Развитие ребенка при алалии в доречевой период

Развитие ребенка при алалии в доречевой период thumbnail

Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Причины:

Черепно-мозговые травмы во время родов и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в некоторых случаях бывают последствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание. Клетки мозга, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Поражается тот слой коры головного мозга, который обеспечивает формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.

Причинами так же могут быть внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети — алалики существенно отличаются от умственно отсталых, по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Интоксикация плода.

Врождённая отягощённость.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Речевые:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Неречевые:

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические симптомы:

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Сенсорная алалия
  

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки мозга в включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улудшается.

У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.

У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.

Дети сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

Источник

Читайте также:  Основные личностные новообразования в развитии ребенка

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

Читайте также:  Центры развития ребенка егоза

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

— Также рекомендуем «Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка»

Читайте также:  Колыбельные в развитии ребенка

Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

1

Суть нарушения

Глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. Недоразвитие речи носит системный характер: нарушение всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического) при сохранности неязыковых психических процессов

Речь не развивается в структуре первичного дефекта — патологии познавательной деятельности

2

Доречевые вокализации

Соответствует возрасту

Задержка сроков «гуления», лепета

3

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи

— речь штамповая

— к 6-7 г. при помощи подражания овладевают простым грамматическим стереотипом
 — на основе стереотипной речи темп овладения речью ускоряется

4

Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей

Рецептивный компонент речи относительно сохранен, отмечается понимание сложных синтаксических конструкции, причинно-следственные связи ребёнок выражает доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)

Понимание речи нарушено или затруднено. Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи

5

Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) после того, как ребёнок заговорил

Аграмматизм (морфологический и синтаксический), трудности поиска и актуализации слов, выбора морфем и установления порядка следования слов

Речь бедная или алогичная, при этом может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении

6

Запас знаний и представлений

С трудом актуализируется в речи

Ограничен

7

Невербальное мышление

Сохранено (классификации, исключение 4-го лишнего, операции анализа, синтеза и сравнения)

Нарушено

8

Степень обучаемости

Высокая

Низкая

9

Критичность

Критичны к своей собственной речи, поэтому отмечается речевой негативизм и даже отказ от речи

Некритичны либо критичность сильно снижена

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

1

По определению

Речевая патология

Особая психическая (неврологическая) аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром

2

Раннее развитие речи

Апраксия (диспраксия), нарушение речевой программы

Нарушение коммуникации (социализации). Может быть раннее речевое развитие. Ложная апраксия

3

Реакция на обращенную речь

Достаточное (сохранное) понимание

Не реагирует (либо плохой отклик) на обращенную речь, могут быть особенности сенсорной обработки информации

4

Экспрессивная речь

Активно используют зачатки речи, состояние речи не зависит от окружающей обстановки

Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова «ДА» и «Я», стойкие аграмматизмы в незнакомой обстановке

5

Мимико-жестовая речь

Активно использует жесты в общении

Не использует жесты и мимику (распад)

6

Эхолалия

Не отмечается

Присутствует

7

Просодика

Не нарушена

Высокая тональность голоса, замедленный темп, скандированное и рифмованное произношение

8

Общение

Контактен, может отмечаться негативизм

Отказ или своеобразное общение

9

Эмоционально-волевая сфера

Адекватность эмоций

Неадекватность эмоциональных реакций

10

Моторика

Относительно сохранная, моторная неловкость

Стереотипии, своеобразие походки (ходьба на носочках), трудности пространственной ориентировки, самостимуляции

11

Психопатологические симптомы

Отсутствуют

Психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции

12

Особенности психического развития

Может наблюдаться ЗПР, дефицитарное развитие, системные нарушения, сложная структура развития

Может наблюдаться у.о., дисгармоничное развитие, неравномерное искажение психических процессов

Источник