñðåäû — ãóëåíèå ïåðåõîäèò â æåñò.  8 ìåñ ðåáåíîê àêòèâíî ðåàãèðóåò íà ðå÷ü âçðîñëîãî è ïîâòîðÿåò îòäåëüíûå ñëîãè.  12 ìåñ ðåáåíîê ïîíèìàåò ðå÷ü âçðîñëîãî, ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ ðåãóëÿöèè åãî ïîâåäåíèÿ.

Источник