Развитие ребенка раннего возраста контрольная работа
Содержание
Введение
1. Значение периода раннего возраста для всестороннего развития ребен-ка
2. Особенности развития детей раннего возраста от 1 года до 3 лет жизни.
3. Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста.
Заключение
Конспект занятия
Список использованной литературы
Введение (выдержка)
По данным, которыми в настоящее время располагает наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определя-ет его будущее развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предмет-ной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его после-дующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.
Основная часть (выдержка)
Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается ком-плексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заклю-чения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обсле-дования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий.
Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодейст-вия в его ближайшем окружении. Выясняя ситуацию социального развития ребенка необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации пе-дагогического процесса:
• характер взаимодействия взрослого и ребенка;
• предметно-развивающая среда;
• организация системной и комплексной педагогической работы с ребен-ком в среде его сверстников.
Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к спо-собам общения отражены в ряде принципов, которые являются основопола-гающими при проведении воспитательно-образовательных мероприятий. Пе-речислю эти принципы:
• общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, сти-мулирующим и личностно-ориентированным;
• при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать зада-ния «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;
• -стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к дейст-вию, должны носить полимодальный характер;
• любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевы-ми комментариями педагога, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;
• вступая в общение с проблемным ребенком, педагог должен учиты-вать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкрет-ного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, педагог выступает в качестве «индивидуально настроенного инст-румента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка.
Педагог строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мо-тивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфич-ность психического статуса, характерную для ребенка, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. В этот период педагог создает условия для формирования у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком дея-тельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обо-гатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способно-сти к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Педагог добивается возникновения у ребенка ас-социативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овла-дения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что спо-собствует формированию у него образа «Я» и «Я – сознания».
Заключение (выдержка)
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и тре-буют создания специальных условий для детей этого возраста. По мнению педагогов — психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) период раннего детства (первые три года жизни) имеют ряд пси-хофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрас-тных периодов. Требуется создание для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания. Отличны также содержание и методы воспитания.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамо-ва. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
2. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И.Л. Баскакова. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1999.
4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошколь-ного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
5. Обухова, Л. Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
6. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Источник
Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.
Подобные документы
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.
дипломная работа, добавлен 17.11.2012
Изменение основных психических процессов в раннем возрасте; понятие «зоны ближайшего развития». Интеллектуальные новообразования в раннем детстве. Роль игровой деятельности в становлении предметного, умственного и когнитивного интеллекта; развитие речи.
курсовая работа, добавлен 19.11.2014
Развитие познавательной сферы личности ребенка в период раннего детства. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Характерные особенности мышления ребенка. Развитие самостоятельности, кризис трех лет и эмоциональная сфера ребенка.
контрольная работа, добавлен 26.05.2009
Раннее детство как важный этап в развитии ребенка. Социальная ситуация развития ребенка. Прямохождение как условие расширения пространства ребенка. Развитие речи, восприятия, действия и мышления в раннем возрасте. Эмоциональное развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 11.08.2014
Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.
реферат, добавлен 20.03.2009
Возникновение кризиса трех лет в результате появления первых страхов ребенка и его интенсивного умственного развития в раннем возрасте. Описание признаков семилетнего кризиса как соединительного звена между дошкольным и школьным возрастом детей.
контрольная работа, добавлен 12.03.2011
Особенности становления и развития движений. Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте. Сложные движения как предмет нейропсихологии. Кинетический фактор и его мозговая организация. Возрастные особенности развития движений у ребенка.
дипломная работа, добавлен 23.12.2017
Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.
контрольная работа, добавлен 15.07.2012
Рассмотрение основных видов внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка в младенческом и раннем возрасте. Создание игр для развития речи и памяти.
курсовая работа, добавлен 15.02.2014
Развитие восприятие и мышления в раннем возрасте. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы. Развитие обобщений в предметных действиях детей. Особенности развития речи в развитии мышления и обобщения ребенка.
контрольная работа, добавлен 30.07.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение – Центр развития ребёнка- детский сад №6 *Колокольчик*
Контрольная работа
Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста
Подготовила:
Волкова Ольга Васильевна
г.Луховицы 2014 г.
Содержание
Введение 2
1 Игровая деятельность 3
- Значение игры в развитие ребёнка
- Организация предметной среды для игр
2 Общение воспитателя с детьми через игру 4
1.1 Роль педагога в игре с ребёнком
1.2 Расширение круга игровых предметов и действий
1.3 Обогащение игровых сюжетов
1.4 Выстраивание последовательности игровых действий
3 Классификация игр 6
1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте
1.2 Дидактические игры в раннем возрасте
1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности
Заключение 9
Список используемой литературы 10
Введение
Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Игра- это такой вид деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.
Цель контрольной работы: Раскрыть значение игры в развитии детей раннего возраста.
Задачи:
-уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации;
-формировать у детей социальные навыки.
Структура контрольной работы:
Введение 3 параграфа
Заключение
Список используемой литературы
2
1 Игровая деятельность
1.1 Значение игры в развитие ребёнка
Для социально-личностного развития ребёнка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра использовалась для воспитания и обучения детей. Детей нужно приобщать к игре. От того какое содержание взрослый вложит в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Например: в играх — потешках, в песенках сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и лёгкость действий, атмосфера радости от совместной игре взрослого и дитя. Содержание такого рода игр доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх сочетаются легкость и удовлетворение, с которыми ребёнок подражает действиям взрослого, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.
В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.
Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включить в себя элементы сюжетной игры. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и так далее. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.
Значение игры в развитии ребёнка трудно переоценить. Каждая вносит определённый вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. В играх-забавах, подвижных играх у детей развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребёнка. Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Из сказанного следует:
3
-элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;
-игра должна быть основной формой организации разных видов деятельности;
-в течении дня должно выделятся время для разнообразных игр.
1.2Организация предметной среды для игр
Предметная среда в группе должна быть организована так, чтобы побуждать детей к игре. Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек. На игровых столах расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определённых местах размещаются машинки, строительный материал, наборы игрушек для игр в «больницу», «парикмахерскую», «магазин». Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть по одиночки и в небольшие группы. Все игрушки должны быть доступны. Игра – свободная деятельность, и каждый ребёнок имеет право играть там, где ему нравится.
2 Общение воспитателя с детьми через игру
1.1 Роль педагога в игре с ребёнком
Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и само развитие детской игры зависит от характера взаимоотношений партнёров. Чтобы пробудить интерес ребёнка к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт.
Важно помнить, игра- не формальное значение, она должна доставлять ребёнку удовольствие. Воспитателю сможет вовлечь малыша в игру тогда, когда он сам будет вовлечён в неё. Проявляя в игре фантазию, воспитатель создаёт благоприятную атмосферу для игры с малышом. В ходе игры между дитём и взрослы, должны быть равноправные отношения, даже с самым маленьким.
Наблюдая за игрой, воспитатель проявляет интерес к действию малыша, поощряя его, радуясь тому, как он играет. Доброжелательное внимание стимулирует игровую инициативу детей. При пробуждении игровой активности ребёнка ил её разнообразии, используйте косвенные методы
4
воздействия на малыша.
Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может бать она хочет спать?» и т.п.
Если малыш впервые пришёл в сад и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит педагогу. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает его в воображаемую игровую ситуацию. Если малыш принимает игровые попытки со стороны взрослого и сам совершает игровые действия, то взрослый поддерживает его и поощряет.
1.2 Расширение круга игровых предметов и действий
Играя вместе с ребёнком, при помощи наводящих вопросов, педагог стимулирует малыша на использование или поиск необходимых игрушек. Используя разнообразные игровые сюжетные игрушки, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире; его игра становится более содержательной и интересной.
1.3 Обогащение игровых сюжетов
Смена сюжетов так же способствует увеличению длительности игры, делая её интересной. Используя в игре жизненные ситуации, ребёнок вступает в ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: становится заботливой мамой, врачом, продавцом и т.д. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он играет.
1.4 Выстраивание последовательности игровых действий
Для того, что бы игра стала содержательной, необходимо помогать малышу «строить» её как целостную ситуацию. В ситуации всё взаимосвязано и выполняется в логической последовательности. Воспитатель помогает малышу выстроить ряд цепочек игровых действий («давай сначала сварим кашу, а потом покормим Машу»). Подводим завершающий итог(« суп сварился», «кукла погуляла»).
Это помогает ребёнку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.
5
3 Классификация игр
1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте
Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.
Ребёнок играет не и ради получения какого-то конкретного результата, а потому что ему хочется играть.
Игра — создавая зону ближайшего развития ребёнка, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра ребёнка в самом развитии проходит несколько стадий: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация.
Ознакомительная игра
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Содержание — действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность малыша меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Отобразительная игра
Отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это заключительный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
Сюжетно – отобразительная игра
Ребёнок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, т.е. появляется воображаемый результат. Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра
6
Д.Б.Эльконин называл сюжетно ролевой игрой деятельность творческого характера, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет её кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на высоком интеллектуальном уровне.
Игра – драматизация
В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.
1.2 Дидактические игры в раннем возрасте
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: слово, наглядность, сюжет.
Раннее детство– это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. В этом возрасте дидактические игры учат детей:
— развивать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их;
-составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.
-совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей;
— развивается наблюдательность и внимание.
Дидактическая игра имеет определённую структуру: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности
— сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
— развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;
— развитие речи (умение понимать и называть предметы, качества, действия);
— развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;
7
— развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений ем, что выполнение игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями.
Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. Воспитательница с помощью слова направляет, регулирует внимание детей. Например: на занятии используем красный и синий шарики. Сначала берём шарик одного цвета и говорим: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорим о синем шарике. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.
Поиграем на занятии в «Чудесный мешочек». Вынимая из мешочка, игрушечную машину, называемее, возим по столу и говорим: «Машина едет». Дети получили наглядное словесное обозначение — «Машина», «Машина едет». Ответная реакция- дети называли игрушку, движение не назвал ни кто. Лишь когда они повозили её по столу и поиграли с ней, многие стали называть предмет и действие. Дети не только смотрели, слушали, но и действовали, наблюдали, и поэтому образовалась прочная связь.
1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. Во время выразительного чтения стихов и сказок взрослые должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой — либо предмет или событие. Например, увидев ворону, скажем: «Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидя на ветке каркает, с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона».
8
Можно использовать разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например: обыгрывая сказку «Репка»- дети тянут её, обыгрывая сказку «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула.
Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В ходе таких игр-инсценировок, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов. Важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.
Взрослый призван помогать ребёнку, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Заключение
Делая вывод можно сказать, что одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает не заметно для малышей в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребёнка, обогащает опыт малыша, учит мыслить.
Игра — определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка. Дети в игре наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. В игре совершенствуется восприятие, память, воображение, мышление и другие способности. Детские игры имеют различные темы, роли.
Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении детей, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.
В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. Игра, игры – занятия, помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребёнком полезными и интересными.
9
Список используемой литературы
1Соляник Е.Н. Развивающие игры.- Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 76с.
2Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. -222с.
3Махаева М.Д. Игровые занятия. – М.: Творческий Центр, 2005. – 87с.
4Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Я.: АКАДЕМИЯ-РАЗВИТИЯ, 1997. -223с.
5Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.
10
Источник