Развитие ребенка раннего возраста малыша

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Читайте также:  Развитие интереса к чтению у ребенка в семье

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник

Содержание:

  • Карта развития ребенка

Забота и внимание, которые ребенок получает в первые восемь лет жизни, и особенно в первые три года, имеют решающее значение для его роста и развития и оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Проявление заботы и любви к ребенку в первые годы жизни способствует его всестороннему развитию. Беря его на руки, обнимая, беседуя с ним, вы стимулируете его рост и эмоциональное развитие. Присутствие рядом матери, дающей ему грудь по первому требованию, также укрепляет в нем чувство безопасности. Грудное вскармливание необходимо ребенку как источник не только питания, но и психологического комфорта.

Физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности у мальчиков и девочек в ранний период жизни одинаковы. И те, и другие обучаемы в равной мере. И тем, и другим одинаково необходимы ласка, внимание и поощрение.

Плачем малыш выражает свои потребности. Быстро откликаясь на плач, беря ребенка на руки и утешая его, вы даете ему ощущение безопасности и защищенности.

По сравнению со своими здоровыми сверстниками ослабленные, анемичные, недоедающие и часто болеющие дети менее игривы, общительны и более капризны и боязливы. Они нуждаются в особом внимании и стимулировании к приему пищи.

Детские эмоции неподдельны и сильны. Дети расстраиваются, если не могут что-то сделать или получить то, что им хочется. Они часто пугаются незнакомцев или темноты. Дети, над реакциями которых смеются, которых наказывают или игнорируют, могут вырасти излишне робкими и неспособными нормально выражать свои эмоции. Если лица, осуществляющие уход за детьми, проявляют терпение и понимание, когда ребенок выражает свои эмоции, вероятность того, что он вырастет счастливым, уверенным в себе и уравновешенным, становится выше.

Физическое наказание или демонстрация насилия могут повредить развитию ребенка. Дети, которых наказывают, скорее всего сами станут наказывать своих детей. Понятные объяснения, четкие запреты и похвала за хорошее поведение — наиболее эффективные способы формирования детей как полноценных социально активных членов семьи и общества.

Уход за детьми должны осуществлять оба родителя, а также другие члены семьи. Особенно в воспитании ребенка важна роль отца. Именно отец помогает создать вокруг ребенка такую обстановку, в которой он будет чувствовать себя в безопасности и защищенным от насилия.

Дети учатся с момента своего рождения. Они развиваются и познают мир быстрее, если чувствуют любовь, привязанность, внимание, одобрение и поощрение, одновременно получая полноценную пищу и хороший уход.

Материнские прикосновения и грудное вскармливание в течение первого часа после рождения помогают ребенку лучше развиваться, расти и устанавливают его контакт с матерью.

Осязание, слух, обоняние, зрение и вкус являются первыми инструментами познания ребенком окружающего мира.

Читайте также:  Развитие у ребенка способности к сопереживанию

Ребенок развивается быстрее, если с ним разговаривают, его касаются и обнимают, если он видит знакомые лица и слышит знакомые голоса. Он быстрее обучается, чувствуя любовь и безопасность с первого дня рождения, постоянно играя и общаясь с членами семьи. Дети, которые чувствуют себя в безопасности, обычно лучше успевают в школе и легче справляются с жизненными трудностями.

Исключительно грудное вскармливание по требованию ребенка в течение первых шести месяцев жизни, продолжение кормления грудным молоком до достижения ребенком возраста одного года и старше, своевременное введение безопасного, полноценного прикорма обеспечивают ребенку необходимое питание и укрепляют его здоровье, равно как любовь и связь между ним и тем, кто о нем заботится.

Общение с другими людьми является наиболее важным фактором развития ребенка и познания им мира. Чем чаще родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, беседуют с ним и откликаются на его потребности, тем быстрее он обучается. Родители должны беседовать с младенцем и малолетним ребенком, читать ему, петь и слушать музыку вместе с ним. Даже если ребенок пока не понимает смысла слов, эти ранние «беседы» развивают его язык и способность к обучению.

Лица, осуществляющие уход за детьми, могут помочь детям в обучении и развитии, знакомя их с новыми предметами, которые те могут рассматривать, слушать их звучание, держать в руках и играть с ними.

Младенцев и малолетних детей не следует оставлять одних надолго. Детей необходимо поощрять и хвалить, когда они учатся делать и говорить что-то новое.

Если ребенок недостаточно хорошо развивается физически или умственно, родители должны обратиться за консультацией к врачу-педиатру.

Дети осваивают язык быстрее и легче, когда они играют. Особенно полезно изучение языка в форме песен, рассказов, историй из жизни семьи, стихов, занятий по ритмике, а также совместных игр.

Ребенок, получающий полноценное питание, привитый согласно календарю прививок, имеет хорошие показатели физического и нервно-психического развития, активен в общении и учебе, лучше защищен от инфекционных заболеваний. Он меньше болеет, а значит, реже пропускает школьные занятия. Кроме того, при этом снижаются расходы семьи на медицинскую помощь, а также потери семейного бюджета в связи с необходимостью ухода за больным ребенком.

Поощрение детей к играм и познанию мира помогает им в обучении, социальном, эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

Дети играют не только потому, что им это нравится, но и потому, что игра — это еще и форма обучения и развития. Игра расширяет знания, опыт и помогает детям развивать любознательность и укрепляет уверенность в себе. Дети учатся, сравнивая результаты, задавая вопросы и решая проблемы во время игры. Игра развивает способность говорить, мыслить, планировать, организовывать и принимать решения. Поощрение и игра имеют особое значение в случае ограниченных физических или умственных возможностей ребенка.

Члены семьи и другие лица, осуществляющие уход за ребенком, могут помогать ему в учебе, предлагать различные предметы для игры и новые занятия, не беря на себя при этом доминирующую роль. Необходимо наблюдать за ребенком и следовать за ходом его мыслей, учитывать его интересы.

Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны проявлять терпение, когда совсем маленький ребенок настойчиво пытается сделать что-то самостоятельно. Дети учатся, предпринимая все новые попытки, пока не добиваются своей цели. Если ребенок защищен от возможной опасности, то его стремление сделать что-то новое, сложное — это положительный шаг в развитии.

Детям требуются разнообразные материалы для игры, соответствующие их стадии нервно-психического развития. Вода, песок, картонные коробки, деревянные кубики, кастрюли и крышки могут быть ничуть не хуже игрушек, купленных в магазине.

Дети постоянно меняются и обретают новые навыки. Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны отслеживать эти изменения и помогать ему быстрее развиваться.

Дети учатся себя вести, подражая близким и родственникам.

Наблюдая за взрослыми и подражая им, маленькие дети учатся, как вести себя в обществе. Они узнают, какой стиль поведения приемлем, а какой нет.

Особенно воздействуют на формирование стиля поведения ребенка и его личности примеры, подаваемые взрослыми и старшими детьми. Дети обучаются тогда, когда самостоятельно повторяют действия окружающих, а не тогда, когда от них требуют что-то сделать. Если взрослые кричат и ведут себя несдержанно, то дети перенимают такой тип поведения. Если же взрослые относятся к другим с добротой, уважением и терпением, то и дети будут следовать их примеру.

Дети любят притворяться. Эту черту необходимо поощрять, поскольку она развивает воображение ребенка и помогает ему понимать и принимать поведение окружающих.

Родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, должны знать показатели нормального развития ребенка раннего возраста и то, что следует предпринять, если у ребенка имеются отклонения в развитии.

Родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, должны знать основные этапы нормального развития детей. Они также должны знать, при каких нарушениях в развитии следует обратиться за помощью к специалисту. Вокруг ребенка с выявленными ограниченными физическими или умственными возможностями необходимо создать атмосферу особой заботы и любви.

Если ребенок развивается медленно, то родители и лица, осуществляющие уход за ним, должны уделять ему больше времени для игр, общения и укрепляющего массажа.

Наблюдая за тем, как маленькие дети реагируют на прикосновение, звук и взгляд, родители могут выявить признаки возможного заболевания или отклонения в развитии и своевременно обратиться к врачу. Если ребенок не реагирует на поощрение и внимание к нему, то родители и лица, осуществляющие уход за ним, должны обратиться к специалистам за квалифицированной помощью. Своевременная квалифицированная медицинская помощь крайне важна для развития детей с ограниченными возможностями. Родители и осуществляющие уход за ребенком лица должны стремиться к максимально возможному развитию природных способностей ребенка.

Ребенок с ограниченными возможностями в большей степени нуждается в любви и защите. Как и все дети, такой ребенок должен быть зарегистрирован органами ЗАГС при рождении, получать грудное вскармливание, прививки, полноценную пищу и защиту от насилия и жестокости. Детей с ограниченными возможностями необходимо побуждать к играм и общению с другими детьми.

Поведение ребенка, находящегося в состоянии подавленности или испытывающего эмоциональный стресс, может отклоняться от нормы. При этом возможны следующие проявления: внезапная враждебность, грусть, леность, беспомощность, капризы, частый плач, жестокость по отношению к другим детям, отрешенность вместо игр, внезапная потеря аппетита, сна, интереса к повседневным делам, учебе в школе.

  • Родителям рекомендуется беседовать с детьми и выслушивать их. Если родители не могут разрешить какие-то проблемы, им следует обратиться за помощью к учителю, медицинскому работнику или психологу.
  • Если ребенок испытывает трудности интеллектуального или эмоционального характера или подвергся грубому обращению, то для того чтобы предотвратить возможные осложнения, необходимо проконсультироваться с психологом и провести медико-психологическую реабилитацию.

Карта развития ребенка дает родителям возможность следить за его развитием. Все дети растут и развиваются по-разному. Замедленный рост или развитие могут соответствовать норме или же являться следствием недостаточного питания, слабого здоровья, хронического заболевания или других, более серьезных причин. Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, школьным учителем или психологом.

Читайте также:  Амплификация детского развития ребенка

Карта развития ребенка

Через месяц после рождения
Ребенок может:
  • поворачивать голову в сторону руки, касающейся его щеки;
  • подносить обе руки ко рту; реагировать на голос и звук;
  • сосать грудь и трогать ее руками.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • в первый час после родов приложите ребенка к груди матери и обеспечьте кормление грудью;
  • поддерживайте голову ребенка, когда он находится в вертикальном положении;
  • чаще массируйте и прижимайте к себе ребенка;
  • держите ребенка на руках с осторожностью, особенно если вы устали или расстроены;
  • не реже чем каждые четыре часа кормите ребенка грудью;
  • как можно чаще беседуйте с ребенком, читайте ему и пойте, при этом используйте понятные и простые предложения, обращайтесь к нему по имени;
  • педиатр должен осмотреть ребенка в первый день после выписки из роддома и наблюдать его еженедельно в течение первого месяца жизни.
Тревожные симптомы:
  • вялое сосание груди или отказ от нее;
  • малая подвижность рук и ног;
  • слабая реакция (или ее отсутствие) на громкие звуки или яркий свет;
  • продолжительный плач без видимой причины;
  • рвота и диарея;
  • отсутствие прибавки в весе.
В возрасте 6 месяцев
Ребенок начинает:
  • поднимать голову и грудь, лежа на животе;
  • дотягиваться до висящих предметов;
  • захватывать и трясти предметы;
  • поворачиваться в обе стороны;
  • сидеть при поддержке;
  • исследовать предметы ртом и руками;
  • подражать звукам и мимике;
  • реагировать на свое имя и знакомые лица.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • кладите ребенка на чистую, плоскую и безопасную поверхность так, чтобы он мог свободно двигаться и дотягиваться до предметов;
  • удерживайте ребенка в таком положении, чтобы он мог видеть, что его окружает;
  • продолжайте грудное вскармливание по требованию днем и ночью и начинайте давать прикорм (один-два раза в день в возрасте 6-8 месяцев и три-четыре раза в день в 8-12 месяцев);
  • как можно чаще разговаривайте с ребенком, используя простые предложения, читайте ему или пойте;
  • с трехмесячного возраста обеспечьте ребенку прививки в соответствии с установленным национальным календарем, а также необходимый объем витаминов и микроэлементов.
Тревожные симптомы:
  • неподвижность или затрудненное движение конечностей;
  • постоянное движение головой (это может свидетельствовать об отите);
  • слабая реакция (или отсутствие ее) на звуки, яркий свет, знакомые лица или грудь;
  • отказ брать грудь или принимать другую пищу;
  • отсутствие прибавки роста и массы.
В возрасте 12 месяцев
Ребенок умеет:
  • сидеть без поддержки;
  • ползать на четвереньках и пытается встать;
  • шагать, держась за опору;
  • подражать словам и звукам и отвечать на простые вопросы, выговаривать от двух до восьми слов;
  • повторять звуки и жесты для привлечения внимания;
  • поднимать предметы двумя пальцами;
  • держать такие предметы, как ложка и чашка, и пытается есть самостоятельно.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • указывайте на предметы и называйте их, часто разговаривайте и играйте с ребенком;
  • используйте время кормления ребенка для его общения с другими членами семьи;
  • если ребенок развивается медленно или имеет ограниченные физические возможности, развивайте имеющиеся у него способности, стимулируйте его, больше общайтесь с ним;
  • не оставляйте ребенка без присмотра;
  • обеспечьте максимальную безопасность ребенку там, где он находится, во избежание несчастных случаев;
  • продолжайте кормить грудью и давайте достаточное количество разнообразной пищи домашнего приготовления;
  • помогайте ребенку, когда он пытается есть самостоятельно;
  • обеспечьте ребенку все необходимые прививки и рекомендуемые дозы витаминов и микроэлементов.
Тревожные симптомы:
  • ребенок не подает ответных звуков;
  • ребенок не смотрит на движущиеся предметы;
  • ребенок апатичен и не реагирует на мать/отца;
  • снижение аппетита или отказ от пищи;
  • отсутствие прибавки роста и массы.
В возрасте 2 лет
Ребенок может:
  • ходить, карабкаться, бегать, подниматься по лестнице;
  • указывать на называемые предметы или картинки;
  • произносить сочетание слов (начиная примерно с 15 месяцев);
  • выполнять простые указания;
  • выводить каракули карандашом или мелом; играть в кубики и мяч;
  • понимать простые рассказы, сюжетные картинки и
  • песенки;
  • подражать поведению других;
  • начинать есть самостоятельно.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • читайте, пойте ребенку, играйте с ним;
  • учите ребенка избегать опасных предметов;
  • разговаривайте с ребенком нормальным языком — не сюсюкая;
  • кормите ребенка разнообразной свежей пищей домашнего приготовления;
  • поощряйте, но не заставляйте ребенка есть;
  • используйте простые правила и не ставьте сверхзадач;
  • хвалите ребенка за его успехи;
  • научите ребенка ездить на трехколесном велосипеде;
  • научите целиться, кидая мяч в корзину;
  • научите ребенка соблюдать равновесие, ходить на цыпочках;
  • играйте с ребенком в простые развивающие игры;
  • обеспечьте ребенка прививками в соответствии с национальным календарем;
  • давайте ребенку необходимые витамины и микроэлементы по рекомендации врача

.

Тревожные симптомы:
  • отсутствие реакции на окружающих;
  • трудности с поддержанием равновесия при ходьбе (в этом случае необходимо обратиться к педиатру, невропатологу);
  • травмы и неожиданные перемены в поведении (особенно, если уход за ребенком осуществляли не родители);
  • отсутствие аппетита;
  • отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии.
В возрасте 3 лет
Ребенок может:
  • ходить, бегать, лазать, пинать мяч, прыгать, ходить на цыпочках, открывать крышки, поворачивать ручки, разворачивать бумагу, ездить на трехколесном велосипеде, подниматься по лестнице, владеть карандашом;
  • узнавать обычные предметы и их изображения на картинках, указывая на них;
  • составлять предложения из нескольких слов;
  • называть свое имя и возраст;
  • называть цвета;
  • понимать числа;
  • использовать в игре воображаемые предметы;
  • есть самостоятельно;
  • выражать чувства любви и расположения.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • читайте, рассматривайте книги вместе с ребенком и обсуждайте с ним, что изображено на картинках;
  • рассказывайте ребенку истории и разучивайте с ним стихи и песни;
  • продолжайте побуждать ребенка есть самостоятельно, посвящая этому столько времени, сколько необходимо;
  • учите ребенка одеваться, мыть руки и пользоваться туалетом;
  • учите ребенка игре на простом музыкальном инструменте;
  • обеспечьте ребенка прививками в соответствии с национальным календарем и необходимыми витаминами и микроэлементами по рекомендации врача.
Тревожные симптомы:
  • потеря интереса к играм; частые падения;
  • затрудненные манипуляции с мелкими предметами;
  • неспособность понимать простые сообщения;
  • неспособность говорить несколькими словами;
  • слабый интерес к еде или его отсутствие.
В возрасте 5 лет
Ребенок может:
  • координировать свои движения;
  • говорить целыми предложениями и использовать много слов;
  • понимать антонимы (например, толстый — тонкий, длинный — короткий);
  • играть с другими детьми;
  • одеваться без посторонней помощи;
  • отвечать на простые вопросы;
  • считать до 10 и далее;
  • мыть руки.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • выслушивайте ребенка;
  • чаще общайтесь с ним;
  • если ребенок запинается, просите его говорить медленнее;
  • читайте и рассказывайте ребенку истории;
  • поощряйте ребенка к играм и исследованиям.
Тревожные симптомы:
  • наблюдайте за распределением ролей между играющими детьми. Если ребенок напуган, сердит или груб, это может свидетельствовать об эмоциональном расстройстве или грубом обращении с ним в прошлом.

Специальное издание «Факты для жизни», разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), www.unicef.ru

Источник